ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ПОРОНАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Л. В. Смирных с .ЛЕОНИДОВО
ПРИНЯТА на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Директор МБОУ СОШ с. Леонидово
от «_» __________ 2024г. _____________ Харина О.Е.
Протокол № ___ Приказ № __ от «_» __2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный финансист»
Направленность: социально-гуманитарная.
Уровень освоения: стартовый.
Адресат программы: 8-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Разработчик программы:
Клепикова Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
с. Леонидово
2024
Содержание
1. |
Комплекс основных характеристик программы……………….. |
3 |
1.1. 1.2. 1.3. 1.3.1. 1.3.2. 1.4.
|
Пояснительная записка ………………………………………………. Цель и задачи программы…………………………………………….. Содержание программы ……………………………………………… Учебный план…………….…………………………………………… Содержание программы ……………………………………………… Планируемые результаты …………………………………………….
|
3 4 5 5 7 12
|
2. |
Комплекс организационно-педагогических условий ………….. |
12 |
2.1 |
Календарный учебный график……….……………………………… |
12 |
2.2 2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.6.1. 2.6.2. 2.6.3. |
Условия реализации программы …………………………………….. Кадровое обеспечение………………………………………………… Материально-техническое оснащение программы………………… Информационно-методическое обеспечение………………………. Формы аттестации …………………………………………….…….. Оценочные материалы……… ……………………………………… Список литературы ………………………………………………….. Приложение ………………………………………………………….. Приложение 1……………………………………………………….… Приложение 2………………………………………………………… Приложение 3………………………………………………………… |
13 13 13 13 13 14 14 17 17 21 23 |
1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный финансист» имеет социально-гуманитарную направленность. В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Знакомство с основами финансовой грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе начального школьного образования. Необходимо так же прививать детям младшего школьного возраста важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни.
Актуальность программы «Юный финансист» заключается в том, что обучающиеся начальной школы смогут освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме дети узнают, как формируются доходы семьи, как научиться делать сбережения, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Тип программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: стартовый.
Адресат программы: программа актуальна для обучающихся от 8 до 10 лет. Наполняемость группы – от 8 до 12 человек.
В группу принимаются обучающиеся, у которых нет первоначальных знаний в области финансово-экономической грамотности.
Определенную роль в приёме обучающихся в объединение играют принцип добровольности и заинтересованности.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период |
Продолжительность занятий |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во часов в неделю
|
Кол-во недель
|
Кол-во часов в год
|
1 год обучения 2024-2025 |
1 академ. час |
1 |
1 |
34 |
34 ч. |
Итого по программе |
|
|
|
|
34 ч. |
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
– групповая (количество детей в группе 8-12 человек);
– индивидуальная.
Формы проведения занятий: практическое занятие, беседа, рассказ, показ-демонстрация, олимпиада, интерактивная игра, онлайн тестирование.
1.1. Цель и задачи программы.
Цель реализации программы: формирование функциональной грамотности учащихся через воспитание финансовой культуры, путем реализации базовых понятий и основ безопасности в мире финансов.
Метапредметные:
· способствовать развитию представлений об ответственном отношении к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
· обогащать словарный запас обучающихся основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
· развивать умение соизмерять экономические потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
· способствовать повышению компьютерной грамотности.
Предметные:
· формировать умение планировать личный бюджет и постановку целей;
· научить осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
· обучать первоначальным навыкам обращения с деньгами – рациональному отношению к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
· обучать умению определять актуальные и потенциальные источники доходов.
