Рабочая программа и тематическое планирование к учебнику И.Н. Данилевского по истории для 6 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа и тематическое планирование к учебнику И.Н. Данилевского по истории для 6 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
6 кл
07.09.2022
Рабочая программа и тематическое планирование к учебнику И.Н. Данилевского по истории для 6 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по истории 6 класс ФГОС к учебнику И.Н.. Данилевский.
2022 -23 История 6 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 « Домашовская средняя общеобразовательная школа»

Брянского района   Брянской области

 

«Рассмотрено»:                                «Согласовано»:                                                «Утверждено»:

На заседании   МО                       Заместитель  директора по УР       директор школы_______________

Учителей истории,

 Обществознания, музыки                   ______________   С.Н. Ваганова      Н.П. Корягина

Протокол №_______________                                                                                      

 от «____» _________2022г                    от «____»____________2022г.         от «____»___________ 2022 г.

Руководитель МО: ____

Иванова Н.М.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Истории России. Всеобщей истории.

для  6  класса

 

на 2021-2022 учебный год

 

                                                                                      Учитель: истории и обществознания,   Иванова Нина Михайловнa,

Высшая квалификационная  категория.

 

 

c. Домашово

2021 г.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 6 класса составлена на основе  примерной программы по истории в соответствии с требованиями:

 

- Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г  № 273-ФЗ.

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577; 11.12 2020 г. № 712; Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. № 287 )

-Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 утвержден федеральный перечень учебников. ( Приказ №766от 23.12 2020 г с изменениями,  зарегистрирован 02.03. 2021 г №62645)

Авторские программы: 

-Всеобщая история. Рабочая программа. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы.5-9 классы. М. : «Просвещение» 2016.

- История России. 6—10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, И. Н. Данилевский, Л. М. Ляшенко и др. — М. : «Дрофа», «Вертикаль»., 2017.                                                                                                                                                     

- постановления правительства от 29.08. 2022 г №1505 «О переносе выходных  дней в 2023 году»                                                                                                                                                        

- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 25.08.2022 г. № 4566-04-О «О продолжительности учебных недель »;

- образовательной программы МБОУ «Домашовская СОШ»

Для реализации рабочей программы  в 6  классе используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Материалы УМК для 6 класса:

«История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» Данилевского И. Н., Андреева И. Л.,  М.К Юрасов и др. М.: Дрофа. 2020 г

Е.В. Симония. Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: 6 кл. -  М., Просвещение, 2011

Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса М., Дрофа,2016 г.

Атлас по истории Средних веков (с комплектом контурных карт)

Федоров И.Н ., Федорова С.А. Технологические карты уроков к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, 6 кл., М., Дрофа, 2016 г.

Е.В.Симония, В.А.Клоков. Рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, 6 кл., М., Дрофа, 2016 г.

Атлас по истории России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс (с комплектом контурных карт)   

  Рабочая программа адресована обучающимся 6  класса МБОУ «Домашовская  СОШ» Брянского района Брянской области.  Срок реализации программы  2022- 2023 учебный год.

Общая характеристика предмета .

Цели изучения курса «История России» и «Всеобщей истории» в рамках учебного предмета "История"является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России и мира.

Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного  развития и социализации учащихся, приобщения их к традициям своего народа  и к мировым  культурным традициям. 

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное   становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Задачи изучения истории в школе:

1) формирование учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности;

2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты;

Основной формой обучения является учебная деятельность учащихся.

   На уроках применяют активные и интерактивные методы работы: кейс –метод (ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений);метод проектов (предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы);  эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований; исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы;  проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

              Место предмета «История России. Всеобщая история» в учебном плане.

  В соответствии с учебным планом предмет История России. Всеобщая история относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Содержание учебного предмета для 6 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Истории средних веков ».

     Согласно письма Департамента образования и науки Брянской области от 25.08.2022 г №4566-04-О  (примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области(письмо Департамента  образования и науки Брянской области от 25.08.2022 г.  № 4566-04-О  «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2022 -2023 учебный  год )  и учебного плана МБОУ «Домашовская СОШ» продолжительность учебных недель  и каникул на 2022-2023 уч. год на изучение   «Истории»  на ступени основного общего образования в 6 классе, отводится  70 ч. 2 часа в неделю в течении 35 рабочих недель.

