Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Решение сложных задач"
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Решение сложных задач"

Оценка 4.8
pdf
08.02.2020
Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Решение сложных задач"
Элективный курс (химия)-10 класс.pdf



                                       Пояснительная записка

 

Данный элективный курс - практикум по выбору предназначен для учащихся 10-11 классов. Его программа рассчитана на 2 года обучения – 34 часа в 10 классе (1 час в неделю) и 33 часа в 11 классе (1 час в неделю). 

В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые рассматриваются в базовом курсе химии, а также типы расчетных и экспериментально – расчетных задач повышенного уровня, не представленных в базовом курсе химии.

Курс – практикум  «Решение сложных задач по химии» разделен на четыре блока: 

10        класс – задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси, решение задач с использованием стехиометрических схем, 

11        класс – задачи на вывод формулы вещества, комбинированные задачи.

 

Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения - главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

Цель курса:

Создать условия для поступления учащихся в учебные заведения с химическим профилем; для творческой самореализации и развития познавательного интереса, умения отстаивать свою точку зрения.

Задачи курса :

1.                     Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

2.                     Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.

3.                     Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.

4.                     Создать учащимся условия для успешной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ в 11 классе.

В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы: 

-фронтальный разбор способов решения новых типов задач, 

-групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач,

-                    коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, 

-решение расчетно-практических задач,  -составление учащимися оригинальных задач, 

-работа учащихся над творческими проектами.

Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируются по каждому блоку, по окончании курса планируется защита учащимися разработанных проектов.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

-                    производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;

-                    производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;

-                    производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;

-                    определять состав смеси, все  или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;

-                    производить вычисления по стехиометрическим схемам;

-                    выводить формулы веществ на основе различных данных

На первом занятии учитель объясняет цели и задачи данного курса и предлагает учащимся выполнить творческие задания:

-                    подобрать из разных источников или (и) составить оригинальные задачи:

а) определенного типа (например, «Газовые смеси»)

б) по выбранной теме (например, «Соединения азота»);

-                    смоделировать и изготовить прибор для определения массовой доли примесей в природных карбонатах, определения состава кристаллогидрата карбоната натрия, определения количественного состава смеси, содержащей металл и т. п.

 

 При составлении данной программы  в основу был положен элективный курс Л.И.Штепа «Способы решения расчетных задач по химии», сборник элективных курсов «Химия, 10-11 классы», составитель В.Г.Денисова, Волгоград, издательство «Учитель»,2010,166 с.

 

Тематический план

 

Тема

Кол-во часов для занятий

10 класс  

1.                 Вычисление массы (объема) компонентов смеси

2.                 Решение задач с использованием стехиометрических схем  

 

20

14

 

           

Итого:

34 ч

11 класс

3.                 Решение задач на вывод формулы вещества

4.                 Решение комбинированных задач.

 

 

 

 

22

11

Итого:

33 ч

Программа

 

1.   Вычисление массы (объема) компонентов смеси. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.

2.   Решение задач с использованием стехиометрических схем. Расчеты на получение веществ из исходного сырья в несколько стадий.

3.   Задачи на вывод формулы вещества. Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.

Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.

4.   Комбинированные задачи. Решение задач повышенной сложности.  

 

Календарно -- тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата 

10 класс

Вычисление массы (объема) компонентов смеси – 20 часов

1

Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами.

1

 

2-5

Решение типовых задач

4

 

6

Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом 

1

 

7-10

Решение типовых задач

4

 

11

Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

 

12-15

Решение типовых задач

4

 

16

Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

 

17-20

Решение типовых задач

4

 

Решение задач с использованием стехиометрических схем – 14 часов

21

Расчеты на получение веществ из исходного сырья в несколько стадий.

1

 

22-23

Решение типовых задач

2

 

24-25

Решение заданий по выполнению схем превращений.

