Рабочая программа факультативного курса «Химический практикум» для 9 класса срок реализации – 1 год
Оценка 4.6

Рабочая программа факультативного курса «Химический практикум» для 9 класса срок реализации – 1 год

Оценка 4.6
docx
16.10.2021
Рабочая программа факультативного курса  «Химический практикум» для 9 класса срок реализации – 1 год
Химический практикум 9 -34.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чистоозерная средняя общеобразовательная школа № 1

Чистоозерного района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса

 

«Химический практикум»

для 9 класса

срок реализации – 1 год

 

Количество часов: всего _____34_____ часа; в неделю ___1_______ час

 

 

     Составитель Манюк Наталья Юрьевна

учитель химии

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

ü осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

ü испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

ü формулировать самому простые правила поведения в природе;

ü осознавать себя гражданином России;

ü объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

ü искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

ü уважать иное мнение;

ü вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные:

В области коммуникативных УУД:

ü организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

ü предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

ü оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

ü при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

ü слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

В области регулятивных УУД:

ü определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

ü учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

ü составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

ü работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

ü работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ,);

ü предполагать, какая информация нужна;

ü отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

ü сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

ü выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

ü устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

ü выстраивать логическую цепь рассуждений;

ü представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

ü организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

ü предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

ü оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

ü при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

ü слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

ü в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

ü понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Предметные

ü предполагать, какая информация нужна;

ü отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

ü сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

ü выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

ü устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

ü выстраивать логическую цепь рассуждений;

ü представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Содержание программы

 

Раздел 1 Химия – наука о веществах и их превращениях - 2 часа

Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Демонстрация. Удивительные опыты.

Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Раздел 2 Вещества вокруг тебя – 15 часов

Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Питьевая сода. Свойства и применение.

Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?

Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.

Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение.

Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.

Лабораторная работа 3. Свойства воды.

Практическая работа 1. Очистка воды.

Лабораторная работа 4. Свойства уксусной кислоты.

Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды.

Лабораторная работа 6. Свойства чая.

Лабораторная работа 7. Свойства мыла.

Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.

Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами.

Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.

Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода.

Лабораторная работа 12. Свойства аспирина.

Лабораторная работа 13. Свойства крахмала.

Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы.

Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел.

Итоговое Занятие

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

 

Всего

теоретических

практических

 

Раздел 1. Химия – наука о веществах и их превращениях

2

1

1

Входная диагностика.Практикум

 

Раздел 2. Вещества вокруг тебя

15

-

15

Устный опрос.Практикум

Итог

17

1

16

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Планируемые результаты обучения

Форма проведения

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1 Химия – наука о веществах и их превращениях - 2 часа

1.

Химия — наука о веществах и превращениях

Знакомиться с основными этапами

исследовательской работы.

Сформировать знание о гипотезе и эксперименте,

как способе её

подтвердить или

опровергнуть.

Химия или магия?

Немного из истории химии.

Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.

Техника безопасности в кабинете химии.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Адекватно используют речевые средства для аргументации

Беседа. Работа в группах

2.

Лабораторное        оборудование

Знакомиться с основными этапами работы с оборудованием

Знакомство с раздаточным

оборудованием дляпрактических и лабораторных

работ. Меры первой помощи

при химических ожогах и

отравлениях.

Выработка навыков

безопасной  работы.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов

Работают в группе. Придерживаются морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Лабораторный практикум

Раздел 2 Вещества вокруг тебя – 15 часов

3.

Чистые вещества и    смеси

Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от

смесей. Способы разделения   смесей

 Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты             и

явления

Формулируют  собственное мнение и позицию, задают вопросы

Формируют ответственное отношение к учению

Практическая работа

4.

Вода

 Вода – многое ли мы о ней знаем?  Вода и её  свойства. Что необычного в  воде?  Вода пресная и   морская.

 

Знакомиться с основными веществами,

встречающимся в повседневной жизни, их

свойствами

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты             и

явления

Формулирует собственное мнение и

позицию

Выстаивает собственное

целостное мировоззрение

Практическая работа

5.

