«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинское»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ с.Прималкинского»
___________________ Крохмалёв А.Н.
Приказ №_____ от «______»_______________ 20___г.
ПРОЕКТ
основной образовательной программы
дошкольного образования (ООП ДО)
структурного подразделения дошкольного образования
МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
Адрес: КБР
Прохладненский район
с.Прималкинское
ул.Пришкольная 17;
телефон: 86631-6-24-58
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………2
-цели и задачи рабочей программы…………………………………………….2
-принципы и подходы к формированию программы………………………....3
-возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет ……………………………..4
-социальный паспорт средней группы…………………………………………..6
1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………...7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание образования по пяти образовательным областям…………………9
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы…………………13
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников средней группы…………………………………………………………………………………….15
2.4.Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга…….16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня средней группы……………………………………………………….17
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса…………………………….32
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………….......33
3.4.Обеспеченность средней группы методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………..................................34
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы МКОУ «СОШ с. Прималкинского» составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования, утверждённого приказом Мои НРФ № 1155 от 17.10.2013 г., с комплексной программой «Детство»: примерная образовательная программа дошкольного образования. Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солнцева и проекта основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) структурного подразделения дошкольного образования МКОУ «СОШ с. Прималкинского».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в средней группе МКОУ «СОШ с. Прималкинского».
Цель реализации рабочей программы - создать каждому ребенку в средней группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
4. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
6. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
7. Органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
8. Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
9. Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к формированию Программы
Ø Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
Ø Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Ø Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество СПДО и семей воспитанников.
Ø Принцип системности и непрерывности: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в СПДО, взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в СПДО.
Ø Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
Ø Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
Ø содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
Ø целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
Ø поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
Ø психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
Ø развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
Ø построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
Ø формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
Ø креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
Ø овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире.
Возрастные особенности детей 4—5 лет.
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Социальный паспорт средней группы.
Списочный состав группы.
Мальчики |
|
Девочки |
|
Всего |
|
Особенности контингента воспитанников группы.
национальность |
количество детей |
Русские |
25 |
Кабардинцы |
1 |
Турки |
3 |
Осетины |
1 |
Сведения по состоянию здоровья воспитанников.
Списочный состав |
1 группа |
2 группа |
|
|
|
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников.
Количество семей |
30 (2ребёнка из одной семьи) |
|||
|
полные семьи |
25 |
||
неполные |
4 |
|||
опекуны |
0 |
|||
многодетные |
10 |
|||
Жилищные условия |
имеют собственное жилье |
29 |
||
не имеющие своего жилья |
0 |
|||
Образование |
высшее |
12 |
||
среднее |
21 |
|||
с/спец. |
20 |
|||
н/среднее |
1 |
|||
Социальный состав |
служащих |
6 |
||
рабочих |
26 |
|||
предпринимателей |
8 |
|||
домохозяек |
11 |
|||
безработных |
3 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Освоение рабочей программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Особенности развития детей дошкольного возраста обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования:
Ø Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Ø Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Ø Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2 . Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
Образовательные области
|
Компоненты образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие |
Ø Усвоение норм и ценностей Ø Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками Ø Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции Ø Развитие социального и эмоционального интеллекта Ø Формирование позитивных установок к труду и творчеству Ø Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Познавательное развитие |
Ø Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации Ø Формирование познавательных действий, становление сознания Ø Развитие воображения и творческой активности Ø Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля |
Речевое развитие |
Ø Овладение речью как средством общения и культуры Ø Обогащение активного словаря Ø Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Ø Развитие речевого творчества Ø Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Ø Знакомство с книжной культурой Ø Формирование звуковой аналитико-синтетической активности |
Художественно-эстетическое развитие |
Ø Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств Ø Становление эстетического отношения к окружающему миру Ø Формирование элементарных представлений о видах искусства Ø Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Ø Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Ø Реализация самостоятельной творческой деятельности |
Физическое развитие |
Ø Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики Ø Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Ø Овладение подвижными играми с правилами Ø Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Ø Становлений ценностей здорового образа жизни |
Задачи образовательной деятельности по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих. • Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям. • Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. • Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. • Способствовать развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детсаду и семье. • Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
