Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))
Оценка 5

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Оценка 5
docx
15.11.2019
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))
Экологический клуб Живи, Земля.docx

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

 средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Александровка

муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

 

 

 

                  

 

 

 

 

Рабочая программа
экологического клуба "Живи, Земля!"

(Внеурочная деятельность. Социальное направление)

1 -4 класс

Программа составлена

 учителем   начальных классов

  ГБОУ СОШ «Оц»

с. Александровка

Пафнутьевой Т.В.

 

 

Пояснительная записка

                На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами - как сохранить природу?

               Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.

В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики”

                 (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

        Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения

Программа по внеурочной деятельности экологического клуба «Живи, Земля»» разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Данная программа  полностью отвечает требованиям ФГОС и реализует одно из направлений внеурочной деятельности обучающихся -социальное;

.Программа клуба “Живи, Земля»” разработана для детей 7- 10 лет.

Цель программы:

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

             Содержание программы экологического клуба «Живи, Земля»» соответствует цели  и задачам  ООП НОО ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка  , которая направлена на

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

• получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

• получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

• посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

•  участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства.

        Программа экологического клуба «Живи, Земля»» соответствует требованиям  ФГОС при организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Она направленная на повышение эффективности учебного процесса, при чередовании обучения и отдыха включает:

 соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;

 использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

 строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

 индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся:

Виды деятельности, используемые при реализации программы:

·        ролевые игры,

·        проблемно-ценностное и досуговое общение,

·        проектная деятельность,

·        социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы деятельности:

·        исследовательская работа во время прогулок, в музее;

·        деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы;

·        мини-проекты;

·        дискуссионный клуб;

·        ролевые ситуационные игры;

·        практикум-тренинг;

·        спортивные игры;

·        дни здоровья.

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю. 1 класс 33 часа 2-4 класс 34часа

Характеристика условий ОУ для реализации программы

Для организации аудиторной и внеаудиторной работы по внеурочной деятельности и реализации программы экологического клуба «Живи, Земля» в ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка имеется отдельное помещение, уроки проходят в одну смену. Имеется оснащённый кабинет биологии. А также:

читальный зал

видео-телеаппаратура

Компьютер

Принтер

Ксерокс

Сканер

своб. доступ в интернет

Интерактивный комплект (проектор, экран)

микроскопы «Kena» с ПО, «AppliedVision 4»,

 микропрепараты,

 коллекции насекомых

комплекты «PROClass» ,

Музей краеведческий

зимний сад

Наличие опытно-экспериментального пришкольного участка

              Для непосредственных наблюдений за живой и неживой природой, экскурсий. на территории села имеется большой пруд, речка Берёзовка, в 500 м от школы –лес.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Требования к знаниям и умениям, приобретённым в процессе занятий по программе

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Требования к универсальным учебным действиям

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные универсальные учебные действия

·                    Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

·                    Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

·                    Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

·                    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

·                    устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

·                    устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

·                    Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.

·                    Составлять сложный план текста.

·                    Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,  включающая социальные, учебно-познавательные и внешние  мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности в деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 

 

 

 

 

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка по программе «Живи, Земля»

3 уровня результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

-ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
-с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; 
-эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
-старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, тундру и др.;
-проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным,  растениям;
-пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

-интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
-участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
-общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
-выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 
-выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
-ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

 

Формы учёта знаний, умений

Для оценки планируемых результатов освоения программы экологического клуба «Живи, Земля»»  используется система контролирующих тестовых и  диагностических материалов.

Для выявления экологической культуры учащихся,  спектра их интересов используется метод ранжирования.

