РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. 4класс . М.: «Просвещение»,2014г.,
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В рабочей программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в рабочей программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Рабочая программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в рабочей программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание рабочей программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Рабочая программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе выделяется 136ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
· научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
· сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
· получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1. |
Повторение |
5 |
2. |
Предложение |
11 |
3. |
Слово в языке и речи |
17 |
4. |
Имя существительное |
31 |
5. |
Имя прилагательное |
25 |
6. |
Местоимение |
7 |
7. |
Глагол |
31 |
8. |
Повторение |
9 |
|
Итого за год |
136 |
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ п\п |
Тема урока |
Примечание |
||
I триместр- 46 часов |
|||||
Повторение (5 часов) |
|||||
|
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
|
||
|
2 |
Язык и речь. Формулы вежливости.. |
|
||
|
3 |
Текст и его план. |
|
||
|
4 |
Обучающее изложение. |
|
||
|
5 |
Анализ изложения. Типы текстов. |
|
||
Предложение (11 часов) |
|||||
|
1 |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
||
|
2 |
Диалог. Обращение. |
|
||
|
3 |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.. |
|
||
|
4 |
Словосочетание. |
|
||
|
5 |
Однородные члены предложения (общее понятие). Контрольный словарный диктант№1 |
К.сл.д.№1 |
||
|
6 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
||
|
7 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
||
|
8 |
Наши проекты. |
|
||
|
9 |
Контрольный диктант по теме «Повторение» |
К.д№1 |
||
|
10 |
Простые и сложные предложения. |
|
||
|
11 |
Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? |
|
||
Слово в языке и речи (17 часов) |
|||||
|
1 |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
|
||
|
2 |
Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
|
||
|
3 |
Синонимы, антонимы., омонимы Контрольное списывание №1 |
К.сп.№1 |
||
|
4 |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
|
||
|
5 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
|
||
|
6 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
|
||
|
7 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
|
||
|
8 |
Правописание приставок и суффиксов |
|
||
|
9 |
Правописание слов с буквами Ь и Ъ |
|
||
|
10 |
Обучающее изложение. |
|
||
|
11 |
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
|
||
|
12 |
Склонение имён существительных и имён прилагательных. |
|
||
|
13 |
Имя числительное. Глагол. |
|
||
|
14 |
Наречие как часть речи. Контрольный словарный диктант №2 |
К.сл.д.№2 |
||
|
15 |
Сочинение-анализ по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» |
|
||
|
16 |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
К.д. №2 |
||
|
17 |
Правописание наречий |
|
||
Имя существительное. (13 часов) |
|
||||
|
1 |
Распознавание падежей имён существительных |
|
||
|
2 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имён существительных. |
|
||
|
3 |
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. |
|
||
|
4 |
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. |
|
||
|
5 |
Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение существительных. |
|
||
|
6 |
2-е склонение имён существительных. |
|
||
|
7 |
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. |
|
||
|
8 |
3-е склонение имён существительных. |
|
||
|
9 |
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. Контрольный словарный диктант №3 |
К.сл.д.№3 |
||
|
10 |
Обучающее изложение. |
|
||
|
11 |
Падежные окончания имён существительных 1,2 и 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных |
|
||
|
12 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
К.д. №3 |
||
|
13 |
Анализ и работа над ошибками Закрепление |
|
||
II триместр- 45 часов
Дата |
№ п\п |
Тема урока |
Примечание |
|
Имя существительное (18 часов) |
||||
|
1 |
Именительный и винительный падеж |
|
|
|
2 |
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже |
|
|
|
3 |
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. |
|
|
|
4 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. |
|
|
|
5 |
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. |
|
|
|
6 |
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. |
|
|
|
7 |
Правописание окончаний имён существительных во всех падежах. |
|
|
|
8 |
Правописание окончаний имён существительных во всех падежах. |
|
|
|
9 |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
|
|
|
10 |
Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
|
|
|
11 |