|
2. «Познавательное развитие»
• Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств. • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам. • Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира. • Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата. • Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми. • Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении. • Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
|
«Речевое развитие»
• Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи. • Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой. • Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. • Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам. • Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий. • Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения. • Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов. • Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям. Художественная литература • Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. • Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений. • Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки. • Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
|
3. «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное искусство • Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы; • Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров; • Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; • Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Музыка • Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; • Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки; • Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте. • Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки; • способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
|
4. «Физическое развитие»
• Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. • Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость. • Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни • Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
|
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Особенности образовательной деятельности
Виды деятельности |
· игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, · коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), · познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), · восприятие художественной литературы и фольклора, · конструирование и изобразительная (рисование, лепка, аппликация), · музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); · двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива детей средней группы проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам:
Образовательная область |
Первая половина дня |
Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
w Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы w Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы w Формирование навыков культуры еды w Этика быта, трудовые поручения w Формирование навыков культуры общения w Театрализованные игры w Сюжетно-ролевые игры |
w Индивидуальная работа w Эстетика быта w Трудовые поручения w Игры с ряжением w Работа в книжном уголке w Общение младших и старших детей w Сюжетно – ролевые игры |
Познавательное развитие |
w Игры-занятия w Дидактические игры w Наблюдения w Беседы w Экскурсии по участку w Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. |
w Игры w Досуги w Индивидуальная работа w Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. |
Речевое развитие |
w Игры- занятия w Чтение w Дидактические игры w Беседы w Ситуации общения |
w Игры w Чтение w Беседы w Инсценирование |
Художественно-эстетическое развитие |
w НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности w Эстетика быта w Экскурсии в природу (на участке) |
w Музыкально-художественные досуги w Индивидуальная работа |
Физическое развитие |
w Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года w Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) w Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) w Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) w Физкультминутки на занятиях w НОД по физкультуре w Прогулка в двигательной активности |
w Гимнастика после сна w Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) w Физкультурные досуги, игры и развлечения w Самостоятельная двигательная деятельность w Ритмическая гимнастика w Хореография w Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) |
Для успешной реализации Программы необходимы следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников средней группы.
Задачи взаимодействия педагогов с семьями дошкольников средней группы
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его
индивидуальность.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье.
На сегодняшний день в СПДО осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
· семьями воспитанников;
· с семьями воспитанников, не посещающих СПДО (педагогическая и психологическое консультирование в рамках консультационного пункта).
2.4. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: |
|||||
• деятельностных умений ребенка |
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка |
• личностных особенностей ребенка |
• поведенческих проявлений ребенка |
• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками |
• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми |
Принципы проведения педагогической диагностики,
обусловленные спецификой образовательного процесса средней группы
Принцип объективности |
Принцип целостного изучения пед.процесса |
Принцип процессуальности |
Принцип компетентности |
Принцип персонализации
|
Ø стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики |
Ø оценивание общего уровня развития ребёнка |
Ø изучение явления в изменении, развитии |
Ø принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку |
Ø обнаружение не только индивидуальных проявлений общих закономерностей, но также индивидуального пути развития. |
Поэтапное осуществление диагностики
1 |
Проектировочный |
Определяем цели диагностики. |
2 |
Практический |
Проведение диагностики. |
3. |
Аналитический |
Анализ полученных фактов. |
4. |
Интерпретация данных |
Сопоставление полученных фактов воспитанников и прогнозирование перспектив их развития. |
5. |
Целеобразовательный |
Определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. |
Методы мониторинга
Формализованные методы
|
Малоформализованные методы |
· Тесты, · Опросники, · Методы проективной техники · Психофизиологические методы |
· Наблюдение, · Беседа, · Анализ продуктов детской деятельности |
3.Организационный раздел
3.1.Распорядок дня средней группы детского сада.
Режим работы группы: 10-часовое пребывание детей, 5 - дневная рабочая неделя, с 7.30 до 17.30.
Режим пребывания детей составлен из разумно чередующихся, рациональных по продолжительности разнообразных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников. При организации режима учитываются климатические особенности региона. Поэтому в детском саду имеется два сезонных режима (холодный и тёплый периоды года).
