МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 4 г. Дмитрова»
(МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова»)
141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15
тел./факс 8 (496) 224-04-40, e-mail – info@dm-sch04.ru, сайт - http://dmou4.edumsko.ru/
Утверждено Директор МОУ "Лицей №4 г.Дмитрова" ___________ Т.В.Малинникова приказ №____ от «___» августа 2021г. на основе решения педагогического совета протокол № 1
|
РАБОЧАЯ программа (ФГОС)
индивидуального обучения на дому
с применением дистанционных технологий
по литературному чтению
Кабанов Егор 3 Б
УМК «Начальная школа XXI век»
Составитель: учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 4г.Дмитрова»
Шилова Татьяна Вячеславовна
Дмитров, 2021 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2012.
Программа является расширенной на базовом уровне
Тип программы: расширенная на базовом уровне.
Исходя из этого, в программу внесены дополнения:
№ |
Раздел |
Дополнение содержания в соответствии с расширением |
Кол-во часов |
1.
|
«Виды речевой и читательской деятельности» |
Практическое различие художественных, научно-популярных и справочных текстов, сравнение по принципу сходство/различие; |
1 |
Работа с книгами разного типа |
1 |
||
Оценка поступков героев, высказывание своего мнения о произведении; |
2 |
||
Знакомство с фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности |
1 |
||
2.
|
«Литературоведческая пропедевтика» |
Подбор к словам синонимов, понимать прямое и контекстное значение слов; |
1 |
Анализ произведения с использованием в речи изученных литературоведческих понятия. |
1 |
||
Чтение диалогов и монологов героев |
2 |
||
3. |
«Творческая деятельность учащихся» |
Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведений |
2 |
Творческие проекты коллективно или в группах |
1 |
||
Творческий пересказ произведения от лица героев |
1 |
||
Создание по образцу небольшого произведения (истории, комиксы). |
1 |
||
4. |
«Чтение: работа с информацией» |
Работа с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев; |
1
1 |
Работа с дополнительной литературой, учиться находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги |
|||
целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках; |
2 |
||
Сравнение полученной из текста информации с информацией готовых таблиц и схем. |
1 |
Итого20 ч.
Уроки, реализующие расширение базовой программы, в планировании выделены жирным шрифтом.
Внесение данных изменений позволяет глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся .
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часа в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
Цели и задачи обучения литературному чтению
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты
1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научиться:
· осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
· понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
· читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;
· читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
· читать наизусть заранее подготовленные произведения;
· пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;
· практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
· правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
· понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;
· классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
· различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
· понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;
· понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
· работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить губный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);
· уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научиться:
· различатьстихотворные и прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
· определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2 – 3 существенных признака;
· подбирать синонимы к словам из текста произведения и сознавать контекстное и прямое значение слов;
· находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, половицы;
· находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, сравнение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
· подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
· употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
· находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научиться:
· понимать особенности образов героев произведений, выбирать роль читать реплик героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
· инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды
· моделировать живые картинки» к изученным произведениям;
· создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
· иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
· выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;
· творчески пересказывать произведение от лица героев
· создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
· определять и формулировать главную мысль текста
· находить в тексте произведения информацию о героях, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
· работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
· делить текст на составные части, составлять план текста;
· понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схеме, модели; дополнять, исправлять и уточнять её;
· сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик получит возможность научиться:
· самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
· находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
· целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
· сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
3 класс (136 часов, 4 часов в неделю)
Круг чтения:
· произведения устного творчества русского и других народов;
· стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
· художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы:
Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и ТугаринЗмеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...»,.«Нивысжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза»,«Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
· произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины;
· о труде людей и их отношениях друг к другу,
· о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным;
· о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
· более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
· стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка:идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки:замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка:сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы:тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы(автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни:прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
· литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
· присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
· герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
· стихотворение, рифма, строка, строфа;
· средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения.Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделениеописания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
· вычленение главной мысли текста;
· осознание последовательности и смысла событий;
· знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
· деление текста на части и их озаглавливание;
· составление плана под руководством учителя;
· пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
· самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
· самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
· отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
· знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения.Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников.Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Важной задачей курса является поэтапно формирование литературоведческих понятий.
