Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности
Слайд1
Вашему вниманию предлагаются материалы, вобравшие в себя личный опыт воспитания дружного классного коллектива в начальной школе.
Каждый
класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда
остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель
начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый
класс до конца обучения в школе остается моим классом.
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный
коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время,
где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе
друзей и самому стать хорошим другом.
Надеюсь, что собранные личные материалы по формированию дружного
сплоченного классного коллектива, внесут свой посильный вклад в развитие
воспитательной системы класса.
Концептуальные основы воспитательной системы класса
В настоящее время в школьном образовании важная роль
отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и
воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для
дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является
неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов
общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими
специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной
деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое поколение с
активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Классный
руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу, который
заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» каждого
ученика и класса в целом, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том
случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей.
Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения,
основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах
формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен
увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной
миссии школы – воспитания и обучения ребенка.
Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более
открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между
двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас
объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых
будет комфортно всем участникам образовательного процесса.
Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких
принципах как: Слайд2
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания
дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса
является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация
данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное
время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие
личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и
общешкольных дел.
Слайд3 Цели и задачи воспитательной работы
Основной целью своей работы как классного руководителя, я считаю,
формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные
задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного
развития личности каждого ученика,
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по
различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах
внеурочной деятельности,
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг
с другом и окружающими,
• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
Слайд 4 Этапы формирования дружного коллектива
Процесс
формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача
этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение
интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся,
проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного
коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие
правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных
отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей
среды для ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного
коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие
творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях.
Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения
детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно,
планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами
коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе.
Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на
первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то
на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление,
общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.
1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: Слайд 6
v выбору старосты класса ;
v созданию законов класса;
v распределению поручений
Разнообразие форм и методов работы классного руководителя
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Вы можете увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя. Слайд 7
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:
- тематический классный час;
- классное собрание;
- час общения;
- информационный час;
- игры;
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- марафоны;
- состязания.
Формы часов общения:
- беседа (этическая, нравственная)
- дискуссия (в 4 классе)
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- КВН
- театрализации
- интерактивные игры
- тренинги
- читательские конференции
Слайд 9 Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.
В основе концепции воспитательной системы лежит
системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование
активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь
учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно
предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать
возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать
условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в
разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в
любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил
ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Слайд10
Так, например, мои ребята на протяжении 4 лет участвовали в различных
мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Если в 1 и 2 классах мы
приняли участие в концерте для ветеранов, то потом это были более сложные, но
интересные дела. В 2014 году наша страна отмечала 69-летие Победы в Великой
отечественной войне. Ребята приняли участие в районной акции "От поколения
к поколению». В течение месяца они делали своими руками и подписывали
поздравительные открытки, письма Доброты для ветеранов. Работа требовала
огромного терпения и старания, переписывать приходилось по многу раз, были и
слезы, но никто не отказался, так как всем хотелось внести свой вклад в общее
дело. Жизнь класса не прерывается, завершили одно дело, а новое уже ждет.
В этом же году мы подготовили с ребятами классный час на тему "И помнит
мир спасенный", посвященный родственникам ребят, которые жили и трудились
в годы Великой отечественной войны. Предварительно ребята должны были узнать о
своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь
материал был собран в единую электронную «Книгу Памяти класса». Многие родители
положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые
фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы.
Дальнейшим этапом работы было оформление школьной Книги памяти, в котором
приняли участие все классы. Это мероприятие вызвало у ребят сильные
эмоциональные переживания. Слайд11
Традиционной формой воспитательной работы является организация
праздников. В основном проводятся праздничные мероприятия, связанные с
календарными датами и такими событиями, как ярмарка «Рябинник», Новый год, 8
марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица, фестиваль «Русская
душа». Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий. Слайд12
Во 2 классе ребята в школе посещают музыкальный абонемент по ознакомлению
с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами и русскими
народными песнями. А в 3 классе в рамках знакомства с русскими традициями мы
решили подготовить и провести для учащихся младших классов начальной школы
Праздник Русской березки. Праздник состоял из нескольких частей, а именно «Береза
- символ России», «Береза в поэзии, песнях и живописи», «Традиции и обряды»,
«Березки у солдатских могил». Каждую часть праздника я репетировала с ребятами
отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был
очень интересным и познавательным, общее дело, которым были заняты ребята,
очень их сплотило. Каждый ребенок внес свой личный вклад в общее дело, от
которого зависел успех праздника.
