Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 6 класса «От серьезной науки до словесных шуток»
Оценка 4.7

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 6 класса «От серьезной науки до словесных шуток»

Оценка 4.7
docx
10.05.2022
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 6 класса  «От серьезной науки до словесных шуток»
6 класс От серьезной науки до словесной шутки.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 г. Иркутска

 

Утверждаю:

Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска

Безденежных В.В. ________________________

Приказ №115

«26» августа 2020 г.

Рассмотрено на научно-методическом совете,

протокол № 1

«25» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании 

структурного подразделения русской словесности,

протокол № 1

«24» августа 2020 г.

 

 

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 6 класса

 

«От серьезной науки до словесных шуток»

 

 

 

 

Составитель:

Комогорцева Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

2020-2021 уч. г.

 

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по русскому языку направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты: 

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ожидаемый результат:

1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2. Различение псевдоэтимологических слов.

3. Узнавание слов «народной этимологии».

Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.

 

Программа факультатива

1. Удивительная наука – этимология.- 1ч

2. Слова и вещи.- 3ч.

3. Слова-перекрещенцы. -3ч.

4. Слова-ошибки.- 3ч.

5. Мнимые иностранцы.- 2ч.

6. Слова-имена. -3ч.

7. Литературные герои. -3ч.

8. Родословная «головы» -1ч.

9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.

10. Заимствованное богатство.- 4ч.

11. Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.

12. Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.

13. Странные превращения.- 2ч.

14. Подведем итоги. -1ч.

Методические рекомендации:

С 1 по 18 занятие – исследовательские — в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.

С 19 по 28 – игровые — в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.

С 29 по 34 – творческие — в форме создания творческих работ.

35 – выставка творческих работ.

Термины и понятия: 

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.

 

Содержание факультатива

 

№п/п

Тема

Содержани е

Кол-во час

Дата проведения

1

Удивительная наука – этимология.

Как, когда и кто был первым ученым-лексикографом. «Белые пятна» науки этимологии.

1

2

Слова и вещи.

Почему и каким образом названы те или иные вещи…
В поисках родственников.
Слова-иностранцы

3

3

Слова-перекрещенцы.

Осмысление (некоторые иностранные заимствования принимают русское обличие путем осмысления по созвучию с русским)
Деньги (как и откуда у нас возникли названия денежных единиц)
Родословная шахматной королевы (происхождение шахматных терминов)

3

4

Слова-ошибки

Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания.)
Ошибка и ошибиться
Фокус
Зонт и ферт

3

5

Мнимые иностранцы

 «Иностранец Василий Федоров» (неоправданная любовь к иностранным словам)
«Не помнящий родства…»

2

6

Слова-имена.

Слова-фамилии
Откуда взялся «царь» и что такое «король»
Географические слова

3

7

Литературные герои

Библейские образы
История терминов «галерея» и «лазарет»
Античная мифология, сирена

3

8

Родословная «головы»

 Происхождение названий частей тела

1

9

Обрусевшие иностранцы

Изба, доска, товарищ

1

10

Заимствованное богатство

Греческое наследство (скаф, варвар, хирург, микро, халтура, каторга, суд)
Латинское наследство (глобус, машина, макулатура, диск, утиль)
Арабское наследство (жираф-графин, табак, лист, яблоко)
Международные слова

4

11

Несколько отдельно взятых терминов

Атлас, флора и фауна
Раек, цифра
Инициатива, икс

3

12

Не все о науке – можно и пошутить.

Филологи играют и мы с ними.
«1000 детей – 50 слов»
Кинология – наука о кино?
Черкешенка и черкеска
Попробуй свои силы!

5

13

Странные превращения

Альманах и марципан
Рикошет и азарт

2

14

Подведем итоги

1

Список литературы для учителя:

1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.
2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.
7. Колесов В.В. Гордый наш язык… — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.
9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах.  – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.

Список литературы для учащихся:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
2. Колесов В.В. Гордый наш язык…  – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки.  – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
4. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
6. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
7.  Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Ожидаемый результат: 1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря

Ожидаемый результат: 1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря

Обрусевшие иностранцы. -1ч. 10

Обрусевшие иностранцы. -1ч. 10

Ошибка и ошибиться Фокус

Ошибка и ошибиться Фокус

Список литературы для учителя: 1

Список литературы для учителя: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022