Режим дня (холодный период года сентябрь – май)
Режимные моменты |
Время |
Прием и осмотр детей, игры, совместная и самостоятельная деятельность |
7.30 – 8.00 |
Утренняя гимнастика |
8.00 - 8.07 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.07 – 8.45 |
Подготовка к непосредственно-образовательной деятельности, совместная деятельность |
8.45 – 9.10 |
Непосредственно-образовательная деятельность |
9.00 – 10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.30 – 12.05 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
12.05 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед |
12.15 – 12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.50 – 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15 – 16.00 |
Непосредственно-образовательная деятельность, игры, труд, самостоятельная деятельность |
16.00 – 16.20 |
Прогулка, уход детей домой |
16.20 – 17.30 |
Режим дня (тёплый период года июнь - август)
Содержание |
Время |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика |
7.30 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 9.00 |
Совместная и самостоятельная деятельность |
9.00- 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.00 – 12.00 |
Возращение с прогулки, водные процедуры |
12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед |
12.15 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 – 15.15 |
Подъем, воздушные, водные процедуры |
15.15 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.25 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке, самостоятельная художественная деятельность, уход детей домой |
16.00 – 17.30 |
Учебный план средней группы
№ |
Вид деятельности |
Количество НОД в неделю |
|||
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подгот. группа |
||
1. |
Двигательная деятельность (физическая культура)
|
3 |
3 |
3 |
3 |
5. Коммуникативная деятельность
|
|||||
2.1 |
Развитие речи
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2.2 |
Подготовка к обучению грамоте
|
- |
- |
1 |
1 |
1. Познавательно- исследовательская деятельность
|
|||||
3.1 |
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения
|
0,5 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
3.2 |
Математическое развитие |
1 |
1 |
1 |
2 |
4. |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование
|
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
Музыкальная деятельность
|
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Чтение художественной литературы |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого |
10 |
10 |
13 |
15 |
Расписание
непосредственно – образовательной деятельности
в средней группе
Дни недели |
I – III |
II - IY |
Время |
понедельник |
1. Двигательная деятельность (физическая культура)
2. Чтение художественной литературы
|
1. Двигательная деятельность (физическая культура)
2. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения |
9.00 –09.20
9.30 – 9.50 9.55-10.15 |
вторник |
1. Математическое развитие
2. Музыкальная деятельность |
1. Математическое развитие
2.Музыкальная деятельность
|
9.00 - 9.20 9.30 –9.50
10.15-10.35 |
среда |
1.Двигательная деятельность (физическая культура)
2. Изобразительная деятельность (лепка)
|
1.Двигательная деятельность (физическая культура)
2. Изобразительна деятельность (рисование)
|
9.00 –9.20
9.30- 9.50 9.55 -10.15
|
четверг |
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)
2.Музыкальная деятельность
|
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)
2.Музыкальная деятельность
|
9.00-9.20 9.30-9.50
10.15-10.30
|
пятница |
1.Двигательная деятельность (физическая культура)
2.Изобразительная деятельность (конструирование /аппликация)
|
1.Двигательная деятельность (физическая культура)
2.Изобразительная деятельность (конструирование /аппликация)
|
9.00 –9.20
9.30 – 9.50 10.00 -10.20
|
Примерная сетка совместной образовательной деятельности
и культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах |
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю
|
Общение |
|
Ситуации общения воспитателя с детьми и Накопления положительного социально-эмоционального опыта |
Ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам |
Ежедневно |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр |
|
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) |
Ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры) |
3 раза в неделю |
Детская студия (театрализованные игры) |
1 раз в 2 недели |
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) |
1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) |
Ежедневно |
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие детей |
|
Музыкально-театральная |
1 раз в неделю |
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) |
1 раз в неделю |
Чтение литературных произведений |
Ежедневно |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
|
Самообслуживание |
Ежедневно |
Трудовые поручения(индивидуально и подгруппами) |
Ежедневно |
Трудовые поручения(общий и совместный труд)
|
1 раз в неделю |
Система физкультурно-оздоровительной работы в средней группе строиться с учётом индивидуальных, возрастных и климатических особенностей.
