Программа элективного курса по географии
Основные вопросы географии
для учащихся 9х классов.
.
Пояснительная записка
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.
Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).
Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.
Задачи курса:
· повторить теоретические основы курса географии;
· отработать практические навыки и умения;
· закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;
· повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
· анализировать природные, экономические и социальные явления;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
· выявлять причинно-следственные связи;
· выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
· составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
· решать практические задачи разной степени сложности;
· сравнивать различные явления, территории и делать выводы
· развивать картографическую грамотность школьников.
Называть (показывать):
· основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
· основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
· географические районы, их территориальный состав;
· отрасли промышленности.
Тематический план
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
Содержание
программы
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной
итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии .
Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения
государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой.
Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в
различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из
численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по
указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по
длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Определение
направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах,
выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной
азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной
точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с
указанными географическими координатами.
Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная
кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Гидросфера,
ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат.
Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое
природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные
комплексы: природные,
природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной
Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География России
Природа России
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и
равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа,
Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления.
Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере.
Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Факторы,
определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности,
циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения
тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки,
испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы
передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы
изучения и прогнозирования климатических явлений.
Население России
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое
сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности
воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного
прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения
численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.
Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический
фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой
состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География
религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах
и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские
агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность.
Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные
проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны
расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления
миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Хозяйство России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в
хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире
по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи,
крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов
и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом
балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные
современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы
их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой
промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные
бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы
угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы
размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии.
Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими
отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические
следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству
продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства
металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности
географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.
Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и
его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими
отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий
химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности,
особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические
комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана
окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими
отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности.
Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные
лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и
охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и
деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и
металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии
военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных
отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы
развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших
зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее
национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов
эксплуатационного назначения.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими
отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география
важнейших отраслей.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими
отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой
промышленности.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его
развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный,
водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов
транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие
проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География
российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей
человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его
благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян
жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории
и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие
рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов.
Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России
набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа
формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и
заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном
производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение.
Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая
заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый
характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое
развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни
населения в экстремальных условиях.
Требования по
окончании курса:
Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной
работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по
географии.
Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА
Календарно-тематический план
№ |
дата |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
|
ВЕДЕНИЕ 1 ч. |
|||||
1 |
|
Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии |
|
|
|
Источники географической информации. 7 часов |
|||||
2 |
|
Географические модели |
1 |
|
|
3 |
Масштаб |
1 |
|||
4 |
Условные знаки |
1 |
|||
5 |
Способы картографического изображения |
1 |
|||
6 |
Градусная сеть |
1 |
|||
7 |
Географические координаты |
1 |
|||
8 |
|
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
|
|
|
Природа Земли и человек – 4 часа |
|||||
9 |
Земная кора и литосфера |
1 |
|||
10 |
Гидросфера, ее состав и строение |
1 |
|||
11 |
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция |
1 |
|||
12 |
|
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка |
1 |
|
|
13 |
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом |
1 |
|||
Материки, океаны, народы и страны 4 часа |
|||||
14 |
Основные черты природы Африки. Австралии |
1 |
|||
15 |
Основные черты природы Северной и Южной Америки |
1 |
|||
16 |
Полярные области Земли |
1 |
|||
17 |
Основные черты природы Евразии |
1 |
|||
Природопользование и геоэкология – 3 часа |
|||||
18 |
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. |
1 |
|||
19 |
Основные типы природопользования |
1 |
|||
20 |
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере |
1 |
|||
География России - 12 часов |
|||||
21 |
Рельеф России |
1 |
|||
22 |
Полезные ископаемые России |
1 |
|||
23 |
Климат России |
1 |
|||
24 |
Политико-административное устройство России |
1 |
|||
25 |
Численность и естественный прирост населения |
1 |
|||
26 |
Городское и сельское население |
1 |
|||
27 |
Миграции населения |
|
|||
28 |
Важнейшие МОК России и их география |
1 |
|||
29 |
Западный макрорегион |
1 |
|||
30 |
Восточный макрорегион |
1 |
|||
31 |
Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. |
1 |
|||
Итоговое тестирование – 3 часа |
|||||
32 |
Работа по КИМам |
1 |
|||
33 |
Работа по КИМам |
1 |
|||
34 |
Работа по КИМам |
1 |
Практические работы.
Тема «Источники географической информации».
Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.
Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;
Построение профиля рельефа местности
Тема «Природа материков».
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».
Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;
Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.
Литература
1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой
аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.
2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.
3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой
форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014
4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой
форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа,
2014.
6. Интернет – ресурсы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.