Личностные:
· воспитывать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе финансовой ситуации;
· воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля по разделам* |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.1 |
Вводное занятие. Вводное тестирование. Техника безопасности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Вводное тестирование (Приложение 1) |
2. |
Что такое деньги , откуда они взялись |
5 |
1,5 |
3,5 |
|
2.1 |
Появление обмена товаров |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
2.2 |
Первые деньги. Монеты |
1 |
0,5 |
0,5 |
Онлайн тестирование |
2.3 |
Бумажные деньги |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
2.4 |
Итоговое занятие. Творческий проект «Какие бывают деньги?» Сканирование и печать информации. |
2 |
0 |
2 |
Текущий контроль. Защита проектов (Приложение 2) |
3. |
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
3.1 |
Гурт. Подделка монет |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
3.2 |
«Орел» и «Решка» Аверс и реверс. Номинал |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
3.3 |
Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
4. |
Какие деньги были раньше в России |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
4.1 |
Клады. Меховые деньги |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
4.2 |
Первые русские монеты. Деньга и копейка |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
4.3 |
Рубль, гривенник и полтинник. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
4.4 |
Создание презентации «История денег» |
1 |
0 |
1 |
Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация. |
5. |
Современные деньги России и других стран |
6 |
2 |
4 |
|
5.1 |
Современные деньги России. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
5.2 |
Творческий проект «Современные деньги РФ" |
4 |
1 |
3 |
Промежуточный контроль. Защита проектов (Приложение 2 |
5.3 |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
6. |
Откуда в семье берутся деньги |
4 |
2 |
2 |
Практикум |
6.1 |
Клады. Лотереи. Наследство |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
6.2 |
Заработная плата |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
6.3 |
Пенсии. Пособия. Стипендии |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
7 |
На что тратятся деньги |
2 |
1 |
1 |
Практикум |
7.1 |
Расходы на самое необходимое |
1 |
0,5 |
0,5 |
Решение практических задач |
7.2 |
Сбережения и непредвиденные расходы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Решение практических задач |
8. |
Олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство» онлайн-платформа Учи.ru |
5 |
0 |
5 |
|
8.1 |
Решение заданий прошлых олимпиад «Финансовая грамотность и предпринимательство» |
3 |
0 |
3 |
|
8.2 |
Олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство» |
2 |
0 |
2 |
Олимпиада Учи.ру |
9. |
Как с умом управлять своими деньгами Как делать сбережения |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
9.1 |
Расходы и доходы. Считаем деньги |
1 |
0,5 |
0,5 |
Решение практических задач |
9.2 |
Учимся экономить |
1 |
0,5 |
0,5 |
Решение практических задач |
9.3 |
Как откладывать деньги. Как распорядиться своими сбережениями Своя игра «Финансовая грамотность» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Интерактивная игра |
10 |
Итоговая работа. |
1 |
0 |
1 |
|
10.1 |
Итоговое тестирование |
1 |
0 |
1 |
Итоговое тестирование Приложение 3. |
|
Всего часов: |
34 |
11,5 |
22,5 |
|
1.3.2. Содержание учебной программы
Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Вводное занятие. Вводное тестирование. Техника безопасности
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности поведения в помещении при пожаре. Обсуждение плана программы, распорядка дня.
Практика:
Вводное тестирование (Приложение 1)
Формы работы: беседа, объяснение, тестирование.
Раздел 2. Что такое деньги, откуда они взялись.
Тема 2.1. Появление обмена товаров
Теория:
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Практика:
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps
https://learningapps.org/view1431208
Формы работы: беседа, объяснение, практикум, игра.
Тема 2.2. Первые деньги. Монеты
Теория:
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Практика:
Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 2.3. Бумажные деньги.
Теория:
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Творческий проект. «Какие бывают деньги?» Сканирование и печать информации.
Практика: Работа по теме проекта. Поиск информации в сети интернет. Сканирование купюр для проекта. Оформление презентации в программе PowerPoint. Защита проектов. (Приложение 2)
Формы работы: практикум, проектная деятельность.
Раздел 3. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.
Тема 3.1. Гурт. Подделка монет
Виды денежных единиц, степени защиты денег Гурт. Пояс. Фальшивомонетчики. Насечки.
Практика:
Эксперимент по определению степени защиты денег.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, эксперимент/
Тема 3.2. Орел и Решка. Аверс и реверс. Номинал
Теория: Орел. Решка. Аверс. Реверс. Номинал.
