Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 10-11 классы

  • docx
  • 02.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Элективный курс. 10-11 классы.docx

«Рассмотрено и принято»

Руководитель ШМО

_______/Виноградова С.П./

Протокол № 1 от

«28» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ МО Плавский район

«Молочно-Дворская СОШ»

_________/Морозова Л.А./

«29» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ МО Плавский район

«Молочно-Дворская СОШ»

 __________/Дроздов С.С./

Приказ № __  от

«01» сентября 2016 г.

  


      

      

 

                                                                                                                                   

 

Рабочая программа педагога

Виноградовой Светланы Петровны,

I квалификационная категория,

элективного курса

«Русский язык в формате ЕГЭ»

10-11 классы

 

 

Срок реализации программы – 2 года


 

 

 

 

 

                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                                 педагогического   совета

                                                                                                                 Протокол № 1  от

                                                                                                                 «30» августа 2016 г.

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

                                                                                                                         Пояснительная записка

                                                                                                                                              Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ОГЭ» содержит:

·         пояснительную записку;

·         содержание программы;

·         технологию организации учебного процесса;

·         формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

·         требования к результатам работы элективного курса;

·         тематическое планирование;

·         список литературы.

 

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также яв­ляется элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

 

Цели элективного курса:

·         гуманитарное развитие учащихся;

·         развитие творческих способностей личности;

·         овладение учащимися свободной письменной речью;

·         подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 

Задачи элективного курса:

·         помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;

·         совершенствование практической грамотности;

·         совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

·         формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

·         совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

·         совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

·         формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

                               Технология организации работы элективного курса                              

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, практические  работы.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

·         работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

·         самостоятельная работа;

·         работа в группах, парах;

·         индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Своеобразие и специфика данной программы  состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

Программа рассчитана на 35 часов и адресована учащимся 10 класса.

Содержание программы

Теоретический аппарат курса.

 Введение. Задачи элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016-2017 учебного года.

Орфоэпические нормы.

Лексические нормы.

Морфологические нормы.

Синтаксические нормы.

Пунктуационные нормы.

Трудные случаи правописания.

Трудные случаи пунктуации.

Лингвистический анализ текста.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

Комментарий  основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Заключительная часть сочинения.

Практикум.  Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.

Речевые нормы.  Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Знаки препинания при обособленных  и однородных членах предложения.

Синтаксические нормы.

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

Синтаксический анализ предложения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Построение предложения с деепричастным оборотом.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Текст, стили и функциональные типы речи.

Лексическое значение слова (3), лексические нормы (5, 22), функционально-смысловые типы речи (21).

Орфография: правописание корней (8) и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (11).

Правописание суффиксов различных частей речи (10).

Орфография: правописание  -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи (14).

Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание (12, 13).

Языковые нормы (4, 5 ,6 ,7).

Морфологические нормы и морфологический анализ.

Орфография: правописание НЕ и НИ.  Основные способы словообразования.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.  Сложное предложение с различными видами связи.

Текст. Средства связи предложений в тексте (2, 23)

Лингвистический анализ текста.

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей (24).

Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа занятий элективного курса предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2014-2016 годов для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности  по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

- промежуточный (проводится в форме творческих работ);

- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 51).

Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»)

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование. 10 класс

№ п/п

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

1.

Введение. Задачи элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ».  Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016 -2017 учебного года. Структура ЕГЭ, часть С. Критерии оценивания

Мини-лекция. Практикум.

Работа с текстом,  критериями оценивания сочинений (задание 25).

 

2.

Композиция сочинения - рассуждения

Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

 

3.

К 1. Формулирование проблемы.

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

4.

К 2. Комментарий к проблеме.

Практикум

Анализ комментариев к тексту, работа с клише.

 

5.

К 3. Авторская позиция.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

 

6.

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

7-8.

Пробное сочинение по типу ЕГЭ

Сочинение

Создание текста, оценивание

 

9.

Анализ работ учащихся, редактирование

Практикум

Анализ работ, правка своих сочинений

 

10.

Тема и проблема текста. Как определить проблему?

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

11.

Как прокомментировать проблему. Виды комментария.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Анализ работ, создание текста

 

12.

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

13.

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

14.

К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.

Литературный аргумент.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Элементы сочинения, анализ текстов

 

15.

К 5. Построение текста, абзацное членение, логические ошибки

Мини-лекция, практикум

Создание текста, оценивание

 

16.

Фактические ошибки

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 

17.

Соблюдение этических норм

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 

18.

Соблюдение языковых норм, виды ошибок

Мини-лекция, практикум

Анализ сочинений, тест

 

19-20.

Речевые, грамматические ошибки

Практикум

Тест. Анализ работ. Работа в парах

 

21.

К 6. Точность и выразительность речи

Практикум

Творческая переработка текста, редактирование

 

22.

Финал сочинения

Практикум

Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ.

 

23-24.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

Комплексное применение знаний

Работа с текстом

 

25-26.

Написание сочинения по тексту художественного стиля текста

 

 

 

27.

Анализ сочинения

 

 

 

28.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

Работа с текстом

 

29-30.

