Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани
МБОУ «Школа №40» г. Рязани
Утверждаю
Директор МБОУ «Школа №___»
__________ /____________ /
Ф.И.О. подпись
Приказ № ___ от «__» ________ 201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования младших школьников: «Ступени к Парнасу»
Учитель: Баклагина Светлана Константиновна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
Ф.И.О. подпись
«___» _________ 20__ года
Пояснительная записка
«Творчество – это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье».
С. Р. Львов
Современные реформы образования ставят перед школой задачу – воспитать всесторонне развитых, творчески активных членов общества. Иными словами, развитие творческого начала в человеке есть требование времени. Творческая активность школьников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности, одной из составляющих которой может быть сочинение собственных стихотворений детьми. Через создание пусть не идеальных, но собственных произведений происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, он, находясь в поиске, обретает свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание и хочет познавать мир. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает маленькому человеку реализовать свои возможности.
Целью настоящей программы является формирование у младших школьников способности через знакомство с аспектами поэтического мастерства создавать стихи. Для осуществления этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
образовательные:
- обучение анализу лирических произведений собственного сочинения и других авторов, их интерпретации;
- расширение знаний об окружающем мире;
- приобретение компетентности в области стихосложения;
развивающие:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка как основа формирования «культуры чувств»;
- развитие интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
- приобщение к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;
воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, приобщение к миру искусства;
- воспитание коммуникативных умений учащихся;
- воспитание общественной активности личности, культуре общения и поведения в социуме;
- формирование положительной мотивации к обучению.
Общая характеристика изучаемого предмета
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого предмета:
- актуальность программы обусловлена необходимостью разрешения проблемы нереализованности учащихся, раскрытию и развитию их способностей;
- занятия литературным творчеством существенным образом влияют на взгляды и убеждения учащихся, формируя их жизненную позицию, способствуя интенсивному развитию образного мышления, творческих качеств личности;
- работа над собственным произведением позволяет развивать литературные вкусы учащихся, вырабатывать у них чуткое, бережное отношение к слову.
Отличительные особенности данной программы:
- программа разработана в соответствии с ФГОС и даёт возможность каждому ученику овладеть азами стихосложения, научиться принципам общения, становясь коммуникабельными, творческими людьми;
- программа разработана для работы групп из 5-8 человек, разного уровня развития и успешности в обучении одного классного коллектива, классным руководителем которого является разработчик настоящей программы;
- программа ставит целью не столько развитие специальных поэтических навыков детей, сколько развитие их восприятия искусства и действительности, становление личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года с выпуском бюллетеней, стенгазет, сборника стихов собственного сочинения; участием в литературных конкурсах и викторинах; организацией встреч с детскими поэтами и писателями; чтением и обсуждением лирики отечественных и зарубежных поэтов. Возраст детей: 7- 10 лет. Программа нацелена помочь ученикам в дальнейшем без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняясь быть индивидуальными и интересными. Курс обучения рассчитан на 34 часа в год. Базовые формы занятий:
- увлекательные тематические занятия;
- экскурсии;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение книг о поэтическом мастерстве;
- беседы - дискуссии;
- тренинги;
- встречи с детскими поэтами и писателями;
- практикум;
- самостоятельная работа;
- работа в фондах школьной библиотеки.
Уровень освоения программы – создание стихов собственного сочинения.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Реализация данной программы предполагает расширение литературного и лингвистического кругозора учащихся, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, овладение навыками анализа поэтических произведений, повышение языковой культуры, развитие творческих способностей, сочинение собственных стихов. К концу освоения программы участники должны:
знать:
-структуру стихотворения, выразительные средства языка, правила чтения и анализа стихотворений;
уметь:
- представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
- вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постичь поэтические идеи;
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно поэтические тексты.
Формирование Универсальных Учебных Действий:
личностные:
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование установки на творчески-гармоничный образ жизни;
метапредметные:
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;
предметные:
- умение вступать в диалог, понимать и принимать различные позиции и точки зрения;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Схема формы контроля.
Форма проведения контроля |
Сроки контроля |
Объект контроля |
Форма предъявления результатов контроля
|
Входная и итоговая диагностика « Выразительные средства языка». |
Сентябрь, март |
Знание выразительных средств, умение находить их и заменять ими «скучные» слова. |
За правильные ответы учащиеся получают баллы, которые вносятся в таблицу достижений. |
Создание собственных стихотворений. |
Октябрь - февраль |
Знание структуры стихотворения, рифмы, выразительных средств языка и умение применять знания на практике. |
Дискуссии за круглым столом, выпуск бюллетеней. |
Выступление с собственными произведениями. |
Март, апрель |
Умение выступать перед публикой, эмоциональное чтение. |
Занесение оценочных баллов в таблицу достижений. |
Издание сборника детских стихов « Поэтическая капель». |
Апрель, май |
Умение отбирать лучшие работы, оформление сборника. |
Презентация сборника, показ лучших работ, награждение грамотами. |
Содержание предмета
1. Увлекательные тематические занятия.
