Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
25.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Титул. лист раб. про волейбол фк.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа

 «Утверждаю»
  Директор МБОУ  Багаевская СОШ


      Приказ  от  __________2019г.  №_____ 

     ______________________ Четина Г..В.


 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Секции «Волейбол»

 

Уровень общего образования           основное общее (5-9 классы)

                                                             среднее общее (10-11 классы)

Количество часов      35

Учитель   Леонов Евгений Викторович

 Программа разработана на основе  комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы. Автор В.И.Лях,  Москва, «Просвещение», 2011 год

 

 

пос. Чаканиха

 


 

            Раздел: «Пояснительная записка»

Дополнительная образовательная программа секции «Волейбол», разработана в соответствии с основной образовательной программой  МБОУ Багаевская СОШ, учебного плана школы, календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год,  комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы. Автор В.И.Лях,  Москва, «Просвещение», 2011 год. Рекомендована Министерством образования РФ.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Задачи :

-Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья,

-Содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.

-Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.

-Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

-Обучение технике и тактике игры в волейбол.

-Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, 

       координационных, а также выносливости, гибкости).

-Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.

-Воспитание моральных и волевых качеств.

            Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в школе» (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

 

Раздел «Общая характеристика дополнительной образовательной программы секции «Волейбол».

 

             Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

             Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

         Принимая в расчёт динамику ухудшения состояния здоровья учащихся в современном обществе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» для учащихся 5–11 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье учащихся.

 Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

           

Раздел: « Место дополнительной образовательной программы секции «Волейбол»

 

           Дополнительная образовательная программа секции  по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол » предназначена для учащихся  5- 11 классов. Программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю, 35 учебных недель. С учетом календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год и расписания школы программа будет пройдена за 35 часов.  Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

 

Раздел: «Содержание дополнительной образовательной программы секции «Баскетбол»

 

Стойки и перемещения

 

            Стойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма

 

Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении)


       
Техника выполнения: в исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были направлены друг к другу. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник. Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются

 

 

 

Приём мяча снизу двумя руками

            Техника выполнения: в исходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонёно вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории полёта мяча.

            Приём мяча перпендикулярно траектории полёта мяча: приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди.

 

 

Верхняя прямая подача мяча

            Техника выполнения: стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки), игрок левой (правой) рукой поддерживает мяч на уровне чуть выше пояса. Взгляд направлен на площадку соперника. Движением левой руки вверх подбросить мяч на высоту чуть выше вытянутой руки над головой и несколько вперёд с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе бьющей рукой вверх-назад за голову. Туловище незначительно отклонить назад и слегка повернуть в сторону ударяющей руки (замах). При выполнении удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе. Ударное движение выполняется ладонной поверхностью напряжённой кисти (пальцы соединены).

            Применение: при введении мяча в игру. Позволяет послать мяч в определённую зону площадки с большой скоростью.

 

 

Передача мяча через сетку в прыжке

            Техника выполнения: прыжок выполняется с места и с укороченного разбега (1–2 шага) толчком двух ног. Передача мяча осуществляется в высшей точке прыжка за счёт активного разгибания рук.

           

Прямой нападающий удар

          Техника выполнения: из высокой стойки, определив характер траектории полёта мяча, выполнить разбег в направлении предполагаемого места выполнения атакующего удара. В последнем шаге разбега нога (чаще правая) ставится вперёд на пятку, к ней приставляется другая нога (стопорящий шаг), руки отводятся назад, ноги сгибаются в коленных суставах. Быстро разгибая ноги с активным взмахом руками вперёд-вверх, выполнить прыжок вверх. В прыжке плечи и бьющая рука отводятся назад, туловище прогибается (замах). Удар производится в высшей точке прыжка. Ударное движение начинается с выведения вперёд локтя бьющей руки. Рука, разгибаясь в локтевом суставе, хлёстким движением кисти ударяет по мячу вниз-вперёд. После удара игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям .

           

Одиночное блокирование

            Техника выполнения: стоя лицом к сетке, ноги согнуты, стопы параллельны и на ширине плеч, руки на уровне груди или лица, кисти расположены параллельно сетке. Определив предполагаемое место нападающего удара, быстро переместиться к месту встречи с мячом приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком (в зависимости от расстояния до места постановки блока). Из приседа, активно разгибая ноги и выпрямляя туловище, подпрыгнуть вверх с выносом рук над сеткой (пальцы разведены и оптимально напряжены). Расстояние между кистями рук чуть меньше диаметра мяча. По достижении верхнего края сетки руки начинают движение вверх-вперёд через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближаются к нему и активно сгибаются в лучезапястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперёд-вниз на площадку соперника. После постановки блока – приземление на полусогнутые ноги .