·       Ранжирование
МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
 Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.
 Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:
·          система экологических знаний;
·          практические экологические умения;
·          владение правилами поведения в природе;
·          интерес к экологическим проблемам;
·          потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;
·          убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
 Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:
·          участие в экологических митингах;
·          работа на даче;
·          туристические походы;
·          забота о домашних животных;
·          выпуск экологической газеты;
·          оформление стенда о природе, ее охране;
·          изготовление скворечника;
·          участие в конкурсе «Природа и фантазия»;
·          экскурсии в природу, по экологической тропе;
·          чтение книг о природе.
 МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
 Цель:  выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.
 Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:
·          непосредственное общение с природой;
·          чтение книг о природе;
·          уроки биологии, географии, физики и т.д.
·          посещение музеев (краеведческих, художественных);
·          участие в практических делах по охране природы;
·          телевизионные передачи;
·          кинофильмы о природе;
·          беседы и лекции о природе, ее охране.
 МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.
 Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
 Задание: ранжируйте  (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
·          сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
·          получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
·          безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
·          купание, загорание;
·          рисование природы;
·          помощь природе в ее охране;
·          пение на природе;
·          игры на природе;
·          нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
·          исследовательская деятельность в природе.
 МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
 Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.
 Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:     

-природа – источник знаний;
- природа дает представление о прекрасном в жизни;

-природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания; 

-природа дает человеку древесину; 

 -природа – источник вдохновения, творчества для человека;

-природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека; 

 природа – это главное богатство народа, страны.
МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
 Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
·          знания о животном мире;
·          знания о растениях;
·          знания о человеке;
·          знания о экологических проблемах;
·          знания о взаимодействии человека и природы;
·          знания о явлениях природы;
·          знания о цветах;
·          знания о лекарственных травах;
·          знания о эволюции природы;
·          знания о возможных видах деятельности человека в природе.

Для выявления уровня сформированности УУД используется метод тестирования
 1.
Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"

    Несколько слов о том, как отвечать на вопросы. После каждого из них есть три ответа. Выбери из трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос № 1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);

- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);

- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).

Вопрос № 2. Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?

- Покормлю птенцов. (3 очка).

- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).

- Буду наблюдать издали. (1 очко).

Вопрос № 3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).

- Не пойду и других не пущу. (3 очка).

- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).

Вопрос № 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).

- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).

- Закопал бы в землю. (1 очко).

Вопрос № 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).

- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).

- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).

Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.

Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.

Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них.

Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.

Личностный тест.

(Попробуй оценить  свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы.Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

 2 - Да       

 0 - Нет      

 1 - По-разному

1. Хорошо ли ты относишься к природе?

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?     

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?        

4. Заслуживают ли внимания явления природы.        

5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно.

6. Все ли явления природы тебя интересуют?  

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?   

8. Ценишь ли ты новизну в природе?      

9. Влияет ли природа на твои переживания?    

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления? 

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?  

12. Любишь ли ты читать  описания природы в книгах?    

13. Влияет ли природа на твое поведение?       

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

15. Часто ли прогуливаешься среди природы? 

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?   

17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?  

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?       

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й?   

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? 

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? 

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?  

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересно, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.

  3. Сочинения

 

С целью выявления уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций, экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе, адекватности экологического сознания и поведения учащихся, эмоциональной отзывчивости личности к природе, экологических интересов и потребностей, способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой и т.д., учащимся можно предложить следующую тематику сочинений или сочинений-миниатюр:

·         «С думой о природе»;

·         «Человек и природа – трагедия или гармония?»

·         «Природа – мастерская или храм?»;

·         «За что я люблю природу?»;

·         «Человек в ответе за жизнь на планете»;

·         «Что есть для меня  культ природы?»;

·         «Мое отношение к природе»;

·         «Природа в моей жизни»»;

·         «Что такое природа?»;

·         «Наедине с природой»;

·         «Мое представление об экологически культурном человеке»;

·         «От кого человек должен охранять природу?»;

·         «Обойди ромашку на поляне»;

·         «Любить природу»;

·         «Человек – царь природы?»;

·         «Охранять природу – значить охранять Родину»;

·         «Природа – творец всех творцов»;

·         «Можно ли делить природу на вредную и полезную?»