 Структура и последовательность изучения курсов определено примерной рабочей программой основного общего образования по истории. Сначала изучается курс «Всеобщая история. История средних веков» в объеме  23  ч., , а затем курс «История России» в объеме 47 ч.

   Согласно Постановлению Правительства от 29.08. 2022 года №1505 «О переносе выходных дней  в 2022 году»      в  программу 6 класса внесены изменения  и уплотняется время на изучение отдельных тем. Так урок 45 (24.02) и урок № 46 (03.03)совмещаются и проводятся 03.03; урок 61 (01.05)  и урок 62 (05.05) совмещаются и проводятся 05.05;  урок №63 (08.05) и урок №64 (12.05)совмещаются, и проводятся  12.05.

Таким образом, в 6 классе  по плану 70 часов, а фактически проводится 67 часов.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с п.10, ч 3 с. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» , ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля  успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточной аттестации в 6- классе по истории  проводиться  в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком школы  в форме итоговой  тестовой работы.

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 8  класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории в 6  классе:

Личностные результаты:

 --воспитание российской гражданской идентичности, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и религиозной общности, патриотизма, любьви  и  уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;                                                                                                         ----- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и  своего края в  контексте общемирового культурного наследия;                                                                                                                                          --усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и  ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;                                                                                                                                                                       . --осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;                                                                                      -- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и  других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;  к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.                                                                                                                                                           

страны.                                                                                                                                                                         

Метапредметные результаты изучения истории в  основной школе выражаются в следующем:                                                                                                                                                   --способность сознательно организовывать и  регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;                                                                                                                                                                                          .-- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и  родовидовых связей и др.);                                                                                                                                                                  -- использование современных источников информации, в  том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;                                                                                                                                                                -- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);                                                                                                                 -- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с  соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;                                                                                                                        --умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и  аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и  координировать ее с  партнерами, продуктивно разрешать конфликт на  основе учета интересов и  позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории в основной школе предполагают, что у учащегося сформированы:                                                                                                                                                                      --целостные представления о  месте и  роли России в  мировой истории;                                                                                   -- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;                                                                                                                                                                   --способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;                                                                                               --способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;                                                                                                                                                                                               --умение искать, анализировать, систематизировать и  оценивать историческую информацию из различных исторических и  современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и  познавательную ценность;                                                                                                                                                                                         -- способность определять и аргументировать свое отношение к ней;                                                                                                                                                                   -- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и  интерпретировать содержащуюся в них информацию;                                                                                           --уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и  других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1) Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

—        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

—        последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

 Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений;    \

выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

способность выделять главное в тексте и второстепенное;

способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник  6 класса

 научится:

 • локализовать во времени этапы становления и  развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о  направлениях крупнейших передвижений людей  — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп насе ления в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б)  ценностей, господствовавших в  средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневеково- го человека о мире;

• объяснять причины и  следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник

 получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в  чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание учебного курса в 6 классе. Всеобщая история. История Средних веков. (V-XV века)  28 ч.

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование  государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и пра­вила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Ви­зантии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восста­ния, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государст­ва Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монго­лами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хар­тия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские госу­дарства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восста­ние Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

 Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия

Основные понятия курса:

Средневековье. Варварский мир, Великое переселение народов. Феодализм, феодальные отношения, вассалитет, феодальная иерархия. Феодальная раздробленность, централизованное государство, империя, городское самоуправление, города-коммуны. Халифат. Монархия, сословно- представительная монархия, абсолютная монархия, парламент. Сословие, рыцарство, духовенство, крестьянство. Натуральное хозяйство, торговые гильдии, цех, мануфактура, ярмарка. Христианская церковь, церковная иерархия, церковный собор. Католицизм, православие, ислам, индуизм, буддизм, синтоизм. Монашество, духовно-рыцарский орден, ересь, индульгенция, инквизиция, хиджра, шариат, Библия, Коран. Крестовый поход. Картина мира. Куртуазность. Возрождение, гуманизм, романский стиль, готический стиль, эпос, фольклор, университет, теология, схоластика.

