МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Гимназия № 56»
_____________ Н.Б. Мартиросова
« » августа 2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
(духовно-нравственное направление)
4 «Г», 4 «Д» классы
Составитель: Т.С. Михайловская,
Л.В. формальнова.
2019-2020 учебный год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.
Рабочая программа по курсу «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №56» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, на основе авторской программы Л.Н.Михеева «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год).
Согласно учебному плану на изучение данного курса в 4 классе отводится 35 часов. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Программа курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с планом организации внеурочной деятельности.
Данная программа направлена на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Цели и задачи изучения курса соответствуют миссии гимназии: интеграция гуманитарных потребностей различных субъектов образования в модели гимназиста и её качественной реализации в образовательном процессе. Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного, научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.
Цели изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»:
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ» В 4 КЛАССЕ
В результате освоения программы
факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются
следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ» В4 КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Тема раздела, занятия |
Содержание и форма организации учебных занятий |
Универсальные учебные действия |
Старинный русский быт (10ч) |
|||
1 |
Введение. Техника безопасности, инструкция № 32. |
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. |
— познакомить с особенностями крестьянской одежды; — сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; — ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. |
2 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь крестьян. |
||
3 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь бояр. |
||
4 |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. |
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень. |
- продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); - показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. |
5 |
Жилище. Боярские палаты. Терем. |
||
6 |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Ки- сели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья. |
- оценить достоинства традиционной русской кухни; — уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот). |
7 |
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины. |
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. |
- разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). |
8 |
Игры и забавы детей. |
||
9 |
Учёба. |
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. |
- сравнить учебу детей в старину с современной школой; - букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
|
10 |
Школа. |
||
Новый русский быт (со времён Петра I) (10ч) |
|||
11/1 |
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. |
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде. |
— сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия; - знать русские пословицы и поговорки об одежде. |
12/2 |
Наряды дам. |
||
13/3 |
Одежда дворян – мужчин. |
||
14/4 |
Одежда купчих, мещанок, крестьянок. |
||
15//5 |
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. |
||
16/6 |
Усадьба. Дворянские особняки. |
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. |
- показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).
|
17/7 |
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно – музыкальные салоны. |
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук,а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня. |
- разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.); - прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. - проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. |
18/8 |
Повседневная жизнь дворянина. |
||
19/9 |
Особая роль литературно-музыкальных салонов. |
||
20/10 |
Привилегированные учебные заведения. |
||
Русские народные праздники (8ч) |
|||
21/1 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол. |
- разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; — познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; — изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. |
22/2 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
||
23/3 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. |
- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; - разучить песни и игры; - научиться печь блины, красить пасхальные яйца; - разучить игры с катанием пасхальных яиц. |
24/4 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
||
25/5 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись за- пасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-про- рок — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая. |
- разучить песни о завивании берёзки, хороводы; - научиться плести венки из цветов.
Знать народные традиции на Ильин день. |
26/6 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
||
27/7 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Под- готовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок. |
- сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; - нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; - показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». |
28/8 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
||
Русские народные промыслы (4ч) |
|||
29/1 |
Керамика Гжели. |
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников. |
- нарисовать несколько гжельских орнаментов;
Расписать чайные чаши гжельским орнаментом.
|
30/2 |
Хохлома и Жостово. |
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире. |
- раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
|
31/3 |
Павловопосадские шали. |
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. |
- сравнить орнаменты нескольких шалей. |
32/4 |
Вятская и богородская игрушка. |
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках. |
- изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
|
Русское народное творчество (3ч) |
|||
33/1 |
Русские народные игры |
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Старинные русские игры, известные детям и сейчас. |
- разучить несколько игр (горелки, колечки, салки, бояре и др.).
|
34/2 |
Народные песни, загадки, пословицы. |
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью. |
- разучить поговорки и пословицы, считалочки; - научиться разгадывать загадки. |
35/3 |
Народные танцы. |
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне. |
- разучить хороводы, игры-хороводы; - виды плясок.