Формы организации |
Количество форм организации в неделю |
|
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
||
1.1 Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением |
Ежедневно 6-8 минут |
|
1.2Физкультминутки |
Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут) |
|
1.3 Игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно 10-15 минут |
|
2.4 Корригирующая гимнастика |
Ежедневно 6-8 минут |
|
1.4 Закаливание |
|
|
- воздушные ванны |
Ежедневно после дневного сна |
|
- ходьба по массажным дорожкам |
Ежедневно после дневного сна |
|
1.5 Дыхательная гимнастика |
Ежедневно после дневного сна |
|
2. НОД |
||
2.1 Совместная НОД в зале |
3 раза в неделю по 20 мин. |
|
2.3 Совместная НОД на свежем воздухе |
|
|
3.Спортивный досуг |
||
3.1Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) |
|
3.2 Спортивные праздники |
1 раз в квартал |
|
3.3 Досуги и развлечения |
1 раз в месяц |
|
4. Совместная деятельность с семьей |
||
4.2 Веселые старты |
1 раза в год
|
|
4.4. Консультации для родителей |
Ежеквартально |
|
Система закаливания в средней группе
I. Элементы повседневного закаливания |
При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40 |
Воздушно-температурный режим |
От +220 до +180 |
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды |
|
Сквозное проветривание (в отсутствие детей) |
Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа
|
Утром перед приходом детей |
К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной |
Перед возвращением детей с прогулки |
+ 190 |
Во время дневного сна |
В теплое время года проводится в течении всего дневного сна |
Утренний прием детей на улице |
В теплый период |
Утренняя гимнастика |
В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале, |
НОД по физической культуре в зале |
+ 18 |
НОД по физической культуре на прогулке |
+ |
Воздушные ванны |
В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220 |
Прогулка
|
Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям |
До - 150 |
|
Дневной сон |
В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка). |
Физические упражнения, п /и на улице |
ежедневно |
Упражнения на дыхание, игровой самомассаж, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. |
Ежедневно ( в гимнастиках, физ.паузах, физ.занятиях, в повседневной деятельности) В теплое время года проводятся на свежем воздухе. |
Упражнения для профилактики переутомления |
Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки |
Гигиенические процедуры |
Ежедневно в течение всего режима дня. |
II. Специальные закаливающие воздействия |
|
Ходьба босиком по дорожке здоровья |
Хождение босиком по дорожке здоровья (после сна)
|
Обширное умывание водой комнатной температуры. |
После дневного сна. (лицо, руки до локтя) |
Гимнастика после сна |
Ежедневно |
Мытье ног, гигиенический душ теплой водой |
После прогулки, в теплый период года |
Дозированные солнечные ванны |
Теплый период В период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин) |
Календарно-тематическое планирование средней группы
Месяц |
Тема |
Сентябрь |
1. Тема: «Детский сад» Цель: расширить и уточнить представления о профессиях людей, работающих в детском саду, формировать чувства взаимопомощи, дружелюбия у детей, приобщать родителей к жизни группы и детского сада. Итоговое мероприятие: фотовыставка «Наша жизнь в детском саду».
2. Тема: «Моя любимая игрушка» Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах и функциональным назначением игрушек. Итоговое мероприятие: пополнение предметно-развивающей среды игрушками.
3. Тема: «Моя семья – моя гордость!» Цель: дать детям представление о семье, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять о них заботу. Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков «Моя семья». |
Октябрь |
2. Тема: «Осень» Цель: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, с особенностями трудовой деятельности людей в осенний период. Итоговое мероприятие: выставка «Осенние фантазии».
3.Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, описывать внешний вид, делать простые выводы о произрастании способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья. Итоговое мероприятие: досуг «Витаминная викторина»
4. Тема : «Труд взрослых» Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослым, с названиями и содержанием некоторых профессий; показать важность каждой профессии; учить вычленять компоненты труда в последовательности включения в трудовой процесс; развивать интерес к наблюдению к трудовой деятельности; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх; воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарность к человеку, делающему нужное для всех дело. Итоговое мероприятие: развлечение « Все профессии нужны, все профессии важны»
5. Тема: «Грибочки в лесочке» Цель: познакомить с разнообразием грибов, со свойствами съедобных и несъедобных грибов; формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе; Итоговое мероприятие: развлечение «Грибная пора» |
Ноябрь |
1. Тема: «Лес – наше богатство! » Цель: учить детей понимать, что лес – наше богатство, формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать, воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям, учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Итоговое мероприятие: изготовление поделок из природного материала.
