Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новосёловка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ- СОШ №7х.Новосёловка
_________ Е.Н.Черкасская
Приказ №_________ от
«_____» _______________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
( общеинтеллектуальное направление)
3 класс
Лозовова М.А.,
учитель начальных классов
МБОУ- СОШ №7х.Новосёловка
Программа рассмотрена
на методическом совете МБОУ- СОШ №7
х.Новосёловка
Протокол № ____
от «____» ______________ 2022 г.
2022-23уч год
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 год (3 класс):
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Деловые беседы;
· Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
· Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 1 |
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1 1
1
1
1
1
1 |
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
4. |
Математическая грамотность |
1
1
1
1 1
1 1
1 |
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
5 |
Проверочные работы |
2 |
Проверь себя |
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
Планир. |
Факт. |
|||
|
Про дождевого червяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
02.09 |
|
|
Кальций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
09.09 |
|
|
Сколько весит облако? |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.09 |
|
|
Хлеб, всему голова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
23.09 |
|
|
Про мел. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30.09 |
|
|
Про мыло. |
1 |
0,5 |
0,5 |
07.10 |
|
|
История свечи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14.10 |
|
|
Магнит. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21.10 |
|
|
Дождевые черви. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.10 |
|
|
Полезный кальций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
11.11 |
|
|
Про облака. |
1 |
0,5 |
0,5 |
18.11 |
|
|
Про хлеб и дрожжи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
25.11 |
|
|
Интересное вещество мел. |
1 |
0,5 |
0,5 |
02.12 |
|
|
Чем интересно мыло и как оно «работает»? |
1 |
0,5 |
0,5 |
09.12 |
|
|
Про свечи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.12 |
|
|
Волшебный Магнит. |
1 |
0,5 |
0,5 |
23.12 |
|
|
Проверь себя. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13.01 |
|
|
Что такое «бюджет»? |
1 |
0,5 |
0,5 |
20.01 |
|
|
Семейный бюджет. |
1 |
0,5 |
0,5 |
27.01 |
|
|
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. |
1 |
0,5 |
0,5 |
03.02 |
|
|
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.02 |
|
|
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. |
1 |
0,5 |
0,5 |
17.02 |
|
|
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
03.03 |
|
|
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.03 |
|
|
Как сэкономить семейные деньги? |
1 |
0,5 |
0,5 |
17.03 |
|
|
Расходы и доходы бюджета. |
1 |
0,5 |
0,5 |
07.04 |
|
|
Планируем семейный бюджет. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Подсчитываем семейный доход. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14.04 |
|
|
Пенсии и пособия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21.04 |
|
|
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.04 |
|
|
Подсчитываем расходы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
05.05 |
|
|
Расходы на обязательные платежи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12.05 |
|
|
Подсчитываем сэкономленные деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.05 |
|
|
Проверь себя. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.05 |
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.