Основные персоналии:

Карл Мартелл Пипин, Хлодвиг, Карл Великий, Оттон I, Артур, Альфред, Юстиниан, князь Симеон, МешкоI, Болислав I Храбрый,  Мухамед, Васка да Гамма, Халиф Харун ар-Рашид; аль-Беруни, Ибн Сина,Фирдоуси, Иннокентий III, Григорий VII, Доминик Гусман, Франциск Ассизский, Салах-ад-Дин, Филипп II РичардI Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, ФилиппII Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII , ВильгельмI Завоеватель, Ян Гус, Ян Жижка, Жанна д, Арк, Карл VII, Карл Смелый, Людовик XI, Тюдоры, Генрих VII, Изабелла Кастильская, Фердинанд Арагонский,

События и даты

500 г. - возникновение государства у франков.

630 г. - образрвание Арабского государства

800 г. - провозглашение Карла Великого императором.

843 г. -Верденский договор о разделе империи Карла Великого.

863г. - создание Кириллом и Мефодием славянской письменности.

962 г. - образование Священной Римской империи.

1054 г. -разделение христианской церкви на Западную и Восточную.

1066 г. – завоевание Англии герцогом Нормандским.

1096-1291 гг.- крестовые походы.

1099 г- взятие крестоносцами Иерусалима.

1204 г.- захват крестоносцами Константинополя.

1215 г.- подписание английским королём «Великой хартии вольности».

1265 г.- возникновение английского парламента.

1302 г.- созыв Генеральных штатов во Франции.

1337-1452 гг. – Столетняя война.

1358 г.- Жакерия.

1368 г.- освобождение Китая от власти монголов.

1381 г.- восстание Уотта Тайлера.

1389 г.- битва на Косовом поле.

1419-1445 гг –Гуситские войны.

1445 г.- изобретение книгопечатания И.Гутенбергом.

1453 г. – гибель Византийской империи.

1479- г.- создание испанского королевства.

1492 г. –изгнание мавров из Испании; Завершение реконкисты.

1492 г.- открытие Америки Христофором Колумбом.

1498 г.- открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

От Древней Руси к Российскому государству (VIII-XV век) 42 ч.

Введение Исторический опыт человечества. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов.

