Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности
Оценка 4.8

Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности

Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство
4 кл—11 кл +1
05.11.2021
Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности
Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности
Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности.docx

Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности

Слайд1

Вашему вниманию предлагаются материалы, вобравшие в себя личный опыт воспитания дружного классного коллектива в начальной школе. 

Каждый класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом. 
          Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
         Надеюсь, что собранные личные материалы по формированию дружного сплоченного классного коллектива, внесут свой посильный вклад в развитие воспитательной системы класса.

 

                   Концептуальные основы воспитательной системы класса                                                   

          В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» каждого ученика и класса в целом, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
           Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка. 
        Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса. 
          Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как: Слайд2
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.

В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.

 Слайд3                    Цели и задачи воспитательной работы

Основной целью своей работы как классного руководителя, я считаю, формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи: 
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, 
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности, 
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.

Слайд 4                        Этапы формирования дружного коллектива

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.

Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.

Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.

Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе. 
          Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

Слайд5                                   Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

           Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радо­сти и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных ме­роприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

        Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: Слайд 6

v выбору старосты класса ;

v созданию законов класса;

v распределению поручений

 

          Разнообразие форм и методов работы классного руководителя

Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Вы можете увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя. Слайд 7

                                                bukova-opyt-02-01

 

Слайд 8        Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:

- тематический классный час;                            

-  классное собрание;

- час общения;

- информационный час;

- игры;

- праздники;

- викторины;

- конкурсы;

- марафоны;

- состязания.

Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)         

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- КВН

- театрализации

- интерактивные игры

- тренинги

- читательские конференции

 Слайд 9   Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.

           В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. 
Слайд10
Так, например, мои ребята на протяжении 4 лет участвовали в различных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Если в 1 и 2 классах мы приняли участие в концерте для ветеранов, то потом это были более сложные, но интересные дела. В 2014 году наша страна отмечала 69-летие Победы в Великой отечественной войне. Ребята приняли участие в районной акции "От поколения к поколению». В течение месяца они делали своими руками и подписывали поздравительные открытки, письма Доброты для ветеранов. Работа требовала огромного терпения и старания, переписывать приходилось по многу раз, были и слезы, но никто не отказался, так как всем хотелось внести свой вклад в общее дело. Жизнь класса не прерывается, завершили одно дело, а новое уже ждет.

В этом же году мы подготовили с ребятами классный час на тему "И помнит мир спасенный", посвященный родственникам ребят, которые жили и трудились в годы Великой отечественной войны. Предварительно ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в единую электронную «Книгу Памяти класса». Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Дальнейшим этапом работы было оформление школьной Книги памяти, в котором приняли участие все классы. Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные переживания. Слайд11
       Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как ярмарка «Рябинник», Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица, фестиваль «Русская душа». Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий. Слайд12
      Во 2 классе ребята в школе посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами и русскими народными песнями. А в 3 классе в рамках знакомства с русскими традициями мы решили подготовить и провести для учащихся младших классов начальной школы Праздник Русской березки. Праздник состоял из нескольких частей, а именно «Береза - символ России», «Береза в поэзии, песнях и живописи», «Традиции и обряды», «Березки у солдатских могил». Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, общее дело, которым были заняты ребята, очень их сплотило. Каждый ребенок внес свой личный вклад в общее дело, от которого зависел успех праздника.
 Слайд13        Участие в региональном проекте наш "Самый читающий класс", цель которого - создание условий для формирования личности каждого ученика в коллективе и через коллектив. Для классного руководителя - это возможность обобщить опыт воспитательной работы и подготовить учеников для выхода в дальнейшую школьную жизнь. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят, они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности. В результате заняли 2 место.
         Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми.

Слайд14

    Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.
        Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
         Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:

§  выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,

§  развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,

§  формирование потребности в здоровом образе жизни,

§  воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,

§  воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.

         Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.

 Вы можете познакомиться с тематикой классных часов на разных этапах формирования сплоченного коллектива.