Практика:
Сравнить современные монеты с монетами времен Петра Первого.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 3.3. Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок.
Теория:
Признаки настоящих и фальшивых купюр.
Банкнота. Купюра. Фальшивка.
Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Раздел 4. Какие деньги были раньше в России.
Тема 4.1. Клады. Меховые деньги
Теория:
Клад. Меховые деньги. Каури. Сундук. Кувшин. Шкурки.
Практика:
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps https://learningapps.org/view7856325
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 4.2. Первые русские монеты. Деньга и копейка.
Теория:
Денга. Копейка. Куны. Резаны. Гривна. Копейщик
Практика
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps https://learningapps.org/view27471549
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 4.3. Рубль, гривенник и полтинник.
Теория Грош. Алтын. Гривенник. Полтинник. Рубль. Пятак. Медяк. Ассигнация.
Практика:
Решить логические тематические задачки в рабочей тетради. Сравнить современные и древние рубли.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 4.4. Создание презентация «История денег»
Практика:
Оформление презентации в программе PowerPoint
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальное консультирование
Раздел 5. Современные деньги России и других стран.
Тема 5.1. Современные деньги России
Теория:
Современные деньги РФ, их художественное оформление. Банкноты и монеты.
Практика:
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps https://learningapps.org/view4779581
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум,
Тема 5.2. Творческий проект «Современные деньги РФ»
Теория:
Современные деньги РФ, их художественное оформление. Банкноты и монеты
Практика: Работа по теме проекта. Поиск информации в сети интернет. Создание буклета «Современные деньги» Защита проектов.(Приложение 2)
Формы работы: практикум, проектная деятельность.
Тема 5.3. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги
Теория:
Валюта. Доллар. Евро. Юань. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Раздел 6. Откуда в семье берутся деньги.
Тема 6.1. Клады. Лотереи. Наследство.
Теория:
Составляющие семейного бюджета и дополнительные источники его пополнения. Роль каждого члена семьи для общего дохода. Роль денег в семье и обществе. Клад. Лотерея. Наследство. Завещание.
Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 6.2. Заработная плата
Теория:
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Причины различий в заработной плате, как связаны профессии и образование.
Заработная плата. Доход. Фиксированная и сдельная оплата труда. Бюджет. МРОТ. Премия. Гонорар.
Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 6.3. Пенсии. Пособия. Стипендии.
Теория:
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Пособия.
Практика: Рассмотреть ситуации, при которых выплачиваются пособия, привести примеры пособий.
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps https://learningapps.org/view8588615
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум. Интерактивные упражнения.
Раздел 7. На что тратятся деньги.
Тема 7.1. Расходы на самое необходимое.
Теория:
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги.
Практика:
Работа за компьютером, выполнение интерактивных упражнений
в онлайн-сервисе LearningApps https://learningapps.org/view567489
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум. Интерактивные упражнения.
Тема 7.2. Сбережения и непредвиденные расходы.
Теория
Долги. Штрафы. Сбережение. Транжирство. Непредвиденные расходы. Виды рекламы.
Практика:
Составить собственный план расходов.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум
Раздел 8. Олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство онлайн-платформа Учи.ru
Тема 8.1. Решение заданий «Финансовая грамотность и предпринимательство 3 часа
Практика:
Решение заданий прошлых олимпиад на образовательной платформе Учи.ру.
Формы работы: самостоятельная работа на платформе Учи.ru, индивидуальные консультации, разбор сложных заданий.
Тема 8.2. Олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство» Практика:
Прохождение олимпиады «Финансовая грамотность и предпринимательство на образовательной платформе Учи.ру.
Формы работы: самостоятельная работа на платформе Учи.ru
Раздел 9. Как с умом управлять своими деньгами. Как делать сбережения.
Тема 9.1. Расходы и доходы. Считаем деньги.
Теория
Накопления. Семейный бюджет.
