Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №8
Рабочая программа факультативного курса
«Геометрия вокруг нас»
для 6В класса
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: Никитова-Рехлецкая И.А.
учитель математики
первой квалификационной категории
Новосибирск,2017
Пояснительная записка
Знакомство с геометрией может сыграть исключительную роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста… Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов в школьном курсе математики.
Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.
Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает подготовку учащихся к изучению геометрии, и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.
Цель курса:
способствовать формированию у учащихся общих геометрических представлений как инструмента познания и преобразования окружающей действительности, развитие интереса к науке «геометрия».
Задачи курса:
- развивать навыки планирования своей работы, доказательно рассуждать, грамотно вести записи в тетрадях;
- подготовка учащихся к дальнейшему изучению геометрии;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- познание мира через геометрические знания;
- приобщение к самостоятельной, исследовательской работе.
Новизна и значимость разработки заключается в том, что она предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от
образца, проявить самостоятельность; формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» основными формами занятий являются: лекция и практикум. Организационные формы работы: диспут, игра, творческие задания. Возможны индивидуальные и групповые формы работы, индивидуальная и коллективная исследовательская работа учащихся.
Для заинтересованности учащихся используется историко-математический материал, решение жизненных задач, логические упражнения.
На заключительном занятии учащимся предлагается защита творческих заданий.
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения курса, учащиеся должны знать/понимать:
- способы распознавания геометрических фигур;
- изображать геометрические фигуры на плоскости;
- понятие геометрических фигур на плоскости;
- способы использования симметрии в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться дополнительными источниками для поиска необходимой информации;
- распознавать по чертежам пространственные тела;
- иметь представление об элементарных геометрических телах и узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник;
- решать нестандартные геометрические задачи;
- изображать фигуру на плоскости по координатам точки;
- выполнять развертки объёмных фигур.
Содержание курса.
Тема № 1. Введение (1час).
История возникновения и развития геометрии.
Тема № 2. Геометрические фигуры на плоскости (8 часов).
Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Линия. Прямая и ее свойства. Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Геометрические фигуры и их обозначение буквами.
Тема № 3. Фигуры в пространстве (8 часов).
Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Оригами – искусство складывания из бумаги.
Тема № 4. Конструирование объемных геометрических фигур (5 часов).
Задачи со спичками. Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь». Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край». Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
Тема № 5. Измерение геометрических величин (4 часа).
Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Площадь. Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади.
Тема № 6. Симметрия (5 часов).
Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. Игра «Остров сокровищ». Графические. Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Поворотная симметрия.
Тема № 7. Занимательная геометрия (3 часа).
Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть (в том числе) |
||
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Геометрические фигуры на плоскости |
8 |
6 |
3 |
Фигуры в пространстве |
8 |
6 |
4 |
Конструирование объемных геометрических фигур |
5 |
4 |
5 |
Измерение геометрических величин |
4 |
3 |
6 |
Симметрия. |
5 |
4 |
7 |
Занимательная геометрия |
3 |
2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы. |
Методы обучения |
Кол-во часов |
Примерные сроки прохождения |
|
план |
факт |
||||
|
Введение |
|
1час |
|
|
1. |
История возникновения и развития геометрии. |
Дискуссия |
1 |
|
|
|
Геометрические фигуры на плоскости |
|
8 часов |
|
|
2. |
Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. |
Организационно-деятельностная игра |
1 |
|
|
3. |
Линия. Прямая и ее свойства. |
Поисковая работа |
1 |
|
|
4. |
Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. |
Коллективно мыслительная деятельность |
1 |
|
|
5. |
Кривая линия. |
Исследовательская работа |
1 |
|
|
6. |
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. |
Обучение по алгоритму |
1 |
|
|
7. |
Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. |
Объяснение |
1 |
|
|
8. |
Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. |
Работа по инструкции |
1 |
|
|
9. |
Геометрические фигуры и их обозначение буквами |
Презентация идей |
1 |
|
|
|
Объемные геометрические фигуры. |
|
8 часов |
|
|
10. |
Прямоугольники в окружающем мире |
Беседа |
1 |
|
|
11. |
Куб. Элементы куба. |
Решение проектно графических задач |
1 |
|
|
12. |
Фигурки из кубиков и их частей. |
Лабораторная работа по инструкции |
1 |
|
|
13. |
Движение кубиков. Уникуб. |
Мозговой штурм |
1 |
|
|
14. |
Прямоугольный параллелепипед . |
Беседа |
1 |
|
|
15. |
Оригами – искусство складывания из бумаги |
Демонстрация |
1 |
|
|
16. |
Изготовление коллекции оригами. |
Проект |
1 |
|
|
17. |
Изготовление коллекции оригами. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. |
Мозговая атака |
1 |
|
|
|
Конструирование объемных геометрических фигур. |
|
5 часов |
|
|
18. |
Многогранники, их элементы. |
Демонстрация |
1 |
|
|
19. |
Виды многогранников. Модели многогранников. |
Показ слайдов |
1 |
|
|
20. |
Построение моделей многогранников. |
Упражнения по образцу |
1 |
|
|
21. |
Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» |
Презентация идей |
1 |
|
|
22. |
Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры |
Проект |
1 |
|
|
|
Измерение геометрических величин |
|
4 часа |
|
|
23. |
Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. |
Беседа |
1 |
|
|
24. |
Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. |
Проект |
1 |
|
|
25. |
Развертки куба, параллелепипеда. |
Демонстрация |
1 |
|
|
26. |
Объемы тел. |
Проект |
1 |
|
|
|
Симметрия. |
|
5 часов |
|
|
27. |
Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. |
Показ слайдов |
1 |
|
|
28. |
Игра «Остров сокровищ». |
Проект |
1 |
|
|
29. |
Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. |
Беседа |
1 |
|
|
30. |
Осевая симметрия. |
Коллективно мыслительная деятельность |
1 |
|
|
31. |
Поворотная симметрия. |
Обучение по алгоритму |
1 |
|
|
|
Занимательная геометрия |
|
3 часа |
|
|
32. |
Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения» |
Проблемное изложение |
1 |
|
|
33. |
Геометрия вокруг нас. |
Презентация идей |
1 |
|
|
34. |
Защита творческих заданий. |
Проект |
1 |
|
|
Список литературы
Литература для учителя:
1. Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2017.
2. Л. Гурвич, Т. Шклярова. Как я учил моего мальчика геометрии. Геометрия для всех. Пособие для родителей учащихся начальных классов, учителей и старшеклассников. М.: Грамотей, 2013.
3. Цукарь А.Я. Математика 5-6. Задания образного и исследовательского характера. Рабочая тетрадь. – Новосибирск, ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.