 

Высота волейбольной сетки в зависимости от возраста и пола игроков

Группы

Высота сетки, см

11–12 лет

13–14 лет

15–16 лет

17 лет и старше

Мальчики, юноши

220

230

240

243

Девочки, девушки

200

210

220

224

 

 

  

Раздел: «Тематическое планирование»

 

 

Раздел, количество часов на раздел

Характеристика деятельности обучающихся

Формы контроля

Оборудование

Верхняя передача в прыжке – 10 часов

Соблюдать технику безопасности при выполнении игровых действий. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдая правила безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия для развития физических качеств.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в организации активного отдыха.

Тест

 

Волейбольная площадка с оборудованием. Волейбольные мячи, стойки, обручи, скакалки, скакалки, мячи набивные, для метания.

Страховочные маты, шведские стенки, эспандеры, резиновые жгуты, табло,

 

Прямой нападающий удар– 6 часов

Зрительный контроль

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад – 4 час

Тест

Совершенствование приема мяча с подачи и в защите – 4 часа

Тест

Подача мяча 2 часа

Тест

Одиночное блокирование и страховка – 3 часов

Тест

Командные тактические действия– 6 часов

Зрительный контроль

 

Раздел: «Календарно – тематическое планирование»

 

Дата

Тема занятия

 

Верхняя передача в прыжке – 10 часов

1

03.09

 

Техника безопасности на занятиях волейболом.

Повторение стойки игрока (исходные положения)

2

10.09

Имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку: с места; с небольшого разбега.

3

17.09

 Верхняя передача мяча в прыжке через сетку после предварительного подбрасывания над собой (прыжок с места).

4

24.09

Передача в прыжке после предварительного подбрасывания мяча вперёд-вверх и небольшого разбега.

5

01.10

Верхняя передача мяча с одной стороны площадки из зоны 6 в зону 3 и 4.

6

08.10

Передача из зоны 6 в зону 3 и в зону 2, из которой передача мяча в прыжке через сетку в зону 6.

7-8

15.10

22.10

Приём мяча снизу над собой и передача сверху в прыжке через сетку

9

05.11

Передача мяча в парах через сетку в прыжке.

10

12.11

Передача мяча в прыжке на точность через сетку.

Прямой нападающий удар– 6 часов

11

19.11

Имитация нападающего удара: в прыжке с места; с разбега.

12

26.11

Имитация нападающего удара в парах

13

03.12

Броски теннисного мяча через сетку в различные зоны площадки в прыжке с места и разбега

14

10.12

 

Нападающий удар по мячу, подброшенному партнёром вертикально вверх на высоту 1–1,5 м над сеткой из зоны 2.

15

17.012

 

Нападающий удар через сетку из зоны 4 с передачи из зоны 3, 2, 4.

16

24.12

Игровое занятие.

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад – 4 час

17

14.01

Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.

18

21.01

Передачи мяча в парах  назад с варьированием расстояния и траектории.

19

28.01

Передачи в парах с передвижением приставными шагами по длине игровой площадки.

20

04.02

Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).

Совершенствование приема мяча с подачи и в защите – 4 часа

21

11.02

Прием мяча в зоне 1 с переводом в 3 зону

22

18.02

Прием мяча в зоне 6 с переводом в 3 зону

23

25.02

Прием мяча в зоне 5 с переводом в 3 зону

24

03.03

Прием мяча с последующим розыгрышем и атакой

Подача мяча 2 часа

25-26

10.03

17.03

Верхняя прямая подача мяча

Одиночное блокирование и страховка – 3 часов

27

31.03

Передвижения вдоль сетки. Имитация блокирования.

28

07.04

Передвижения вдоль сетки в парах.

29

14.04

Блокирование нападающего удара.

 

Командные тактические действия– 6 часов

30

21.04

Командные тактические действия в нападении

31

28.04

Командные тактические действия в защите

32-35

05.05

12.05

19.05

26.05

Учебная игра в волейбол.

 

Раздел « Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности».

 

№ п/п

Учебно-практическое оборудование

Кол-во

1

Мячи волейбольные

15

2

Набивные мячи

8

3

Скакалки

15

4

Мост подкидной

2

5

Волейбольная сетка

1

6

Волейбольные антенны

2

7

Гимнастические скамейки

4

8

Гимнастический козел

2

9

Шведская стенка

2

10

Теннисные мячи

10

 

Учебно-методическая литература.

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
  3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с.
  4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.
  6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.

 

Раздел: «Результаты освоения дополнительной образовательной программы секции «Волейбол».

 

            В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

            и должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • заботиться о своём здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

            В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

            В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:

·         значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

·         правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

·         названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

·         наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

·         упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

·         контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;

·         основное содержание правил соревнований по волейболу;

·         жесты волейбольного судьи;

·         игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

      и смогут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
  • выполнять технические приёмы и тактические действия;
  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;
  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;
  • проводить судейство по волейболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке