ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2021-2022 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Краткая характеристика предмета: Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Срок реализации программы - 1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения.
Формами обучения – урок, ориентированный на методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
Предмет «Домоводство» находит свое логическое продолжение в содержании большинства предметов учебного плана АООП (вариант 2) и неразрывно связан с другими предметами учебного плана по предметной области «Окружающий мир».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов: 5 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание состоит из следующих разделов:
Мой дом. Уборка помещения. |
15ч |
Мой дом. Части дома. Опасные предметы в доме. Безопасность дома. Уборка дома. Уборка класса. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. |
Обращение с кухонным инвентарем |
25ч |
Столовая. Дежурство по столовой. Кухня. Сравнение со столовой. Чистота-залог здоровья. Кухонная посуда. Уход за кухонной посудой. Назначение столовых приборов. Моющие средства, применяемые при мытье посуды. Кухонная мебель: (стол, стулья, шкафы). Оборудование кухни. Правила ТБ при работе с механическими приспособлениями и электроприборами. Расстановка кухонной мебели и оборудования. |
Покупки |
16ч |
Повторение: Магазин. Отделы в магазине. Правила поведения в магазине. Виды продуктов: (молочные продукты, мучные и кондитерские изделия, мясо, рыба, колбасные изделия). Оплата покупки. |
Приготовление пищи |
30ч |
Значение питания в жизни человека. Правильное питание. Правила поведения за столом. Меню. Блюда из чёрствого хлеба. Салаты. Овощной салат. Фруктовый салат. Изделия из круп (разновидности круп). Сладкие блюда и напитки. Сервировка стола. Праздничная сервировка стола. Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы заваривания чая. |
Уход за вещами |
16ч
|
Повторение: Одежда и обувь. Повседневный уход за вещами. Ручная стирка. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Глажение утюгом. ТБ при работе с утюгом. Глажение кухонной салфетки (носового платка). |
Всего |
102ч |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
ü производить сухую и влажную уборку помещений;
ü убирать бытовой мусор;
ü подбирать одежду и обувь по сезону;
ü соблюдать последовательность действий при ручной стирке;
ü выбирать продукты для покупок;
ü соблюдать правила поведения в общественных местах;
ü знать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
ü знать правила ухода за одеждой, обувью;
ü знать правила гигиены при приготовлении пищи;
ü знать отделы магазина, места хранения продуктов.
Базовые учебные действия.
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа |
2 группа |
Запороцков Денис Шарипов Кямиль |
Зубов Роман Запороцкова Кристина Цыбулина Ангелина Лобанов Владимир |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. |
Обучение по основной программе должны знать: - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; - правила ухода за одеждой, обувью, бельем; - правила сушки одежды и обуви; - правила гигиены при приготовлении пищи; - отделы магазина, места хранения продуктов; - правила пользованием газовой плитой, холодильником; должны уметь: - производить сухую и влажную уборку помещений; - убирать бытовой мусор, подметать; - подбирать одежду и обувь по сезону; - соблюдать последовательность действий при ручной стирке; - выбирать продукты для покупок; - соблюдать правила поведения в общественных местах. |
Обучение по основной программе должны знать: - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; - правила ухода за одеждой, обувью, бельем; - правила сушки одежды и обуви; - правила гигиены при приготовлении пищи; - правила пользованием газовой плитой, холодильником; должны уметь: - производить сухую и влажную уборку помещений; - убирать бытовой мусор, подметать; - подбирать одежду и обувь по сезону; - соблюдать последовательность действий при ручной стирке; - соблюдать правила поведения в общественных местах. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ДОМОВОДСТВО»
Оценка «5» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно- самостоятельно под контролем учителя.
Оценка «4» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя.
Оценка «3» ставится:
- если ученик выполняет задания самостоятельно под контролем учителя и в работе имеется 4-5 негрубых ошибок.