Учебная тема |
Литературоведческие понятия |
Фольклор |
Жары произведений: пословица, загадка, сказка, народная сказка сказка с загадками, загадка – сказка, загадка – вопрос, загадка - противопоставление, загадка – признак, загадка – сравнение скороговорка, былина. Былинный герой, сказитель, присказка. |
Сказки народов России |
Присказка, повторы, чудеса, волшебные превращения, герои положительные и отрицательные. |
Басни |
Жанры произведений: басня, басня в стихотворной и прозаической форме. Мораль, вступление, рассказ (повествование или развитие действий), олицетворение, аллегория. |
Произведения А.С.Пушкина |
Жанры произведений: сказка, стихи, поэма. Эпитет, устойчивый эпитет, олицетворение, строфа, стихотворная строка. |
Стихи русских поэтов |
Стихотворная строка (стих), строфа (двустишие, трёхстишие т.д.), ритм, рифма. Эпитет, сравнение, олицетворение. |
Произведения Л.Н. Толстого |
Жары произведений: литературная сказка, басня, художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, былина, очерк. Устойчивый эпитет, рассказчик – герой, сравнение, мораль (скрытая) |
Произведения Н.А. Некрасова |
Жары произведений: стихи, поэма. Стихотворная строка (стих),строфа, рифма, логическое ударение, пауза темп, тог, ритм. Эпитет, сравнение, олицетворение. Пейзаж. |
Произведения А.П. Чехова |
Сюжет, глава, герой, юмор, сравнение. |
Сказки зарубежных писателей |
Волшебная сказка. Герои положительные и отрицательные, литературная (авторская) сказка. |
Стихи русских поэтов (И.С. Никитина И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина) |
Строфа (четверостишие), эпитет, метафора, олицетворение, пауза, логическое ударение, тон, темп, ритм. |
Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка |
Жанры произведений: рассказ, сказка. Псевдоним, автор - рассказчик, сюжет, авторская сказка, герои положительные и отрицательные, персонаж. |
Произведения А.И. Куприна |
Жанры произведений: рассказ – описание, рассказ – повествование, рассказ о животных. Сюжет, сюжетная линия, пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение. Рассказ, автор – рассказчик. |
Стихи С.. Есенина |
Строфа, стихотворная строка (стих), олицетворение, ритм, тон, темп, эпитет сравнение. |
Произведения К.. Паустовского |
Жанры произведений: сказка, рассказ о животных, юмористический рассказ, рассказ – описание, очерк. Сюжет, главный герой, главная мысль, юмор, пейзаж, эпитет. |
Произведения С.Я. Маршака |
Жанры произведений: стихи, быль сказка, загадка. Строфа, эпитет, сравнение, эпитет, метафора, ритм. |
Произведения Л. Пантелеева |
Жанры произведений: рассказ о детях, исторический рассказ, юмористический рассказ. Автор – рассказчик, герой рассказа, исторический факт. Псевдоним. |
Произведения А.П. Гайдара |
Жанры произведений: рассказ о детях, повесть, очерк. Сюжет (завязка, развитие события, кульминация, продолжение событий, развязка), справка об авторе, псевдоним. |
Произведения М.М. Пришвина |
Жанры произведений: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ – описание. Рассказчик, сюжет рассказа, заголовок, главная мысль, герой, справка об авторе. |
Произведения современных детских писателей |
Жанры произведений: стихи, сказка, песенка, рассказ. Тон, темп, логическое ударение, ритм, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, строфа, стихотворная строка. |
Произведения зарубежных писателей |
Жанры произведений: рассказ. Герой рассказа, сюжет, пейзаж, эпитет, сравнение. |
3.Тематическое планирование
№ |
Раздел программы |
Количество часов |
Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу) |
1 |
Фольклор |
16 |
Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение). Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных). Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога). Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся). Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д. Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.). Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев.«Яблоко»). Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически). Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок). Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины). Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д. Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д. Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение. Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий) Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте. Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам. Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты. Собирать информацию и оформлять её в виде схем и таблиц Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи. Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода) Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист). Определять жанр и тему книги. Моделировать обложки книг и находить книги по модели. Отбирать книги по заданной модели. Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности. Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения). Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон). Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Находить в авторском тексте слова и пред предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы |
2 |
Сказки народов России |
|
Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения. Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность). Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре. Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности. Выбирать и читать книги по изучаемому разделу. Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах |
3 |
Басни |
5 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
4 |
Произведения А.С.Пушкина |
10 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
5 |
Стихи русских поэтов |
5 |
Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею. Находить нужную информацию о книге в аппарате книги. Характеризовать произведение, героев по информации в таблице. Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод) |
|
Произведения Л.Н. Толстого |
11 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Произведения Н.А. Некрасова |
7 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения А.П. Чехова |
6 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Сказки зарубежных писателей |
4 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Стихи русских поэтов (И.С. Никитина И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина) |
7 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка |
7 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения А.И. Куприна |
7 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Стихи С.. Есенина |
7 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения К.. Паустовского |
12 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Произведения С.Я. Маршака |
4 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения Л. Пантелеева |
6 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Произведения А.П. Гайдара |
5 |
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения М.М. Пришвина |
7 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр |
|
Произведения современных детских писателей |
|
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
|
Произведения зарубежных писателей |
10 |
Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) |
3.1. Календарно-тематическое планирование
№урока |
Наименование разделов и тем |
План |
Коррекция |
|
Устное народное творчество (16 ч) |
||||
1
|
Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик».Пословицы. Какие бывают пословицы. Загадки, пословицы |
01.09.2021
|
|
|
2 |
Русская народная сказка «Самое дорогое». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». |
07.09.2021 |
|
|
3 |
Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». |
08.09.2021 |
|
|
4 |
Русская народная сказка «Дочь – семилетка», «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова.Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». |
14.09.2021 |
|
|
5 |
Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц». |
15.09.2021
|
|
|
6 |
Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки.Урок обобщения по разделу. Рублика «Проверь себя». |
21.09.2021 |
|
|
7 |
Былины. «Добрыня и Змей». |
22.09.2021 |
|
|
8 |
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
28.09.2021 |
|
|
9 |
Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». |
29.09.2021 |
|
|
10 |
Урок обобщения по теме «Былины». Рубрика «Проверь себя». |
12.10.2021 |
|
|
11 |
Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград». |
13.09.2021 |
|
|
12 |
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». |
19.10.2021 |
|
|
13 |
Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». |
20.10.2021 |
|
|
14 |
Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…» |
26.10.2021 |
|
|
15 |
Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». |
27.10.2021 |
|
|
16 |
Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». (продолжение) |
02.11.2021 |
|
|
17 |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны». |
03.11.2021 |
|
|
18
|
А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Стихи о няне. А.С. Пушки «Няне». |
09.11.2021
|
|
|
19
|
Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…». А.Н. Майков «Осень». |