Очистка воды

Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты             и

явления

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

Формирование ответственного отношения к учению используяспециально подобранные средства. Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности

Практическая работа

6.

Уксусная кислота

Столовый уксус и уксусная

эссенция.

Свойства уксусной кислоты и её

физиологическое воздействие.

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления

Выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информациюиз одного вида в другой 

Формулирует собственное

мнение и позицию

Выстаивает собственное целостное мировоззрение

Практическая работа

7.

Пищевая сода

Пищевая сода.

Свойства и применение.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного

характера

основных понятий

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Адекватно используют речевые средства для аргументации

Практическая работа

8.

 

Чай

Чай, состав, свойства,

физиологическое действие на организм человека.

Выделяют и осознают то, что

уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Сличают свой способ действия с эталоном

 

 

Выделяют количественные

характеристики

объектов, заданные словами. Выделяют обобщенный смысл и формальную

структуру задачи

С достаточно й полнотой и точностью

выражают своимысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Практическая работа

9.

Мыло

Мыло или мыла?

Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. 

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при

  решении    проблемы

Преобразовывать информацию из одноговида в другой 

Отстаивать своюточкузрения, приводить аргументы,

   подтверждая   их фактами. Различать  в устной речи мнение, доказательства, гипотезы

Формирование интереса к исследованию

Практическая работа

10

СМС

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.

Надо ли опасаться

жидких моющих средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению

Сличают свой способ действия с эталоном

 

 

Структурируют знания.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют слушать и слышать друг друга

Практическая работа

11

Косметические средства

Знакомиться со специфическимивеществами,

встречающимися вразличных аспектах жизни человека, их свойствами,

исследованиями на основании этих веществ 

Лосьоны, духи, кремы и прочая

парфюмерия.

Могут ли представлять опасность

косметические

препараты?

Можно ли самому

изготовить духи?

Выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информациюиз одного вида в другой 

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему

решению, в том числе и к столкновению интересов

Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих партнеров.

 

Практическая работа

12

Аптечный йод и зеленка

Аптечный йод и его свойства. Почему йод нужно держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор

бриллиантового зелёного.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного

характера

основных понятий

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Адекватно используют речевые средства для аргументации

Практическая работа

13

Перекись водорода

Перекись водорода игидроперит. Свойства перекиси водорода.

 Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Сличают свой способ действия с эталоном

 

 

Выделяют количеств енные характеристики объектов, заданные словами. Структурируют знания.

Работают в группе.

Придерживаются морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Практическая работа

14

Аспирин

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

Опасность при применении аспирина

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и того, что  еще не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы

Формируют ответственное отношение к учению

Практическая работа

15

    Крахмал

Крахмал, его свойства и

применение.

Образование крахмала в листьях растений.

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и того, что еще          не известно.

Формулирует собственное мнение и позицию

Выстаивает собственное целостное мировоззрение

Практическая работа

16

 

Глюкоза

 Глюкоза, ее свойства и применение.

Сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления. 

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Формулирует собственное мнение и позицию

Выстаивает собственное целостное мировоззрение

Практическая работа

17

Итоговое занятие

Игра « Химический калейдоскоп»

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и того, что  еще не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы

Формируют ответственное отношение к учению

Итоговый тест

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ИКТ,); ü предполагать, какая информация нужна; ü отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; ü сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии,…

ИКТ,); ü предполагать, какая информация нужна; ü отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; ü сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии,…

Содержание программы Раздел 1

Содержание программы Раздел 1

Лабораторная работа 2. Свойства веществ

Лабораторная работа 2. Свойства веществ

Календарно- тематическое планирование № п/п

Календарно- тематическое планирование № п/п

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси

Формулирует собственное мнение и позицию

Формулирует собственное мнение и позицию

Надо ли опасаться жидких моющих средств

Надо ли опасаться жидких моющих средств

Практическая работа 14

Практическая работа 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021