Тема I. Народы и государства на территории современной России в древности

Древние люди на территории нашей страны Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности. Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и  их влияние на  первобытное общество. Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство.                                                                                                    Языковые семьи и первые государства. Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Скифы и сарматы. Финно-угры, тюрки. Античные города-государства Северного Причерноморья. Дербент — один из древнейших городов России. Связи между народами, их взаимовлияние.                                                                                                                                            Великое переселение народов и его последствия.  Нашествия готов и гуннов. Начало Великого переселения народов. Тюркский каганат и его историческая судьба. Хазария. Миграция булгар и образование Волжской Булгарии. Главные речные торговые пути. Норманны в Восточной Европе.                                                            Жизнь восточных славян.  Вопрос о происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Влияние природно-географического фактора на общество славян. Древние боги славян. Общины, вече и князья. Складывание предпосылок для образования государства.                                                                                                           Тема II. Древнерусское государство Образование государства Русь.                                                                    Проблема образования Древнерусского государства. Легендарное призвание Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей.                                                                                                                                        Наследники Рюрика. Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение Ольги. Походы Святослава. Древнерусское войско. Падение Хазарского каганата. Борьба с печенегами. Отношения Руси с Византией.                                                                                                                                                                  Князь Владимир и крещение Руси.  Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь. Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти.                                                                                                                              Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.    Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Начало правления Ярослава Мудрого. Церковные уставы. Принятие Русской Правды. Победа над печенегами. Реконструкция Киева. Поставление Илариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы.                                                                                                                                Дети и внуки Ярослава Мудрого.  Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба за киевский престол в эпоху Ярославичей. Народные восстания и половецкая угроза. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба против половцев. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава.                                                                                                                                                        Общество Древней Руси. Крупнейшие города.  Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.                                                                                           Образ жизни и духовный мир населения Руси.  Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Влияние христианства на образ жизни людей. Двоеверие. Почитание Бориса и Глеба. Летосчисление и календарь.                                                                                                                Древнерусская культура.  Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы (Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.                                                                                                                                                                            Тема III. Раздробленность Руси.                                                                                                                          Распад Древнерусского государства.  Политическая раздробленность Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства русских земель. Роль Русской православной церкви в сохранении единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.                                                                                                                                                        Владимиро-Суздальское княжество.  Особенности географического положения и природных условий Северо-Востока. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской. Заговор против Андрея Боголюбского. Княжество при Всеволоде Большое Гнездо.                                                                                                                              Новгородская боярская республика.  Новгород как центр освоения севера Восточной Европы. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица вечевой республики.  Боярские кланы в системе государства. Роль князей в Новгороде. Обособление Пскова.                                                                                                                                                                     Культура русских земель.  Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Архитектурные сооружения Новгорода. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси.                                                                                                      Тема IV. Русские земли, Золотая Орда и их соседи Создание Монгольской империи.                        Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом. Возникновение Монгольской империи. Законодательство. Монгольская армия. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке.                                                                                                                                             Походы Батыя. Улус Джучи. Походы Батыя в  Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Захват половецкой степи. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов на  Юго-Западную Русь и Центральную Европу.                                                                                                                      Александр Невский и отражение натиска с запада Завоевание крестоносцами.  Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на  Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.                                                                                            Золотая Орда и русские земли.  Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Последствия монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества.                                                                                                       Борьба Москвы и Твери.  Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья. Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий  Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси в Москву. Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г.                                                                                                  Великое княжество Литовское и Русское.  Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Государственный строй княжества. Рост и укрепление государства при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Культура княжества.                                                                                                                        Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле.  Возвышение Москвы. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.                                                                                                                           Упадок и возрождение русской культуры.  Культурный подъем Руси. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского цикла. Архитектура. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода. Белокаменный Кремль в Москве. Изобразительное искусство. Феофан Грек.                                                                                 Тема V. Создание Российского государства.                                                                                                            Распад Орды и война за московский престол. Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Нашествие Тамерлана. Распад Золотой Орды, образование новых государств. Казанское ханство. Крымское ханство. Касимовское ханство. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Отношения Москвы с Казанью, Тверью и Новгородом.                                                                                                                                                                                                   Иван III — основатель Российского государства.  Государь всея Руси Иван III. Главные направления политики. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Поход хана Ахмата, Стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой  Орды. Войны с Литвой. Расширение международных связей. Историческое значение возникновения единого Российского государства.                                                                                                                                                                                            Система управления в едином государстве.  Укрепление власти московского государя. Брак Ивана  III с Софьей Палеолог. Рост международного авторитета России. Новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, Казна, Дворец. Принятие Судебника. Поместная система и служилые люди.                                                                                                                                                                                  Городские и сельские жители.  Рост городов. Торгово-ремесленные посады и слободы. Внешняя торговля. Система государственных повинностей. Трехполье в земледелии. Категории крестьянства. Повинности крестьян. Юрьев день. Формирование казачества.                                                                                                                    Русская православная церковь. Флорентийская уния. Митрополит Иона. Автокефалия Русской православной церкви. Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий. Проблема церковного землевладения. Учения и кружки еретиков. Государство и церковь.                                                          Достижения российской культуры.  Расцвет летописания. Летописный свод 1448  г. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Московский Кремль при Иване  III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Андрей Рублев. Дионисий.

Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.

Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный.  Иван III.

Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев.  ЕвфимийII (новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы

860 – поход Руси на Константинополь

862 – «призвание» Рюрика

882 – захват Олегом Киева

907 – поход Олега на Константинополь

911 – договор Руси с Византией

941 – поход Игоря на Константинополь

944 – договор Руси с Византией

964-972 – походы Святослава

978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве

988 – крещение Руси

1015-1026 – усобицы между сыновьями Владимира

1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого

XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)

1068 – восстание в Киеве

1097 – Любечский съезд

1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого

1130-е – завершение разделения Руси на земли

Начало XII в. – «Повесть временных лет»

XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)

1147 – первое упоминание Москвы

1185 – поход Игоря Святославича на половцев

1199 – объединение Галицкой и Волынской земли

1223 – битва на р. Калке

1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей

1240, 15 июля – Невская битва

1242, 5 апреля – Ледовое побоище

1242-1243 – образование Золотой Орды

1325-1340 – княжение Ивана Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери

1359-1389 – княжение Дмитрия Донского

1378, 11 августа – битва на р. Воже

1380, 8 сентября – Куликовская битва

1382 – разорение Москвы Тохтамышем

1383-1389 – закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом

1389 – 1425 – княжение Василия I

1395 – разгром Золотой Орды Тимуром

1410, 15 июля – Грюнвальдская битва

1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 – княжение Василия II

1448 – установление автокефалии Русской церкви

1462-1505 – княжение Ивана III

1472 – прекращение выплаты дани в Орду

1478 – присоединение Новгородской земли к Москве

1480 – «стояние» на р. Угре

1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве

1487-1503 – присоединение Чернигово-Северской и части Смоленской земель

1497 – принятие общерусского Судебника

Учебно – тематическое планирование  курса

«История России. Всеобщая история»  в 6  классе.

