Министерство Науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Глазовский государственный педагогический институт В.Г. Короленко»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
«Я И МОЯ ПЛАНЕТА»
Направленность: естественно-научное
Класс: 1
Срок реализации: 7 месяцев
Количество часов: 19
Место реализации программы: ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт В.Г. Короленко»
Автор: студентка 1 курса 318 группы Соловьева М. В.
Научный руководитель: старший преподаватель каф. ФК и БЖД Петрова З.Н.
Глазов, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Образование и воспитание младших школьников в области окружающей среды является наиболее актуальным направлением работы с молодым поколением.
Изучать окружающий мир очень полезное занятие. В силу своего любопытства ребенок расширяет свой кругозор в области формирования его видения на планету. Дети всегда и везде окружены природой. Зеленые леса, пестрые ковры цветочных лугов, разноцветные бабочки, неповоротливые жуки, резвые птички, загадочные животные – все привлекает внимание ребенка, дает возможность для развития мышления, речи, чувства красоты. Предполагаемая программа позволяет более объемно донести до ребенка все неизведанное, тайное, загадочное, открывая перед собой горизонты информационного поля.
Без приближения ребенка к природе и широкого использования ее в воспитании и обучении младших школьников невозможно качественно воспитать гармонично развитую личность.
Актуальность предложенного экологического курса «Я и моя Планета» заключается в том, что ребенок понимает, что такое окружающая среда, посредством дидактических игр, нестандартных заданий, проведением опытов.
Программа курса «Я и моя Планета» предназначена для детей 1 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 19 часов в году.
Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
1. Формировать интерес к экологии
2. Воспитывать экологическую культуру личности ребенка
3. Расширять знания об окружающей среде
4. Прививать любовь к сохранению окружающей среды
Данная программа естественно-научной направленности с практической ориентацией. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, защита проектов и др.
Содержание данной программы заключается в сочетании теории с практикой. На занятиях создаются проблемные ситуации, игровые моменты с использованием информационно-коммуникативных технологиях. Практика осуществляется в работе с программой «Lening-Аpps».
Данная программа реализуется на базе «Глазовского государственного педагогического института В.Г. Короленко».
Основные принципы работы по разработанной программе являются:
- принцип научности, который заключается в сообщении знаний об окружающей среде и ее состояние на сегодняшний день;
- принцип доступности, который заключается в соответствии образовательного материала с возрастными особенностями обучающихся;
- принцип сознательности, заключается в привлечении внимания на проблемы современного мира и интерпретирование этой информации в сознании ребенка;
- принцип наглядности предусматривает то, что каждое занятие сопровождается иллюстрациями, демонстрациями.
Возраст детей. Экологический курс «Я и моя Земля» предназначена для детей 1 года обучения начальной школы. К обучению могут быть допущены все желающие.
Сведения о квалификации педагогических работников, реализующих образовательную программу: направление подготовки Педагогическое образование, профиль Биология.
Число детей, обучающееся в одной группе: 15.
Сроки реализации: программа рассчитана на 7 месяцев обучения.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Формы подведения итогов: наблюдение, опрос, беседа, приемы «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», «Хокку-хайку», «6 шляп мышления», незаконченные предложения, защита проектов.
Критериями выполнения программы служит:
- детский интерес к изучению окружающего мира и оценка его состояния;
- проявление самостоятельности в творческой деятельности;
- осознание ребенком себя в системе человек-человек, человек-природа
Форма оценки качества умений, знаний, навыков, учитывая возраст обучающихся:
- «банк экологических знаний»
- участие в конкурсах
- проекты
№ п/п |
Содержание разделов, тем. |
Количество часов |
Форма проведения |
Введение. 2 |
|||
1 |
Земля – наш общий дом. |
1 |
|
2 |
Такие мы разные. |
1 |
|
Раздел1. Что мы пьем? 3 |
|||
3 |
Вода и жизнь. |
1 |
|
4 |
Какая бывает вода? |
1 |
|
5 |
Загрязнение воды и его последствия. |
|
|
Раздел 2. Чем мы дышим? 2 |
|||
6 |
Реален ли воздух и из чего он состоит? |
1 |
|
7 |
Существует ли опасный воздух? |
1 |
|
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 4 |
|||
8 |
Кто живет в воде? |
1 |
|
9 |
Почва – живет ли кто-то там? |
1 |
|
10 |
Воздушные полеты. |
1 |
|
11 |
Существует ли жизнь внутри живых организмов? |
1 |
|
Раздел 4. Взаимосвязи в природе. 4 |
|||
12 |
Как дружат растения? |
1 |
|
13 |
Человек природе друг? |
1 |
|
14 |
Невидимые зверюшки. |
1 |
|
15 |
Ребятам о зверятах. |
1 |
|
Раздел 5. Я – экспериментатор. 4 |
|||
16 |
Как получить питьевую воду? (Практическое занятие) |
1 |
|
17 |
Где найти воздух? (Практическое занятие) |
1 |
|
18 |
Кто живет в почве, воздухе, воде? (Наблюдение) |
1 |
|
19 |
Почему все взаимосвязано в природе? (Проект) |
1 |
|
Введение.
