«Рассмотрено и принято» Руководитель ШМО _______/Виноградова С.П./ Протокол № 1 от «28» августа 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» _________/Морозова Л.А./ «29» августа 2016 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» __________/Дроздов С.С./ Приказ № __ от «01» сентября 2016 г. |
Рабочая программа педагога
Виноградовой Светланы Петровны,
I квалификационная категория,
элективного курса
«Русский язык в формате ЕГЭ»
10-11 классы
Срок реализации программы – 2 года
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«30» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ОГЭ» содержит:
· пояснительную записку;
· содержание программы;
· технологию организации учебного процесса;
· формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
· требования к результатам работы элективного курса;
· тематическое планирование;
· список литературы.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Цели элективного курса:
· гуманитарное развитие учащихся;
· развитие творческих способностей личности;
· овладение учащимися свободной письменной речью;
· подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи элективного курса:
· помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
· совершенствование практической грамотности;
· совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
· формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
· совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
· совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
· формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации работы элективного курса
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, практические работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
· работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
· самостоятельная работа;
· работа в группах, парах;
· индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 35 часов и адресована учащимся 10 класса.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016-2017 учебного года.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы.
Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации.
Лингвистический анализ текста.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения.
Синтаксические нормы.
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.
Синтаксический анализ предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.
Построение предложения с деепричастным оборотом.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Текст, стили и функциональные типы речи.
Лексическое значение слова (3), лексические нормы (5, 22), функционально-смысловые типы речи (21).
Орфография: правописание корней (8) и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (11).
Правописание суффиксов различных частей речи (10).
Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи (14).
Анализ композиционной и смысловой целостности текста.
Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание (12, 13).
Языковые нормы (4, 5 ,6 ,7).
Морфологические нормы и морфологический анализ.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.
Текст. Средства связи предложений в тексте (2, 23)
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей (24).
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа занятий элективного курса предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2014-2016 годов для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 51).
Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»)
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Форма занятий |
Виды деятельности |
Дата |
1. |
Введение. Задачи элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016 -2017 учебного года. Структура ЕГЭ, часть С. Критерии оценивания |
Мини-лекция. Практикум. |
Работа с текстом, критериями оценивания сочинений (задание 25). |
|
2. |
Композиция сочинения - рассуждения |
Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
|
3. |
К 1. Формулирование проблемы. |
Практикум |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
4. |
К 2. Комментарий к проблеме. |
Практикум |
Анализ комментариев к тексту, работа с клише. |
|
5. |
К 3. Авторская позиция. |
Мини-лекция, практикум |
Работа с текстом, создание текста |
|
6. |
Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
7-8. |
Пробное сочинение по типу ЕГЭ |
Сочинение |
Создание текста, оценивание |
|
9. |
Анализ работ учащихся, редактирование |
Практикум |
Анализ работ, правка своих сочинений |
|
10. |
Тема и проблема текста. Как определить проблему? |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
11. |
Как прокомментировать проблему. Виды комментария. |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Анализ работ, создание текста |
|
12. |
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
13. |
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме |
Практикум |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
14. |
К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Литературный аргумент. |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Элементы сочинения, анализ текстов |
|
15. |
К 5. Построение текста, абзацное членение, логические ошибки |
Мини-лекция, практикум |
Создание текста, оценивание |
|
16. |
Фактические ошибки |
Практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
|
17. |
Соблюдение этических норм |
Практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
|
18. |
Соблюдение языковых норм, виды ошибок |
Мини-лекция, практикум |
Анализ сочинений, тест |
|
19-20. |
Речевые, грамматические ошибки |
Практикум |
Тест. Анализ работ. Работа в парах |
|
21. |
К 6. Точность и выразительность речи |
Практикум |
Творческая переработка текста, редактирование |
|
22. |
Финал сочинения |
Практикум |
Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
|
23-24. |
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля |
Комплексное применение знаний |
Работа с текстом |
|
25-26. |
Написание сочинения по тексту художественного стиля текста |
|
|
|
27. |
Анализ сочинения |
|
|
|
28. |
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля |
Комплексное применение знаний |
Работа с текстом |
|
29-30. |
Написание сочинения по тексту публицистического текста |
Комплексное применение знаний |
|
|
31. |
Анализ сочинения |
|
|
|
32-34. |
Итоговая работа по типу ЕГЭ с оцениванием текстов в соответствии с критериями ЕГЭ |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа |
|
35. |
Итоговое занятие. Защита творческих работ. |
Презентация, рецензирование. |
Создание текста, оценивание |
|
Календарно-тематическое планирование. 11 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Форма занятия |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты освоения материала |
Дата |
1 |
Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015--2016 учебного года. |
лекция |
коллективная |
Знать спецификацию ЕГЭ2015-2016 учебного года. Уметь использовать навыки в речи. |
|
2 |
Орфоэпические нормы. |
Лекция, практикум |
Коллективная, индивидуальная |
Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
|
3 |
Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях. |
практикум |
Индивидуально-групповая |
Знать речевые нормы русского языка, типы связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Уметь использовать эти навыки в речи. |
|
4-5 |
Лексические нормы. Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-групповая |
Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
|
6 |
Текст, стили, функциональные типы речи. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-групповая |
Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
|
7 |
Морфологические нормы. Практическая работа №1 по теме «Морфологические нормы» |
Лекция, практикум. |
коллективная |
Знать морфологические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
8 |
Орфографические нормы. Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-индивидуальная |
Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
9 |
Орфография: правописание суффиксов различных частей речи. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-индивидуальная |
Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
10 |
Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Практическая работа №2 по теме «Орфографические нормы» |
Лекция, практикум. |
Коллективно-индивидуальная |
Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
11 |
Анализ композиционной и смысловой целостности текста. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-индивидуальная |
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
12 |
Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание. |
Лекция, практикум. |
Коллективно-индивидуальная |
Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
13 |
Повторение и систематизация знаний по морфологии и орфографии. Практическая работа №3 по теме «Орфоэпические, лексические, морфологические, орфографические нормы русского языка» |
Лабораторная работа |
индивидуальная |
Знать основные нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
14 |
Синтаксические нормы Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи. |
Лекция, практикум |
Коллективно-индивидуальная |
Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
15 |
Знаки препинания в сложных предложений разных типов |
Практикум |
Коллективно-индивидуальная |
Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
16 |
Синтаксический анализ предложений. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами. Практикум №4 по теме «Знаки препинания с предложениях с обособленными членами» |
практикум |
Коллективно-индивидуальная |
Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
17 |
Построение предложения с деепричастным оборотом. |
Лекция, практикум |
Коллективно-индивидуальная |
Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
18 |
Трудные случаи пунктуации. |
практикум |
Коллективно-индивидуальная |
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
19 |
Трудные случаи правописания. |
практикум |
Индивидуально-групповая |
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические). Уметь использовать эти навыки в речи |
|
20 |
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов |
практикум |
Индивидуально-групповая |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
|
21 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения . |
практикум |
Индивидуально-групповая |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
|
22 |
Сложное предложение с различными видами связи. |
практикум |
Индивидуально-групповая |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
|
23-24 |
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. Практикум №6 по теме «Анализ средств выразительности» |
Практическая работа |
индивидуальная |
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
25 |
Текст. Средства связи предложений в тексте. |
Лекция, практикум |
коллективная |
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
26 |
Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. |
Лекция. Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
Знать различные формы вступления. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
27 |
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста, соотношение тематики и проблематики текста. |
Лекция. Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
Знать, как определить основную проблему текста, сформулировать её. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
28 |
Комментарий основной проблемы текста, виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах. |
Лекция. Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
Знать, как комментировать основную проблему текста. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
29 |
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. |
Лекция. Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
Знать, как определить авторскую позицию, способы её выражения. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
30 |
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. |
Лекция. Практикум |
Работа в группах, анализ сочинений. |
Знать, как аргументировать свою позицию. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
31 |
Финал сочинения. Пробное сочинение. Построение текста, абзацное членение, логические ошибки |
сочинение |
индивидуальная |
Знать правила построения сочинения-рассуждения. Уметь писать сочинение. |
|
32 |
Соблюдение этических норм Фактические ошибки Соблюдение языковых норм, виды ошибок Речевые, грамматические ошибки. Точность и выразительность речи |
Практикум |
Тест. Анализ работ. Работа в парах |
Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
33 |
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля |
Комплексное применение знаний |
Работа с текстом |
Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
34 |
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля |
Комплексное применение знаний |
Работа с текстом |
Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
|
35 |
Комплексное применение знаний Итоговый тест. |
Комплексное применение знаний |
Работа с текстом |
Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
· Основные функции языка.
· Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
· Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
· проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· извлекать необходимую информацию из различных источников;
· владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
· формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
· определять позицию автора;
· высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
· уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
· анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебник. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2013.
2. Гольцова Н.Г. Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006.
3. ЕГЭ-2011. Русский язык. Сборник заданий/С.И. Львова, И.П. Цыбулько. – М.: Эксмо, 2011.
4. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Выполнение заданий части С. /Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2010.
5. Компакт-диски «Уроки русского языка КИМ» (5 – 9 классы).
6. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КИМ, 2009.
7. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» («Скоро экзамен по русскому языку». Дидактические материалы).
8. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие./Н.А. Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
9. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич.– Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
10. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие./Н.А. Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
11. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
12. Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.