МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Управление образования администрации города Оренбурга
МОАУ "СОШ №72"
|
|
|
Рабочая программа
дошкольного образования
интеллектуально – развивающей направленности
в подготовительной группе (6-7 лет)
«Готовимся к школе»
|
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Оренбург
2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программ:
Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 6-7 лет «Раз – ступенька, два – ступенька». Программа методически обеспечена курсом «Раз – ступенька, два – ступенька...» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасовой и Н.П. Холиной.
«Практический курс математики для дошкольников»
«Раз - ступенька, два – ступенька» призван:
· дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
· развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
· развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
· развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
·
изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий
с
использованием наглядности;
· раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
· научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.
Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации(например, разложить предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.
Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Цели: развитие мотивации учения дошкольников, ориентированный на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения ,творческих способностей
Задачи:
· подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
· устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
· выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
· давать точный ответ на поставленный вопрос;
· подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).
Планируемые результаты
Предметные:
· выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
· показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
· сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
· определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
· называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
· сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
· пересчитывать элементы данного конечного множества;
· читать любое число от 1 до 10;
· называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька»являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· Учиться планировать учебную деятельность;
· Высказывать свою версию;
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний;
· Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· Слушать и понимать речь других;
· Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
Содержание программы
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку.
Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно -не равно, больше на ... ,меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно
целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов
из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах:
длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от
1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди -сзади, сверху -снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше, раньше -позже, позавчера -вчера -сегодня -завтра -послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью
плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с
помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения
различных величин.
К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, продвижение в развитии познавательных процессов и формирование умений:
планируемый минимум:
- умение находить в обстановке один и много предметов;
- сравнивать группы предметов на основе составления пар;
- считать в пределах 5 в прямом порядке;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать по 5 предметов в порядке возрастания;
- узнавать и называть основные геометрические фигуры;
- определять направления от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
желаемый уровень:
- выделять и называть признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;
- продолжить ряд из предметов с одним изменяющимся признаком;
- находить общий признак группы из 4 -5 предметов, находить лишний;
- считать в пределах 10 в прямом порядке;
- соотносить запись чисел 1 10 с количеством и порядком предметов;
- изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе (до 5 предметов);
- сравнивать с опорой на наглядность рядом стоящие числа в пределах 10;
- правильно устанавливать пространствнно – временные отношения, находить последовательность событий и их нарушение;
- узнавать и называть основные геометрические фигуры;
- измерять длину с помощью условных мер.
Место занятий в учебном плане
«Практический курс математики для дошкольников » - 1 занятие 2 раза в неделю,
Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 31 неделя. Общее количество - 62ч .
Тематическое планирование практического курс математики «Раз - ступенька, два – ступенька»
№ п/п |
тема |
Дата |
Кол час |
Содержание |
1 |
Свойства предметов . Цвет. |
|
2 ч. |
Научить детей определять сходство и различие предметов по цвету. Учить видеть клетку в тетради. |
2 |
Свойства предметов. Форма, размер |
|
2ч. |
Научить детей определять сходство и различие предметов форме, размеру и значению. |
3 |
Сравнение предметов и совокупностей. |
|
1 ч. |
Научить детей выяснять, каких предметов больше (меньше). |
4 |
Сравнение предметов. Знаки «=» и «≠» |
|
1 ч |
Познакомить со знаками «=»(равенство) и «≠»(неравенство) на примере совокупностей предметов. Учимся писать знак «=». |
5 |
Сложение совокупностей. Знак «+». |
|
1 ч |
Познакомить детей со сложением совокупностей. Учить писать знак «+». |
6 |
Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже. |
|
1 ч |
Научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Работа с математическим раздаточным материалом. |
7 |
Пространственные отношения: слева, справа. |
|
1 ч |
Уточнение и формирование представлений «слева», «справа». Работа с математическим раздаточным материалом. |
8 |
Вычитание совокупностей. Знак «-» |
|
1 ч |
Познакомить детей с вычитанием совокупностей. Учить писать знак «-». |
9 |
Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. |
|
1 ч |
Уточнение и формирование представлений «между», «посередине», «внутри», «снаружи». Работа с раздаточным математическим материалом. |
10 |
Число 1. Цифра 1. |
|
2 ч. |
Познакомить с понятиями «много», «один». Научить правильно соотносить цифру с числом предметов. Научить писать цифру 1. |
11 |
Число 2. Цифра 2. |
|
2ч. |
Познакомить детей с образованием числа 2. Научить писать цифру 2. |
12 |
Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. |
|
2 ч. |
Сформировать представление о понятиях «точка», «линия», «прямая и кривая линии», «отрезок», «луч». Закрепить навык написания цифр1,2. |
13 |
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.Счет до трех. треугольник |
|
2ч. |
Познакомить детей с образованием числа 3. Научить правильно соотносить цифры с числом предметов. Научить писать цифру 3. |
14 |
Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник |
|
2 ч |
Продолжить работу над нумерацией чисел 1,2, 3. Сформировать представление о понятиях «замкнутые и незамкнутые линии», «ломаная линия», «многоугольник». |
15 |
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.Счет до четырех. Квадрат. |
|
2 ч. |
Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счете. |
16 |
Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке. |
|
2ч. |
Рассмотреть числовой отрезок. Познакомить со сложением и вычитанием на числовом отрезке. Повторить состав чисел 2,3,4. |
17 |
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. |
|
2 ч |
Познакомить детей с образованием числа 5. Научить сравнивать число 5 с предыдущим. Научить писать цифру 5. |
18 |
Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый счет |
|
2ч |
Познакомить со знаками «>» «<» и записями вида 2<3,4>1. |
19 |
Отношения: раньше, позже. Числовой ряд. |
|
2 ч |
Продолжить работу по нумерации чисел 1,2,3,4,5. Сформировать временные представления «раньше, позже» . |
20 |
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. |
|
2 ч |
Познакомить детей с получением числа 6. Научить писать цифру 6. |
21 |
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. |
|
2 ч |
Познакомить детей с получением числа 7. Научить писать цифру 7. Упражнять в сравнении чисел. |
22 |
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. |
|
2 ч |
Познакомить детей с получением числа 8. Научить писать цифру 8. Учить сравнивать число8 с предыдущими числами. |
23 |
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. |
|
2 ч |
Познакомить детей с получением числа 9. Научить писать цифру 9. |
24 |
Числа от 1 – 9. Прямоугольник |
|
4 ч |
Закрепить знания по нумерации. Знакомство с фигурами. |
25 |
Число 0. Цифра 0. Закрепление |
|
2ч |
Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать цифру 0. Закрепить навык счета. |
26 |
Число 10. Состав числа 10. |
|
2 ч |
Познакомить детей с образованием числа 10, его образованием и записью. |
27 |
Состав чисел 2-10 |
|
6ч. |
Закрепление знаний состава чисел до 10 |
28 |
Решение простых задач |
|
4ч. |
Познакомить с понятием «задача» и ее составными частями. Практическое решение простых задач. |
29 |
Числа 1-10. Упражнения по выбору. |
|
4ч |
Самостоятельная работа под наблюдением. Коррекция знаний |
30 |
Повторение изученного материала. |
|
6ч. |
Закрепить изученный материал. Повторить написание цифр. |
|
ИТОГО |
|
66ч. |
|
Методическое
обеспечение программы
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Ч.1 - 2. Учебное
пособие по математике для дошкольников 6 - 7 лет. М.: Баласс, 2001.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Методические
рекомендации. М.: Баласс, 2001
Список литературы
Для реализации программы «Ступеньки» используются следующие учебники и учебные пособия:
Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька» -методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.