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
I четверть 24 ч |
||||
1 |
День Знаний. Инструктаж ТБ и правила поведения. |
1 |
01.09 |
Основные понятия: Домоводство Жилище Безопасность Удобство Пища Пожароопасный Гигиена Чистящий порошок Протирание Герань Хлорофитум Пересадка, грунт Кислород Углекислый газ
Гарнитур Удобство Питание Уборка посуды Чистота Ведро, тряпка, губка Веник, совок Содовый раствор Таз, ведро Последовательность мытья Холодильник Охлаждает Хранение Электричество Нагревание Взрывоопасность
Веник, швабра Гигиена Миска, терка Щетка, нож
Продуктовый Продукты Творог Мучные изделия Весы, Монеты, купюры Ячейки для покупок
Оборудование Скатерть Виды посуды Приборы столовые Скатерть Зеленый, травяной Кипяток Гостеприимность Охлаждающий Ягодные Кипяток Полоскание Сортировка белья Части утюга Регулятор температуры
|
2 |
Повторение. Что изучает домоводство. |
1 |
02.09 |
|
3 |
Диагностика. |
1 |
03.09 |
|
|
Мой дом. Уборка помещения. |
|
|
|
4-5 |
Мой дом. Части дома. |
2 |
08.09, 09.09 |
|
6-7 |
Безопасность дома. |
2 |
10.09, 15.09 |
|
8-9 |
Уборка дома. |
2 |
16.09, 17.09 |
|
10-11 |
Уборка класса. Практическая работа. |
2 |
22.09, 23.09 |
|
12 |
Комнатные растения. |
1 |
24.09 |
|
13 |
Уход за комнатными растениями. Практическая работа. |
1 |
29.09 |
|
14-15 |
Закрепление по теме: «Мой дом. Уборка помещения». |
2 |
30.09, 01.10 |
|
|
Обращение с кухонным инвентарем |
|
|
|
16 |
Столовая. Дежурство по столовой. |
1 |
06.10 |
|
17 |
Кухня. Сравнение со столовой. |
1 |
07.10 |
|
18 |
Чистота-залог здоровья. |
1 |
08.10 |
|
19-20 |
Кухонная посуда. |
2 |
13.10, 14.10 |
|
21-22 |
Уход за кухонной посудой. |
2 |
15.10, 20.10 |
|
23-24 |
Закрепление изученного. |
2 |
21.10, 22.10 |
|
II четверть 24 ч |
||||
1-2 |
Повторение пройденного. |
2 |
03, 04.11 |
|
3-4 |
Назначение столовых приборов. |
2 |
05.11, 10.11 |
|
5-6 |
Моющие средства, применяемые при мытье посуды. |
2 |
11.11, 12.11 |
|
7-8 |
Кухонная мебель: (стол, стулья, шкафы). |
2 |
17.11, 18.11 |
|
9-10 |
Оборудование кухни. |
2 |
19.11, 24.11 |
|
11-12 |
Правила ТБ при работе с механическими приспособлениями и электроприборами. |
2 |
25.11, 26.11 |
|
13 |
Расстановка кухонной мебели и оборудования. |
1 |
01.12 |
|
14-15 |
Закрепление по теме: «Обращение с кухонным инвентарем» |
2 |
02.12, 03.12 |
|
|
Покупки |
|
|
|
16-17 |
Повторение: Магазин. Отделы в магазине. |
2 |
08.12, 09.12 |
|
18-22 |
Виды продуктов: (молочные продукты, мучные и кондитерские изделия, мясо, рыба, колбасные изделия). |
5 |
10-22.12 |
|
23-24 |
Обобщение изученного |
2 |
23.12, 24.12 |
|
III четверть 33 ч (32ч) |
||||
1-2 |
Повторение пройденного. Инструктаж ТБ. |
2 |
12.01, 13.01 |
|
3-4 |
Правила поведения в магазине. |
2 |
14.01, 19.01 |
|
5 |
Оплата покупки. |
1 |
20.01 |
|
6-7 |
Закрепление по теме: «Покупки» |
2 |
21.01, 26.01 |
|
|
Приготовление пищи |
|
|
|
8-9 |
Значение питания в жизни человека. |
2 |
27.01, 28.01 |
|
10-11 |
Правильное питание. |
2 |
02.02, 03.02 |
|
12-13 |
Правила поведения за столом. |
2 |
04.02, 09.02 |
|
14-15 |
Меню. Завтрак, обед, полдник, ужин. |
2 |
10.02, 11.02 |
|
16-18 |
Блюда из чёрствого хлеба. |
3 |
16-18.02 |
|
19 |
Салаты. |
1 |
24.02 |
|
20-22 |
Овощной салат. |
3 |
25.02, 02.03, 03.03 |
|
23-25 |
Фруктовый салат. |
3 |
04, 09,10.03 |
|
26-28 |
Изделия из круп (разновидности круп). |
3(2) |
11, 16.03 |
|
29 |
Сладкие блюда и напитки. |
1 |
17.03 |
|
30 |
Сервировка стола. |
1 |
18.03 |
|
31 |
Праздничная сервировка стола. |
1 |
23.03 |
|
32-33 |
Закрепление и обобщение изученного |
2 |
24, 25.03 |
|
IV четверть 21 ч |
||||
1 |
Повторение изученного. |
1 |
06.04 |
|
2 |
Сервировка стола для чая. |
1 |
07.04 |
|
3 |
Виды чая. Способы заваривания чая. Практическая работа. |
1 |
08.04 |
|
4 |
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». |
1 |
13.04 |
|
5 |
Закрепление по теме: «Приготовление пищи». |
1 |
14.04 |
|
|
Уход за вещами |
|
|
|
6-8 |
Повторение: Одежда и обувь. |
3 |
15, 20, 21.04 |
|
9-10 |
Повседневный уход за вещами. |
2 |
22, 27.04 |
|
11-12 |
Ручная стирка. Практическая работа. |
2 |
28, 29.04 |
|
13 |
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» |
1 |
04.05 |
|
14-15 |
Машинная стирка. |
2 |
05, 06.05 |
|
16-17 |
Глажение утюгом. ТБ при работе с утюгом. |
2 |
11, 12.05 |
|
18 |
Глажение кухонной салфетки (носового платка). Практическая работа. |
1 |
18.05 |
|
19-21 |
Закрепление и обобщение изученного |
3 |
19, 20, 25.05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
1. цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
3. дидактический материал:
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
4. Оборудование:
- кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
- предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
- стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска,
- бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),
- уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.