Рабочая программа дополнительного образования "Мир игрушек"
Оценка 5

Рабочая программа дополнительного образования "Мир игрушек"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология
5 кл—7 кл
21.04.2020
Рабочая программа дополнительного образования "Мир игрушек"
Р.П. Мир игрушек.docx

Раздел №1

Пояснительная записка

«Скажи мне, и я забуду. 

Покажи мне, и я запомню. 

Дай мне самому, и я научусь»

 (Конфуций)

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Художественно-эстетическое воспитание, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей.  Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии.  В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет дефицит времени для индивидуального подхода в системе общего образования. Создает условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности обучающегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы. Программа «Мир игрушки», позволяет получить компетенции не только в области эстетического развития, но навыки по работе с различными материалами.

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции. Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Цель программы – создать условия для формирования эстетического вкуса и развития творческого потенциала обучающихся, познакомить обучающихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; создать своими руками игрушки.

Задачи программы:

Обучающие:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки.

 

Воспитательно-развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Виды деятельности необходимые для реализации программы:

Знакомство с производством ткани и ее свойствами.

Практическая работа с разными видами ткани и декоративных элементов.

Раскрой ткани и работа с инструментами для раскроя.

Набивка игрушек и работа с наполнителями.

Теоритические знания по художественному оформлению игрушек.

Планируемый результат:

У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о  простейших ручных швах;

-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их  по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);

-о приемах работы с мехом;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

В конце года обучающиеся должны знать:

-           правила безопасной работы с электрооборудованием (утюг, электрическая швейная машинка);

- знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Контроль результатов

Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических творческих работ, по результатам участия в конкурсах. Промежуточный контроль результатов отслеживаются по творческим работам, выполненным в конце изученного раздела и в рамках подготовки и участию в выставках Реализация творческих идей.

Календарный учебный график

Образовательная деятельность проводится в течение всего календарного года, с 1 сентября по 31 августа, который делится на учебный период по общеразвивающей программе и летний период. Длительность общеразвивающей программе 35 учебных недель, летний период 12 недель.

Учебный период

Начало учебного периода – 1 сентября; Окончание учебного периода – 31 мая.

Каникулярное время:

Осенние - с 26 октября по 3 ноября 2019 года.

Зимние - с 28 декабря 2019 по 11 января 2020 года.

Весенние - с 21 по 28 марта 2020 года.

Летний период

Начало летнего периода – 1 июня;

Окончание летнего периода – 31 августа.

В летний период занятия кружка проводятся в форме экскурсий на объекты технической направленности, самостоятельные проектные задания и самоподготовка.

 


 


Содержание программы

Темы занятий

Основное содержание

Основные формы работы

Средство обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Формы контроля

 

Характеристика деятельности педагога

Характеристика деятельности ученика

 

I.          Введение в программу (4ч)

 

 

1

Организационное собрание.

Инструктаж                по

Технике безопасности в кабинете и при работе           с

электрооборудование

м.

Знакомство с основными образовательными компонентами.

Изучение ТБ.

Подготовка           и

проведение инструктажа. Опрос обучающихся на уровень осведомленности. Организация работы обучающихся

Лекция по ТБ и содержанию программы, просмотр видеороликов о игрушках ручной работы.

Папка с ТБ при работе с электрооборудовани ем, видеопроектор.

Знакомство с программой, соблюдение ТБ.

Тест по ТБ

2

Основные приемы работы с тканью.

Основные

понятия        о видах ткани.

Подготовка наглядного материала. Организация работы обучающихся в группах.

Видео урок о производстве ткани.

Папка с ТБ, видеопроектор. 

План работы.

Разработанный план целей и промежуточных задач.

      II.        Материаловедение (6ч)

3

Знакомство с материалами и оборудованием.

Устройство электрической машинки.

Изучение устройства электрической машинки, ТБ при работе с ней.

Подготовка материала и организация работы обучающихся.

Знакомство с устройством. ТБ при работе.

Техническое оснащение

 

Знакомство с устройством, ТБ.

Тест по ТБ и устройству.

4

Знакомство                 с

чертежными

инструментами          

 

Знакомство           с

основами черчения, инструментами и правилами работы, построение чертежей.

Подготовка дидактического материала, инструментов и практических заданий, организация работы обучающихся.

Лекция о необходимости навыков черчения для построения выкроек.

Практическое задание.

Дидактический материал, бланки заданий, инструменты для черчения.

Освоить начальные навыки черчения.

Практическая работа.

      III. Виды ручных швов и первые чертежи. (6ч)

5

Основные ручные швы.

