Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
география
9 кл
09.12.2021
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс
Рабочая программа элективного курса по географии Подготовка к ГИА 9 класс -.docx

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса по географии

 

Основные вопросы географии

 

для учащихся 9х классов.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Пояснительная записка

      Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

 Нужно  уделить особое внимание как  подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.  Дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который  изучался  в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.

  Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

 

Задачи курса:

·         повторить теоретические основы курса географии;

·         отработать практические навыки и умения;

·         закрепить основные правила оформления экзаменационных работ,  разные типы заданий;

·         повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

·         анализировать  природные, экономические и социальные явления;



 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

1.     основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

2.     географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

3.     различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

4.     специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

5.     природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

·          выявлять причинно-следственные связи;

·          выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

·         составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

·         решать практические задачи разной степени сложности;

·         сравнивать различные явления, территории и делать выводы

·         развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

·         основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

·         основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

·         географические районы, их территориальный состав;

·         отрасли промышленности.

 

 

 

 


Тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. 

1


2


Источники географической информации


8


3


Природа Земли и человек


4


4


Материки, океаны, народы и страны.


4


5


Природопользование и геоэкология.


3


6


География России


11

7


Итоговое тестирование


3

 

Содержание   программы

Введение. 

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов      (КИМ).

Источники географической     информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Природа Земли и    человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Изучение элементов погоды. 

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные.


Материки, океаны, народы и страны

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 

Природопользование      и       геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  

Основные типы        природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География     России 

Природа          России

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

 

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 

Население       России 

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.


Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.


Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.


Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Хозяйство       России

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами.


Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.


Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.


Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей      животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших     отраслей.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.


Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.   Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть      страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.


Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.


Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.

 

Требования по окончании курса: 

Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 

Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 



 

Календарно-тематический план

дата

Тема занятия

Теория

Практика

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

 

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии 

 

 

Источники географической информации. 7 часов

2

 

Географические модели

1

 

3

Масштаб 

1

4

Условные знаки

1

5

Способы картографического изображения

1

6

Градусная сеть

1

7

Географические координаты

1

8



Выдающиеся  географические  исследования,  открытия и путешествия


1



Природа Земли и человек – 4 часа

9

Земная кора и литосфера

1

10

Гидросфера, ее состав и строение

1

11

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция

1

12



Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1



 

13

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

Материки, океаны, народы и страны 4 часа

 

14

Основные черты природы Африки. Австралии

1

15

Основные черты природы Северной и Южной Америки

1

 

16

Полярные области Земли 

1

17

Основные черты природы Евразии

1

 

Природопользование и геоэкология – 3 часа

18

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

1

19

Основные типы природопользования

1

20

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

 

География России - 12 часов

 

21

Рельеф России

1

 

22

Полезные ископаемые России

1

23

Климат России 

1

24

Политико-административное устройство России

1

25

Численность и естественный прирост населения

1

26

Городское и сельское население

1

27

Миграции населения

1

28

Важнейшие МОК России и их география

1

29

Западный макрорегион

1

30

Восточный макрорегион

1

31

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

Итоговое тестирование – 3 часа

32

Работа по КИМам

1

33

Работа по КИМам

1

34

Работа по КИМам

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы.

Тема «Источники географической информации».

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Определение расстояний, направлений, оценка территории  по топографическому плану;

Построение профиля рельефа  местности

Тема «Природа материков».

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;

Определение  положения пункта, климат которого соответствует представленной  климатограмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.

3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014 

4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010 
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа, 2014.

6. Интернет –
ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Программа элективного курса по географии

Программа элективного курса по географии

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Тематический план №

Тематический план №

Определение направлений на глобусе, плане и карте

Определение направлений на глобусе, плане и карте

Основные типы природопользования

Основные типы природопользования

Россия — многонациональное государство

Россия — многонациональное государство

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей

Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия

Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия

Географические координаты 1 8

Географические координаты 1 8

Полезные ископаемые России 1 23

Полезные ископаемые России 1 23

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте

России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008

России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2021