2. Тема: «Дикие животные» Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, строения, образа жизни диких животных, о приспособлении конкретных животных к сезонным изменениям; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с животными: доброжелательность, любопытство при встрече, удивление, сопереживание, сочувствие. Итоговое мероприятие: развлечение «Осенние заботы животных»
3.Тема: «Наши добрые дела (дружба, помощь, забота, внимание, этикет)» Цель: формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявляя заботу и внимание к окружающим. Итоговое мероприятие: досуг «Путешествие в страну этикета»
3. Тема: «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, строения, образа жизни диких животных, о приспособлении конкретных животных к сезонным изменениям; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с животными: доброжелательность, любопытство при встрече, удивление, сопереживание, сочувствие. Итоговое мероприятие: развлечение «Домашние животные» |
Декабрь |
1. Тема «Хлеб» Цель: формировать у детей первоначальные представления о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека, расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый - пшеничный), дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста. Итоговое мероприятие: развлечение «Откуда хлеб пришёл»
2.Тема «Зимняя одежда» Цель: расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. Итоговое мероприятие: составить альбом с фото детей от ползунков до взрослых костюмов.
3.Тема: «Зима» Цель: поддерживать активный интерес детей к окружающей природе; познакомить с особенностями сезонных явлений природы, приспособлением растений и животных к зимним условиям; развивать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с зимней природой; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Итоговое мероприятие: развлечение «Здравствуй, Зимушка – зима»
4. Тема: «Новогодний праздник» Цель: познакомить детей с историей новогоднего праздника, систематизировать знания о том, как его встречают в разных странах, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, создать праздничное приподнятое настроение. Итоговое мероприятие: Новогодний утренник «Дед Мороз спешит к ребятам». |
Январь |
3. Тема: «Коляда» Цель: обогащение представлений о празднике и традициях Рождества. Итоговое мероприятие: досуг по теме «Рождественские колядки» 4. Тема: «Птицы» Цели: дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни, воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. Итоговое мероприятие: развлечение «Птицы — наши друзья»
5. Тема: «Наши любимые книги» Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО. Итоговое мероприятие: тематические выставки по жанрам. |
Февраль |
1. Тема: «Посуда» Цели: обогатить представления детей о посуде (чайная, столовая, кухонная), расширять запас слов по теме «Посуда», формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. Итоговое мероприятие: развлечение «Будем, будем мы посуду, и любить, и уважать!»
2. Тема: «Домашние птицы» Цель: закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, расширение представлений детей о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Итоговое мероприятие: макет «Птичий двор».
3. Тема: «Защитники Отечества» Цель: формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки), дать знания о Российской армии, службе в мирное время; воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них, воспитывать патриотизм, уважение к традициям нашей страны. Итоговое мероприятие: спортивный досуг.
4. Тема: «Транспорт» Цели: расширять представления детей о видах транспорта, как о средствах передвижения, познакомить с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный), расширять знания детей о профессиях водитель, пилот, машинист, тракторист, расширять знания детей о правилах безопасного поведения в транспорте и около него. Итоговое мероприятие: выставка «Едим, плывем, летим ». |
Март |
1. Тема: «Мамин день » Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, формировать у детей умение придумывать и делать приятные сюрпризы для мам, мобилизовать детские желания и возможности на достижение цели, организовать деятельность детей, направленную на создание праздничного концерта, обеспечить возможность реализовать творческие задумки в приготовлении подарков для мам. Итоговое мероприятие: утренник «8 Марта».
2. Тема: «К нам весна шагает…»Цель: расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны, воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Итоговое мероприятие: развлечение «Встречаем играми весну»
3. Тема: «Где прячется здоровье» Итоговое мероприятие: конкурс рисунков на тему «Здоровое питание»
4. Тема: «Творческая мастерская» Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в страну красок» 5.Тема: «Рыбы» Цель: Познакомить детей с рыбами и животными, обитающими в воде. Воспитывать интерес к обитателям воды, развивая общение и познавательные интересы. Итоговое мероприятие: выставка на тему: « Аквариум» (коллективная работа).
|
Апрель |
2. Тема: «Космос» Цели: познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космоса, расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос. Итоговое мероприятие: выставка раскрасок детей: «Разноцветный мир космоса!»
3. Тема: «Наша безопасность» Цели: формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность, закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства. Итоговое мероприятие: развлечение «Осторожно, огонь!». |
Май |
1. Тема: «Этот день победы» Цель: сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне, расширять знания о защитниках отечества, о функциях армии, воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. формировать чувство гордости за Родину, за наш народ. Итоговое мероприятие: обобщающее занятие «Этот день победы»
2. Тема: «Насекомые» Цель: формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения, воспитывать бережное отношение к живому; Итоговое мероприятие: выставка поделок из природного материала, «Букашечки-таракашечки».
