рабочая программа Химия 8-9 класс

  • rtf
  • 07.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Химия 8-9 кл. 2020-2021 уч.год.rtf

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ХИМИЯ"

I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ХИМИЯ»

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении химии должна быть направлена на достиже­ние обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордос­ти за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2)      в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3)  в познавательной (когнитивной, интеллектуальной)
сфере — умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирова­ние) для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

2)      использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3)       умение генерировать идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

4)      умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

5)       использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1.  В познавательной сфере:

•давать определения изученных понятий: вещество (хими­ческий элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решет­ка, вещество, простые и сложные вещества, химическая фор­мула, относительная атомная масса, относительная молеку­лярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, пери­одическая система, периодическая таблица, изотопы, хими­ческая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролити­ческая диссоциация, скорость химической реакции);

•описывать демонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

•классифицировать изученные объекты и явления;

•наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изучен­ных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

•структурировать изученный материал и химическую ин­формацию, полученную из других источников;

• моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентаиионной сфере:
•анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

•проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным обо­рудованием.

II. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Начальные понятия и законы химии

Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение  общества  к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые, или  символьные.

Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные  переходы  между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация  и испарение, кристаллизация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы  разделения смесей: перегонка,  или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы или молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная массы.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава вещества.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ.  Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несет химическое уравнение.

Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

Состав воздуха. Понятие об объемной доле (φ) компонента природной газовой смеси – воздуха. Расчет  объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашеная известь.

Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.

Кратные единицы измерения – миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Растворитель и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».

Раздел 3. Основные классы неорганических соединений.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.

Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.

Соли, их классификация и названия. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 

Раздел 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

Естественные семейства  химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.

Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов.

Атомы как форма существования химического элемента. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», « нейтрон», «относительная атомная масса».

Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1 – 20 . Понятие о завершенном электронном уровне.

Изотопы. Физический смысл символики периодической системы.  Современная формулировка периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения электронных оболочек атомов.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

 

Раздел 5. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции.

Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решетки и физические свойства веществ с этим типом решеток. Понятие о формульной единице вещества.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки и свойства веществ с этим типом решеток.

Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки и свойства веществ с этим типом решеток.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток. Единая природа химических связей.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчета степеней окисления по формулам химических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Раздел 6. Химические реакции в растворах электролитов.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения реакций. Химический смысл сокращенных ионных уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (рН).

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

 

Раздел 7. Неметаллы и их соединения.

      Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

      Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.

       Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.

      Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

      Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

      Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

      Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.

      Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами,29 основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

       Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

      Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

      Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

       Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.

      Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

      Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

      Органическая химия. Углеводороды.

      Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.

       Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот. 

        Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.

      Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

      Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.

       Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Раздел 8. Металлы и их соединения.

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.  

      Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

      Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.

      Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

      Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.

      Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

      Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

      Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

 

Раздел 9.  Химия и окружающая среда.

      Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.

      Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

 

 

Раздел 10.  Экспериментальная химия (На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов примерной программы, Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты и уточнение их содержания проводятся авторами рабочих программ по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределения его по учебным темам приведен в примерном тематическом планировании.)

Демонстрационный эксперимент. 1. Примеры физичес­ких явлений. 2. Примеры химических реакций с ярко выра­женными изучаемыми признаками. 3. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. 4. Реакции, иллюстрирующие свойства и взаимосвязи основных классов неорганических со­единений. 5. Опыты, иллюстрирующие закономерности изме­нения свойств щелочных металлов и галогенов. 6. Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств гидрок­сидов и кислородсодержащих кислот элементов одного пе­риода. 7. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

8.       Факторы,  влияющие  на  скорость химических реакций.

9.       Примеры эндо- и экзотермических реакций. 10. Сравнение электропроводности растворов электролитов и неэлектроли­тов. 11. Реакции ионного обмена. 12. Опыты, иллюстрирую­щие физические и химические свойства изучаемых веществ.

Лабораторный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2. Примеры химических реакций. 3. Разделение сме­сей. 4. Признаки и условия течения химических реакций. 5. Типы химических реакций. 6. Свойства и взаимосвязи ос­новных классов неорганических соединений. 7. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. 8. Свойства со­лей, кислот и оснований как электролитов. 9. Опыты, иллю­стрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ. 10. Опыты по получению изученных веществ.

Примерные объекты экскурсий. Музеи минералогичес­кие, краеведческие, художественные, мемориальные музеи выдающихся ученых-химиков. Химические лаборатории обра­зовательных учреждений среднего и высшего профессиональ­ного образования (учебные и научные), научно-исследова­тельских организаций. Водоочистные сооружения. Экскурсии в природу.

Примерные направления проектной деятельности обу­чающихся. 1. Работа с источниками химической информа­ции — исторические обзоры становления и развития изучен­ных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдаю­щихся ученых-химиков. 2. Овладение основами химического анализа. 3. Овладение основами неорганического синтеза.