Родительный падеж имён существительных множественного числа |
|
|
|
12 |
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Контрольный словарный диктант №4 |
К.сл.д.№4 |
|
|
13 |
Обучающее изложение. |
|
|
|
14 |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. |
|
|
|
15 |
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. |
|
|
|
16 |
Контрольный диктант за первое полугодие |
К.д № 4 |
|
|
17 |
Анализ контрольного диктанта. Закрепление. |
|
|
|
18 |
Наши проекты. |
|
|
Имя прилагательное (25 часов) |
||||
|
1 |
Имя прилагательное как часть речи |
|
|
|
2 |
Род и число имён прилагательных. |
|
|
|
3 |
Описание игрушки. |
|
|
|
4 |
Склонение имён прилагательных. |
|
|
|
5 |
Сочинение на тему; «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» |
|
|
|
6 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Контрольный словарный диктант №5 |
К.сл.д.№ 5 |
|
|
7 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже. |
|
|
|
8 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
|
|
|
9 |
Именительный, винительный, родительный падежи. |
|
|
|
10 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. |
|
|
|
11 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
К.д № 5 |
|
|
12 |
Склонение имён прилагательных женского рода. |
|
|
|
13 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
|
|
|
14 |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
|
|
|
15 |
Контрольное изложение описательного текста. |
К.изл.№1 |
|
|
16 |
Анализ изложения Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. |
|
|
|
17 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
18 |
Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» |
|
|
|
19 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа |
|
|
|
20 |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа |
|
|
|
21 |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа |
|
|
|
22 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное» Контрольный словарный диктант №6 |
К.сл.д.№ 6 |
|
|
23 |
Закрепление. Контрольный диктант №6 |
К.д. № 6 |
|
|
24 |
Анализ диктанта. Повторение |
|
|
|
25 |
Закрепление. |
|
|
Местоимение.(2 часа) |
||||
|
1 |
Местоимение как часть реи. Личные местоимения. |
|
|
|
2 |
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. |
|
|
III триместр - 45 часов |
|||
Дата |
№ п\п |
Тема урока |
Примечание |
Местоимение ( 5 часов) |
|||
|
1 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. |
|
|
2 |
Изменение личных местоимений по падежам. |
|
|
3 |
Контрольный диктант по теме: «Местоимение» № 7 |
К.д № 7 |
|
4 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
|
|
5 |
Изложение повествовательного текста с элементами описания. |
|
Глагол ( 31 час) |
|||
|
1 |
Роль глаголов в языке. Контрольный словарный диктант №7 |
К.сл.д.№ 7 |
|
2 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
3 |
Неопределённая форма глагола. |
|
|
4 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
5 |
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
|
|
6 |
Анализ изложения. Спряжение глаголов. |
|
|
7 |
Спряжение глаголов. |
|
|
8 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Контрольное списывание №2 |
К. сп. № 2 |
|
9 |
I и II спряжение глаголов настоящего времени. Контрольный словарный диктант № 8 |
К.сл.д.№ 8 |
|
10 |
I и II спряжение глаголов будущего времени. |
|
|
11 |
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
|
|
12 |
Наши проекты. |
|
|
13 |
Правописание безударных личных окончний глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
14 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
15 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
16 |
Возвратные глаголы. |
|
|
17 |
Контрольное изложение. |
К.изл.2 |
|
18 |
Анализ изложения. Закрепление |
|
|
19 |
Правописание –тсяи –тьсяв возвратных глаголах |
|
|
20 |
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. |
|
|
21 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
|
|
22 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
|
|
23 |
Изложение повествовательного текста по вопросам. |
|
|
24 |
Диктант по теме «Глагол» |
|
|
25 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение. Контрольный словарный диктант № 9 |
К.сл.д.№ 9 |
|
26 |
Обобщение по теме «Глагол» |
|
|
27 |
Изложение повествовательного текста. |
|
|
28 |
Анализ изложения. Закрепление |
|
|
29 |
Обобщение изученного. |
|
|
30 |
Морфологический разбор глагола |
|
|
31 |
Проверка знаний по теме «Глагол» |
|
Повторение ( 9 часов) |
|||
|
1 |
Язык. Речь. Текст. |
|
|
2 |
Предложение и словосочетание. |
|
|
3 |
Итоговый контрольный диктант. |
К.д. № 8 |
|
4 |
Предложение и словосочетание |
|
|
5 |
Лексическое значение слов. |
|
|
6 |
Состав слова. |
|
|
7 |
Части речи. |
|
|
8 |
Звуки и буквы. |
|
|
9 |
Игра « По галактике Частей речи» |
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
[2]Изучается во всех разделах курса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.