Рабочая программа и КТП (5 класс) по предмету «Родная (русская) литература
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская (русская) литература»:
Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются следующие умения и качества:
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, к родной республике, его языку, культуре, а так же любовь и уважение к России, ее языку и культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России, общенационального и общемирового культурного наследия; - ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций культуры;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый и познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
-совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной ) текст;
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности и при поддержке учителя;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); - осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка с 5-9 классы. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений (на необходимом (базовом) уровне):
:
- осознано воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; - выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для чтения разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Календарно-тематический план по предмету «Родной (русский) язык
5 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата (по плану) |
Дата (по факту) |
Электронные ресурсы |
1 |
Родная литература как национально-культурная ценность народа. |
|
|
|
2 |
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. |
|
|
|
3 |
Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. |
|
|
|
4 |
Афанасий Никитин «Хождения за три моря». |
|
|
|
5 |
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». |
|
|
|
6 |
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». |
|
|
|
7 |
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» |
|
|
|
8 |
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег» |
|
|
|
9 |
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь» |
|
|
|
10 |
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». |
|
|
|
11 |
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». |
|
|
|
12 |
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». |
|
|
|
13 |
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения» |
|
|
|
14 |
Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». |
|
|
|
15 |
Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» |
|
|
|
16 |
Итоговое тестирование |
|
|
|
17 |
Подготовка проектной работы. |
|
|
|
18 |
Защита проектной работы. |
|
|
|
|
Дано: 18, по плану: 18 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.