Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боронукская Средняя Общеобразовательная школа»
Танцевальный кружок «Сир Симэхтэрэ»
| 
 УТВЕРЖДАЮ ____________ Н.А.Потапова «____»___________2024г.  | 
| 
 
  | 
Рабочая программа дополнительного образования детей школьного возраста искусству хореографии.
Руководитель ансамбля:
Заборовская Л.Ю.
с.Боронук 2024-25г.
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. Потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию учащихся. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Работая и наблюдаяза детьми, выяснилось, что двигательные навыки не достаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у школьников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Программа разработана на основе собственной практической работы с детьми школьного возраста, разных по музыкальным и физическим данным, с учетом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей, опираясь на работу Опришко Марины Викторовны «Талант-восьмое чудо света»
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Данная дополнительная программа соответствует требованиям:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Цель данной программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности.
Задачи:
Общие :- Создание условий для развития способностей детей.
- Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников.
- Выявление и развитие особо одаренных детей.
- Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.
- Привитие навыков здорового образа жизни.
Частные: - Формирование навыков хореографической техники, основ культуры движений
- Повышение эмоционального настроя
- Формирование нравственно-волевых качеств личности:
настойчивости в достижении результата, выдержки, выносливости, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе
- Повышение стойкого интереса и потребности к занятиям
хореографией
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Структура программы:
Основной формой работы являются:
Непосредственно образовательная деятельность по расписанию: 45 минут Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм и времени прохождения материала.
Этапы реализации:
1 этап: Начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.
Закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений.
Цель: создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
Первый год обучения–накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений период совершенствования творческих способностей, постановка и разучивание танцев, а также якутских национальных танцев, выступления детей на праздниках и на концертах.
2 этап: Эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.
Цель: совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.
Третий год - дети способны продемонстрировать соответствующие навыки созданию и самостоятельно исполнению танцев, используя простые движения, в том числе и относящиеся к различным народным танцевальным культурам, культурам народа Саха.Уверенное выступление детей в праздничных мероприятиях, региональных и республиканских конкурсах.
Методическое обеспечение:
1. Виды и формы непосредственной образовательной деятельности:
- НОД.
- Познавательно - досуговые: дидактические игры и развлечения.
- Контрольно-диагностические: беседы, дискуссии.
- Нетрадиционные формы: домашние задания.
2. Методы и приемы обучения
Принципы:
- Доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности;
Приемы:
- Учет возрастных особенностей учащихся. Отработка двигательных навыков. Улучшение способностей детей, вызывать интерес к танцам различного содержания. Освобождать его от застенчивости. Систематичность в приобретении знаний, умений, приучают детей к методичной и регулярной работе.
Принципы:
- Постепенного повышения требований;
Приемы:
- Выполнение более трудных новых заданий, увеличение объема и интенсивности нагрузок. От простого к сложному по темам.
Принципы:
- Сознательности и активности;
Приемы:
- Обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение учащихся к своим действиям.
Принципы:
- Эмоциональной увлеченности и заинтересованности.
Приемы:
- Взаимодействие учащихся с той средой, в которой он живет.
I - Методы: II - Приемы:
I.1 - Иллюстративной наглядности, словесный, показ;
II.1 - Разучивание нового движения с точным показом. Танцевальная культура в сопровождении репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Словесное пояснение движений и музыки.
I.2 - Музыкальное сопровождение как методический прием
II.2 - Рассчитан на умение согласовать движения с музыкой.
I.3 - Импровизированный метод.
II.3 - Возможность импровизации путем свободного непринужденного движения, как подсказывает музыка.
I.4 - Игровой метод
II.4 - Подбор игры, отвечающей задачам и содержанию НОД.
I.5 - Концентрический
II.5 - Возвращение к усвоенному материалу с новыми усложненными элементами.
3. Дидактический материал
Технические средства, музыкальный центр с набором СD дисков. Фонотека с записями современной, классической музыки, видеозаписи, музыкальные шумовые инструменты, атрибуты, демонстрационные материалы.
Работа с родителями предполагает:
- проведение родительских собраний;
- консультации, беседы, рекомендации;
- анкетирование;
- показ композиций с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
- совместные праздники и развлечения;
- дни открытых дверей.
Предварительные результаты
1. Коллективно-порядковые навыки и умения:
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в колонке парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковому и музыкальному сигналам;
- наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку;
- ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;
- строиться в колонну «по два»;
- перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;
- строиться в круг из шеренги и в рассыпную.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения:
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями;
- отмечать в движении сильную долю такта;
- реагировать сменой движений на смену характера музыки;
- самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений;
- самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент;
-реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.
3. Навыки и умения выразительного движения:
- легко, естественно и непринужденно выполнять шаг польки, переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед и все плясовые движения;
- ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, с светами и другими предметами под музыку;
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
- выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;
- выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу;
- самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;
- свободно и четко выполнять элементы русской пляски, народного, бального,эстрадного танца, а так же якутского танца.
Примерный план занятия
| 
 
