Методика реализации программы «Разговор о правильном питании».
Паспорт работы.
Используемый содержательный модуль - «Формула правильного питания»
1. Рабочая программа «Формула правильного питания»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель программы
1.3. Задачи программы
1.4. Общая характеристика программы
1.5. Описание ценностных ориентиров содержания программы
1.6. Основные методы и формы работы
1.7. Планируемые результаты
1.8. Календарно - тематическое планирование
1.9. Содержание программы
2.10. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Участие родителей при реализации методики.
1.Рабочая программа «Формула правильного питания»
1.1. Пояснительная записка
Программа «Формула правильного питания» ориентирована на учащихся 5-7 классов.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Программа «Формула правильного питания» направлена на здоровое питание. Поскольку питание является важнейшим фактором здоровья человека и не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни.
Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые подростку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т. е иметь получать реальное практическое значение.
Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки). Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области. Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность.
1.2. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
1.3. Задачи программы
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
· сформировать и развить представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, сформировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
· расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
· развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
· развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
· развития представления о социокультурных аспектах питания его связи с культурой и историей народа;
· пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
· развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности;
· развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
· просвещение родителей в вопросах организации правильного питания подросткового возраста
1.4. Общая характеристика программы
Содержание курса «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:
• возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям младших подростков;
• научная обоснованность - содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
• практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;
• динамическое развитие и системность;
• вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
• культурологическая сообразность – в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа.
Преподавание программы «Формула правильного питания» проводится во второй половине дня, на классных часах, во внеурочной деятельности. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного новым стандартом. Программа способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию. У детей формируется позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания.
1.5. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы «Формула правильного питания» является решение задач воспитания – осмысление и школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
1.6. Основные методы и формы работы
Программа будет реализовываться через внеурочную деятельность, учитывая возрастные особенности школьников-подростков – их стремление к самостоятельности, самореализации.
Методы обучения:
v фронтальный метод;
v групповой метод;
v практический метод;
v познавательная игра;
v ситуационный метод;
v игровой метод;
v соревновательный метод.
Внеурочная деятельность включает занятия через использование таких форм работы, как:
v чтение, обсуждение, дискуссия;
v экскурсия в продовольственный магазин;
v встречи с интересными людьми;
v практические занятия;
v творческие домашние задания;
v конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
v викторина
v ярмарки полезных продуктов;
v сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
v мини – проекты;
v совместная работа с родителями.
Все это носит преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
1.7. Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.
1.8. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
5 класс |
||||
|
1. Здоровье это здорово |
3 |
1 |
2 |
1 |
Здоровье – это здорово |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Здоровая пища |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Здоровое питание в пословицах и поговорках («Своя игра») |
1 |
- |
1 |
|
2. Продукты разные нужны – блюда разные важны |
3 |
1 |
2 |
4 |
Продукты разные нужны, блюда разные важны. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Рациональное, сбалансированное питание |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Мой рацион питания |
1 |
- |
1 |
|
3. Режим питания |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Режим питания |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 класс |
||||
|
4. Где и как мы едим |
3 |
1 |
2 |
8 |
Где и как мы едим |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Правила полезного питания |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Меню для похода |
1 |
- |
1 |
|
5. Ты покупатель |
2 |
1 |
1 |
11 |
Ты – покупатель. Права потребителя. Правила вежливости. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Срок хранения продуктов |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6. Ты на кухне |
2 |
0,5 |
1,5 |
13 |
Как правильно накрыть стол |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Блюдо своими руками |
1 |
- |
1 |
7 класс |
||||
15 |
7. Кухни разных народов |
4 |
4 |
- |
16 |
Блюда жителей Крайнего Севера |
1 |
1 |
- |
17 |
Традиционные блюда России |
1 |
1 |
- |
18 |
Традиционные блюда Кавказа |
1 |
1 |
- |
19 |
Традиционные блюда Кубани |
1 |
1 |
- |
|
8. Составляем формулу правильного питания |
2 |
0,5 |
1,5 |
20 |
Правила здорового питания. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Составление проектов. |
1 |
- |
1 |
1.9.Содержание программы
5 класс
Тема 1. Здоровье это здорово – 3 часа.
Почему важно быть здоровым. Питание и здоровье. Здоровая пища. Здоровое питание в пословицах и поговорках («Своя игра»)
Тема 2. Продукты разные нужны – блюда разные важны – 3 часа.
Белки и продукты – источники белка. Продукты – источники углеводов. Продукты – источники жиров. Витамины и минеральные вещества. Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Тема 3. Режим питания – 1 час.
Режим питания. Составление учащимися режима дня, питания.
6 класс
Тема 4.Где и как мы едим – 3 часа.
Где и как мы едим. Правила полезного питания. Продукты для длительного похода или экскурсии.
Тема 5. Ты покупатель – 2 часа.
Правила для покупателей. Права потребителя. Правила вежливости. Упаковка товаров.
Тема 6. Ты на кухне – 2 часа.
Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Как правильно хранить продукты на кухне. Приготовление пищи. Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
7 класс
Тема 7. Кухни разных народов – 4 часа.
Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа. Питание и климат.
Тема 8. Составляем формулу правильного питания – 2 часа.
Составление проектов.
1.10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в 5-7 классах, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) гербарии; продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ. Наряду с принципом наглядности в изучении программы важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В 5-7 классах у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
2. Участие родителей при реализации методики.
Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области. Это тематические родительские собрания с приглашением медиков. Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с такими проблемами, как (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), но далеко не все родители считают необходимостью рассказать детям о важности правильного питания. Для оценки эффективности программы проводится анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале года (до проведения программы) и в конце (после её проведения). Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
С целью сотрудничества школы с родителями, приглашение их на занятия в качестве участников и помощников.
Разработчик – Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии и экологии, классный руководитель МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.