3.Тема: «Зоопарк» Цель: способствовать расширению знаний о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни, воспитывать у детей доброе отношение к животным, желание помогать им. Итоговое мероприятие: рисунки, поделки, фотографии диких животных. Просмотр короткометражных фильмов о животных 4. Тема: «Весенние цветы» Цель: закрепить представления детей о цветах весной, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Итоговое мероприятие: выставка художников по теме «Весна»
5. Тема: «Берегите лес» Цель: расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе. Итоговое мероприятие: развлечение в средней группе «Праздник природы» |
Перспективный план работы с родителями средней группы СПДО МКОУ «СОШ с. Прималкинского» на 2015-2016 учебный год
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Сроки |
Участники мероприя- тия |
Ответствен ные |
Рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок, игры и упражнения. |
Активизация родительского участия в жизни и воспитании ребенка. Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. |
Сентябрь – май |
Родители, дети |
Воспитатели |
Утренники и развлечения для детей |
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально – насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников СПДО. |
Сентябрь – май |
Родители, дети |
Воспитатели Муз. рук. Жилокова М.Х.
|
Смотр – конкурс готовности на лучшее оформление и оснащение к новому уч.году |
Оснащение методической базы группы по формированию предметно – игровой среды. Оформление игровых зон. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. |
Сентябрь |
Родители |
Воспитатели
|
Родительское собрание (организационное) |
Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. Выбор родительского комитета. |
Сентябрь |
Родители |
Назарова Г.А. |
Консультация «Возрастные особенности развития детей 4-5 лет» |
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. |
Сентябрь |
Родители |
Назарова Г.А.
|
Анкетирование «Социальный паспорт группы» |
Анализ семей по социальным группам. |
Сентябрь |
Родители |
Воспитатели
|
Выставка творческих семейных работ «Осенняя фантазия» |
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. |
Октябрь |
Родители, дети |
Воспитатели
|
Консультация «Что должен знать ребёнок 4-5 лет». |
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. |
Октябрь |
Родители |
Манаева Т.О. |
Наглядная информация: «Учим ребёнка общаться». |
Расширение педагогического кругозора родителей в воспитании детей |
Октябрь |
Родители |
Назарова Г.А. |
Конкурс «Кормушка для птиц» |
Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания |
Ноябрь |
Родители, дети |
Воспитатели
|
«Профилактика гриппа». |
Ознакомление с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. |
Ноябрь |
Родители |
Назарова Г.А.
|
Наглядная информация: «Игры с пальчиками». |
Расширение педагогического кругозора родителей в воспитании детей. |
Ноябрь |
Родители |
Манаева Т.О.
|
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики — один из основных двигателей развития речи» |
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. |
Ноябрь |
Родители |
Манаева Т.О.
|
Смотр - конкурс «Портфолио группы» |
Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Развитие творческого взаимодействия родителей и воспитателей |
Ноябрь |
Родители |
Воспитатели
|
Конкурс творческих семейных работ «Зимние мотивы» |
Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Декабрь |
Родители |
Воспитатели
|
Консультация «История Деда Мороза».
|
Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. |
Декабрь |
Родители, дети |
Назарова Г.А.
|
«К нам шагает новый год» |
Формирование у детей и родителей интереса и желания совместно украсить группу к празднику |
Декабрь |
Родители, дети |
Воспитатели |
Наглядная информация: «Зимние игры и развлечения» |
Расширение педагогического кругозора родителей в воспитании детей. |
Декабрь |
Родители |
Назарова Г.А. |
Утренник «Дед мороз спешит к ребятам». |
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. |
Декабрь |
Родители, дети |
Воспитатели
|
Выставка «Книги, которые мы читаем дома». |
Обмен опытом семейного чтения. Установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Январь |
Родители |
Воспитатели |
Наглядная информация по организации книжного уголка дома. |
Привитие любви к совместному чтению дома. |
Январь |
Родители |
Манаева Т.О. |
День открытых дверей. |
Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Демонстрация видов воспитательно-образовательтной работы педагогов с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. |
Январь |
Родители |
Воспитатели
|
Фольклорное развлечение «Колядки» |
Привлечение родителей к пополнению уголка ряженья для детей. |
Январь |
Родители, дети |
Воспитатели |
Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка» |
Изменений позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Активизация воспитательных умений пап. Внедрение положительного опыта семейного воспитания.
