муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Рабочая программа
факультативных занятий
«В мире профессий»
для обучающихся 8 «А» и «Б» классов
Составитель:
педагог-психолог
Ковалева Елена Юрьевна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании вРоссийской Федерации» (п.22 ст.2, п.1,5 ст.12, п.6 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48) с изменениями и дополнениями;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Основной образовательной программой ООО (ФГОС) МБОУ «СШ № 12»;
- Устава МБОУ «СШ № 12»;
- Положения о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «СШ № 12»;
- Учебного плана МБОУ «СШ № 12»
- Календарного учебного графика МБОУ «СШ № 12»
Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением.
Целью профориентационной работы в школе является оказание помощи обучающимся в правильном выборе профессии.
Проблема выбора будущей профессии актуальна в наши дни. Особое внимание в уделяется профориентационной работе с обучающимися классов с проблемами здоровья.
Программа знакомит школьников с существующими профессиями и специальностями, помогает им оценить социальную значимость, привлекательность, престижность различных профессий, помогает выявить обучающимся у себя профессионально значимые качества, способности, предрасположенность и пригодность к той или иной профессии. Показывает ценность приобретаемых знаний и умений, значимость их в личной жизни и в жизни общества в целом, дает возможность приобрести первый опыт поиска и устройства на работу. Все это свидетельствует о педагогической целесообразности программы.
Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Совместно со специалистами школы обучающимся оказывается помощь в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям и способностям обучающихся.
Цели программы
1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
2. Сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
3. Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития города Смоленска и Смоленской области, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание обучающихся жить и работать на благо своего города.
Развивающие задачи
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Программа предусматривает:
· знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
· актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
· знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности, каковы основные условия достижения;
· какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
· повышение уровня психологической компетентности обучающихся;
· расширение границ самовосприятия;
· формирование адекватной самооценки;
· рефлексивного отношения к своей деятельности;
· пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.
Продолжительность программы. Программа состоит из 17 занятий, каждое из которых имеет свою направленность. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в течение учебного года.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о современных формах и методах организации труда, о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений, о предпринимательстве, о рынке труда.
Предметные:
Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана, правила выбора профессии, понятие о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Личностные:
Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его, использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности. Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит получить обучающимся подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, о профессионально важных качествах, правилах выбора профессии и определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по курсу «В мире профессий»
Тема 1. Введение в курс «Психология. Уроки выбора профессии». Познакомить обучающихся с миром профессий, создание условий для сплочения ученического коллектива, воспитание ответственности у обучающихся за соблюдение правил работы в группе, мотивация обучающихся на активное освоение курса, осознанный выбор профессии.
Тема 2. Стратегия выбора профессии. Социализация подростков. Анализ и оценивание своих возможностей способностей и желаний. Развитие коммуникативных навыков.
Тема 3. Характер и выбор профессии. Формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Тема 4. Классификация профессий. : познакомить обучающихся с понятиями «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества (ПВК)», создать условия для развития умения анализировать профессии с позиции необходимых качеств человека, осознание ПВК, необходимых для освоения предпочитаемой профессии, ориентация обучающихся в мире профессий с учётом соответствующих ПВК специалистов.
Тема 5. Формула профессии. закрепить знания обучающихся о классификации профессий, составить формулу будущей профессии.
Тема 6. Тип мышления и выбор профессии. Дать обучающимся представление о мышлении и его особенностях. Познакомить с типами мышления. Как развить мышление? Узнать какой тип мышления характерен для различных профессий.
Тема 7. Представления о себе и выборе профиля обучения. Оценить свои способности Расширить кругозор о мире профессий, через определение склонностей к профессиональной деятельности. Продолжить подготовку к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и осознанному выбору будущей профессии
Тема 8. Ошибки в выборе профессии. Осознание обучающимися привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии. Возможность ошибки при выборе профессии и ее последствия. Обучение стратегии выбора.
Тема 9. Современный рынок труда. Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Занятость населения, безработица.
Тема 10. Пути получения профессии. Получение обучающимися представления об учебном профессиональном пространстве региона, специфики уровней профобучения (начального, среднего специального, высшего)
Тема 11. Навыки самопрезентациите. Ознакомление обучающихся с основами самопрезентации.
Тема 12. Способы эффективной самопрезентаци. Формирование умений и навыков установления контактов. Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения. (Обретение собственного речевого стиля). Обучение навыкам делового общения, технике ведения переговоров, постановке вопросов. Развитие способности управлять мимикой, жестами, движениями. (Языку телодвижений). Обучить навыкам самопрезентации.
Тема 13. Как правильно написать резюме. Формирование навыков для правильного и грамотного составления резюме
Тема 14. Ролевая игра «Собеседование при приёме на работу» Создать условия для формирования у обучающихся навыков эффективного поведения при поиске работы средствами деловой игры.
Тема 15. Что я знаю о мире профессий. Актуализация знаний о профессиях, определение сферы профессиональных предпочтений обучающихся.
Тема 16. Презентация профессий. Представление профессий, которые выбрали обучающиеся.
Тема 17. Профориентационная игра «В мире профессий» Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий. Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
Тематическое планирование
№ п.п. |
Вид программного материала |
Часы |
1. |
Введение в курс психологии. |
1 |
2. |
Что я знаю о профессиях. |
4 |
3. |
Индивидуальные особенности выбора профессии |
4 |
4. |
Современный рынок труда. Требования к трудоустройству и личности работника |
4 |
5. |
Осознанный выбор профессии |
4 |
|
Итого: |
17 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.