Рабочая программа факультативного курса "Геометрия вокруг нас". 6 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа факультативного курса "Геометрия вокруг нас". 6 класс

Оценка 4.7
doc
математика
24.05.2020
Рабочая программа факультативного курса "Геометрия вокруг нас". 6 класс
6В ВНД Геометрия вокруг нас.doc

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №8

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа факультативного курса

«Геометрия вокруг нас»

для 6В класса

на 2017 -2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Никитова-Рехлецкая И.А.

учитель математики

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск,2017


Пояснительная записка

 

           Знакомство с геометрией может сыграть исключительную роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста… Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести  учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов  в школьном курсе математики.

Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.

Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и  геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает  подготовку учащихся к изучению геометрии,  и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.

 

Цель курса:  

 способствовать формированию у учащихся общих геометрических представлений  как инструмента познания и преобразования окружающей действительности, развитие интереса  к науке «геометрия».

 

Задачи курса:

-    развивать навыки планирования своей работы, доказательно рассуждать, грамотно вести записи в тетрадях;

-    подготовка учащихся к дальнейшему  изучению геометрии;

-    раскрытие творческих способностей ребенка;

-    познание мира  через геометрические знания;

-    приобщение к самостоятельной, исследовательской работе.

    

         Новизна и значимость разработки заключается в том, что она предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от

образца, проявить самостоятельность; формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» основными формами занятий являются: лекция и практикум. Организационные формы работы: диспут, игра, творческие задания. Возможны индивидуальные и групповые формы работы, индивидуальная и коллективная исследовательская работа учащихся.

Для заинтересованности учащихся используется историко-математический материал, решение жизненных задач, логические упражнения.

На заключительном занятии учащимся предлагается защита творческих заданий.

 

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения курса, учащиеся должны знать/понимать:

-          способы распознавания геометрических фигур;

-       изображать геометрические фигуры на плоскости;

-       понятие  геометрических фигур на плоскости;

-       способы использования  симметрии в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-       пользоваться  дополнительными источниками для поиска необходимой информации;

-       распознавать по чертежам  пространственные тела;

-       иметь представление об элементарных геометрических телах и узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник;

-       решать нестандартные геометрические задачи;

-       изображать фигуру на плоскости по координатам точки;

-       выполнять развертки объёмных фигур.


Содержание курса.

 

Тема № 1. Введение (1час).

История возникновения и развития геометрии.

 

Тема № 2. Геометрические фигуры на плоскости (8 часов).

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.  Линия. Прямая и ее свойства. Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Геометрические фигуры и их обозначение буквами.

 

Тема № 3. Фигуры в пространстве (8 часов).

Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Оригами – искусство складывания из бумаги.

 

Тема № 4. Конструирование объемных геометрических фигур (5 часов).

Задачи со спичками. Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь». Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край». Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

 

Тема № 5. Измерение геометрических величин (4 часа).

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Площадь. Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади.

 

Тема № 6. Симметрия (5 часов).

Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. Игра «Остров сокровищ». Графические. Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Поворотная симметрия.

 

Тема № 7. Занимательная геометрия (3 часа).

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих заданий.


Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

1

Введение

1

 

2

Геометрические фигуры на плоскости

8

6

3

Фигуры в пространстве

8

6

4

Конструирование объемных геометрических фигур

5

4

5

Измерение геометрических величин

4

3

6

Симметрия.

5

4

7

Занимательная геометрия

3

2

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование раздела и темы.

Методы обучения

Кол-во часов

Примерные сроки прохождения

план

факт

 

Введение

 

1час

 

 

1.

История возникновения и развития геометрии.

Дискуссия

1

 

 

 

Геометрические фигуры на плоскости

 

8 часов

 

 

2.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

Организационно-деятельностная игра

1

 

 

3.

Линия. Прямая и ее свойства.

Поисковая работа

1

 

 

4.

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

Коллективно мыслительная деятельность

1

 

 

5.

 Кривая линия.

Исследовательская работа

1

 

 

6.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Обучение по алгоритму

1

 

 

7.

Сравнение величин. Взаимное расположение предметов.

Объяснение

1

 

 

8.

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

Работа по инструкции

1

 

 

9.

Геометрические фигуры и их обозначение буквами

Презентация идей

1

 

 

 

Объемные геометрические фигуры.

 

8 часов

 

 

10.

Прямоугольники в окружающем мире

Беседа

1

 

 

11.

Куб. Элементы куба.

Решение проектно графических задач

1

 

 

12.

Фигурки из кубиков и их частей.

Лабораторная работа по инструкции

1

 

 

13.

Движение кубиков. Уникуб.

Мозговой штурм

1

 

 

14.

Прямоугольный параллелепипед .

Беседа

1

 

 

15.

Оригами – искусство складывания из бумаги

Демонстрация

1

 

 

16.

Изготовление коллекции оригами. 

Проект

1

 

 

17.

Изготовление коллекции оригами. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.

Мозговая атака

1

 

 

 

Конструирование объемных геометрических фигур.

 

5 часов

 

 

18.

Многогранники, их элементы.

Демонстрация

1

 

 

19.

Виды многогранников. Модели многогранников.

Показ слайдов

1

 

 

20.

Построение моделей многогранников.

Упражнения по образцу

1

 

 

21.

Задачи на разрезание и складывание фигур:  «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край»

Презентация идей

1

 

 

22.

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры

Проект

1

 

 

 

Измерение геометрических величин

 

4 часа

 

 

23.

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины.

Беседа

1

 

 

24.

Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка.

Проект

1

 

 

25.

Развертки куба, параллелепипеда.

Демонстрация

1

 

 

26.

Объемы тел.

Проект

1

 

 

 

Симметрия.

 

5 часов

 

 

27.

Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости.

Показ слайдов

1

 

 

28.

Игра «Остров сокровищ».

Проект

1

 

 

29.

Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека.

Беседа

1

 

 

30.

Осевая симметрия.

Коллективно мыслительная деятельность

1

 

 

31.

Поворотная симметрия.

Обучение по алгоритму

1

 

 

 

Занимательная геометрия

 

3 часа

 

 

32.

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения»

Проблемное изложение

1

 

 

33.

Геометрия вокруг нас.

Презентация идей

1

 

 

34.

Защита творческих заданий.

Проект

1

 

 

 

 

Список литературы

Литература для учителя:   

1.     Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2017.

2.     Л. Гурвич, Т. Шклярова. Как я учил моего мальчика геометрии. Геометрия для всех. Пособие для родителей учащихся начальных классов, учителей и старшеклассников. М.: Грамотей, 2013.

3.     Цукарь А.Я. Математика 5-6. Задания образного и исследовательского характера. Рабочая тетрадь. – Новосибирск, ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 1997.

 

 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» о сновными формами занятий являются: лекция и практикум

При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» о сновными формами занятий являются: лекция и практикум

Содержание курса. Тема № 1

Содержание курса. Тема № 1

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Презентация идей1 Объемные геометрические фигуры

Презентация идей1 Объемные геометрические фигуры

Осевая симметрия. Коллективно мыслительная деятельность 1 31

Осевая симметрия. Коллективно мыслительная деятельность 1 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020