МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска от «28»августа 2019 года №1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./
«29» августа 2019г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2019 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По геометрии
Класс 8е
уровень общего образования основное общее образование
количество - 70 часов
учитель Черенко Ирина Александровна
Программа разработана на основе типовой программы
для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Математика 5-11/Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк- М.: Дрофа,2004.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 Е класса разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования, авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна, входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы», [составитель: Т.А. Бурмистрова].- М. Просвещение, 2014.
Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);
2. Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №24" г. Волгодонска
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
· развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
· развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных организациях, изучения смежных дисциплин, применения их в повседневной жизни;
· создание фундамента для развития математических способностей, а также механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
Место предмета в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ «Лицей № 24» предмет геометрия относится к области естественных наук и на его изучение в 8 Е классе отводится 70 часов (35 учебных недель), из расчета 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по геометрии 8е класса
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
||
1 |
Повторение |
2 |
2 |
2 |
2 |
Четырехугольники |
14 |
14 |
14 |
3 |
Площадь |
14 |
14 |
14 |
4 |
Подобные треугольники |
19 |
19 |
19 |
5 |
Окружность |
11 |
11 |
11 |
6 |
Повторение |
8 |
7 |
10 |
ИТОГО |
68 |
67 |
70 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Повторение. 2 часа
Повторение основных теоретических сведений по темам. Решение задач
Четырехугольники. 14 часов
Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Площадь. 14 часов
Вывод формул площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и их применение при решении задач. Применение прямой и обратной теорем Пифагора при решении задач
Подобные треугольники. 19 часов
Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от до Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
Окружность. 11 часов
Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенства касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Повторение. 8, 7, 9 часов
Повторение основных теоретических сведений по темам. Решение задач
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 Е класса рассчитано на 70 уроков
№ п/п |
Дата |
Наименование разделов, тем |
Виды контроля |
1 |
4.09 |
Вводное повторение |
Самостоятельное решение задач по готовым чертежам |
2 |
5.09 |
Вводное повторение |
Самостоятельное решение задач |
Глава V. Четырехугольники. 14 часов |
|||
3 |
11.09 |
Многоугольники |
Проверка домашнего задания |
4 |
12.09 |
Многоугольники |
Теоретический опрос, самостоятельная работа обучающего характера |
5 |
18.09 |
Свойства параллелограмма |
Проверка домашнего задания |
6 |
19.09 |
Признаки параллелограмма |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
7 |
25.09 |
Решение задач по теме «Параллелограмм» |
Проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
8 |
29.09 |
Трапеция |
Проверка домашнего задания, практическая работа |
9 |
2.10 |
Теорема Фалеса |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам |
10 |
3.10 |
Задачи на построение |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
11 |
9.10 |
Прямоугольник |
Проверка домашнего задания |
12 |
10.10 |
Ромб. Квадрат |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по теме |
13 |
16.10 |
Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» |
Письменная работа, проверка домашнего задания, самостоятельная работа обучающего характера |
14 |
17.10 |
Осевая и центральная симметрии |
Самостоятельная работа |
15 |
23.10 |
Подготовка к контрольной работе |
Проверка домашнего задания |
16 |
24.10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» |
Контрольная работа |
Глава VI. Площадь. 14 часов |
|||
17 |
6.11 |
Работа над ошибками. Площадь многоугольника. Квадрата |
Проверка домашнего задания |
18 |
7.11 |
Площадь прямоугольника |
Проверка домашнего задания, самостоятельная работа с последующей самопроверкой |
19 |
13.11 |
Площадь параллелограмма |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
20 |
14.11 |
Площадь треугольника |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
21 |
20.11 |
Площадь треугольника |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа с последующей самопроверкой |
22 |
21.11 |
Площадь трапеции |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания |
23 |
27.11 |
Решение задач на вычисление площадей фигур |
Теоретический тест, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
24 |
28.11 |
Решение задач на нахождение площадей фигур |
Проверка домашнего задания, практическая работа |
25 |
