Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия-интернат г.Белебея
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры учителей начальных классов № протокола _____ «___»________________ 2019г. Руководитель кафедры ____________/ Н. Х. Габдуллина/ |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/Г.Г. Худайназарова/
«___» ________________ 2019г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея РБ _____________/Д.Г.Фатхутдинова/ Приказ от «30»августа 2019г.,№488 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на 2019-2020 учебный год
для 2г класса
Уровень обучения: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373, (ред. от 18.05.2015г. № 507)
Программа разработана на основе авторской программы Климановой Л. Ф. , Горецкого В.Г. «Литературное чтение» (образовательная программа «ПЕРСПЕКТИВА»)
Программа ориентирована на учебник Литературное чтение 2 класс - М.: «Просвещение», 2017
Учитель: Салимова Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Белебей, 2019 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
Обучающиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; l
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»); l фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
- Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; l распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
- составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование, выразительное чтение, устное словесное рисование, использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий), изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение-это раздел чтения. Цель его-углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Раздел |
Часы |
1 |
Любите книгу |
4 |
2 |
Краски осени |
3 |
3 |
Мир народной сказки |
6 |
4 |
Весёлый хоровод |
5 |
5 |
Мы – друзья |
5 |
6 |
Здравствуй, матушка Зима! |
5 |
7 |
Чудеса случаются |
10 |
8 |
Весна, весна! И всё ей радо! |
5 |
9 |
Мои самые близкие и дорогие |
5 |
10 |
Люблю всё живое |
7 |
11 |
Жизнь дана на добрые дела |
6 |
12 |
Внеклассное чтение |
9 |
Итог |
70 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема урока |
Количество часов
|
Дата
|
Примечания |
||
план |
факт |
|
||||
1 четверть -16ч. «Любите книгу» (4 ч) |
||||||
1 |
Любите книгу. В. Боков. «Книга – учитель…».Г. Ладонщиков «Лучший друг» |
1 |
03.09 |
|
|
|
2 |
Книги из далёкого прошлого и современные книги. Н. Кончаловская «В монастырской келье» |
1 |
05.09 |
|
|
|
3 |
Мои любимые художники-иллюстраторы |
1 |
10.09 |
|
|
|
4 |
Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Входная проверочная работа. |
1 |
12.09 |
|
|
|
«Краски осени» (4 ч)
|
||||||
5 |
Вн.чт. А. С. Пушкин «Унылая пора...». С.Аксаков «Осень», А. Майков «Осень», А.Плещеев «Осень наступила» |
1 |
17.09 |
|
|
|
6 |
Народные пословицы и поговорки. Осенние загадки. Н. Сладков «Сентябрь» |
1 |
19.09 |
|
|
|
7 |
Наш театр. Н.Сладков «Осень». |
|
24.09 |
|
|
|
8 |
И. Никитин «Встреча зимы».И. Бунин «Листопад».
|
1 |
26.09 |
|
|
|
«Мир народной сказки» (7ч)
|
||||||
9 |
Мир народной сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». |
1 |
01.10 |
|
|
|
10 |
Корякская сказка «Хитрая лиса» |
1 |
03.10 |
|
|
|
11 |
Вн.чт. Русские народные сказки «Зимовье», «У страха глаза велики». |
1 |
08.10 |
|
|
|
12 |
Белорусская сказка «Пых», хантыйская сказка «Идэ» |
1 |
10.10 |
|
|
|
13 |
Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка». |
1 |
15.10 |
|
|
|
14 |
Лиса – сказочный герой и животное. Сказка «Лиса и журавль» |
1 |
17.10 |
|
|
|
15 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
1 |
22.10 |
|
|
|
«Весёлый хоровод» (5 ч)
|
||||||
16 |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши |
1 |
24.10 |
|
|
|
2 четверть - 16 ч
|
||||||
17 |
Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница». |
1
|
05.11 |
|
|
|
18 |
Д. Хармс «Весёлый старичок» |
1 |
07.11 |
|
|
|
19 |
«Стихотворения, загадки, сказки» К. И. Чуковского |
1 |
12.11 |
|
|
|
20 |
Маленькие и большие секреты страны Литературия. |
1 |
14.11 |
|
|
|
«Мы – друзья» (6ч)
|
||||||
21 |
Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов. «Я и Мы» |
1 |
19.11 |
|
|
|
22 |
Вн.чт. Весёлые рассказы. Н.Носов «На горке» |
1 |
21.11 |
|
|
|
23 |
Мы идём в библиотеку. С .Михалков «Как друзья познаются». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» |
1 |