Слайд13 Участие в региональном проекте наш "Самый читающий
класс", цель которого - создание условий для формирования личности каждого
ученика в коллективе и через коллектив. Для классного руководителя - это
возможность обобщить опыт воспитательной работы и подготовить учеников для
выхода в дальнейшую школьную жизнь. Участие в конкурсе еще больше сплотило
ребят, они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение
взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности. В
результате заняли 2 место.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может
обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как
губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения.
Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы
воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая
эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса,
выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий,
поездок, походов, встреч с интересными людьми.
Слайд14
Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не
посторонний, а свой, нужный и знающий.
Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная
воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то
есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется
через:
§ выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,
§ развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,
§ формирование потребности в здоровом образе жизни,
§ воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,
§ воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.
Вы можете познакомиться с тематикой классных часов на разных этапах формирования сплоченного коллектива.
Слайд 15 Мониторинг уровня сплоченности классного коллектива
Одним из основных условий сохранения психического здоровья школьников является
создание благоприятного психологического климата в классе. Диагностическое
исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень
сплоченности коллектива, пути его дальнейшего развития и улучшения
психологического климата в классе.
Ежегодный мониторинг воспитательной деятельности в классе помогает
классному руководителю оценить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные
зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного
руководителя или службы сопровождения в лице социального педагога или
педагога-психолога, корректно построить систему воспитательной работы на
следующий учебный год. Познакомится с методикой оценки уровня развития
классного коллектива.
Нетрадиционным методом оценки психологического комфорта в классе
является метод социометрии по методике Дж. Морено, в проведении которой, как
правило, участвуют социальный педагог или педагог-психолог. На основании
полученных данных можно построить социограмму, представляющую собой четыре
окружности, в которые помещены все номера учащихся. В первый круг (центральный)
помещены те номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных
выборов, во второй – среднее, в третий – номера учащихся, получивших количество
выборов меньше среднего, в четвертый – самое наименьшее.
Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива
№ п/п |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Оценка |
|||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ср. |
||
1. Уровень развития ученического самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Мы являемся организаторами своей жизни в классе |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
В классе есть органы самоуправления |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Я знаю, как выполнить свое поручение |
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Мы сами планируем свои дела |
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Мы отвечаем за состояние своего класса(чистоту, уют) |
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1 |
Мы доброжелательны друг к другу |
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Мы помогаем друг другу в сложных затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга |
|
|
|
|
|
|
2.3 |
У нас доброжелательные отношения с учителями |
|
|
|
|
|
|
2.4 |
Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор |
|
|
|
|
|
|
2.5 |
Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются |
|
|
|
|
|
|
2.6 |
Мы не боимся высказать свое мнение учителям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.1 |
Мы стремимся получить хорошие знания |
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Мы настроены на активную трудовую деятельность |
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Я осуществил(а) свой профессиональный выбор |
|
|
|
|
|
|
3.4 |
Мы стремимся улучшить окружающую жизнь |
|
|
|
|
|
|
3.5 |
Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы |
|
|
|
|
|
|
3.6 |
Мы заботимся о сохранении собственного здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4.1 |
Наш класс живет интересной насыщенной жизнью |
|
|
|
|
|
|
4.2 |
Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе |
|
|
|
|
|
|
4.3 |
Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения |
|
|
|
|
|
|
4.4 |
В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители |
|
|
|
|
|
|
4.5 |
Проводимые дела носят творческий характер |
|
|
|
|
|
|
4.6 |
Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
Слайд16
Методика «10 ступенек» Н.П.Капустина
помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой.
Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.
Анализ воспитанности детей в семье.
Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 25 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.
Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома.
Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия.
Анализ воспитанности детей в семье 2 класс, начало учебного года
Слайд17 Критерии эффективности воспитательной системы класса:
v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
v развитость креативных способностей учащихся;
v проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
v сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
Методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки:
Я часто думаю мучительно
Над фразой мудрой как века:
«Чтоб было у кого учиться,
Учитель, воспитай ученика».
Чтоб был он сильным, умным, добрым,
Чтоб Родину не смог предать,
Чтоб крепкую семью он создал,
За друга смог бы жизнь отдать.
Чтоб верил в искренность и правду,
Чтоб был душой он чист, как снег,
Чтобы из искры разгорелось пламя.
И разуму был предан он навек!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.