Практика:
Составить расчеты накоплений, используя данные таблиц.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 9.2. Учимся экономить
Теория:
Экономия. Затраты.
Практика:
Выполнение заданий в рабочей тетради
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра
Тема 9.3. Как откладывать деньги. Как распорядиться своими сбережениями. Своя игра «Финансовая грамотность»
Теория: Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Практика:
Своя игра «Финансовая грамотность»
Практика:
Формы работы: беседа, объяснение, интерактивная игра.
Раздел 10. Итоговая работа.
Тема 10.1. Итоговое тестирование
Практика
Прохождение теста (Приложение 3)
Формы работы: тестирование
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоении программы, обучающиеся:
Предметные:
· научатся планировать простой семейный бюджет, составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
· научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
· приобретут первоначальные навыки обращения с деньгами – рациональное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
· смогут определять актуальные и потенциальные источники доходов.
Метапредметные:
· приобретут представлений об ответственном отношении к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
· обогатят свой словарный запас обучающихся основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
· разовьют умение соизмерять экономические потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
· овладеют основами работы на компьютере.
Личностные:
· повысят уровень личной ответственности за решения, принимаемые в процессе финансовой ситуации;
· станут бережно относиться ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ группы |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель |
Кол-во дней |
Кол-во часов |
Режим занятий |
Продолжительность каникул |
1 |
02.09.2024 |
31.05.2025
|
34 |
34 |
34 |
1 раз в неделю, по 1 академическому часу (45минут)
|
1. 27.10.24 -06.11.2024; 2. 31.12.2024 - 09.01.2025; 3. 24.03.2025-02.04.2025
|
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Кадровое обеспечение.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Юный финансист» осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное (педагогическое) образование, соответствующее социально-гуманитарной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое оснащение программы:
Для выполнения поставленных задач необходим следующий материал и оборудование: мебель (стулья, столы), интерактивная панель, ноутбуки для проведения онлайн игр, тестирования; мультимедийное оборудование.
Занятия с детьми по программе проводятся в отдельном помещении центра «Точка Роста», отвечающем стандартам безопасности и гигиены.
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
В качестве методического обеспечения программы на занятиях используются: разработки тематическо-дидактического материала для младших школьников в виде настольных, деловых игр, квестов, презентаций, кроссвордов, проектов. Применяются игры-ходилки Азбука финансовой грамотности «О семейном бюджете», «Доходы и расходы», «Мои потребности»; дидактические материалы по теме «Платежи», «Профессии», «Деньги»; обучающие тематические видеофильмы и аудиоролики.
Методы обучения:
· информационно-познавательные методы;
· методы стимулирования и мотивации;
· игровые методы;
· интерактивные методы;
· методы контроля и самоконтроля.
Одним из ведущих приёмов обучения финансовой грамотности детей является решение практических задач.
2.3. Формы аттестации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение года, обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводный, промежуточный, текущий и итоговый контроли.
1. Входной контроль (сентябрь - октябрь).
Цель: изучение базовых возможностей обучающихся. Определение экономического уровня развития детей.
Проводится в форме тестирования (Приложение 1) для выявления форсированности (обще учебных умений и навыков).
2. Промежуточный контроль (декабрь - январь).
Цель: выявления динамики развития, определение степени усвоения обучающимися учебного материала и результатов обучения.
Проводится в форме защиты проектов (Приложение 2).
3. Текущий контроль (в течение года).
Цель: определение степени усвоения обучающимися предыдущего учебного материала, определение готовности обучающихся к восприятию нового материала, выявление детей, отстающих и опережающих обучение, а также подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Осуществляется в форме защиты проектов. (Приложение 2).
4. Итоговый контроль (май).
Цель: Определение изменения уровня развития обучающихся, их экономических способностей, умений применять знания, полученные за год обучения в разных ситуациях. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Осуществляется в форме тестирования (Приложение 3).
2.4. Оценочные материалы.
