Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой. «Учусь создавать проект» Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):
1. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты)
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
· воспитание целеустремленности и настойчивости;
· формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
· формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
· формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· системность организации учебно-воспитательного процесса;
· раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Межпредметные связи учебного предмета, курса.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Курс «Проектная деятельность» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООПНОО в форме проекта.
Срок промежуточной аттестации – апрель, май 2021 г.
Программа адресована обучающимся 1 «б» класса МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» с разноуровневой подготовкой.
Требования к уровню освоения обучающимися
(личностных, метапредметных и предметных) результатов
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
· видеть проблемы;
· ставить вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определение понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперименты;
· делать умозаключения и выводы;
· структурировать материал;
· готовить тексты собственных докладов;
· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Курс предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Содержание
Всего 33 часа (1 час в неделю)
Теоретическая часть – 23 часа
Кто я? Моя семья?
Чем я люблю заниматься. Хобби.
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
Как собирать материал. Твои помощники. Этап.
Повторение. Давай вспомним.
Проблема.
«Проблема». Решение проблемы.
Гипотеза. Предположение.
Гипотеза. Играем в предположение.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Выбор нужной информации.
Интересные люди – твои помощники.
Продукт проекта.
Виды продуктов. Макет.
Повторение пройденных проектных понятий
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Повторение. Давайте вспомним.
Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом.
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Практическая часть – 10 часов
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.
Выступление перед знакомой аудиторией.
Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.
Мини – сообщение. Семиминутное выступление.
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
Играем в ученных. Поилка для цветов. Это интересно.
Памятка для учащихся – проектантов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Лабораторно-практические работы |
I |
Теоретическая часть |
23 |
|
II |
Практическая часть |
10 |
Защита проекта |
Календарно-тематический план проектная деятельность
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
|||
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
план |
факт |
|||
1. |
05.09. |
|
Чем я люблю заниматься. Хобби. |
1 |
2. |
12.09. |
|
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. |
1 |
3. |
19.09. |
|
Как собирать материал. Твои помощники. Этап. |
1 |
4. |
26.09. |
|
Повторение. Давай вспомним. |
1 |
5. |
03.10. |
|
Проблема. |
1 |
6. |
10.03. |
|
«Проблема». Решение проблемы. |
1 |
7. |
17.10. |
|
Гипотеза. Предположение. |
1 |
8. |
24.10. |
|
Гипотеза. Играем в предположение. |
1 |
9. |
31.10. |
|
Цель проекта. |
1 |
10. |
14.11. |
|
Задачи проекта. |
1 |
11. |
21.11. |
|
Выбор нужной информации. |
1 |
12. |
28.11. |
|
Интересные люди – твои помощники. |
1 |
13. |
05.12. |
|
Продукт проекта. |
1 |
14. |
12.12. |
|
Виды продуктов. Макет. |
1 |
15. |
19.12. |
|
Повторение пройденных проектных понятий |
1 |
16. |
26.12. |
|
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. |
1 |
17. |
16.01. |
|
Мини – сообщение. Семиминутное выступление. |
1 |
18. |
23.01. |
|
Выступление перед знакомой аудиторией. |
1 |
19. |
30.01. |
|
Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. |
1 |
20. |
06.02. |
|
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. |
1 |
21. |
13.02. |
|
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией |
1 |
22. |
27.02. |
|
Повторение. Давайте вспомним. |
1 |
23. |
06.03. |
|
Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно. |
1 |
24. |
13.03. |
|
Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. |
1 |
25. |
20.03. |
|
Играем в ученных. Поилка для цветов. Это интересно. |
1 |
26. |
03.04. |
|
Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом. |
1 |
27. |
10.04. |
|
Памятка для учащихся – проектантов. |
1 |
28. |
17.04. |
|
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина. |
1 |
29. |
24.04. |
|
Чем я люблю заниматься. Хобби. |
1 |
30. |
01.05. |
|
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. |
1 |
31. |
08.05. |
|
Как собирать материал. Твои помощники. Этап. |
1 |
32. |
15.05. |
|
Повторение. Давай вспомним. |
1 |
33. |
15.05. |
|
Проблема. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.