РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Групповых занятий по биологии "Познавательный эксперимент в биологии" для обучающихся 7 классов
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Групповых занятий по биологии "Познавательный эксперимент в биологии" для обучающихся 7 классов

Оценка 5
Документация
docx
биология
6 кл—7 кл
06.10.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Групповых занятий по биологии "Познавательный эксперимент в биологии" для обучающихся 7 классов
Данная программа позволит дать возможность расширить время для прохождения курса биологии в 7 классе при 1 ч. в неделю.
ГЗ_7 класс по биологии_Щелыванова Т.И. 2024.docx

‌Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Перевозский Нижегородской области

"Средняя школа № 1 г. Перевоза"‌‌

‌‌

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим советом

протокол № 4

от "29"августа 2024 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 322-ОД

от "30"августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Групповых занятий по биологии

"Познавательный эксперимент в биологии"

для обучающихся 7 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Перевоз, 2024‌ ‌​

Пояснительная записка

 

Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью.

Актуальность данной программы состоит в том, что она является дополнением к основному курсу биологии 7 класса. Программа групповых занятий «Познавательный эксперимент в биологии» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах. На дополнительных занятиях по биологии закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно невелико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Также, данный курс будет способствовать развитию учебной мотивации по выбору профессии, связанной со знаниями в области биологии. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого обучающегося.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в

соответствии с требованиями:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

 СанПиН 1.2.3685-21;

 МАОУ «СШ №1 г. Перевоза»

 

Особенности преподавания курса

«Познавательный эксперимент в биологии»

Предлагаемая тематика групповых занятий по биологии имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии курс "Познавательный эксперимент в биологии" будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

Цель курса — научить учащихся проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности. Курс обеспечивает понимание научной картины окружающего мира.

Данная рабочая программа курса разработана для учащихся 7 классов разного уровня подготовки.

Программой предусмотрено также изучение теоретических вопросов, проведение семинаров.

      В системе предметов основной общеобразовательной школы курс "Познавательный эксперимент в биологии" реализует следующие цели:

v  создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

v  развитие интеллектуальных, креативных способностей учащихся;

v  организация деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

Задачи:

Образовательные:

v  владеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

v  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

v  проводить исследования, ставить эксперименты, делать логические выводы, проводить наблюдения за живыми объектами;

v  расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризировать интеллектуальное творчество.

Развивающие:

v  способствовать развитию потребности общения человека с природой;

v  развивать альтернативное мышление в восприятии прекрасного;

v  развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

v  развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановкой биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

v  создавать условия для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

v  воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;

v  использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными;

v  развивать коммуникативные умения;

v  развивать нравственные и эстетические чувства;

v  развивать способности к творческой деятельности.

Воспитательные:

v  воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе;

v  развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли;

v  развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

 

Содержание курса «Познавательный эксперимент в биологии»

 

Содержание курса «Познавательный эксперимент в биологии» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся

v  -включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

v  включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 

Работа групповых занятий по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

 

Место курса в учебном плане

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В учебном плане МАОУ «СШ №1 г. Перевоза» на освоение программы групповых занятий отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.

 

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

 о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

 многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

 основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

 наиболее типичных представителей животного и растительного мира НСО;

 основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям

существования (примеры);

 какую пользу приносят представители животного мира;

 съедобные и ядовитые растения своей местности;

 лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их;

 редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

 влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

 значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

 современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

 Обучающиеся должны уметь:

 узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

 ухаживать за домашними животными и птицами;

 выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

 применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической

деятельности по сохранению природного окружения;

 ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

 предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

 наблюдать предметы и явления природы;

 оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

 подготовить доклад, презентацию;

 ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Личностные результаты обучения:

 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой

природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать

выводы); эстетического отношения к живым объектам;

 формирование личностных представлений о целостности природы,

 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её

проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и

рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему,

ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,

наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст

учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками,

анализировать и оценивать информацию;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной

деятельности;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникативных технологий;

 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации

своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку

зрения.

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых

организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной

систематической группе;

 роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для

сохранения биосферы;

 различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в

экосистеме;

 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и

процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 знание основных правил поведения в природе;

 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье

человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере:

 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Контрольно-измерительные материалы:

Формы контроля знаний:

v  Фронтальный и индивидуальный опрос.

v  Отчеты по лабораторным и практическим работам.

v  Творческие задания.

v  Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.

 

Основной инструментарий для оценивания результатов:

v  Творческие работы.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

Дата изучения

Форма занятия

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

всего

Практические работы

Раздел 1 Введение

1.       

 

Вводный инструктаж по ТБ.  Биология–

наука о живой природе. Методы изучения биологии

1

 

 

беседа

Презентация

2.       

Что такое биологический эксперимент и правила его постановки.

1

 

 

беседа

Микроскоп, лабораторное оборудование

3.       

Микроскопы — устройство прибора, правила работы, приготовление микропрепаратов. Лабораторная работа «Строение микроскопа и правила работы с ним»

1

1

 

Л.р.

Микроскоп, лабораторное оборудование

4.       

Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов, работа с лабораторным оборудованием»

1

1

 

Л.р.

