Рабочая программа "Функциональная грамотность" 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа "Функциональная грамотность" 3 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
16.02.2023
Рабочая программа "Функциональная грамотность" 3 класс
функцион грам 3 кл.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новосёловка

 

УТВЕРЖДАЮ: 

Директор МБОУ- СОШ №7х.Новосёловка

_________ Е.Н.Черкасская

Приказ №_________ от

«_____» _______________ 2022 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

( общеинтеллектуальное направление)

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

Лозовова М.А.,

учитель начальных классов

МБОУ- СОШ №7х.Новосёловка

 

Программа рассмотрена

на методическом совете МБОУ- СОШ №7

х.Новосёловка

Протокол № ____

от «____» ______________ 2022 г.

 

 

 

 

 

 

2022-23уч год

                                         Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность»  составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 год (3 класс):

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

·       Предметные недели;

·       Библиотечные уроки;

·       Деловые беседы;

·       Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

·       Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

 

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

4.

Математическая грамотность

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

 

 

Итого

34

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

  1.  

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

02.09

 

  1.  

Кальций.

1

0,5

0,5

09.09

 

  1.  

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

16.09

 

  1.  

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

23.09

 

  1.  

Про мел.

1

0,5

0,5

30.09

 

  1.  

Про мыло.

1

0,5

0,5

07.10

 

  1.  

История свечи.

1

0,5

0,5

14.10

 

  1.  

Магнит.

1

0,5

0,5

21.10

 

  1.  

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

28.10

 

  1.  

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

11.11

 

  1.  

Про облака.

1

0,5

0,5

18.11

 

  1.  

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

25.11

 

  1.  

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

02.12

 

  1.  

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

0,5

0,5

09.12

 

  1.  

Про свечи.

1

0,5

0,5

16.12

 

  1.  

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

23.12

 

  1.  

Проверь себя.

1

0,5

0,5

13.01

 

  1.  

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

20.01

 

  1.  

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

27.01

 

  1.  

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5

03.02

 

  1.  

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

0,5

0,5

10.02

 

  1.  

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

0,5

0,5

17.02

 

  1.  

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

0,5

0,5

03.03

 

  1.  

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

0,5

0,5

10.03

 

  1.  

Как сэкономить семейные деньги?

1

0,5

0,5

17.03

 

  1.  

Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

07.04

 

  1.  

Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

 

 

  1.  

Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

14.04

 

  1.  

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

21.04

 

  1.  

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5

28.04

 

  1.  

Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

05.05

 

  1.  

Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

12.05

 

  1.  

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5

19.05

 

  1.  

Проверь себя.

1

0,5

0,5

19.05

 

 

Итого:

34

17

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х

Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю

Метапредметные результаты изучения курса:

Метапредметные результаты изучения курса:

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность» : - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения…

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность» : - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения…

Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п

Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п

Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет

Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет

Как сэкономить семейные деньги? 1 0,5 0,5 17

Как сэкономить семейные деньги? 1 0,5 0,5 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023