Слайд 15     Мониторинг уровня сплоченности классного коллектива

          Одним из основных условий сохранения психического здоровья школьников является создание благоприятного психологического климата в классе. Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности коллектива, пути его дальнейшего развития и улучшения психологического климата в классе. 
        Ежегодный мониторинг воспитательной деятельности в классе помогает классному руководителю оценить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя или службы сопровождения в лице социального педагога или педагога-психолога, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Познакомится с методикой оценки уровня развития классного коллектива.  
       Нетрадиционным методом оценки психологического комфорта в классе является метод социометрии по методике Дж. Морено, в проведении которой, как правило, участвуют социальный педагог или педагог-психолог. На основании полученных данных можно построить социограмму, представляющую собой четыре окружности, в которые помещены все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещены те номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – среднее, в третий – номера учащихся, получивших количество выборов меньше среднего, в четвертый – самое наименьшее.

bukova-opyt-02-02

 

              Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива

 

п/п

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оценка

5

4

3

2

1

Ср.

1.     Уровень развития ученического самоуправления

 

 

 

 

 

 

1.1

Мы  являемся организаторами своей жизни в классе

 

 

 

 

 

 

1.2

В классе есть органы самоуправления

 

 

 

 

 

 

1.3

Я знаю, как выполнить свое поручение

 

 

 

 

 

 

1.4

Мы сами планируем свои дела

 

 

 

 

 

 

1.5

Мы отвечаем за состояние своего класса(чистоту, уют)

 

 

 

 

 

 

1.6

Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Мы доброжелательны друг к другу

 

 

 

 

 

 

2.2

Мы помогаем друг другу в сложных затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга

 

 

 

 

 

 

2.3

У нас доброжелательные отношения с учителями

 

 

 

 

 

 

2.4

Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор

 

 

 

 

 

 

2.5

Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются

 

 

 

 

 

 

2.6

Мы не боимся высказать свое мнение учителям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Мы стремимся получить хорошие знания

 

 

 

 

 

 

3.2

Мы настроены на активную трудовую деятельность

 

 

 

 

 

 

3.3

Я осуществил(а) свой профессиональный выбор

 

 

 

 

 

 

3.4

Мы стремимся улучшить окружающую жизнь

 

 

 

 

 

 

3.5

Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы

 

 

 

 

 

 

3.6

Мы  заботимся о сохранении собственного здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Наш класс живет интересной насыщенной жизнью

 

 

 

 

 

 

4.2

Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе

 

 

 

 

 

 

4.3

Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения

 

 

 

 

 

 

4.4

В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители

 

 

 

 

 

 

4.5

Проводимые дела носят творческий характер

 

 

 

 

 

 

4.6

Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

Слайд16

Методика «10 ступенек» Н.П.Капустина

помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой.

Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Анализ воспитанности детей в семье.

Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 25 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.

Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома.

Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия.

     Анализ воспитанности детей в семье 2 класс, начало учебного года

 

анализ воспитанности детй в семье

       

Слайд17   Критерии эффективности воспитательной системы класса:

v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

v развитость креативных способностей учащихся;

v проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

v сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

        Методики  для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

       Методики  позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса.

        Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

       Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

        Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки:

Я часто думаю мучительно

Над фразой мудрой как века:

«Чтоб было у кого учиться,

Учитель, воспитай ученика».

Чтоб был он сильным, умным, добрым,

Чтоб Родину не смог предать,

Чтоб крепкую семью он создал,

За друга смог бы жизнь отдать.

Чтоб верил в искренность и правду,

Чтоб был душой он чист, как снег,

Чтобы из искры разгорелось пламя.

И разуму был предан он навек!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности

Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности

Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети

Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети

Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса

Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения

КВН - театрализации - интерактивные игры - тренинги - читательские конференции

КВН - театрализации - интерактивные игры - тренинги - читательские конференции

Дальнейшим этапом работы было оформление школьной

Дальнейшим этапом работы было оформление школьной

Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через: § выявление и развитие…

Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через: § выявление и развитие…

Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива № п/п

Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива № п/п

У нас доброжелательные отношения с учителями 2

У нас доброжелательные отношения с учителями 2

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой

Слайд17 Критерии эффективности воспитательной системы класса : v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; v развитость креативных способностей учащихся; v…

Слайд17 Критерии эффективности воспитательной системы класса : v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; v развитость креативных способностей учащихся; v…

А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его…

А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его…
Скачать файл