2

 

26-27

Выполнение типовых схем превращений с участием неорганических веществ

2

 

28-29

Выполнение типовых схем превращений с участием органических веществ

2

 

30-34

Решение задач и упражнений  в формате ЕГЭ

5

 

 

Итого:

34 ч

 

11 класс

Задачи на вывод формулы вещества – 22 часа

1-4

Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов

4

 

5-6

Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду.

2

 

        7-10      Вывод молекулярной формулы вещества по               4              

относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.

           11-14 Нахождение молекулярной формулы вещества по       4              

его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. Расчётные задачи

          15-18 Вывод формулы вещества на основе общей                 4              

формулы гомологического ряда органических соединений 

19-22 Нахождение молекулярной формулы органического 4    соединения по массе (объёму) продуктов сгорания.

Расчётные задачи

Комбинированные задачи – 11 часов

          23-27 Решение задач повышенной сложности.                       5              

          28-33 Решение задач и упражнений в формате ЕГЭ               6              

     Итого: 33 ч                                             Литература для учащихся

 

1.               Глинка, Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. J1.: Химия, 1984.-264 с.

2.               Глинка, Н. Л. Общая химия., Л.: Химия, 1974. - 727 с.

3.               Гудкова, А. С, Ефремова, К. М., Магдеспева, Н. Н., Мельчакова, Н. В. 500 задач по химии. - М.: Просвещение, 1977.     159 с.

4.               Кузьменко, Н. Г., Еремин, В. В. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов.    М.: Оникс 21 век, 2001. - 544 с.

5.               Кузьменко, П. Е., Еремин, В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.    560 с.

6.               Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В., Попков, В. А. Начала химии, современный курс для поступающих в вузы. - М: Федеративная книготорговая компания,

1997. - 384 с.

7. Новошинский, И. И., Новошинская, П. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. - М.: Оникс 21 век, 2004.    176 с.

      8.Хомченко, Г. П. Химия для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1994.-447 с.

      9.Хомченко, Г. П., Хомченко, И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - М.: Новая волна, 1997. - 303 с.

     10. Химия. ЕГЭ-2017. 10-11 классы. Тематический трениг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие/Под ред.

В.Н.Доронькина. – Ростов н\Д: легион, 2016. – 640 с. – (ЕГЭ)

                                           

Литература для учителя

 

1.     Глинка, Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. J1.: Химия, 1984.-264 с.

2.     Глинка, Н. Л. Общая химия.  Л.: Химия, 1974. - 727 с.

3.     Михилев, Л. А., Пасет, Н. Ф., Федотова, М. И. Задачи и упражнения по неорганической химии. -Л.: Химия, 1985. - 232 с. 

4.     Оржековский, П. А., Давыдов, В. Н., 'Гитов, П. А., Богомолова, II. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. - М.: Аркти, 1999. - 152 с.

5.     Рэмсден, Э. 11. Начала современной химии. - Л.: Химия, 1989. -784 с.

6.     Семенов, И. Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов).

В 4 вып. - Л.: Ленинградский ун-т, 1991. - 16 с.

7.     Шгремплер, Г. И., Хохлова, А. И. Методика решения расчетных задач по химии. 8 -  11 кл.    М: Просвещение, 2000. -207 с.

8.     Рябов М.А. ЕГЭ. 1000 заданий с ответами и решениями по химии. Все задания части 1 и 2 / М.А.Рябов. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 399.

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Решение сложных задач"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Решение сложных задач"

Пояснительная записка Данный элективный курс - практикум по выбору предназначен для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка Данный элективный курс - практикум по выбору предназначен для учащихся 10-11 классов

Создать учащимся условия для успешной подготовки к итоговой аттестации в формате

Создать учащимся условия для успешной подготовки к итоговой аттестации в формате

При составлении данной программы в основу был положен элективный курс

При составлении данной программы в основу был положен элективный курс

Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений

Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений

Выполнение типовых схем превращений с участием неорганических веществ 2 28-29

Выполнение типовых схем превращений с участием неорганических веществ 2 28-29

Кузьменко, Н. Г., Еремин, В. В

Кузьменко, Н. Г., Еремин, В. В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020