Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей математики, физики, информатики Протокол №_____от «____»_____________20____г Руководитель МО _________ Коротаева Н.А.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Мерзликина Г.В «_____»______________20___г |
«Утверждаю» Приказ №_____ от «____» __________20___г Директор школы _________ Щербатых А.И.
|
Рабочая программа элективного курса
«Секреты уравнений»
для 9 класса
Составил: учитель математики
первой квалификационной категории
Путинцева Е. П.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Целями данного элективного курса являются:
- формирование навыков исследовательской работы, способствование укреплению межличностных связей, развитие коммуникативных навыков;
- расширить знания учащихся о решении иррациональных уравнений, уравнений, содержащих знак абсолютной величины, уравнений с параметрами;
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачами курса являются:
- углубление навыков работы учащихся с учебной литературой: книгами, справочниками, таблицами и т.п.;
- расширить и углубить понимание учащимися методов решения уравнений;
- развитие организаторских способностей учащихся, умений правильно оценить свои возможности при работе в группе;
- развитие логической культуры;
- подготовка учащихся к выпускному экзамену как в 9 так и к ЕГЭ в 11 классе.
Курс рассчитан на 8 часов. Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 классов посвящён таким темам курса алгебры как уравнения с параметрами, модулями, иррациональным уравнениям. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры данные задачи практически не рассматриваются (или рассматриваются недостаточно).
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и одним из его направлений является развитие логической культуры, т. к. очень серьезные трудности логического характера вызывают обычно уравнения указанных типов с некоторыми дополнительными требованиями.
Организация обучения на занятиях должна быть направлена на развитие логического мышления, самостоятельной исследовательской деятельности. Основным направлением работы является подготовка учащихся к экзаменам.
В зависимости от конкретных условий (например, количества учащихся, уровня математической подготовки и т.п.) занятия можно проводить как в традиционной лекционно – практической форме, так и в индивидуально – групповой. Класс предлагается поделить на 3 группы, каждая из которых изучает свой тип уравнений, и в ходе занятий обменивается приобретенным опытом. Последнее занятие можно провести в виде блиц – турнира по решению различных типов изученных уравнений с участием всех участников групп на различных этапах. При этом предлагаемые задачи лучше структурировать по уровню сложности, чтобы ребята имели возможность проявить себя с лучшей стороны.
В данной рабочей программе применяются следующие сокращения:
Тип урока |
Форма контроля |
||
УОНМ |
Урок ознакомления с новым материалом |
УС |
Устный счёт |
УЗИ |
Урок закрепления изученного |
УО |
Устный опрос |
УПЗУ |
Урок применения знаний и умений |
ФО |
Фронтальный опрос |
УОСЗ |
Урок обобщения и систематизации знаний |
СР |
Самостоятельная работа |
УПКЗУ |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
ИЗ |
Индивидуальное задание |
КУ |
Комбинированный урок |
Т |
Математический тест |
УКЗ |
Урок коррекции знаний |
МД |
Математический диктант |
|
|
ПР |
Практическая работа |
|
|
КР |
Контрольная работа |
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю – 0,25, кол-во часов всего – 8, резерв – 0)
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего |
Уроки |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экзамены, зачеты |
||
1 |
Уравнения с параметрами |
3 |
3 |
|
|
|
2 |
Уравнения, содержащие знак абсолютной величины |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
Иррациональные уравнения |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
1 |
Содержание тем учебного курса
1. Уравнения с параметрами
Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения с параметрами.
Учащиеся должны знать:
-понятие параметра;
-методы решения простейших уравнений с параметрами.
уметь:
-решать простейшие уравнения с параметрами.
2. Уравнения, содержащие знак абсолютной величины
Простейшие уравнения с модулями. Решение уравнений с модулями с помощью совокупности систем. Решение уравнений с модулем методом интервалов.
Учащиеся должны знать:
- понятие модуля;
- методы решения уравнений с модулями;
уметь:
-решать простейшие уравнения с модулями различными способами.
3. Иррациональные уравнения
Уравнения, содержащие неизвестное под знаком корня (радикала).
Учащиеся должны знать:
- арифметический квадратный корень,
- посторонние корни, область допустимых значений (ОДЗ) уравнения
- некоторые методы решения иррациональных уравнений;
уметь:
-решать иррациональные уравнения.
4. Итоговое занятие.
Блиц-турнир по решению изученных типов уравнений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела (темы) программы с указанием общего количества часов |
Тема урока |
Колво часов |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Демонстрация |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
13 |
1 2 3
|
Уравнения с параметром (3 ч)
|
Уравнения с параметром
|
3 |
УОНМ УЗИ УПЗУ |
понятие параметра, количество корней уравнения в зависимости от параметра |
|
-знать определение корня уравнения, понятие уравнения с параметром, некоторые приемы решений уравнений с параметром -уметь решать простейшие уравнения с параметрами |
ФО СР ИЗ |
|
31.10 14.11 21.11
|
|
4 5
|
Уравнения, содержащие знак абсолютной величины (3ч) |
Уравнения, содержащие знак абсолютной величины |
2 |
КУ УПЗУ |
модуль числа, графическая интерпретация модуля уравнения, содержащие знак абсолютной величины |
|
-знать понятие уравнения с модулем, некоторые приемы решений уравнений с модулем -уметь решать уравнения содержащие знак абсолютной величины |
ИЗ СР |
|
28.11 5.12
|
|
6 7
|
Иррациональные уравнения (2ч) |
Иррациональные уравнения |
2 |
УОНМ УЗИ |
арифметический квадратный корень, посторонние корни, область допустимых значений (ОДЗ) уравнения |
|
-знать определения арифметического квадратного корня, ОДЗ уравнения -уметь решать несложные уравнения, содержащие радикалы |
СР ИЗ |
|
12.12 26.12 |
|
8 |
Итоговое занятие (1ч) |
Итоговое занятие |
1 |
УПЗУ УПКЗУ |
уравнения с параметрами; уравнения, содержащие знак абсолютной величины; иррациональные уравнения |
|
-уметь решать уравнения с параметром, модулем, иррациональные уравнения |
Блицтурнир |
|
16.01 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
-понятия параметра, постороннего корня, области допустимых значений уравнения;
-определение модуля, арифметического квадратного корня;
уметь:
- решать несложные уравнения с параметрами;
-решать уравнения с модулем;
-решать иррациональные уравнения.
1. Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы/Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013.
2. Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы/Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2009.
3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2002.
4. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В.В, Мельников И.И., Олехник С. Н., Пасиченко П.И. – М.: Наука, 1987.
5. Ященко И.В, Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015.
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы / Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427).
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.