ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ФКПОУ №262 _______________ С.Н. Медведев «____» ____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ОП.04 «Допуски и технические измерения»
Профессия 19149 Токарь
Квалификационный разряд 2
Кемерово 2019 -2020 учебный год
Рабочая программа дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения» разработана на основе профессионального стандарта «Токарь» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017 года N 261н, с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) по профессии 19149 Токарь 2-го разряда.
Разработчик:
Сотников В.М. – мастер п/о ФКП ОУ № 262
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №_____ от «____ » ___________ 2019 года
Председатель методической комиссии
_______________ О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
9 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения» является методическим обеспечением ОППО Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №262 ФСИН по профессии 19149 Токарь 2-го разряда.
1.2. Место дисциплины в структуре ОППО
Дисциплина ОП.04 «Допуски и технические измерения» входит в ОП.00 Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели освоения дисциплины П.01
С целью формирования знаний, в пределах квалификационных требований установленных профессиональным стандартом «Токарь» обучающийся в ходе освоения дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения» должен:
Код |
Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом «Токарь» по профессии 19149 Токарь 2-го разряда |
Знать |
|
З- 3 |
Систему допусков и посадок, квалитеты точности, параметры шероховатости |
З- 4 |
Обозначение на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей |
З -8 |
Основы метрологии в объеме, необходимом для выполнения работы |
З- 9 |
Виды и области применения контрольно-измерительных приборов |
З -10 |
Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей |
З -11 |
Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм |
З -12 |
Приемы работы с контрольно-измерительными инструментами для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося -14 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -14 часов
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения» является усвоение обучающимися знаний в пределах трудовых функций профессионального стандарта «Токарь»
Код |
Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом «Токарь» по профессии 19149 Токарь 2-го разряда |
Знать |
|
З 3 |
Систему допусков и посадок, квалитеты точности, параметры шероховатости |
З 4 |
Обозначение на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей |
З 8 |
Основы метрологии в объеме, необходимом для выполнения работы |
З 9 |
Виды и области применения контрольно-измерительных приборов |
З 10 |
Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей |
З 11 |
Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм |
З 12 |
Приемы работы с контрольно-измерительными инструментами для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс |
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик |
Формы промежуточной аттестации |
Обязательная учебная нагрузка обучающихся, час |
Распределение обязательной учебной нагрузки обучающихся в часах по неделям |
||
Всего занятий |
в т.ч. лаб. и практ. занятий |
10 нед. |
11 нед. |
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный цикл |
|
|
|
|
|
ОП.04 |
«Допуски и технические измерения» |
ДЗ |
14 |
4 |
14 |
|
3.2. Тематический план дисциплины ОП.04.
№ п/п
|
Дисциплина Наименование тем |
Количество часов |
Дисциплина ОП.04 «Допуски и технические измерения» |
||
Тема № 1 |
Основы стандартизации. Допуски и посадки гладких деталей |
5 |
Тема № 2 |
Отклонения формы, расположения и шероховатость поверхности деталей |
2 |
Тема № 3 |
Метрология и технические измерения |
6 |
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Итого |
14 |
3.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04
Наименование дисциплины и тем |
Наименование тем уроков, практических занятий обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
Дисциплина ОП.04 «Допуски и технические измерения» |
14 |
|
|||||
Тема №1.Основы стандартизации. Допуски и посадки гладких деталей (5 часов) |
|||||||
Тема № 1. Основы стандартизации. Допуски и посадки гладких деталей |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
5 |
|
||||
Содержание учебного материала |
3 |
||||||
1 |
1 |
Основные понятия. Размеры. (Взаимозаменяемость, стандартизация и качество продукции. Понятия о размерах отклонениях и допусках. Действительный размер. Условие годности. Графическое изображение отклонений и допусков) |
1 |
1 |
|||
2 |
2 |
Сопряжения и посадки. (Понятие о сопряжениях. Определение характера соединений. Образование посадок. Поля допусков отверстий и валов) |
1 |
1 |
|||
3 |
3 |
Основные принципы построения ЕСДП. (Система допусков и посадок, квалитеты точности, посадки в системах отверстия и вала) |
1 |
1 |
|||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
2 |
|
|||||
4 |
1 4 |
Отклонение размеров. Практическое задание №1. Нахождение величин предельных отклонений размеров. |
1 |
2 |
|||
5 |
2 5 |
Зазоры и натяги. Практическое задание №2. Определение допусков зазоров и натягов по обозначению поля допуска на чертеже с использованием справочных таблиц |
1 |
2 |
|||
Тема № 2. Отклонения формы, расположения и шероховатость поверхности деталей (2 час.) |
|||||||
Тема № 2. Отклонения формы, расположения и шероховатость поверхности деталей |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
2 |
|
||||
Содержание учебного теоретического материала |
2 |
||||||
6 |
1 |
Допуски и отклонения расположения поверхности. Шероховатость поверхности. |
1 |
1 |
|||
7 |
2 |
(Обозначение на рабочих чертежах допусков, размеров, форм, взаимного расположения, шероховатости поверхностей. Параметры шероховатости поверхности). |
1 |
1 |
|||
Тема №3. Метрология и технические измерения (6 час.) |
|||||||
Тема № 3. Метрология и технические измерения |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
6 |
|
||||
Содержание учебного теоретического материала |
4 |
||||||
8 |
1 |
Основы метрологии. (Основы метрологии в объеме, необходимом для выполнения токарных работ. Виды и области применения контрольно-измерительных приборов) |
1 |
1 |
|||
9 |
2 |
Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей |
1 |
1 |
|||
10 |
3 |
Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм |
1 |
1 |
|||
11 |
4 |
Приемы работы с контрольно-измерительными инструментами для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб. |
1 |
1 |
|||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
2 |
|
|||||
12 |
5 |
Средства измерения. Практическое задание №3. Выбор средств измерения. Приемы работы с контрольно-измерительными инструментами. |
1 |
2 |
|||
13 |
6 |
Размеры резьб. Практическое задание №4. Определение размеров резьбы простых крепежных наружных и внутренних резьб |
1 |
2 |
|||
Дифференцированный зачет (1 час) |
|
|
|||||
Дифференцированный зачет |
14 |
1 |
Дифференцированный зачет |
1 |
2 |
||
Итого: |
Суммарная учебная нагрузки обучающегося |
14 |
|
||||
включая |
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
10 |
|
||||
в т. ч. практические занятия |
4 |
|
|||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Технологии токарных работ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету
- учебная доска
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- телевизор с диагональю 32 дюйма
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев С.А. Допуски и технические измерения: учебник для студентов учреждений проф. образования /С.А. Зайцев. А.Д. Куранов, А.Н. Толстов.- 13-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2017.- 304 с.