III. Тематическое планирование учебного предмета «Химия»

п/п

 

Тема

часы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

8 класс

 

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень  атомно-молекулярных представлений) (70 ч)

 

1

 

Начальные понятия и законы химии

20

Объяснять, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и превращения.

Различать тела и вещества, вещества и материалы.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением.

Характеризовать положи-

тельную и отрицательную роль химии в жизни современного общества.

Аргументировать свою позицию по отношению к хемофилии и хемофобии.

Характеризовать основные методы изучения естественно-научных дисциплин.

Приводить примеры материальных и знаковых, или символьных, моделей, используемых на уроках физики, биологии и географии.

Собирать объемные и шаростержневые модели некоторых веществ.

Различать три агрегатных состояния вещества.

Устанавливать взаимосвязь между агрегатными состояниями на основе взаимных переходов вещества.

Иллюстрировать  взаимные переходы веществ примерами.

Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе наблюдений.

2

 Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии

21

Характеризовать озон как аллотропную модификацию кислорода.

Описывать с помощью русского языка и языка химии физические и химические свойства, получение и применение кислорода.

Устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами кислорода и способами его собирания.

Проводить и наблюдать химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию кислорода  с соблюдением правил техники безопасности. Описывать химический эксперимент. Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Выполнять простейшие приемы обращения собирать прибор для получения газов, проверять его герметичность и использовать для получения кислорода.

Собирать кислород методом вытеснения воздуха и распознавать кислород.

Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии.

Составлять отчет по результатам проведенного эксперимента.

 

 

3

Основные классы неорганических соединений

12

Характеризовать понятие «генетический ряд».

Иллюстрировать генетическую связь между веществами: простое вещество – оксид – гидроксид – соль.

Записывать уравнения реакций, соответствующих последовательности (цепочке) превращений неорганических веществ различных классов. Уметь обращаться  с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдать и описывать с помощью русского языка и языка химии реакции с участием классов соединений.

Формулировать выводы по результатам проведен-ного эксперимента.

 

 

4

 

8

Объяснять признаки, позволяющие объединять группы элементов в естественные семейства.

Раскрывать химический смысл (этимологию) названий естественных семейств.

Аргументировать относительность названия «инертные газы».

Объяснять понятие «амфотерные соединения».

Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского языка и языка химии.

Характеризовать двойственный характер свойств амфотерных оксидов и гидроксидов.

Проводить опыты по получению и подтвержде-нию химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов с соблюде-нием правил техники безопасности.

Раскрывать физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы.

Объяснять закономерности изменения металлических и неметаллических свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах.

Характеризовать химические элементы 1 – 3-го периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Аргументировать свойства оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов посредством уравнений реакций.

5

 Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

9

Объяснять  понятия «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «возгонка» или «сублимация».

Составлять схемы образования ковалентной полярной химической связи.

Использовать знаковое моделирование.

Определять тип химической связи по формуле вещества.

Приводить примеры веществ с ковалентной полярной связью.

Устанавливать причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ковалентной связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и физическими свойствами.

Составлять формулы бинарных соединений по валентности и находить валентности элементов по формуле бинарного соединения.

Использовать материальное моделирование.

Объяснять понятия «ковалентная связь», «валентность».

Составлять схемы образования ковалентной неполярной химической связи.

Использовать знаковое моделирование.

Определять тип химической связи по формуле вещества.

Приводить примеры веществ с ковалентной связью.

Устанавливать причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ковалентной связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и физическими свойствами.

Объяснять понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Классифицировать химические реакции по признаку изменения степеней окисления элементов.

Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Использовать знаковое моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

 

 

Раздел 2. Многообразие веществ (70 ч)

6

   Химические реакции в растворах электролитов

15

Характеризовать понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты».

Устанавливать причинно-следственные связи между природой электролита и степенью его диссоциации.

Устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации.

Характеризовать понятия «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации.

Различать компоненты доказательств (тезисов, аргументов и формы доказательства).

7

Неметаллы и их соединения

25

Объяснять, что такое неметаллы.

Характеризовать химические элементы — неметаллы и строение, физические и химические свойства простых  веществ — неметаллов.

Объяснять зависимость окислительно-восстановительных свойств (или предсказывать свойства) элементов-неметаллов от их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки неметалла и его соединений ифизическими свойствами данного неметалла и его соединений.

Доказыватьотносительность понятий «металл» и «неметалл»

8

Металлы и их соединения

16

Объяснять, что такое металлы.

Характеризовать химические элементы-металлы по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева.

Прогнозировать свойства незнакомых металлов по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи и типом кристаллической решётки у металлов простых веществ и их соединений.

9

Химия и окружающая среда

4

Интегрировать сведения по физической географии в знания о химической организации планеты.

Характеризовать химический состав геологических оболочек Земли.

Различать минералы и горные породы