Календарно-тематическое планирование геометрия 7 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения урока |
|
||
По плану |
фактически |
|
||||
1. Начальные геометрические сведения |
10 |
|
||||
1 |
Прямая и отрезок. |
|
|
|
|
|
2 |
Луч и угол. |
|
|
|
|
|
3 |
Сравнение отрезков и углов |
|
|
|
|
|
4 |
Измерение отрезков. |
|
|
|
|
|
5 |
Измерение углов. |
|
|
|
|
|
6 |
Измерение углов. Решение задач. |
|
|
|
|
|
7 |
Смежные и вертикальные углы |
|
|
|
|
|
8 |
Перпендикулярные прямые |
|
|
|
|
|
9 |
Решение задач по теме: Начальные геометрические сведения. |
|
|
|
|
|
10 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения» |
|
|
|
|
|
2. Треугольники |
17 |
|
||||
11 |
Треугольник. |
|
|
|
|
|
12 |
Треугольник. Ррешение задач |
|
|
|
|
|
13 |
Первый признак равенства треугольников. |
|
|
|
|
|
14 |
Перпендикуляр к прямой |
|
|
|
|
|
15 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
|
|
|
|
|
16 |
Свойства равнобедренного треугольника |
|
|
|
|
|
17 |
Второй признак равенства треугольников |
|
|
|
|
|
18 |
Третий признак равенства треугольников |
|
|
|
|
|
19 |
Второй и третий признаки равенства треугольников |
|
|
|
|
|
20 |
Второй и третий признаки равенства треугольников |
|
|
|
|
|
21 |
Окружность |
|
|
|
|
|
22 |
Построения циркулем и линейкой |
|
|
|
|
|
23 |
Задачи на построение |
|
|
|
|
|
24 |
Задачи на построение |
|
|
|
|
|
25 |
Решение задач |
|
|
|
|
|
26 |
Решение задач. |
|
|
|
|
|
27 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники. |
|
|
|
|
|
3. Параллельные прямые |
13 |
|
||||
28 |
Параллельные прямые. |
|
|
|
|
|
29 |
Признаки параллельности двух прямых |
|
|
|
|
|
30 |
Признаки параллельности двух прямых |
|
|
|
|
|
31 |
Практические способы построения параллельных прямых |
|
|
|
|
|
32 |
Решение задач на признаки параллельности прямых |
|
|
|
|
|
33 |
Аксиома параллельных прямых |
|
|
|
|
|
34 |
Аксиома параллельных прямых |
|
|
|
|
|
35 |
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. |
|
|
|
|
|
36 |
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. |
|
|
|
|
|
37 |
Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей. |
|
|
|
|
|
38 |
Решение задач |
|
|
|
|
|
39 |
Решение задач |
|
|
|
|
|
40 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые» |
|
|
|
|
|
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
19 |
|
||||
41 |
Сумма углов треугольника |
|
|
|
|
|
42 |
Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольники. |
|
|
|
|
|
43 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
|
|
|
44 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
|
|
|
45 |
Неравенство треугольника. |
|
|
|
|
|
46 |
Подготовка к контрольной работе |
|
|
|
|
|
47 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
|
|
|
|
|
48 |
Некоторые свойства прямоугольных треугольников |
|
|
|
|
|
49 |
Прямоугольные треугольники. |
|
|
|
|
|
50 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
|
|
|
|
|
51 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
|
|
|
|
|
52 |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. |
|
|
|
|
|
53 |
Построение треугольника по трем элементам |
|
|
|
|
|
54 |
Построение треугольника по трем элементам |
|
|
|
|
|
55 |
Построение треугольника по трем элементам |
|
|
|
|
|
56 |
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
|
|
|
|
|
57 |
Решение задач. |
|
|
|
|
|
58 |
Решение задач. |
|
|
|
|
|
59 |
Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»» |
|
|
|
|
|
5. Повторение (10 ч) |
9 |
|
||||
60 |
Повторение по теме «Треугольники» |
|
|
|
|
|
61 |
Повторение по теме: «Параллельные прямые» |
|
|
|
|
|
62 |
Повторение по теме: «Прямоугольные треугольники» |
|
|
|
|
|
63 |
Повторение по теме: «Прямоугольные треугольники» |
|
|
|
|
|
64 |
Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
|
|
|
65 |
Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
|
|
|
66 |
Контрольная работа № 6 Итоговая |
|
|
|
|
|
67 |
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение. |
|
|
|
|
|
68 |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
68 |
|
|
||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа Первомайского района Республики Крым»
«РАССМОТРЕНО» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании МО учителей- |
Заместитель директора по |
Директор МБОУ |
естественно-математического |
учебно-воспитательной |
Гвардейская школа |
цикла |
работе |
__________С.С.Османова |
Протокол № ___ |
_____________О.С.Сирая |
Приказ № _____ |
от «___»______20___г |
«___»___________20___г. |
от «___»_________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Геометрия»
Класс: 7
Срок реализации программы: 2019/2020 уч.год
Количество часов по учебному плану: 68 часов, 2часа х34 недели
Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Примерной программой по геометрии. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и других, 7 – 9 классы . В.Ф.Бутузов – Москва: «Просвещение», 4 издание, 2016.