|
Февраль |
Родители |
Назарова Г.А. |
Анкетирование «Как ваш ребёнок играет» |
Изучение воспитания и развития детей в семье |
Февраль |
Родители |
Воспитатели |
Родительское собрание «Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников» |
Активизация педагогических умений родителей в физическом развитии ребенка в семье. |
Февраль |
Родители |
Назарова Г.А. |
Фотовыставка «Праздники в детском саду» |
Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотографий. |
Февраль |
Родители, дети |
Воспитатели |
Утренник «8 Марта». |
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. |
Март |
Родители, дети |
Муз. руководи тель, воспитатели
|
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» |
Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ. |
Март |
Родители, дети |
Муз. руководи тель, воспитатели |
Наглядная информация: «Как правильно наказывать ребёнка» |
Получение информации о формах и методах воспитания детей дома. |
Март |
Родители |
Манаева Т.О. |
Консультация «Откуда приходят детские страхи?» |
Предотвращение возникновения страхов у ребёнка и способы борьбы с уже существующими. |
Март |
Родители |
Манаева Т.О. |
Наглядная информация: «Красный, жёлтый, зелёный». |
Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улицах города. Формировать чувство глубокой ответственности за жизнь ребенка. |
Апрель |
Родители |
Назарова Г.А. |
Консультация "Наши привычки - привычки наших детей." |
Повышение эффективности позитивных воспитательных влияний учреждения на семьи воспитанников |
Апрель |
Родители |
Назарова Г.А.
|
Консультация «День Победы» |
· Привлечение родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ. |
Май |
Родители |
Манаева Т.О. |
Акция «Раз, два, три сажаем мы цветы» |
· Консолидация усилий воспитателей детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада. Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. |
Май |
Родители |
Воспитатели
|
Родительское собрание |
· Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год |
Май |
Родители |
Манаева Т.О.
|
Итоговое анкетирование |
· Изучение удовлетворенности родителей работой группы. |
Май |
Родители |
Воспитатели |
Наглядная информация: «Безопасность в быту».
|
· Советы по безопасности детей в летний период. |
Май |
Родители, дети |
Назарова Г.А. |
3.2.Модель воспитательно- образовательного процесса
Традиционные события и праздники в средней группе
Месяц |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Праздники |
|
|
«Дед Мороз спешит к ребятам» |
||
Развлечения |
«День знаний» |
«Осень в гости к нам пришла» |
«Осенние именинники» |
|
«Колядки» |
Месяц |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июль-август |
Праздники |
«8 марта» |
|
|||
Развлечения |
«Зимние именинники»
|
«День смеха» |
«День Победы» |
По тематическому плану летней физкультурно-оздоровительной работы |
|
«День Защитника Отечества»
|
«День космонавтики»
|
«Весенние и летние именинники» |
|||
«Масленица» |
3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Ø Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей 6-7 лет, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Ø Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Ø Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей.
Ø Развивающая предметно-пространственная среда: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Участок для проведения прогулки оснащен оборудованием, озеленением, которое поддерживается в надлежащем состоянии.
Предметно – развивающая среда организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности.
Групповое помещение:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
3.4.Обеспеченность средней группы методическими материалами и средствами обучения и воспитания:
Наименование, направленность образовательной программы |
Перечень оборудования |
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Т.И.Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г.Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О.В.Солнцева.
(развитие речи, ознакомление с художественной литературой, математическое развитие, ознакомление детей с природой, логическое мышление, ИЗО деятельность, экспериментально-исследовательская и конструктивная деятельность, безопасность, труд). |
Столы, стулья, магнитная доска, детская мебель для практической деятельности, телевизор, DVD-плейер, дидактические игры, обучающие игры, книги, развивающие плакаты, уголки для экспериментирования, раздаточный материал для обучения детей; художественная литература, методическая литература для воспитателей, игрушки-персонажи, разные виды театра. Календарь погоды, уголки дежурств по столовой и по занятиям. Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов. Атрибуты по ПДД, сюжетно-ролевые игры, разнообразный материал для изучения ПДД, дидактические игры, методическая литература, иллюстрации. |
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова. |
Демонстрационный и раздаточный материал: кисточки, краски, стаканы, доски для лепки, ножницы, клей, альбомы, цветной картон и бумага для образовательной деятельности детей. |
Используемые вариативные программы в средней группе.
1. Л. Г. Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников.
2. И.А.Лыкова, «Цветные ладошки», Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
3. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.