Тема: «Земля – наш общий дом»
Планета Земля общий дом для людей, зверей, птиц, растений. Знакомство с глобусом. Компоненты природы: солнце, воздух, вода, земля, растения, животные, недра. Компоненты создаваемой человеком окружающей среды: поселения (деревни, города), транспортные пути (водные, сухопутные, воздушные), сельскохозяйственные угодья, промышленные предприятия (обрабатывающие, добывающие).
Тема: «Такие мы разные»
Разнообразие жизненных форм: растения, животные, бактерии, грибы. Особенности растений и животных различных природных зон и местообитаний. Производители, потребители, разрушители. Роль живых организмов в круговороте вещества и энергии.
Раздел 1. Что мы пьем?
Тема: «Вода и жизнь»
Вода – важнейшее условие существования жизни. Где необходима вода. Приспособления растений и животных для поглощения и сохранения влаги.
Тема: «Какая бывает вода?»
3 состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Переход воды из одного состояния в другое. Процессы образования дождя, снега, града, облаков, тумана, росы, инея.
Тема: «Загрязнение воды и его последствия»
Пути загрязнения водоемов. Последствия загрязнения водоемов.
Раздел 2. Чем мы дышим?
Тема: «Реален ли воздух и из чего он состоит?»
Понятие воздух. Атмосфера. Представление о воздухе, как о самостоятельном веществе. Основные газы воздуха: азот, кислород, углекислый газ, инертные (аргон, неон, гелий). Круговые и столбиковые диаграммы.
Тема: «Существует ли опасный воздух?»
Причины загрязнения атмосферного воздуха. Пути загрязнения воздуха: автотранспорт, сигаретный дым, продукты горения. Последствия загрязнения воздуха. Пути снижения массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов.
Тема: «Кто живет в воде?»
Водная среда обитания. Особенности водной среды. Растения и животные обитающие в воде. Приспособления организмов.
Тема: «Почва – живет ли кто-то там?»
Почвенная среда обитания. Особенности почвенной среды обитания. Растения и животные, обитающие в воде. Приспособления организмов.
Тема: «Воздушные полеты»
Воздушная среда обитания. Особенности воздушной среды обитания. Животные, населяющие воздушную среду. Приспособления организмов.
Тема: «Существует ли жизнь внутри организмов?»
Понятие паразит. Представители паразитов. Место обитания паразитов. Пути заражения. Профилактика.
Раздел 4. Взаимосвязи в природе.
Тема: «Как дружат растения?»
Экскурсия в лес. Классификация растений на группы: деревья, кустарники, травы. Представители. Растения «дружащие» друг с другом. «Растения-враги».
Тема: «Человек природе друг?»
Культура поведения в природе. Помощь человека природе. Вред, наносимый природе человеком. Загрязнение мусором.
Тема: «Невидимые зверушки»
Простейшие. Типы простейших: саркодовые, инфузории, споровики. Представители. Местообитание. Полезная и патогенная микрофлора. Значение.
Тема: «Ребятам о зверятах»
Классификация животных: черви, моллюски, ракообразные, пауки, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Представители. Животные Красной книги. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 5. Я – экспериментатор.
Практическое занятие «Как получить питьевую воду?»