·         «Красная книга – крик природы о помощи»;

·         «Мое отношение к животным»;

·         «Природа – наш дом»;

·         «Твой вклад в дело охраны природы»;

·         «С природой на Вы»;

·         «Человек и природа – проблема старая, как мир»;

·         «Беря у природы, научись отдавать!»;

·         «Понимаешь ли ты природы?»;

·         «За что я люблю природу?»;

·         «Что мне дает общение с природой?».

 4. Эколого-психологический тест
«Развитость моего экологического сознания»
Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.
Порядок работы.
Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.


Утверждения

Полностью согласен с утверждением

Не уверен, что полност. согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек


0


2


1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.


0


2


1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.


0


2


1

6. Сохраним природу для наших детей

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.


0


2


1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.


2


0


1

10. Природа – это окружающая среда

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса


2


0


1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.


0


2


1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.


0


2


1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.


0


2


1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.


2


0


1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.


0


2


1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1

Оценочная шкала.
Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.
От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности , бесполезности и даже вредности её для человека.
 Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.

Тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.     1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.      

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

4

2

2

3.      

Особенности комнатных растений.

3

1

2

4.      

Уход за комнатными растениями.

1

1

В течение года

5.     5.

Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных?

2

1

1

6.     6.

Собаки – самые верные друзья человека.

4

1

3

7.     7.

Кошки, которые не гуляют сами по себе

4

1

3

8.     8.

Пернатая радуга в комнате

3

1

2

9.     9.

Хомка и его ближайшие родственники

3

1

2

10. 10.

Рыбы – самые тихие соседи

2

1

1

11. 11.

Школа для ваших любимцев

2

1

1

12. 12.

Мы в ответе за тех, кого приучили

3

1

2

13. .

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого:

33

13

20

 

 

Тематическое планирование во 2-4 классах

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Введение в экологию

15

6

9

2

Молчаливые соседи

12

6

6

3

Пернатые друзья

9

3

6

4

О чем шепчут деревья

9

3

6

5

Загадки животного мира

6

3

3

6

Секреты неживой природы

6

3

3

7

Оранжерея на окне

10

4

6

8

Человек – часть живой природы

12

6

6

9

Охрана природы

8

3

5

10

Досуговые мероприятия

15

-

15

 

ИТОГО:

102

37

65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Курс программы состоит из 10 разделов. Более 50 % занятий имеют практический характер.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – “Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Календарно- тематический план на 1 класс ( 1 час в неделю. Всего 33 часа )

№ п/п

Темы

Всего часов

Содержание занятий

Формы занятий

Дата

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса. Выбор цветоводов классного коллектива.

 

 

2-5

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

4

2

2

Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Роль Солнца, воды для жизни растений.

экскурсия на приусадебный участок; лекция планетария «Про Солнце, воду и погоду».

 

6-8

Особенности комнатных растений.

 

3

1

2

Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

работа со справочной литературой (для читающих учащихся) по комнатному цветоводству, зарисовка комнатных растений (для слабочитающих и нечитающих учащихся); проведение викторины по распознаванию комнатных растений, заслушивание сообщений о комнатных растениях в доме.

 

9

Уход за комнатными растениями.

 

1

1

В течение года

Требовательность комнатных растений к влажности почвы, температуре

воздуха,  освещению; виды ухода за комнатными растениями.

размещение растений соответственно их требованиям к осещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмыввние листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.

 

10-11

Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных?

2

1

1

Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.  Животные, котрыми можно любоваться. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

конкурс эрудитов – любителей животных.

 

 

12-15

Собаки – самые верные друзья человека.

4

1

3

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашивания. Выведение различных пород. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Литература о собаках.

 

 

16-19

Кошки, которые не гуляют сами по себе

4

1

3

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Литература о кошках.

освоение приемов ухода за взрослой кошкой.