Уровень знаний, умений и навыков, обучающихся определяется посредством постоянного педагогического наблюдения.
Для осуществления мониторинга по данной программе (входной диагностики, промежуточной, текущей и аттестация по итогам года) используются следующие формы и методы: тестирование, которое педагог проводит по собственным разработкам и КИМов автора программы, включенное наблюдение на занятиях, создание проблемной ситуации на занятии, мотивация к её разрешению.
Материалы тестирования представлены в Приложениях 1,2,3.
2.5. Список литературы.
Основная литература
1. Федин, С. Н. Финансовая грамотность / С. Н. Федин. – 1. – Москва : ООО Вако, 2020. – 112 c. – Текст : непосредственный.
2. Федин, С. Н. Финансовая грамотность / С. Н. Федин. – 2. – Москва : ООО Вако, 2020. – 80 c. – Текст : непосредственный.
Дополнительная литература
3. Алмосов, А.П. Как сохранить, чтобы не потерять / А.П. – 1. – Волгоград : Волгоградского филиала РАНХиГС, 2019. – 28 c. – Текст : непосредственный.
4. Гловели, Г. «Финансовая грамотность» материалы для учащихся / Г. Гловели. – 1. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 52 c. – Текст : непосредственный.
5. Корлюгова, Ю. Н. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя / Ю. Н. Корлюгова. – 1. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 85 c. – Текст : непосредственный.
6. Ю.Н. Корлюгова «Финансовая грамотность» Контрольные измерительные материалы. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 36 с.
Интернет ресурсы:
1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. [сайт]. – Москва, 1993-2024. – URL: https://fmc.hse.ru/primarySchool?ysclid=lwzq8h3ejm94798828 (дата обращения 25.05.2024). – Режим доступа: для автор.пользователей. – Текст: электронный.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный финансист» разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018, протокол № 3), (действует до 30.12.2024);
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (действует до 01.09.2028 г.);
8. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 № ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)
9. Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
10. Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 года № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
13. Закон Сахалинской области от 18 марта 2014 года n 9-ЗО об образовании в Сахалинской области (с изменениями на 1 июня 2022 года);
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действуют до 1 января 2027 г.);
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют до 1 марта 2027 г.);
16. Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области (исх-4.35-271/23 (п) (Версия)., согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.
17. Устав МБОУ СОШ с. Леонидово от 10.12.2015 № 1239.
2.6. Приложения
2.6.1. Приложение 1
Тест по финансовой грамотности
1.Что больше стоит три арбуза или две дыни? Цены указаны на рисунке.
А) две дыни Б) три арбуза В) стоят одинаково Г) определить невозможно
|
|
2.Что значит «купить кота в мешке»? А) сделать нужную покупку Б) купить неизвестно что В) сделать незапланированную покупку Г) купить домашнее животное |
|
3.У Маши есть 10 рублей. Она купила шоколадку за 5 рублей и сок за 3 рубля. Сколько сдачи получит Маша?
А) 1 рубль Б) 2 рубля В) 3 рубля Г) 4 рубля
|
|
4.Какую сумму денег составляют монеты на рисунке?
А) 18 рублей 60 копеек Б) 13 рублей 55 копеек В) 16 рублей 50 копеек Г) 22 рубля 50 копеек |
|
5.Помоги Матроскину разобраться в вопросах семейного дохода. Отметь, что является семейным доходом Дяди Федора, Шарика и Матроскина.
А) Деньги, которые Шарик дал в долг Печкину. Б) Деньги, полученные Матроскиным от продажи молока. В) Деньги, которые Матроскин потратил на покупку сена для коровы. Г) Все ответы верны. |
|
6.Что означает, когда о человеке говорят: «Он и на снеге зимой экономит»?
А) человек очень экономно использует снег в хозяйстве
Б) очень скупой человек
В) расточительный человек
Г) человек охраняет снег
7.Укажи, что можно отнести к группе товаров длительного пользования.