  | 
 Содержание урока  | 
 Количество минут  | 
| 
 Вводная часть  | 
 Заход учащихся в зал (марш), после поклона,образуют круг или шахматный порядок, исполняют простые общеразвивающие и ритмические упражнение, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться.  | 
 3 минут  | 
| 
 Основная чась  | 
 Азбука танца. Подготовительные танцевальные элементы по теме, игры с разными жанрами.  | 
 12 минут  | 
| 
 Последняя часть  | 
 Последняя часть занятия, отводиться в постановку этюдов и танцев.  | 
 30минут  | 
| 
 Итого:  | 
 
  | 
 45 минут  | 
Список использованной литературы
1. Кульпевич С. В.. Иванченко В.Н.. Педагогика новой времени «Дополнительное образование детей дошкольного возраста» Методическая служба. Издательство «Учитель» - 2005;
2. Конорова Ф.В. Хореографическая работа с дошкольниками - Л., Просвещение, 1999;
3. Конорова Ф.В Хореографическая работа с дошкольниками – Л., 1994;
4. Ткаченко Т.С.. Детский танец – М., 1990;
5. А. Г. Лукина. Танцы саха. Якутск «Бичик» - 1995;
6. М. Н. Румнцева. Уцкуулээ о5о саас. Дьокуускай – 1997;
7. Леонид Брон и Татьяна Анисимова. Сомоучитель восточных танцев. Танец живота. Ростов на Дону «Феникс» 2005:
Тематический план ансамбля «Сир Симэхтэрэ»
. Занятия в кружке проводят так, чтобы развить у детей основные танцевальные навыки и помочь им понять и полюбить искусство танца. Продолжительность занятия 45 минут.
| 
 №  | 
 Тема занятия  | 
 Содержание занятия  | 
 Кол.часов  | 
| 
 М/с  | 
 Сентябрь -Октябрь  | 
 18  | 
|
| 
 1  | 
 Давайте познакомимся!  | 
 Что такое танец?
  Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности.  | 
 1  | 
| 
 2  | 
 Азбука танца  | 
 Положение рук на талии, позиции ног и рук: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.  | 
 3  | 
| 
 3  | 
 Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков.  | 
 Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу.  | 
 8  | 
| 
 4  | 
 Упражнение с предметами  | 
 Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук.  | 
 6  | 
| 
 М/с  | 
 Ноябрь-Декабрь  | 
 18  | 
|
| 
 5  | 
 Азбука танца  | 
 Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг.  | 
 2  | 
| 
 6  | 
 Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков.  | 
 Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.  | 
 4  | 
| 
 7  | 
 Танцевальные элементы и композиции.  | 
 Под музыку исполняют движения: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота».  | 
 4  | 
| 
 8  | 
 Постановка танца- этюда: «Олени».  | 
 Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движение.  | 
 2  | 
| 
 9  | 
 Знакомство с новогодними танцами: «Снежинки», «Санта Клаусы».  | 
 Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. 
  | 
 1  | 
| 
 10  | 
 Упражнение для развития чувства ритма «Бубен на двоих».  | 
 Притопы по одному удару ногой, по 2, 3, 4. Хлопки руками и вместе с предметами.  | 
 2  | 
| 
 11  | 
 Упражнение на ориентирование в пространстве «Рисунок танца»  | 
 Построение круга из шеренги и обратно. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна» и обратно.  | 
 2  | 
| 
 12  | 
 «Новый Год - Танцуем все!»  | 
 Праздничное представление  | 
 1  | 
| 
 М/с  | 
 Январь  | 
 18  | 
|
| 
 13  | 
 Коллективно – порядковые упражнения: «Зеркало».  | 
 Разминка в круг. Упражнения для пластики рук.Партнеры стоят напротив друг друга и выполняют упражнения. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Движения рук, ног, головы.  | 
 2  | 
| 
 14  | 
 Танцевальные движения с воображаемым предметом  | 
 Прыжки на ногах, на одной ноге. Пружинка-легкое с приседанием, приставной шаг с выставлением ноги вперед, кружение по парам и шаг цепочкой. Импровизация.  | 
 2  | 
| 
 15  | 
 Музыкальные ролевые игры: «Пойдем в гости»  | 
 Дети подражают разных птиц и зверей.  | 
 2  | 
| 
 16  | 
 Изучения северного сюжетного танца «Радость тундры». 
  | 
 Знакомство с танцем: основные положение рук, ног, головы, корпуса северного танца. 
 