4.12 |
Теорема Пифагора |
Проверка домашнего задания, практическая работа |
26 |
5.12 |
Теорема, обратная теореме Пифагора |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа с проверкой |
27 |
11.12 |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» |
Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по готовым чертежам, самостоятельная работа |
28 |
12.12 |
Решение задач по теме «Площадь» |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
29 |
18.12 |
Подготовка к контрольной работе |
Самостоятельное решение задач |
30 |
19.12 |
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» |
Контрольная работа |
Глава VII. Подобные треугольники. 19 часов |
|||
31 |
25.12 |
Работа над ошибками. Определение подобных треугольников |
Самостоятельное решение задач с проверкой |
32 |
26.12 |
Отношение площадей подобных треугольников |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
33 |
15.01 |
Первый признак подобия треугольников |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания |
34 |
16.01 |
Второй признак подобия треугольников |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания |
35 |
22.01 |
Третий признак подобия треугольников |
Самостоятельное решение задач по готовым чертежам и в рабочих тетрадях с последующим обсуждением |
36 |
23.01 |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
37 |
29.01 |
Подготовка к контрольной работе |
Самостоятельное решение задач |
38 |
30.01 |
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» |
Контрольная работа |
39 |
5.02 |
Работа над ошибками. Средняя линия треугольника |
Самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
40 |
6.02 |
Свойство медиан треугольника |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
41 |
12.02 |
Пропорциональные отрезки. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
Теоретический опрос, самостоятельная работа |
42 |
13.02 |
Измерительные работы на местности |
Проверка домашнего задания |
43 |
19.02 |
Задачи на построение методом подобия |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
44 |
20.02 |
Задачи на построение методом подобия |
Проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
45 |
26.02 |
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач |
46 |
27.02 |
Значения синуса, косинуса, тангенса для углов |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с обсуждением |
47 |
4.03 |
Соотношения между сторонами и углами в треугольнике |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
48 |
5.03 |
Подготовка к контрольной работе |
Теоретический тест с последующей самопроверкой, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой |
49 |
11.03 |
Контрольная работа № 4 «Применение подобия треугольников при решении задач» |
Контрольная работа |
Глава VIII. Окружность. 11 часов |
|||
50 |
12.03 |
Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности. |
Самостоятельное решение задач с последующим обсуждением |
51 |
18.03 |
Касательная к окружности |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
52 |
19.03 |
Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
53 |
1.04 |
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
54 |
2.04 |
Свойство биссектрисы угла |
Самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
55 |
8.04 |
Серединный перпендикуляр |
Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
56 |
9.04 |
Теорема о точке пересечения высот треугольника |
Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам |
57 |
15.04 |
Вписанная окружность. Свойство описанного четырехугольника |
Самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
58 |
16.04 |
Описанная окружность. Свойство вписанного четырехугольника |
Проверка домашнего задания |
59 |
22.04 |
Подготовка к контрольной работе |
Теоретический тест, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
60 |
23.04 |
Контрольная работа № 5. «Окружность» |
Контрольная работа |
Повторение. 10 часов |
|||
61 |
29.04 |
Анализ контрольной работы. Четырехугольники |
Тест с последующей проверкой |
62 |
30.04 |
Решение задач. Четырёхугольники. |
|
63 |
6.05 |
Решение задач. Площади фигур |
Тест с последующей проверкой |
64 |
7.05 |
Решение задач. Подобные треугольники |
Тест с последующей проверкой |
65 |
13.05 |
Решение задач. Окружность |
Тест с последующей проверкой |
66 |
14.05 |
Решение задач |
Тест с последующей проверкой |
67 |
20.05 |
Подготовка к контрольной работе |
Индивидуальный контроль |
68 |
21.05 |
Итоговая контрольная работа |
Контрольная работа |
69 |
27.05 |
Анализ контрольной работы |
Самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
70 |
28.05 |
Итоговый урок |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
· Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9:Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
· Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010
· Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 8класса.-М.: Просвещение, 2011
· Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 8 класса. – М.: Илекса, 2013
· http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
· http://comp-science.narod.ru/ - Дидактические материалы по информатике и математике
· http://www.mathnet.spb.ru/ - Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.