Во время таких занятий большое место уделяется практической работе. Учащиеся знакомятся с такими играми, как «Путаница», « Доскажи словечко», « По строчке», « Рифмоплёты». В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст - в стихотворение. Игры « Доскажи словечко» и « По строчке» учат детей находить и отстаивать свою позицию в коллективе, показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат находить самые яркие образы и преобразовывать «скучные» слова.
2. Экскурсии.
Это запланированные экскурсии на природу, необходимые для более глубокого осмысления и понимания тех или иных образов в литературе (листопад, журчание ручейка, скрип снега под ногами, весенняя капель). Открывая для себя неповторимость, красоту новых мест, красок, форм, звуков в окружающем мире, дети приобретают эмоциональный опыт, который является благодатной почвой для потребности выплеска прекрасного на бумаге. Учить воспринимать зачастую скрытую от детей красоту окружающего мира, увидеть, например, в причудливом корне, необычном камне, засыпанных снегом деревьях художественные образы – значит развивать их фантазию, творческое воображение, художественный вкус.
3. Обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах.
Знакомство с новыми поэтическими произведениями как отечественных, так и зарубежных поэтов. Выразительное чтение произведений преподавателем и детьми. Особое внимание следует уделять развитию эмоциональной реакции на произведение. Только вызвав эмоциональный отклик на произведение, можно добиться его воздействия на сознание, взгляда ученика, поэтому знакомство с произведением нужно начинать с эмоционального восприятия, а не с логического анализа. Вначале ученики говорят, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие чувства пробуждает и только потом выявляется, каким образом создатель заставил нас переживать или радоваться, смеяться или грустить.
4. Чтение книг о поэтическом мастерстве.
Изучение специальной литературы даёт ученикам представление об основах стихотворчества, помогает разбираться в законах создания поэтического произведения. Дети должны узнать, что такое стихотворный размер. Познакомиться с понятиями о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Овладеть понятиями о рифме: рифме мужской и женской, полной и неполной, парной, перекрёстной, окольцовкой. Узнать, что такое строфа и научиться разбираться в разновидности строф.
5. Беседы - дискуссии.
Специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу. Проводятся в форме поэтических вечеров. Любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. Поэтические вечера могут быть посвящены любимым поэтам учеников. В этом случае у каждого ребёнка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.
6. Тренинги.
Подробно затрагивают следующие темы: «Главное в произведении – идея, основная мысль», «Образы вокруг нас», литературная игра «Что на что похоже?», «Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений», «Описание предмета» (композиция описания, сопоставление научного и художественного описания), «Поэзия и штампы» (разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных преподавателем и учениками).
7. Встречи с детскими поэтами и писателями.
В ходе открытых встреч с настоящими поэтами и писателями происходит приобретение детьми опыта самоопределения, эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов.
8. Практикум.
Отрабатывается владение детьми средствами художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Умение определять жанры лирических произведений: поэма, баллада. Ода, басня, элегия, песня.
9. Самостоятельная работа.
Написание собственных стихотворений; выбор темы и выразительных средств; умение передавать свои эмоции к явлениям и предметам.
10. Работа в фондах школьной библиотеки.
Поиск литературы для информативного содержания стихотворения.
Тематическое планирование
№ |
Темы |
Количество часов |
||
1 – 2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1 |
Увлекательные тематические занятия |
8 ч |
5 ч |
3 ч |
2 |
Экскурсии |
2 ч |
4 ч |
3 ч |
3 |
Обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах |
4 ч |
4 ч |
5 ч |
4 |
Чтение книг о поэтическом мастерстве |
5 ч |
4 ч |
5 ч |
5 |
Беседы - дискуссии |
2 ч |
3 ч |
3 ч |
6 |
Тренинги |
2 ч |
2 ч |
4 ч |
7 |
Встречи с детскими поэтами и писателями |
2 ч |
2 ч |
2 ч |
8 |
Практикум |
3 ч |
4 ч |
4 ч |
9 |
Самостоятельная работа |
4 ч |
4 ч |
4 ч |
10 |
Работа в фондах школьной библиотеки |
2 ч |
2 ч |
2 ч |
|
Всего: |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Компьютер с мультимедиапроектором.
2. Диски с записью поэтических художественных произведений.
3. Портреты поэтов и писателей.
4. Дидактические игры.
5. Записи концертных программ оркестров и сборники классической музыки.
Список используемой литературы
1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб.-метод. пособие / М., 2003.
2. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра / М., 1969.
3. Гаврилова Т. Н. Маленькое чудо / М., 2001.
4. Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят / М., 2003.
5. Родари Дж. Грамматика фантазии. / М,, 1977.
6. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики / Сб., 1999.
7. Попов М. Н. Ступеньки к творчеству / М., 2003.
8. Эткинд Е. Разговор о стихах / М., 2002.
9. Матвеева Т. В. От звука до текста / Волгоград, 2005.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.