Согласовано: Заместитель директора по УВР _____________О.А. Лихачёва «__» 2022 года |
Утверждаю: Директор МБОУ «Евдская школа» ___________ А.Л.Пятышев Приказ № от ___ августа 2022 года |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Евдская школа»
МО «Красноборский муниципальный район» Архангельской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа компьютерного мастерства»
Возраст обучающихся – 10-12 лет (5, 6 классы)
Срок реализации –1 год
Автор-составитель:
Колмогорцева Татьяна Евгеньевна,
учитель математики и информатики
первой квалификационной категории
д. Городищенская
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебной дисциплины «Школа компьютерного мастерства» имеет техническую направленность.
Данная программа составлена согласно Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Нормативной основой образовательной программы являются следующие документы:
• Конституция РФ.
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
• Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно - техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Школа компьютерного мастерства поможет сформировать у детей навыки использования персонального компьютера, которые стали необходимы каждому школьнику.
Курс построен таким образом, чтобы помочь обучающимся заинтересоваться информатикой и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков:
· использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
· готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Программа способствует развитию коммутативных и интеллектуальных способностей обучающихся.
Курс внеурочной деятельности ориентирован на учеников 5, 6 классов и рассчитан на 30 учебных часов (1 час в неделю).
Актуальность данного курса связана с тем, что повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня учащихся, обеспечит ученикам подготовку к исполнению ими ключевой роли в будущем обществе.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели: формирование системы первоначальных компьютерных знаний, умений и навыков обучающихся, способствующих успешной адаптации в современном обществе.
· Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
Обучающие:
- Научить правильно применять терминологию;
- Совершенствовать навыки работы на компьютере;
- Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли.
Воспитательные:
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Воспитывать сознательное отношение к информатике, как к важному предмету;
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
- Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях информатики, а так же в
сфере практической работы с компьютером;
- Развивать творческое мышление, смекалку, эрудицию;
- Развитие навыка использования информационных технологий
- Развивать у детей вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие
способности, умение, умозаключения.
Срок реализации и возраст детей:
Программа рассчитана на 1 год для детей 10-12 лет, всего 34 часа.
Формы и режим занятий:
Занятия групповые, проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Основная форма обучения – учебное занятие.
Место проведения – учебный кабинет.
Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий.
Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.
ТРебования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
· формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
· владение устной и письменной речью.
Предметные результаты:
· овладение умениями, необходимыми для продолжения обучения в 7-9 классах, применение знаний в повседневной жизни;
· умение работать с текстом программы, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять терминологию и символику;
· овладение особенностями, достоинствами и недостатками растровой и векторной графики;
· овладение методами описания цветов в компьютерной графике — цветовые
модели;
· овладение назначением и функциями различных графических программ;
· умение создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной графики, а именно: создавать рисунки из простых объектов;
· умение выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение,
масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
· умение закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
· умение работать с контурами объектов; создавать рисунки из кривых; создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов; получать объемные изображения; применять различные графические эффекты;
· умение создавать презентации к выступлениям и докладам;
· умение редактировать и форматировать текст.
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года.
Начало учебного года: 01.09.2021
Окончание учебного года: 31.05.2022
Начало учебных занятий: 01.10.2021
2. Учебная неделя.
Количество учебных дней в неделю – 5.
Продолжительность |
Количество недель |
Количество часов |
1 полугодие |
12 |
12 |
2 полугодие |
18 |
18 |
Учебный год |
30 |
30 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела, тема урока |
Количество часов |
Дата |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
|||
1 |
Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. |
1 |
|
Компьютерная графика (2 ч) |
|||
2 |
Виды компьютерной графики |
1 |
|
3 |
Форматы графических файлов |
1 |
|
Создание растровых графических изображений (13 ч) |
|||
4, 5 |
Знакомство с графическим редактором Paint. Букет в вазе |
2 |
|
6, 7 |
Дом моей мечты |
2 |
|
8 |
Геометрический орнамент |
1 |
|
9 |
Растительный орнамент |
1 |
|
10, 11 |
Ввод текста |
2 |
|
12, 13 |
Редактирование и форматирование текста |
2 |
|
14, 15 |
Новогодняя открытка |
2 |
|
16 |
Знакомство с графическим редактором Gimp |
1 |
|
17 |
Выделение областей изображения |
1 |
|
18 |
Работа с текстом |
1 |
|
19 |
Добавление жизни в фотографию |
1 |
|
20 |
Убираем лишние детали с фотографии |
1 |
|
21, 22 |
Коллаж |
2 |
|
Мультимедийные презентации (9 ч) |
|||
23 |
Мир мультимедиа |
1 |
|
24 |
Вставка текста, графики, звука |
1 |
|
25 |
Анимация объектов. Смена слайдов |
1 |
|
26 |
Организация движения на слайде |
1 |
|
27 |
Создание слайд-фильма |
1 |
|
28 |
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
1 |
|
Текстовый процессор MS WORD (8 ч) |
|||
29 |
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов |
1 |
|
30 |
Редактирование текста |
1 |
|
31 |
Форматирование текста Работа с таблицами |
1 |
|
32 |
Создаём векторные изображения |
1 |
|
33 |
Создаем рекламный буклет |
1 |
|
Защита проекта (1 ч) |
|||
34 |
Растровая графика. Векторная графика. Мир мультимедиа |
1 |
|
Содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (2 ч)
Задачи, цели курса. Растровая и векторная графика, способы организации. Пиксель, разрешение изображения, графические примитивы, чувствительность к масштабированию. Форматы графических файлов. Графические редакторы: многообразие, возможности, область применения. Сохранение графического файла.
СОЗДАНИЕ РАСТРОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (13 ч)
Графический редактор Paint: знакомство с интерфейсом программы, инструментами создания графических изображений, использование различных эффектов – добавление цветов в палитру, обращение цветов, изменение размера и местоположения рисунка, настройка атрибутов рисунка, создание меткого изображения с помощью сетки пикселей. Создание и редактирование графических изображений: букета в вазе, дома «моей мечты», геометрического и растительного орнамента, новогодней и Рождественской открытки.
Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений. Основные функции графического редактора GIMP: создание и редактирование рисунков. Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY. Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (9 ч)
Мир мультимедиа. Виды презентаций. Редактор электронных презентаций MS Power Point. Интерфейс программы, структура окна. Знакомство с интсрументами создания объектов на слайде, правил работы в среде редактора электронных презентаций. Вставка графики, текста, звука. Преобразование графических объектов и создание на их основе новых объектов с использованием возможностей меню группировка-разгруппировка. Анимирование объектов на слайдах и организация переходов слайдов с использованием различных эффектов их анимации. Создание управляющих кнопок и гиперссылок. Пути перемещения объектов.
Текстовый процессор MS WORD (8 ч)
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов. Редактирование текста. Форматирование текста. Работа с таблицами. Сложные таблицы. Создание векторных изображений. Редактор формул. Газетные колонки, поиск и замена слов.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1 ч)
Растровая графика. Векторная графика. Мультимедийные презентации.
Творческие работы: самопрезентация, «Моя семья», «Морское дно», слайд-фильм с эффектами мультипликации, открытка-поздравление, презентация-поздравление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
3. Поурочные разработки по информатике: 5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
4. Поурочные разработки по информатике: 6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
5. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
1. Афанасьева Е. Презентации в Power Point. Шпаргалка. /Издательство: НТ Пресс, 2006г - 160с
Интернет ресурсы.
· http://www.informika.ru/;
· http://www.informika.ru
· http://www.edu.ru
· http://teacher.fio.ru
· http://www.encyclopedia.ru
· http://www.kpolyakov.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.