Содержание учебного предмета

Кол. Часов         

 

Обобщающий    

                                     уроки                                                                    

Проекты

Итоговые

Всеобщая история. История Средних веков V – XV вв.

28 ч

 

 

 

Введение. Живое Средневековье

1 ч.

 

 

 

Тема 1. Становление  средневековой Европы (VI-XIвв) .

4 ч

 

 

 

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2 ч

 

 

 

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

 

 

 

Тема 4.Феодалы и крестьяне. 

2 ч

 

 

 

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2 ч

 

 

 

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв Крестовые походы.

2 ч

 

 

 

Тема 7. Образование центральных государств в Западной Европе. (XI-XV вв)

6 ч

 

 

 

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2 ч

 

 

 

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века.

 

 

 

Тема  10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2 ч

 

 

 

Контрольная работа за 1 полугодие.

 

 

 

1 ч

История России. От Древней Руси к Российскому государству. VIII-XV вв.

42 ч (39)

 

 

 

Введение .

1 ч

 

 

 

Тема 1.Народы и государства на территории современной России в древности

1 ч

 

 

Тема II. Древнерусское государство

1 ч

 

 

Тема III. Раздробленность Руси

6 ч (5)

1 ч

 

 

Тема IV. Русские земли, Золотая Орда и их соседи

8 ч

1 ч

 

 

Тема V. Создание Российского государства

7 ч (5)

1 ч

 

 

Итоговая  тестовая работа.

 

 

 

1 ч

Проект.

 

 

1 ч

 

                        Всего часов :

70ч.

 

 

 

                        Фактически:

     67       ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по истории в 6 классе

№ ур.

Дата плановая

Дата фактич.

Тема урока

 

 

 

1 четверть

Всеобщая история. История Средних веков V – XV вв.

28

1

02.09

 

Введение. Живое Средневековье.

1 ч.

 

 

 

Тема 1. Становление  средневековой Европы (VI-XIвв)

4 ч.

2

05.09

 

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь  в VI-VIII вв. &1-2

 

3

09.09

 

Возникновение и распад империи Карла Великого. Входной контроль. & 3

 

4

12.09

 

Феодальная раздробленность в Западной Европе. &4

 

5

16.09

 

Англия в раннее Средневековье. &5

 

 

 

 

 Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2 ч.

6

19.09

 

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. &6-7

 

7

23.09

 

Образование славянских государств. &8

 

 

 

 

 Тема 3. Арабы в VI-XI вв 1 ч.

 

8

26.09

 

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. &9-10

 

 

 

 

Тема 4.Феодалы и крестьяне. 

2 ч.

9

30.10

 

Средневековая деревня и её обитатели. &11

 

10

03.10

 

В рыцарском замке. &12

 

 

 

 

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2 ч.

11

07.10

 

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. &13,15

 

12

10.10

 

Торговля в средние века.&14

 

 

 

 

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв Крестовые походы.

13

14.10

 

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. &16

 

14

17.10

 

Крестовые походы. &17.

 

 

 

 

Тема 7. Образование центральных государств в Западной Европе. (XI-XV вв) 6 ч.

15

21.10

 

Как происходит объединение Франции. &18

 

16

24.10

2 четверть

Чем англичане считают началом своих свобод. &19

 

17

07.11

 

Столетняя война. &20

 

18

11.11

 

Усиление королевской власти в конце XV века &21

 

19

14.11

 

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. &22

 

20

18.11

 

Государства оставшиеся раздробленными: Германие и Италия в XII -XV вв. &23

 

 

 

 

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. 2 ч.

21

21.11

 

Гуситские движения в Чехии. & 24

 

22

25.11

 

Завоевание турками –османами Балканского полуострова.&25

 

 

 

 

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 3 ч.