Написание сочинения по тексту публицистического текста

Комплексное применение знаний

 

 

31.

Анализ сочинения

 

 

 

32-34.

Итоговая работа по типу ЕГЭ  с оцениванием  текстов в соответствии с критериями ЕГЭ

Контрольная работа

Самостоятельная работа

 

35.

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

Презентация, рецензирование.

Создание текста, оценивание

 

 

 

          Календарно-тематическое планирование. 11 класс

 

п/п

Тема занятия

Форма занятия

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата

1

Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015--2016  учебного года.

лекция

коллективная

Знать спецификацию ЕГЭ2015-2016 учебного года. Уметь использовать навыки в речи.

2

Орфоэпические нормы.

Лекция, практикум

Коллективная, индивидуальная

Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи.

3

Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.

практикум

Индивидуально-групповая

Знать речевые нормы русского языка, типы связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Уметь использовать эти навыки в речи.

4-5

Лексические нормы. Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи.

Лекция, практикум.

Коллективно-групповая

Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи.

6

Текст, стили, функциональные типы речи. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Лекция, практикум.

Коллективно-групповая

Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи.

7

Морфологические нормы. Практическая  работа №1 по теме «Морфологические нормы»

Лекция, практикум.

коллективная

Знать морфологические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

8

Орфографические нормы. Орфография: правописание корней  и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Лекция, практикум.

Коллективно-индивидуальная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

9

Орфография: правописание суффиксов различных частей речи.

Лекция, практикум.

Коллективно-индивидуальная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

10

Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Практическая работа №2 по теме «Орфографические нормы»

Лекция, практикум.

Коллективно-индивидуальная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

11

Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

Лекция, практикум.

Коллективно-индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

12

Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание.

Лекция, практикум.

Коллективно-индивидуальная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

13

  Повторение и систематизация знаний по морфологии и орфографии. Практическая работа №3 по теме «Орфоэпические, лексические, морфологические, орфографические нормы русского языка»

Лабораторная работа

индивидуальная

Знать основные нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

14

Синтаксические нормы Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

15

Знаки препинания в сложных предложений разных типов

Практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

16

Синтаксический анализ предложений. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Практикум  №4  по теме «Знаки препинания с предложениях  с обособленными членами»

практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

17

Построение предложения с деепричастным оборотом.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

18

Трудные случаи пунктуации.

практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

19

Трудные случаи правописания.

практикум

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические). Уметь использовать эти навыки в речи

20

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов

практикум

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

21

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения .

практикум

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

22

Сложное предложение с различными видами связи.

практикум

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

23-24

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. Практикум №6 по теме «Анализ средств выразительности»

Практическая работа

индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

25

Текст. Средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

коллективная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

26

Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.

Лекция. Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Знать различные формы вступления. Уметь использовать эти навыки в речи

27

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста,  соотношение тематики и проблематики текста.

Лекция. Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Знать, как определить основную проблему текста, сформулировать её. Уметь использовать эти навыки в речи

28

Комментарий  основной проблемы текста,  виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах.

Лекция. Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Знать, как комментировать основную проблему текста. Уметь использовать эти навыки в речи

29

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

Лекция. Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Знать, как определить авторскую позицию, способы её выражения. Уметь использовать эти навыки в речи

30

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Лекция. Практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

Знать, как аргументировать свою позицию. Уметь использовать эти навыки в речи

31

Финал сочинения. Пробное сочинение. Построение текста, абзацное членение, логические ошибки

сочинение

индивидуальная

Знать правила построения сочинения-рассуждения. Уметь писать сочинение.

32

Соблюдение этических норм Фактические ошибки Соблюдение языковых норм, виды ошибок Речевые, грамматические ошибки. Точность и выразительность речи

Практикум

Тест. Анализ работ. Работа в парах

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

33

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

Комплексное применение знаний

Работа с текстом

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

34

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

Работа с текстом

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

35

 Комплексное применение знаний Итоговый тест.

Комплексное применение знаний

Работа с текстом

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

      К концу изучения курса учащиеся должны знать:

·         Основные функции языка.

·         Основные единицы и уровни языка  и их взаимосвязь.

·         Основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·         оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

·         проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

·         использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников;

·         владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

·         применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·         понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

·         формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

·         определять позицию автора;

·         высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

·         уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

·         анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Учебник. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2013.

2. Гольцова  Н.Г.  Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006.

3. ЕГЭ-2011. Русский язык. Сборник заданий/С.И. Львова, И.П. Цыбулько. – М.: Эксмо, 2011.

4. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Выполнение заданий части С. /Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2010.

5. Компакт-диски «Уроки русского языка КИМ» (5 – 9 классы).

6. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КИМ, 2009.

7. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» («Скоро экзамен по русскому языку». Дидактические материалы).

8. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие./Н.А. Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

9. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. / Н.А. Сенина,  А.Г. Нарушевич.– Ростов-на-Дону: Легион, 2015.

10. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие./Н.А. Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.

11. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах:  учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону:  Легион, 2011.

12. Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону:  Легион, 2011.