А) |
Б) |
В) |
Г) |
игрушки |
продукты питания |
бытовая техника |
одежда |
8.Что больше стоит пять книг или девять карандашей? Цены указаны на рисунке.
А) девять карандашей Б) пять книг В) одинаково Г) определить невозможно, не хватает данных
9.Кто, согласно пословице, платит дважды?
|
|
10.Семейный бюджет – это:
А) платежи семьи Б) план доходов и расходов семьи В) льготы семьи Г) пенсия бабушки и дедушки
|
|
11.Как называются бумажки или монеты, которые выполняют роль всеобщего обмена?
А) деньги Б) кредиты В) карточки Г) проценты
|
|
12.Правильным ведением бюджета семьи считается то, при котором доходы…
А) больше расходов Б) равны расходам В) меньше расходов Г) не зависят от расходов
|
|
13.Рассчитайте стоимость продуктов для приготовления салата.
Продукты
|
Масса (г) |
Стоимость (руб./100 г) |
Огурцы |
300 |
5 |
Помидоры |
250 |
8 |
Лук |
100 |
4 |
Растительное масло |
50 |
10 |
А) 4400 рублей
Б) 168 рублей
В) 44 рубля
Г) 82 рубля
14.В какое учреждение люди обращаются за займом денег?
А) предприятие Б) банк В) налоговая служба Г) Суд
|
|
15.Как называют человека, который пришел в банк и положил свои деньги во вклад?
А) инвестор Б) вкладыватель В) банкир Г) вкладчик
|
|
16.Грошик нарисовал фразеологизм «бросать деньги на ветер».
Отметьте его значение.
А) сделать нужную покупку Б) получить много денег В) тратить деньги на ненужные вещи Г) деньги, полученные не совсем законным способом
|
|
17.В какой сказке продемонстрирована эффективность коллективного человеческого труда?
А) |
Б) |
В) |
Г) |
«Репка» |
«Рукавичка» |
«Колобок» |
«Заюшкина избушка» |
18.Укажи название сказки, в которой героиня расходует найденные деньги.
А) |
Б) |
В) |
Г) |
«Муха-Цокотуха» |
«Петушок и бобовое зернышко» |
«Гуси-лебеди» |
«Золушка» |
2.6.2. Приложение 2
Критерии оценивания краткосрочных проектов
№ п/п |
Критерий |
Баллы (от 0 до 3) |
Оценка представленной работы: (тема) |
||
1. |
Обоснование выбора темы. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам |
1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 2– был обоснован выбор темы цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью |
2. |
Рефлексия Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы
|
0 – нет выводов 1 – выводы по работе представлены неполно 2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы |
Оценка выступления участников: |
||
3. |
Качество публичного выступления, владение материалом |
1-участник читает текст 2-участник допускает речевые и грамматические ошибки 3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом |
4. |
Качество представления продукта проекта. (Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности) |
1 – участники представляют продукт 2- оригинальность представления продукта 3 –оригинальность представления и качество выполнения продукта |
5. |
Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика |
1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом 2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы комиссии и слушателей 3-участник умеет вести дискуссию. Доказательно и корректно защищает свои идеи |
6. |
Дополнительные баллы (креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст , особое мнение эксперта) |
0-3 |
|
ИТОГО |
|
2.6.3. Приложение 3
Итоговое тестирование
ИНСТРУКЦИЯ для ОБУЧАЮЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В заданиях первой части А нужно будет выбрать только один ответ из предложенных. Обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Выполнив первую часть теста, переходите ко второй. Уровень заданий В1- В2 несколько выше, чем уровень заданий первой части, и оценивается 2 баллами. У вас достаточно знаний и умений, чтобы выполнить все задания, либо большую часть из них. В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте.
В третьей части С внимательно прочитай задачу, запиши решение и ответ.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.
Желаем успеха!
Часть А.
Первая часть А1-А9содержит 9 заданий. К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
1. Какое слово пропущено?
То, что люди предлагают для обмена, называется …..