|
|
|
Всего: |
35 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ» В 4 «Г» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 четверть (02.09.19 – 25.10.19) |
|||
Старинный русский быт (10ч) |
|||
1 |
Введение. Техника безопасности, инструкция № 32. |
05.09.19 |
|
2 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь крестьян. |
12.09.19 |
|
3 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь бояр. |
19.09.19 |
|
4 |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. |
26.09.19 |
|
5 |
Жилище. Боярские палаты. Терем. |
03.10.19 |
|
6 |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
10.10.19 |
|
7 |
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины. |
17.10.19 |
|
8 |
Игры и забавы детей. |
24.10.19 |
|
2 четверть (05.11.19 – 27.12.19) |
|||
9 |
Учёба. |
07.11.19 |
|
10 |
Школа. |
14.11.19 |
|
Новый русский быт (со времён Петра I) (10ч) |
|||
11/1 |
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. |
21.11.19 |
|
12/2 |
Наряды дам. |
28.11.19 |
|
13/3 |
Одежда дворян – мужчин. |
05.12.19 |
|
14/4 |
Одежда купчих, мещанок, крестьянок. |
12.12.19 |
|
15/5 |
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. |
19.12.19 |
|
16/6 |
Усадьба. Дворянские особняки. |
26.12.19 |
|
3 четверть (09.01.20 – 20.03.20) |
|||
17/7 |
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно – музыкальные салоны. |
09.01.20 |
|
18/8 |
Повседневная жизнь дворянина |
16.01.20 |
|
19/9 |
Особая роль литературно-музыкальных салонов. |
23.01.20 |
|
20/10 |
Привилегированные учебные заведения. |
30.01.20 |
|
Русские народные праздники (8ч) |
|||
21/1 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
06.02.20 |
|
22/2 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
13.02.20 |
|
23/3 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
20.02.20 |
|
24/4 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
27.02.20 |
|
25/5 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
05.03.20 |
|
26/6 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
12.03.20 |
|
27/7 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
19.03.20 |
|
4 четверть (30.03.20 – 22.05.20) |
|||
28/8 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
02.04.20 |
|
Русские народные промыслы (4ч) |
|||
29/1 |
Керамика Гжели. |
09.04.20 |
|
30/2 |
Хохлома и Жостово. |
16.04.20 |
|
31/3 |
Павловопосадские шали. |
23.04.20 |
|
32/4 |
Вятская и богородская игрушка. |
30.04.20 |
|
Русское народное творчество (3ч) |
|||
33/1 |
Русские народные игры. |
07.05.20 |
|
34/2 |
Народные песни, загадки, пословицы. |
14.05.19 |
|
35/3 |
Народные танцы. |
21.05.19 |
|
|
Количество часов в год: |
По плану: 35 |
Фактически:
|
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ» В 4 «Д» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 четверть (02.09.19 – 25.10.19) |
|||
Старинный русский быт (10ч) |
|||
1 |
Введение. Техника безопасности, инструкция № 32. |
05.09.19 |
|
2 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь крестьян. |
12.09.19 |
|
3 |
Одежда. Традиционный костюм и обувь бояр. |
19.09.19 |
|
4 |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. |
26.09.19 |
|
5 |
Жилище. Боярские палаты. Терем. |
03.10.19 |
|
6 |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
10.10.19 |
|
7 |
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины. |
17.10.19 |
|
8 |
Игры и забавы детей. |
24.10.19 |
|
2 четверть (05.11.19 – 27.12.19) |
|||
9 |
Учёба. |
07.11.19 |
|
10 |
Школа. |
14.11.19 |
|
Новый русский быт (со времён Петра I) (10ч) |
|||
11/1 |
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. |
21.11.19 |
|
12/2 |
Наряды дам. |
28.11.19 |
|
13/3 |
Одежда дворян – мужчин. |
05.12.19 |
|
14/4 |
Одежда купчих, мещанок, крестьянок. |
12.12.19 |
|
15/5 |
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. |
19.12.19 |
|
16/6 |
Усадьба. Дворянские особняки. |
26.12.19 |
|
3 четверть (09.01.20 – 20.03.20) |
|||
17/7 |
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно – музыкальные салоны. |
09.01.20 |
|
18/8 |
Повседневная жизнь дворянина |
16.01.20 |
|
19/9 |
Особая роль литературно-музыкальных салонов. |
23.01.20 |
|
20/10 |
Привилегированные учебные заведения. |
30.01.20 |
|
Русские народные праздники (8ч) |
|||
21/1 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
06.02.20 |
|
22/2 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. |
13.02.20 |
|
23/3 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
20.02.20 |
|
24/4 |
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
27.02.20 |
|
25/5 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
05.03.20 |
|
26/6 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
12.03.20 |
|
27/7 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
19.03.20 |
|
4 четверть (30.03.20 – 22.05.20) |
|||
28/8 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
02.04.20 |
|
Русские народные промыслы (4ч) |
|||
29/1 |
Керамика Гжели. |
09.04.20 |
|
30/2 |
Хохлома и Жостово. |
16.04.20 |
|
31/3 |
Павловопосадские шали. |
23.04.20 |
|
32/4 |
Вятская и богородская игрушка. |
30.04.20 |
|
Русское народное творчество (3ч) |
|||
33/1 |
Русские народные игры. |
07.05.20 |
|
34/2 |
Народные песни, загадки, пословицы. |
14.05.19 |
|
35/3 |
Народные танцы. |
21.05.19 |
|
Итого:
|
|
По плану: 35 |
Фактически:
|
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель кафедры НОО
______________ О.Н. Бембеева
Протокол заседания кафедры НОО
№1 от «30» августа 2019г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УМР
______________И. В. Юдина
« 30 » августа 2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.