Знакомство           с

основными видами ручных швов.

 

Подготовка материалов, организация работы обучающихся.

Лекционный материал, видео урок, практическая работа по реализации идей.

Проектор, дидактический материал, инструменты для черчения.

Формирование навыков переноса невидимых линий.

Практическая работа. Анализ идей.

6

Способы закрепления нити.

Закрепление нити согласно условиям работы. Различия  между  способами

закрепления нитей и их использование в процессе выполнения

игрушек.

Подготовка материалов, организация работы обучающихся.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Построение простых чертежей.

Формирование навыков.  

Подготовка материалов.

Анализ чертежей и практическая работа.

Модели, чертежные работы.

Формирование навыков.

Практическая работа.

IV Цветоведение (4 часа)

 

Основные цвета.

Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Сочетание цветов, палитра

Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

V Выполнение простых игрушек из ткани (16 часов)

 

Котёнок

Беседа об истории народной игрушки и народного

костюма.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Жираф

Анализ образцов - связь материала, формы росписи.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Морской конёк

Формирование навыков зарисовки и кроя.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Собачка

Формирование навыков зарисовки и кроя

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

VI Плоские комбинированные игрушки (24 часа)

 

Собачка

Образы животных в скульптуре и живописи.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Медвежонок

Выполнение объемной игрушки.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Объемные игрушки

Объемные  игрушки.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 

Самостоятельная работа по выбору.

Практическая работа, создание проекта.

Подготовка материалов.

Наглядный материал, практическая работа.

Дидактический материал.

Формирование навыков.

Практическая работа.

 


 


Раздел № 2

Календарный учебный график

 

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

        I.          Введение в программу (4ч)

 

1

Организационное собрание.

Инструктаж                по

Технике безопасности в кабинете и при работе            с

электрооборудование

м.

 

 

2

 

 

2

 

 

-

2

Основные приемы работы с тканью.

 

 

2

 

 

2

 

 

-

        II.         Материаловедение (4ч)

 

3

Знакомство с материалами и оборудованием.

Устройство электрической машинки.

 

2

 

1

 

1

4

Знакомство                 с

чертежными

инструментами          

 

 

2

 

1

 

1

III.  Виды ручных швов и первые чертежи. (6ч)

5

Основные ручные швы.

 

2

 

1

 

1

6

Способы закрепления нити.

2

1

1

7

Построение простых чертежей.

2

1

1

IV Цветоведение (4 часа)

8

Основные цвета.

2

1

1

9

Сочетание цветов, палитра

2

1

1

V Выполнение простых игрушек из ткани (16 часов)

10

Котёнок

4

1

3

11

Жираф

4

1

3

12

Морской конёк

4

1

3

13

Собачка

4

1

3

VI Плоские комбинированные игрушки (24 часа)

14

Собачка

6

1

5

15

Медвежонок

2

1

5

16

Объемные игрушки

6

1

5

 17

Самостоятельная работа по выбору.

10

1

9

18

Подготовка выставки работ

2

-

2

 

Итого

70

19

51

 

Условия реализации

Кадровое обеспечение программы

Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:

- иметь специальное педагогическое образование;

- владеть навыками, приемами, методиками и технологиями организации занятий;

- знать физиологию и психологию детского возраста, специфику восприятия;

-умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;

- иметь собственный опыт творческой практики.

 

Методы практической педагогической деятельности

 

Материально-методическое обеспечение Методическое обеспечение

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. Дидактический материал по изготовлению мягких и объемных игрушек, конструированию чертежей. Чертежные инструменты, набор игл, ниток, наполнитель и декоративный материал. 

Основные формы занятий

Основной формой обучения является практическая работа, которая выполняется индивидуально и группами, подготовка к выставкам и конкурсам художественного творчества.

 

Приемы и методы организации занятий

Подача учебного материала на занятиях используются следующие методы:

-  словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

-  наглядные методы (демонстрация мультимедийных презентаций, фильмов);

-  практические методы (практическая работа);

Творческая активность обучающихся используются следующие методы:

-  репродуктивные методы (выполнения заданий по образцу);

-  исследовательские методы (обучающиеся сами открывают необходимую информацию);

- эвристические методы (частично-поисковые, с возможностью выбора нескольких вариантов);

-  проблемные методы (методы проблемного изложения, когда дается лишь часть готового знания).

Материально-техническое обеспечение

Для организации занятий необходимо: 

 

- ноутбук; - принтер;

- флешкарта;

- раздаточный материал;

- канцелярские принадлежности;

- электрические швейные машинки 10 штук;

- ткани, мех;

- нитки катушечные разных цветов;

- тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

- картон;

- поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

- ножницы, иголки, наперсток;

- мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

- пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);

- щетка для расчесывания меха;

- электрический утюг;

- спецодежда;

- самоклеющая цветная бумага.