  | 
 5  | 
| 
 17  | 
 Основные движения  | 
 Положение в паре; «ковырялочка», притопы, горловое пение. Изучение основных прыжков и танцевальных шагов. Танцевальные движения с продвижением из «круга» в «птичку», из «колонны» в шахматный порядок и из линии в «круг».  | 
 3  | 
| 
 18  | 
 Упражнения на расслабления мышц.  | 
 Прыжки вокруг себя, с продвижением вперед, назад. Прыжки с переменой ног. Подскоки.  | 
 1  | 
| 
 19  | 
 Постановка танца «Радость тундры»  | 
 Перевязка танцевальных движений с рисунком танца.  | 
 2  | 
| 
 20  | 
 «Танцуем все!»  | 
 Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца.  | 
 1  | 
| 
 М/с  | 
 Февраль  | 
 18  | 
|
| 
 21  | 
 Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры».  | 
 Поклоны якутского танца. Поднимание ноги на носок, одновременно вытягиваем руки вверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку и над головой в умеренном и быстром темпе. «Атах тэпсии», «Кулун куллуруьуу», «Кылыыцкай»  | 
 5  | 
| 
 22  | 
 Постановка эстрадного танца: «Стиляги»  | 
 Основные элементы танца  | 
 5  | 
| 
 23  | 
 Пространственные упражнения.  | 
 Бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный, пружинящий, мягкий шаг. Прыжки: подпрыгивания на двух ногах с продвижением по кругу.  | 
 1  | 
| 
 24  | 
 Якутский танец «Кыталыктар кырдаллара»  | 
 Подскоки с ноги на ногу, «дьиэрэцкэй», «кэтуу», движения для рук.  | 
 3  | 
| 
 25  | 
 Прыжки и шаги якутского танца «Стерхи».  | 
 Изучение рисунка танца с движениями. Синхронизировать движений.  | 
 1  | 
| 
 26  | 
 Упражнения для развития чувства ритма с предметами: «Флажки»  | 
 Упражнения для мышц рук, туловища, шеи.  | 
 1  | 
| 
 27  | 
 Постановка танца «Стерхи»  | 
 Работа над техникой исполнения танца Повторение пройденных танцев.  | 
 1  | 
| 
 28  | 
 «Танцуем все!»  | 
 Стиляги  | 
 1  | 
| 
 М/с  | 
 Март  | 
 18  | 
|
| 
 29  | 
 Упражнение с музыкальными инструментами  | 
 Барабан, бубен, колокольчик.  | 
 3  | 
| 
 30  | 
 Элементы русского хоровода.  | 
 Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Выпады, выстукивание, хлопки.  | 
 2  | 
| 
 31  | 
 Музыкальные игры:  | 
 Танцевальный батл учащихся между собой по желанию  | 
 2  | 
| 
 32  | 
 Украинская полька «Гопак» 
  | 
 Положение в паре, поворот, марш, притопы. Основные элементы (основной ход, движение рук) Постановка танца. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «припадание»  | 
 3  | 
| 
 33  | 
 Изучение элементов русского танца.  | 
 Разучивание выученных движений с рисунком танца.  | 
 1  | 
| 
 34  | 
 Рисунок танца.  | 
 Перестроение из круга в колонну и обратно. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Работа над техникой исполнения  | 
 1  | 
| 
 35  | 
 Постановка украинского танца.  | 
 Подготовка танца к концерту  | 
 5  | 
| 
 36  | 
 «Танцуем все!»  | 
 Закрепление готовых танцев  | 
 1  | 
| 
 М/с  | 
 Апрель  | 
 18  | 
|
| 
 37  | 
 Коллективно-порядковые упражнения.  | 
 Разминка. Упражнения с атрибутами.  | 
 1  | 
| 
 38  | 
 Танцевальные элементы:  | 
 «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки.  | 
 3  | 
| 
 39  | 
 Музыкальные игры.  | 
 Образные игры. Перестроение из круга и обратно. 
  | 
 1  | 
| 
 
 40  | 
 Азбука танца.  | 
 Положение рук в паре, перегибы корпуса вперед и в сторону  | 
 2  | 
| 
 41  | 
 Основные элементы бального танца «Самбо»  | 
 Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Основной шаг, движение рук.  | 
 4  | 
| 
 42  | 
 Упражнения на ориентирования в пространстве с предметами.  | 
 Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Работа над техникой исполнения. Мяч, обруч.  | 
 1  | 
| 
 43  | 
 Постановка этюда «Самба»  | 
 Синхронизировать танцевальных движений с рисунком танца.  | 
 4  | 
| 
 44  | 
 «Танцуем все!»  | 
 Подготовка танца к концерту. Повторение пройденных танцев.  | 
 2  | 
| 
 М/с  | 
 Май  | 
 18  | 
|
| 
 45  | 
 Коллективно-порядковые упражнения:  | 
 Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе.  | 
 2  | 
| 
 46  | 
 Танцевальные элементы с предметом: «Чороон»  | 
 Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки,  | 
 2  | 
| 
 47  | 
 Музыкальные игры.  | 
 Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Перестроение из круга в диагональ.  | 
 2  | 
| 
 48  | 
 Общеразвивающие упражнения с предметами.  | 
 Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами, с лентами.  | 
 1  | 
| 
 49  | 
 Партерная гимнастика на полу.  | 
 «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед», «мячик», «змейка».  | 
 1  | 
| 
 50  | 
 Повторение пройденных тем  | 
 Закрепление и повторение пройденных тем  | 
 3  | 
| 
 51  | 
 «Танцевальная шкатулка»  | 
 Подготовка к отчетному концерту.  | 
 5  | 
| 
 52  | 
 Концерт танцевального кружка: «До встречи!»  | 
 Отчетный концерт. Выступление.  | 
 2  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.