Рабочую программу составила учитель математики Шимек Наталья Викторовна
с.Гвардейское, 2019/2020 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по геометрии для 7 класса составлена на основе :
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями);
-Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и других, 7 – 9 классы . В.Ф.Бутузов – Москва: «Просвещение», 4 издание, 2016.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
На изучение предмета отводится 34 учебных недель по 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год
Концепция программы
Основой курса является формирование пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, и применение этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Обоснованность программы
Значимость
Курс геометрии направлен на формирование конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса, на развитие умения применять математику в реальной жизни.
Актуальность
Курс геометрии для 7 класса направлен выдвижение на первый план задачи интеллектуального развития учащихся, создание более широкого круга математических представлений, вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели и задачи изучения предмета:
· Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
· Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
· Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
· Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей;
· Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
· Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Учащийся научится:
· Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения.
· Распознавать и изображать на чертежах геометрические фигуры.
· измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
· Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов.
· Использовать свойства измерения длин и углов при решении задач.
· Решать задачи на доказательство с помощью свойств равнобедренного треугольника.
· Решать задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
· Решать простейшие планиметрические задачи.
· Работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
Учащийся получит возможность:
· Овладеть традиционной схемой решения на построение с помощью циркуля и линейки : анализ, построение, доказательство и исследование.
· применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, компьютера.
· использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развития изобразительных умений, приобретения навыков геометрических построений;
· работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Начальные геометрические сведения
В данном разделе вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий. Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у обучающихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.
Цели изучения раздела:
· систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах;
· ввести понятие равенства фигур.
Раздел 2. Треугольники
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки.
Цели изучения раздела:
· ввести понятие теоремы;
· выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;
· ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
Раздел 3. Параллельные прямые
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. Отсюда следует необходимость уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.
Цели изучения раздела:
· ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых;
· дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии;
· ввести аксиому параллельных прямых.
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
В данном разделе рассматривается одна из важнейших теорем курса – теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия – свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников. При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у обучающихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии. При решении задач на построение в 7 классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Цель изучения раздела -рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Раздел 5. Повторение
Тематическое планирование по геометрии в 7 классе
№ |
Тема |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
1 |
Начальные геометрические сведения |
10 |
1 |
2 |
Треугольники |
17 |
1 |
3 |
Параллельные прямые |
13 |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
19 |
2 |
5 |
Повторение. Решение задач |
9 |
1 |
ИТОГО |
68 |
6 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОМЕТРИИ.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если: - работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; - в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: -допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: Ø допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если: Ø работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: Ø полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; Ø изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; Ø правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; Ø показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; Ø продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; Ø отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; Ø возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: Ø в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; Ø допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, 7 исправленные после замечания учителя; Ø допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. 12
Отметка «3» ставится в следующих случаях: Ø неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); Ø имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; Ø ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; Ø при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков
. Отметка «2» ставится в следующих случаях: Ø не раскрыто основное содержание учебного материала; Ø обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; Ø допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: Ø ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.