26.11 |
|
|
|
24 |
«Рассказы о детях» А.Гайдара, М.Карима. |
1 |
28.11 |
|
|
|
25 |
Наш театр. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
1 |
03.12 |
|
|
|
26 |
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня. Мораль басни. Полугодовая проверочная работа. |
1 |
05.12 |
|
|
|
«Здравствуй, матушка Зима!» (6 ч)
|
||||||
27 |
А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
1 |
10.12 |
|
|
|
28 |
С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза» |
1 |
12.12 |
|
|
|
29 |
Вн.чт. «Папа, мама, я-читающая семья». Журнал «Акбузат». С. Чёрный «Рождественское». |
1 |
17.12 |
|
|
|
30 |
К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Декабрь». |
1 |
19.12 |
|
|
|
31 |
А. Барто «Дело было в январе...».С. Дрожжин «Улицей гуляет…» |
1 |
24.12 |
|
|
|
32 |
Загадки зимы. Праздник начинается, конкурс предлагается. |
1 |
26.12 |
|
|
|
3 четверть -20ч «Чудеса случаются» (12 ч) |
||||||
33 |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
14.01 |
|
|
|
34 |
Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина |
1 |
16.01 |
|
|
|
35 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» |
1 |
21.01 |
|
|
|
36 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
1 |
23.01 |
|
|
|
37 |
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» |
1 |
28.01 |
|
|
|
38 |
Э. Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки» |
1 |
30.01 |
|
|
|
39 |
Мы идём в библиотеку. Сказки Г. Х. Андерсена |
1 |
04.02 |
|
|
|
40 |
К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» |
1 |
06.02 |
|
|
|
41 |
К. Чуковский «Бибигон и пчела» |
1 |
11.02 |
|
|
|
42 |
Вн.чт. Произведения Л.Толстого «Два брата» |
1 |
13.02 |
|
|
|
43 |
Наш театр. Инсценирование сказки К. Чуковского «Краденое солнце» |
1 |
18.02 |
|
|
|
44 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». |
1 |
20.02 |
|
|
|
«Весна, весна! И всё ей радо!» (6 ч)
|
||||||
45 |
Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…» |
1 |
25.02 |
|
|
|
46 |
И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна».Т. Белозёров «Подснежники» |
1 |
27.02 |
|
|
|
47 |
А. Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель» |
1 |
03.03 |
|
|
|
48 |
Вн.чт. Книги о весне (М.Гафури «Луг»). Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. |
1 |
05.03 |
|
|
|
49 |
Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» |
1 |
10.03 |
|
|
|
50 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста о весне |
1 |
12.03 |
|
|
|
«Мои самые близкие и дорогие» (5 ч)
|
||||||
51 |
Р. Рождественский «На земле хороших людей немало». |
1 |
17.03 |
|
|
|
52 |
Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили». Дж.Родари «Кто командует?» |
1 |
19.03 |
|
|
|
4 четверть-18 ч
|
||||||
53 |
Э.Успенский «Разгром», Б. Заходер «Никто» |
1 |
31.03 |
|
|
|
54 |
Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». |
1 |
02.04 |
|
|
|
55 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
1 |
07.04 |
|
|
|
«Люблю всё живое» (8ч)
|
||||||
56 |
Люблю всё живое. Саша Чёрный «Жеребёнок», С. Михалков «Мой щенок» |
1 |
09.04 |
|
|
|
57 |
С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» |
1 |
14.04 |
|
|
|
58 |
М. Пришвин «Ребята и утята» |
1 |
16.04 |
|
|
|
59 |
Вн.чт. Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
1 |
21.04 |
|
|
|
60 |
Н. Рубцов «Про зайца», В. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» |
1 |
23.04 |
|
|
|
61 |
Н. Сладков «Сосулькина вода», В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?» |
1 |
28.04 |
|
|
|
62 |
В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» |
1 |
30.04 |
|
|
|
63 |
Как написать отзыв о прочитанном произведении. |
1 |
05.05 |
|
|
|
«Жизнь дана на добрые дела» (7 ч)
|
||||||
64 |
Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Л.Яхнин «Пятое время года» |
1 |
07.05 |
|
|
|
65
|
Вн.чт. В. Осеева «Просто старушка», Л.Яхнин «Силачи» |
1 |
12.05 |
|
|
|
66 |
Э. Шим «Не смей!».А. Гайдар «Совесть». |
1 |
14.05 |
|
|
|
67 |
Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…», В. Осеева «Три товарища» |
1 |
19.05 |
|
|
|
68 |
И. Пивоваров «Сочинение». Сочинение «Как я помогал маме» |
1 |
21.05 |
|
|
|
69 |
.Юмористические произведения Н. Носова. |
1 |
26.05 |
|
|
|
70 |
Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Годовая проверочная работа. |
1 |
28.05 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.