Рабочая программа фотокружка - «Юный фотограф» - 144ч.
Оценка 5

Рабочая программа фотокружка - «Юный фотограф» - 144ч.

Оценка 5
docx
09.04.2020
Рабочая программа фотокружка - «Юный фотограф» - 144ч.
Рабочая программа фотокружка - «Юный фотограф» - 144ч..docx

 

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГБОУ Школа  №_________

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

Фотокружок «Юный фотограф»,

на______________учебный год

общеобразовательных классов среднего общего образования

                    

 

 

Количество часов: 144   

Уровень: базовый

                                                                                                      

Учитель:    Варданян Г.Р.

 

Москва 20   г.

 

 

I. Пояснительная записка

         1.      Статус документа

         В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи.

А.В. Луначарский говорил: «Каждый культурный человек должен уметь пользоваться  фотоаппаратом так же легко, как он владеет авторучкой».

         Занятия фотографией способствуют приобщению детей к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира.

    Данная программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Она рассчитана на самый широкий круг воспитанников без каких-либо ограничений.

         В кружок принимаются учащиеся с 5 по 8 классы, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 36 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков  для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 4 часа в неделю.

         Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ аппаратуры, принадлежностей, приспособлений, наглядный пособий и приемов практической работы.

         При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.

         С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.

         Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.

         Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

         Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.

 2.      Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование  

4.  Цели и задачи кружка:

- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим  воспитанием. На основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают перво­начальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников фотографической информации.

- овладение умениями и навыками фотодела,  использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.

- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.

Задачи:

Привлечь детей к занятию фотографией.

Повышать уровень мастерства учащихся.

Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.

Укрепление дружбы между учащимися.

Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.

Привлечение детей к занятию фотоискусством.

Особенности возрастной группы

Возраст учащихся 5-8 класс, 10-16 лет. Набор в группу свободный, состав постоянный.

Режим занятий

Общее количество в год – 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Таблица тематического распределения количества часов (144 часа/ 4 часа в неделю)

№п/н

Наименование темы

Всего отведено кол-во часов

Теория

Практика

1

История фотографии.

4

4

-

2

Работа с фотоаппаратом.

16

8

8

3

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография.

14

6

8

4

Поэтика снимка.

6

2

4

5

Образность. Фотожанры.

62

30

32

6

Поэтика снимка

18

10

8

7

Работа с программами по обработке фотографий

22

10

12

 

         ИТОГО

144

68

72

II Содержание обучения

Тематический план работы фотокружка.

№ п/н

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

История фотографии. (2)

1

История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография

4

Получение композиций на фотобумаге. Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. Фотография в науке, технике, общественной жизни. От пленки к "цифре. Фотография как искусство.

Работа с фотоаппаратом. (16)

2

Основные части фотоаппарата.

4

Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма. Затвор, выдержка. Устройство цифрового фотоаппарата: сенсоры, память, экспозиционная автоматика, электропитание.

3

Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости.

4

Главное фокусное расстояние. Светосила, диафрагма, определении  глубины резкости.. Объективы длиннофокусные, широкоугольные, ZOOM, Разрешающая способность объектива.

4

Определение экспозиции. Затвор, выдержка

4

Виды затворов: шторные, центральные, выдержка длинная и короткая, её определение на практике.

5

Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Импульсные фотовспышки.  Первая съемка.

4

Фотоэкспонометр, таблицы, символы. Установка цвета и света.  Снимаем на улице. Отработка последовательности операций.

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14)

6

Кадрирование.

1

Определение границ кадра.

Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра.

1

Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность.

7

Композиция (продуманное построение изображения).

2

Диагональная композиция. Восходящая и нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы».

8

Пропорциональность кадра

2

Линии золотого сечения. 3:2; 5:4.

9

Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки.

2

Общий план городской улицы с перспективой. Средний план жанровой сценки. Крупный план – натюрморт, фрагменты, выражения лиц.

10

Ракурс. Перспектива.

2

Высота точки съемки. Точка съемки снизу. Точка съемки сверху.

11

Тональный рисунок кадра. 

2

Свет в кадре. Тональная доминанта.

12

Смысловая подвижность. Смысл кадра

2

Пластическое взаимодействие объектов снимка и его эмоциональный тон. Создание смысла. Участие камеры.

Поэтика снимка (18)

13

Изобразительная плоскость

6

Прямоугольность формата – две вертикали и две горизонтали. Структурный план плоскости – линии, сходящиеся в центре. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возрастание напряженности при удалении от центра. 

14

«Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона.

6

Смысловая функция тона – черные, белые, серые тона. Светотеневой и светотональный  рисунок изображения. Контровой свет. Сниженная и повышенная тональность снимка. Цветовая тональность.

15

Изображенное пространство:  Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства

6

Три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3.  Воздух, как компонент пространства.

Образность. Фотожанры. (62)

16

Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов.

4

Виды образов: характер, пространство, предмет.

17

Жанры и образность фотографии. Портрет.

4

Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

18

Контакт с героем. Взгляд в камеру.

4

19

Руки в портрете.

4

20

Поза и жест.

4

21

Контраст.

2

22

Композиция. Пространство.

4

23

Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и облака

4

Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

24

Предмет и среда. Ритмы пространства.

2

25

Фотосъемка архитектурных сооружений

6

26

Жанровая фотосъемка

4

27

Спортивная фотосъемка

4

28

Фотонатюрморт и фотоэтюд.

4

29

Репортажная (документальная) фотосъемка

6

30

Специальные виды съемки

2

31

Техническая фотосъемка

4

Работа с программами по обработке фотографий (16)

32

Основы компьютерной графики

4

Изучение программы, создание коллажей

33

Программа Adobe Photoshop

12

34

Обсуждение, просмотр снимков

2

Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.

35-36

Обобщающее занятие

4

Подведение  итогов.

 III. Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы,  индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

 IV. Список учебно-методической литературы

Литература:

 1. А. Пылаев, «Справочник фотографа», 2000 год

 2. И. Лысов, «Самоучитель по современной фотографии», 2002 год

 3. Е.А. Голубова, Н.Н. Тарасенко. Учебный курс «Сам себе фотограф», 2002 год

 4. Б.В. Пальчевский, Фотография. Курс для начинающих, 2007 год

 5. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. «Поэтика фотографии», 2010 год

 6. Артюшин Д. Ф. Цветная фотография. М. Искусство, 1987.

 7. Морозов С. Творческая фотография. М. Планета, 1986.

 8. Хейлин Р. Светофильтры. М. Мир, 1988.

 9. С.Келби «Справочник по обработке цифровых фотографий», 2004.

Дополнительная литература:

 Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.

 Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.

Компьютерные технологии.

  Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. ПИТЕР, 2003.

  Дик Мак-Клелланд. Фотошоп для чайников. М. Изд.  Дом. «Вильямс», 2001.

  М. Петров «Фотошоп для профессионалов», 2004.

В.Н. Печникова «Сборка, диагностика, оптимизация современного  компьютера»,2005.


 

Департамент образования г. Москвы

Департамент образования г. Москвы

I . Пояснительная записка 1

I . Пояснительная записка 1

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность

Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам

Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам

Цифровая фотография4Получение композиций на фотобумаге

Цифровая фотография4Получение композиций на фотобумаге

Общий план городской улицы с перспективой

Общий план городской улицы с перспективой

Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт

Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт

С.Келби «Справочник по обработке цифровых фотографий», 2004

С.Келби «Справочник по обработке цифровых фотографий», 2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020