Понятие «очистка воды». Стадии очистки воды: отстаивание, фильтрация, обеззараживание. Добыча воды в различных ситуациях: в поле, в лесу, очистка речной воды.
Практическое занятие «Где находится воздух?»
Доказываем реальность воздуха с помощью опытов: с помощью пакета, с помощью шприца, с помощью молочной бутылки, освежителя воздуха, воздушного шара. Запись наблюдений. Свойства воздуха и использование их в деятельности человека.
Наблюдение «Кто живет в почве, воздухе, воде?»
Наблюдение за почвой. Наблюдение за воздухом. Наблюдение за водой. Наблюдение за обитателями воды и почвы с помощью бинокуляра и микроскопа. Знакомство с макросъемкой.
Проект «Почему все взаимосвязано в природе?»
Круговорот живых организмов в природе. Написание проекта. Защита проектов.
Личностные:
1. Способность использовать основные знания для формирования мировоззренческой позиции.
2. Способность использовать экологические знания в различных сферах жизнедеятельности.
3. Способность работать в коллективе.
Метапредметные:
1. Владение базовыми (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах экологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды.
2. Владение знаниями основ природопользования, экономики природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды.
3. Владение начальными знаниями о физике, химии.
Предметные:
1. Уметь выявлять и анализировать проблемы взаимосвязей в окружающей природной и социальной среде.
2. Осуществлять прогностическую и рефлексивную оценку деятельности в процессе выполнения экологических заданий.
3. Уметь работать с научной литературой.
После изучения программы учащиеся должны уметь:
1. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
2. Уметь решать экологические ситуации с помощью программы «Lerning apps».
3. Прогнозировать результаты работы.
4. Рационально выполнять задание.
6. Презентовать свой макет в устной форме.
7. Представлять одну и ту же информацию различными способами.
8. Самостоятельно проектировать работы.
9. Уметь получить питьевую воду.
10. Наблюдать за живой природой и фиксировать свои наблюдения в дневнике наблюдений.
После изучения программы учащиеся должны знать:
1. Экологические термины: «экология», «окружающая среда», «компоненты природы», «атмосфера», «загрязнение», «глобус» и др.
2. Разнообразие живых организмов: растения, животные, бактерии, грибы.
3. Среды обитания живых организмов.
4. Взаимосвязи в живой природе.
5. Значение живых организмов в природе.
Для организации работы по данной программе предполагается наличие:
1. Компьютерного класса, с выходом в интернет.
2. Развивающие материалы: тесты, кроссворды, дидактические игры.
3. Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических инструкционных карт; действующей выставки проектов обучающихся; методических разработок и планов конспектов занятий.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- дидактические карточки по разнообразию живых организмов: животные, растения, бактерии, грибы.
- инструкция по работе в программе «Lerning apps»
1. Методическое пособие для учителей по курсу «Наша окружающая среда» для 1 класса средней школы/Колл. Авт. – Екатеринбург: ООО «УралЭкоЦентр.» - 96 с.
2. Методическое пособие для учителей по курсу «Наша окружающая среда» для 3 классса средней школы/ Колл. Авт. – Катеринбург: ОО «УралЭкоЦентр». – 136 с.
3. Методичесткое пособие для учителей по курсу «наша окружающая среда» для 2 класса средней школы/ колл. Авт. – екатеринбург: ООО «УралЭкоЦентр» . – 104 с.
4. Программа внеурочной деятельности по экологии «Экология для 1-4 кассов» [Электронный ресурс]. – Иркутск, 2016. – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-ekologii-ekologiya-dlya-klassov-2073752.html - 20.11.2019
5. Программа экологического кружка [Электронный ресурс]. – Луганск, 2014. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2015/03/16/programma-ekologicheskogo-kruzhka - 19.11.2019
6. Рабочая программа экологического кружка «Тайны природы» [Электронный ресурс]. – г.о. Балашиха, 2015. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-ekologicheskogo-kruzhka-1060676.html - 19.11.2019
7. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6-11 классы/ Авт.-сост. Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. – Москва.: ВАКО, 2015. – 128с. – (мастерская учителя биологии)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Экология и природопользование» [Текст]: утвержден приказом министертсва образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 998/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2016.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.