Микроскоп, лабораторное оборудование

5.       

Видео камера, фотоаппарат — приборы для фиксирования событий, происходящих в природе

1

1

 

Л.р.

Видео камера, фотоаппарат

6.       

Экскурсия «Осень — прекрасная пора»

1

 

 

экскурсия

 

7.       

Практические работы «Обработка материала экскурсии»

1

1

 

Пр. р

Коллекции природных материалов

8.       

Семинар «Что такое биологический эксперимент и правила его постановки»

1

 

 

Семинар

 

Раздел 2 Многообразие растительного мира. Бактерии. Грибы.

9.       

Особенности строения одноклеточных организмов

1

 

 

Беседа

Презентация

10.   

Практическая работа «Строение одноклеточных водорослей»

1

1

 

Пр.р.

Микроскоп, лабораторное оборудование

11.   

Практическая работа «Строение и многообразие многоклеточных водорослей»

1

1

 

Пр. р.

Микроскоп, лабораторное оборудование, гербарии водорослей

12.   

Постановка опыта по изучению фотосинтеза у растений

1

 

 

Беседа

Презентация

13.   

Изучение состава воздуха при дыхании и фотосинтезе у растений при помощи химической лаборатории

1

1

 

Пр. р.

Лабораторное оборудование

14.   

Изучение механизмов всасывания воды корнями растений (корневое давление), отличие химического состава воды перед всасыванием и после прохождения по тканям растений (постановка эксперимента)

1

1

 

Пр.р.

Лабораторное оборудование

15.   

Практическая работа «Наблюдение видимых изменений при постановки эксперимента по изучению корневого давления»

1

1

 

Пр.р.

Лабораторное оборудование

16.   

Постановка опыта «Работа устьиц». Изучение механизмов испарения воды листьями

1

1

 

Л.р.

Лабораторное оборудование

17.   

Систематика растений. Отличительные признаки отделов растений

1

 

 

Беседа

Презентация, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d70e6

18.   

Высшие споровые растения растения.

Практическая работа «Исследование мха Сфагнума»

1

1

 

Пр. р.

Микроскоп, мох Сфагнум

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d4fc6

19.   

Отдел Голосеменные растения.

1

 

 

Беседа

Презентация, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5714

20.   

Цветковые растения. Пр. р. «Вегетативное комнатных размножение растений»

1

1

 

Пр. р.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d5a02 Лабораторное оборудование

21.   

Защита презентаций «Занимательная

ботаника»

1

 

 

Семинар

Компьютер, интерактивная доска

22.   

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

 

 

Беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d75f0

23.   

Бактерии и здоровье человека. Лабораторная работа «Изучение

зубного налета под

микроскопом»

1

1

 

Лр.р.

Микроскоп, предметные стекла

24.   

Практическая работа «Выращивание микроорганизмов на питательных средах»

1

1

 

Пр.р.

Чашки Петри с питательным раствором

25.   

Методика выращивания плесневых грибов (инструктаж)

1

 

 

Беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d7460

Лабораторное оборудоание

26.   

Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов»

1

1

 

П.р.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d7460

Микроскоп, микропрепараты

27.   

Растительные сообщества

1

 

 

Экскурсия

 

28.   

Влияние человека на растительный мир.

1

 

 

Беседа

Презентация

29.   

Красные книги Международного союза охраны природы. Охраняемые растения городского округа Перевозский

1

 

 

Беседа

Презентация

Раздел 3. Создание проектов по теме «Растения. Бактерии. Грибы»

30.   

Выбор темы проекта

1

 

 

Беседа

 

31.   

Цели и задачи проекта

1

 

 

Беседа

 

32.   

Методы реализации проекта

1

 

 

Беседа

Презентация

33.   

Оформление проекта

1

 

 

Пр.р.

 

34.   

Защита проектов.

1

 

 

Защита проектов

Компьютер, интерактивная доска

 

Итого

34

15

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.             Акимушкин И.И. 'Занимательная биология'. 2-е издание – Москва: Молодая гвардия, 1972 - 304 с.

2.             Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. – М., 1975.

3.             Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983.

4.             Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.

5.             Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.

6.             Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.

7.             Энциклопедия для детей. Т.2: Биология / составители Исмаилова С. и Майсурян А. – Москва: «Аванта +», 1993. – 672с.


Интернет-ресурсы

1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим

опытом, практические рекомендации).

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/

education

4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа

Пояснительная записка Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта

Пояснительная записка Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта

Данная рабочая программа курса разработана для учащихся 7 классов разного уровня подготовки

Данная рабочая программа курса разработана для учащихся 7 классов разного уровня подготовки

Работа групповых занятий по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы

Работа групповых занятий по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

В ценностно-ориентационной сфере:  знание основных правил поведения в природе;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

В ценностно-ориентационной сфере:  знание основных правил поведения в природе;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

Видео камера, фотоаппарат — приборы для фиксирования событий, происходящих в природе 1 1

Видео камера, фотоаппарат — приборы для фиксирования событий, происходящих в природе 1 1

Высшие споровые растения растения

Высшие споровые растения растения

Красные книги Международного союза охраны природы

Красные книги Международного союза охраны природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2024