 

20-22

Пернатая радуга в комнате

3

1

2

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Почему не стоит ловить птиц в неволе. Литература о птицах.

просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки; лекция планетария «Птицы – наши друзья».

 

 

23-25

Хомка и его ближайшие родственники

3

1

2

Основы содержания мелких грызунов. Особенности грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Литература о грызунах.

оформление места проживания хомячка.

 

26-27

Рыбы – самые тихие соседи

2

1

1

Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Основные группы рыб. Правила покупки и транспртировки рыб. Корма и кормление рыб.

 сообщения, презентации, выставка рисунков.

 

28-29

Школа для ваших любимцев

2

1

1

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Животные в цирке.

посещение цирка, обмен впечатлениями, лекция планетария «Удивительное в природе».

 

30-32

Мы в ответе за тех, кого приучили

3

1

2

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашник животных. Рисование животных.

освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.

 

 

33

Итоговое занятие

1

-

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план на 2-4 классы

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема занятий

      Формы занятий

Всего часов

Теория

Практика.

1

Введение в

экологию

13

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                               

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

1

1

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия в парк ДСК. Сбор природного материала.

 

1

3.Пр.зан. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

 

1

4-5.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

1

1

6.С любовью к природе.

Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за....»

1

 

7.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.

1

 

8. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов.

1

 

9-10.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

1

1

11-13.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

1

1

2

Молчаливые соседи

10

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

1

 

2-3 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

 

1

4-5. Породы кошек.

 

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

 

1

6. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей  на основе наблюдений.

1

 

7-8. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

1

1

3

Пернатые друзья

10

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

 

1

2-3.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1

 

4. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

 

2

5.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

 

1

6-7.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

1

1

8-9. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1

1

4

О чем шепчут деревья

8

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1

 

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

 

1

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

1

1

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

 

1

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

 

1

5

Загадки животного мира

10

 1. Зимовье зверей

 

Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

1

1

2. Экскурсия в отдел природы музея

Наблюдения «Внешний вид животных»

 

2

3. Экскурсия на выставку экзотических животных

 

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

 

2

Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

1

 

6

Секреты неживой природы

 

 

 

 

8

1.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

 

1

 

Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

1

1

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

1

1

7

Оранжерея на окне

11

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

 

2

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

1

1

3.Аптека на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»

1

1

4.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»

Консультация. Подбор литературы.

1

2

8.

Человек – часть живой природы

12

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

1

 

2. Выращивание лука в домашних условиях.

Посадка лука в классе. Уход за ним.

 

1

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

1

2

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

 

2

5. Вредные привычки.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «нет- вредным привычкам!»

 

1

5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

 

1

9

Охрана природы.

8

1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

1

3

10.

Досуговые мероприятия

12

1.День Журавля

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

сентябрь

2. Акция «Всемирные  дни наблюдения птиц»

Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей.

октябрь

3. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями.

ноябрь

 4. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

январь

5. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

февраль

6. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

март

7. 1апреля- Международный день птиц.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

апрель

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

апрель

9-10 Экологический проект «Моё дерево», «Растения моего края2

Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома.

май

 

Список используемых источников

Список основной литературы

1. Ресурсы школьнойМедиатеки

2.Азбука содержания животных / В.А.Ясвин, М.Ф.Пупиньш. – М., 2001.

3. «Я- исследователь» А.И.Савенков

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-288268.html

5. http://do.gendocs.ru/docs/index-242154.html

6. http://studentbank.ru/view.php?id=3425

Список литературы для учителя

1.     Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

2.     Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10

3.     Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

4.     Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”

5.     Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада – М.:Просвещение,2001.

6.     Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.

7.     Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

8.     Рыжова Н.А “Наш дом – природа” Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Список литературы для обучающихся

1.     Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

2.     Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

3.     Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

4.     Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  экологического клуба "Живи,Земля!" (внеурочная деятельность))
Скачать файл