а) товар б) бартер в) деньги
2. О каком понятии написано?
Удобные для обмена товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся и при этом являются достаточно ценными, называются ……
а) товар б) деньги в) бартер
3. Номинал монеты это…
а) аверс б) покупательная сила монеты в) реверс
4. Выбери цепочку, в которой монеты расположены в порядке возрастания их стоимости:
а) копейка→грош→алтын→пятак б) грош→копейка→алтын→пятак
в) копейка→грош→пятак→алтын
5. Выбери верную последовательность названий мировых валют, обозначения которых здесь даны: ₽, €, $.
а) доллар, евро, рубль б) рубль, евро, доллар в) рубль, доллар, евро
6. Выбери вариант ответа, в котором даны только названия видов доходов:
а) зарплата, пособие, пенсия, стипендия б) зарплата, канцелярия, пенсия, стипендия
в) наследство, клад, пенсия, учёба
7. Выбери вариант ответа, в котором даны только названия видов расходов:
а) замечательные, необязательные, непредвиденные;
б) обязательные, занимательные, непредвиденные;
в) обязательные, необязательные, непредвиденные
8. Каковы составляющие семейного бюджета?
а) план, доходы семьи, расходы семьи б) план, доходы семьи, расходы семьи, срок
в) план, расходы семьи, срок
9. Какое слово пропущено?
Накопленные денежные средства, отложенные для обеспечения своих потребностей в будущем – это….
а) сбережения б) клад в) лотерея
Часть В*.
Часть В включает два задания В1-В2.
10. отметь правильные ответы. Какие расходы относятся к обязательным?
11. Прочти определение и запиши, о чём идёт речь:
Бережливый способ ведения хозяйства при помощи сокращения расхода денег и сбережения различных ресурсов.
Ответ: ____________________________________________________________________________.
Часть С *
Задание С1 -самое интересное. Внимательно прочитай задачу, подумай, запиши решение и ответ
Таблица результатов выполнения проверочной работы по финансовой грамотности (в портфолио)
№ п/п |
Ф.И. |
Задания/ балл |
итог |
Выполненные уровни сложности |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни |
Кол-во |
Кол-во |
% |
н |
Имеет недостаточную предметную подготовку по финансовой грамотности (4 балла и менее). Оценка «Не освоил». |
|
|
|
б |
Соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (5 – 9 баллов). Оценка «Освоил». |
|
|
|
п |
Обучающийся
демонстрирует способность выполнять по финансовой грамотности задания
повышенного уровня |
|
|
|
в |
Обучающийся
демонстрирует высокую способность выполнять по финансовой грамотности
задания повышенного уровня |
|
|
|
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы
Номер задания |
Правильный ответ (решение)
|
Максимальный балл за выполнение задания |
|||||||||
1 |
Ответ: а 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
2 |
Ответ: б 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
3 |
Ответ: б 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
4 |
Ответ: а 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
5 |
Ответ: б 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
6 |
Ответ: а 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
7 |
Ответ: в 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
8 |
Ответ: б 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
9 |
Ответ: а 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ |
1 |
|||||||||
10 |
Ответ: 1),2),3),4) 2 балла – в ответе правильно указано все четыре верных элементов ответа. 1 балл – в ответе указано два верных элемента ответа. 0 баллов – в остальных случаях |
2 |
|||||||||
11 |
Ответ: экономия семейного бюджета 2 балла – приведён верный ответ полностью 1 балл – ответ дан частично 0 баллов – неверный ответ |
2 |
|||||||||
12 |
Ответ:
1)2*30=60 (л) – утекает из крана в ноч. время в течение мес. 2)60*4=240 (р.) – может «утечь» за мес. из сем. бюджета Ответ: за месяц из семейного бюджета может «утечь» 240 рублей.
2 балла – приведён верный ответ полностью 1 балл – ответ дан частично 0 баллов – неверный ответ или задание не выполнено |
2 |
Всего 15 баллов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.