- видео уроки;

- чертежные инструменты на каждого обучающегося;

- бумага для черчения;

- измерительные инструменты не менее одного набора на двух обучающихся;

- набор наглядного материала. 

 

Занятия проводятся в кабинете «Швейное дело» МБОУ СОШ «Школа будущего»

Форма аттестации

Аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, конкурсов, устных опросов, участия в выставках и конкурсах.

Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • контрольные уроки (в конце каждой четверти, в конце учебного года, в конце обучения).

Главный метод проверки - это участие в выставке художественного творчества.     Спецификой работы является отсутствие экзамена как формы промежуточной аттестации. Основным критерием оценки результативности работы обучающегося в кружке является его участие в мероприятиях личного участия и коллектива.

 

 

 

 

Оценочные материалы

Итоговым контролем обучения являются выставки. Формой контроля служат итоговые игровые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков. После окончания индивидуального года обучения проводятся персональные выставки и выстраивается индивидуальный маршрут дальнейшего развития обучающегося.

Главным итогом результативности кружка являются выставки, участие в конкурсах различного уровня. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.

 

Список литературы Нормативные акты

-                 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ;

-                 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования;

-                 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

-                 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14); - Положение об общеразвивающей программе по дополнительному образованию обучающихся в МБОУ СОШ «Школа будущего»;

-                 Устав МБОУ СОШ «Школа будущего».

 

Правила раскроя,  соединения  и  оформления деталей игрушек.

Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а  затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблю дать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят    карандашом     или     мелом.     При     размещении     на материале  парных деталей  нужно  следить  за тем,  чтобы  они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру.    В первую очередь   на   материале   надо   располагать   наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав   по фактуре   и    направлению  ворса,   нитей. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки. Детали  игрушек  из   сукна,  драпа,   войлока раскраиваются  без припуска на швы, а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы—0,3—0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани. Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине. Затем   их   выворачивают   на   лицевую   сторону   и   набивают синтепоном. Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти  всегда  остаются  от раскроя  игрушек.   Набивать   формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Техника безопасности трудa.

На    занятиях    учащиеся    постоянно    пользуются    ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно  соблюдать  правила безопасности труда и пожарной безопасности.

При работе  ножницами,   иголками,   булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.

-        Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

-        Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной

подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

-        Сломанную иглу следует отдать руководителю.

При работе электроутюгом:

-При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

-Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги, При падений может возникнуть короткое замыкание.

-Не   отвлекаться   во   время   работы   утюгом,   не   оставлять   его включенным в сеть без присмотра.

-Диск терморегулятора должен  быть правильно установлен по отношению к виду ткани. -

-Следить  за тем,  чтобы  во  время работы  подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что  может привести к излому провода и короткому замыканию.

Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

 

 

Литература и интернет ресурсы

1.      Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.

2.      Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.

3.      Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

4.      Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

5.      Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.

6.      Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.

7.      Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.

8.      Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

9.      Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993.

10.  Ю.Фролова   Т.О.   Мягкая   игрушка.   АСТ-Сталкер.   Подарок своими руками. 2003.


 

11. 

Раздел №1 Пояснительная записка «Скажи мне, и я забуду

Раздел №1 Пояснительная записка «Скажи мне, и я забуду

Воспитательно-развивающие : -развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; -создавать в студии соответствующую эстетическую среду; -приобщение к народным традициям; -воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг…

Воспитательно-развивающие : -развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; -создавать в студии соответствующую эстетическую среду; -приобщение к народным традициям; -воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг…

Контроль результатов Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических творческих работ, по результатам участия в конкурсах

Контроль результатов Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических творческих работ, по результатам участия в конкурсах

Содержание программы №

Содержание программы №

Знакомство с материалами и оборудованием

Знакомство с материалами и оборудованием

Подготовка материалов, организация работы обучающихся

Подготовка материалов, организация работы обучающихся

Морской конёк Формирование навыков зарисовки и кроя

Морской конёк Формирование навыков зарисовки и кроя

Раздел № 2 Календарный учебный график №

Раздел № 2 Календарный учебный график №

Собачка 4 1 3

Собачка 4 1 3

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Оценочные материалы Итоговым контролем обучения являются выставки

Оценочные материалы Итоговым контролем обучения являются выставки

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру

Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты

Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты

Литература и интернет ресурсы 1

Литература и интернет ресурсы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020