2. Анухин В. И. Допуски и посадки: Учебное пособие. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с.: ил.
Дополнительные источники:
1. Таратина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения: теоретические основы профессиональной деятельности [Текст]: Учеб, пособие / Е.П. Таратина. - М.: Академкнига/Учебник, 2005. - 144 с.: ил.
2. Богдасарова ТА. Допуски, посадки и технические измерения: контрольные материалы.- 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.- 64 с.
3. Палей М. А., Романов А. Б., Брагинский В. А. Допуски и посадки: Справ.: в 2 т. 9-е изд. СПб.: Политехника, 2009. -1159 с.
Интернет- ресурсы (ИР):
1. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://materiaПортал станочников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stanoks.com, свободный. - Загл. с экрана
2. Портал токарного дела и производства в сфере машиностроения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tokar-work.ru/, свободный. - Загл. с экрана
3. Справочник конструктора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sprav-constr.ru/ свободный. - Загл. с экрана
4. Токарное мастерство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// eksmast.ru / свободный. - Загл. с экрана
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия теоретического цикла носят практико - ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете №7 «Технологии токарных работ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
1. Учебная доска
2. Компьютер с лицензионным программным обеспечением
3. Телевизор с диагональю 32 дюйма
Теоретические занятия проводятся в аудиторных условиях на макетах, моделях и действующем оборудовании, используя плакаты, образцы и т.д.
Для контроля знаний обучающихся программа включает устный опрос, контрольные вопросы в письменной форме (текущий контроль), выполнение практических заданий, тестовые задания, контрольные работы.
По окончании дисциплины проводится дифференцированный зачет с целью проверки знаний в пределах квалификационных требований установленных профессиональным стандартом «Токарь»
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеют высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера производственного обучения, при отсутствии педагогического образование – должны пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического обучения в области профессионального образования; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
5.1. Контроль результатов освоения дисциплины
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля |
|
Код |
Содержание |
|
|
З 3 |
Система допусков и посадок, квалитеты точности, параметры шероховатости |
Изложить основные понятия системы допусков и посадок. Сообщить квалитеты точности. Назвать параметры шероховатости
|
Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях дисциплины ОП.04, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированного зачета |
З 4 |
Обозначение на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей |
Сообщить правила обозначение на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей |
|
З 8 |
Основы метрологии в объеме, необходимом для выполнения работы |
Сформулировать основные понятия метрологии |
|
З 9 |
Виды и области применения контрольно-измерительных приборов |
Сообщить Виды средств измерения. |
|
З 10 |
Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей |
Описать способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей |
|
З 11 |
Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм |
Описать устройство, назначение контрольно-измерительных инструментов. Назвать правила их применения |
|
З 12 |
Приемы работы с контрольно-измерительными инструментами для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб |
Назвать инструменты для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб. Описать приемы работы с ними |
5.2. Критерии и нормы оценки знаний по дисциплине ОП.04 «Допуски и технические измерения» применительно к различным формам контроля знаний
Предметом оценки освоения дисциплины П.01 является квалификационная характеристика – знать, в пределах трудовых функций профессионального стандарта «Токарь»:
А/01.2.Токарная обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых деталей с точностью размеров по 12-14 квалитетам на универсальных токарных станках (включая конические поверхности);
А/02.2.Обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций;
А/03.2. Нарезание наружной и внутренней резьбы на заготовках деталей метчиком и плашкой;
А/04.2. Контроль качества обработки поверхностей простых деталей с точностью размеров по 12-14 квалитетам
Основные показатели оценки |
Косвенные показатели, влияющие на оценку |
|||
Оценка |
Полнота, системность, прочность знаний |
Обобщенность знаний |
Действенность знаний |
Проявление познавательного интереса, познавательной активности |
«5» |
Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно следственных связей; Формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов |
Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящего так и творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного, творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
«4» |
Изложение полученных знаний в устной письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операции анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей |
Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера с незначительной помощью преподавателя – творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание |
«3» |
Изложение полученных неполных знаний, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя |
Затруднение при выделении существенных признаков изученного при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов |
Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя |
Пассивность, созерцательность познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии отсутствие стремления выполнить более сложное задание
|
«2» |
Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя |
Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод |
Неумение применять знаний в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы преподавателя, самостоятельно выполнить задание) |
Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии |
Мастер п\о ФКП ОУ №262 В.М. Сотников
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.