10.11.2021 |
|
|
|
||||
20 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря».И.А. Бунин «Листопад». Рубрика «Проверь себя». |
23.11.2021 |
|
|
21
|
Л.Н. Толстой «Два брата», «Белка и волк». Л.Н. Толстой «Ореховая ветка». |
24.11.2021
|
|
|
22 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
30.11.2021 |
|
|
23 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
01.12.2021 |
|
|
24 |
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». |
07.12.2021 |
|
|
25 |
Н.А. Некрасов «Славная осень…». Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум». |
08.12.2021
|
|
|
26 |
Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша». |
14.12.2021
|
|
|
27 |
Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». А.П. Чехов «Степь» (отрывок). |
15.12.2021
|
|
|
28 |
И.С. Тургенев «Лес и степь», А.П. Чехов «Белолобый». |
21.12.2021
|
|
|
29 |
А.П. Чехов «Ванька». Н. С. Шер. "О рассказах А.П. Чехова" |
22.12.2021 |
|
|
30 |
Книги о животных. Л. Андреев «Кусака». |
28.12.2021 |
|
|
31 |
Ш. Перро «Подарки феи». |
29.12.2021 |
|
|
32 |
Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка». |
11.01.2022 |
|
|
33 |
Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина». |
12.01.2022 |
|
|
34 |
И.С. Никитин «Русь». И.С. Никитин «Утро». |
18.01.2022 |
|
|
35 |
И.З. Суриков «Детство». И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». |
19.01.2022 |
|
|
36 |
Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день». |
25.01.2022 |
|
|
37 |
Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш». |
26.01.2022 |
|
|
38 |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». |
01.02.2022 |
|
|
39 |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко». |
02.02.2022 |
|
|
40 |
А.И. Куприн «Синяя звезда». |
08.02.2022 |
|
|
41 |
И.А. Куприн «Барбос и Жулька». |
09.02.2022 |
|
|
42 |
Урок обобщения по разделу «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна. "Ю-ю" |
15.02.2022 |
|
|
43 |
С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывок). С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». |
16.02.2022 |
|
|
44
|
С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок). С.А. Есенин «Бабушкины сказки». |
01.03.2022 |
|
|
45 |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
02.03.2022 |
|
|
46 |
Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». |
09.03.2022 |
|
|
47 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». |
15.03.2022 |
|
|
48 |
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». |
16.03.2022
|
|
|
49 |
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
22.03.2022 |
|
|
50 |
С.Я. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш». |
23.03.2022 |
|
|
51 |
С.Я. Маршак "Ландыш" |
29.03.2022 |
|
|
52 |
Урок обобщения по разделу. Произведения и книги С.Я. Маршака. В.Е. Субботин. «С Маршаком». |
30.03.2022 |
|
|
53 |
Л. Пантелеев «Честное слово». |
12.04.2022 |
|
|
54 |
Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
13.04.2022 |
|
|
55 |
Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». |
19.04.2022 |
|
|
56 |
Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень». |
20.04.2022 |
|
|
57 |
А.П. Гайдар «Тимур и его команда». |
26.04.2022 |
|
|
58 |
С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка». |
27.04.2022 |
|
|
59 |
М.М.Пришвин «Двойной след». |
03.05.2022 |
|
|
60 |
М.М. Пришвин «Выскочка». |
04.05.2022 |
|
|
61 |
М.М. Пришвин «Жаркий час». |
10.05.2022 |
|
|
62 |
Обобщение по разделу. Проверь себя. |
11.05.2022 |
|
|
63 |
Дж. Лондон «Волк». |
17.05.2022 |
|
|
64 |
Итоговая проверочная работа |
18.05.2022 |
|
|
65 |
Э. Сетон-Томпсон «Чинк». |
24.05.2022 |
|
|
66 |
Э. Сетон-Томпсон «Чинк». |
25.05.2022 |
|
|
67 |
Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». |
31.05.2022 |
|
|
68 |
Повторение изученного. Задание на лето. |
31.05.2022 |
|
|
Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на 2021-2022 учебный год.
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2015.
2. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru
5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая электронная энциклопедия (CD).
2. Интегрированная среда для поддержания учебного процесса в начальной школе (CD).
4. Наглядные пособия.
1. Комплект портретов.
2. Портреты детских зарубежных писателей.
5.Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Ноутбук.
4. Мультимедийная доска.
5. Медиапроектор.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, lкассет и др.).
4. Шкаф для хранения картин, портретов.
5. Ящики для хранения наглядных пособий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.