23

28.11

 

Образование философии. Средневековая литература. & 26, 27.

 

24

02.12

 

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. & 25, 26.

 

25

05.12

 

Научные открытия и  изобретения. &30

 

 

 

 

Тема  10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2 ч.

26

09.12

 

Средневековая Азия: Китай Индия , Япония. &31

 

27

12.12

 

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. &32

 

28

16.12

 

Контрольная тестовая  работа за 1 полугодие.

 

 

 

История России. От Древней Руси к Российскому государству.VIII-XV вв.

42 ч

29

19.12

 

Введение

 

 

 

Тема 1.Народы и государства на территории современной России в древности

30

23.12

 

Древние люди на территории нашей страны.  &1

 

31

26.12

 

Языковые семьи и первые государства. &2

 

32

09.01

3 четверть

Великое переселение народов и его последствия. &3

 

33

13.01

 

Жизнь восточных славян . &4

 

34

16.01

 

Повторительно – обобщающий урок &1-4

 

 

 

Тема II. Древнерусское государство

9 ч

35

20.01

 

Образование государства Русь. &5

 

36

23.01

 

Наследники Рюрика. &6

 

37

27.01

 

Князь Владимир и крещение Руси. &7

 

38

30.01

 

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. &8

 

39

03.02

 

Дети и внуки Ярослава Мудрого. &9

 

40

06.02

 

Дети и внуки Ярослава Мудрого. &9п.4

 

41

10.02

 

Общество Древней Руси. &. 10

 

42

13.02

 

Образ жизни и духовный мир населения Руси. &11

 

43

17.02

 

Древнерусская культура. &12

 

44

20.02

 

Повторительно – обобщающий урок  &5-12

 

 

 

Тема III. Раздробленность Руси.

6ч (5 ч)

45

24.02

 

Распад Древнерусского государства. &13

 

46

03.03

03.03

Галицко – Волынская земля. &14 п.1.2

 

47

06.03

 

Владимиро-Суздальское княжество. &14п.

 

48

10.03

 

Новгородская боярская республика. &15

 

49

13.03

 

Культура русских земель. &16

 

50

17.03

 

Формирование региональных центров культуры . &16 п. 4,5

 

51

20.03

 

Повторительно – обобщающий урок  &13-16

 

 

 

Тема IV. Русские земли, Золотая Орда и их соседи

8 ч

52

03.04

4 четверть

Создание Монгольской империи. &17

 

53

07.04

 

Походы Батыя. &18

 

54

10.04

 

Александр Невский и отражение натиска с запада. & 19

 

55

14.04

 

Золотая Орда и русские земли. & 20

 

56

17.04

 

Борьба Москвы и Твери. &21

 

57

21.04

 

Великое княжество Литовское и Русское. &22

 

58

24.04

 

Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле. &23

 

59

28.04

 

Упадок и возрождение русской культуры. &24

 

60

26.04

 

Повторительно – обобщающий урок  & 17-24

 

 

 

Тема V. Создание Российского государства.  

7 ч. (5 ч)

61

01.05

 

Распад Орды и война за московский престол. &25

 

62

05.05

05.05

Иван III — основатель Российского государства. &26

 

63

08.05

 

Государь всея Руси Иван III . &26, п 4

 

64

12.05

12.05

Система управления в едином государстве. &27

 

65

15.05

 

Городские и сельские жители. &28

 

66

19.05

 

Русская православная церковь. &29

 

67

22.05

 

Достижения российской культуры. &30

 

68

26.05

 

Повторительно – обобщающий урок  &25-30

1 ч

69

29.05

 

Итоговая тестовая работа.

1 ч

70

30.05

 

Проект.

 1 ч

Фактически в год  в 6 классе  67 часов.


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «История

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «История

Рабочая программа адресована обучающимся 6 класса

Рабочая программа адресована обучающимся 6 класса

Согласно письма Департамента образования и науки

Согласно письма Департамента образования и науки

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем: --способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия…

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем: --способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия…

Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;…

Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;…

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты: способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; способность выделять главное…

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты: способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; способность выделять главное…

Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневеково- го человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории

Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневеково- го человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство

Основные персоналии: Карл Мартелл

Основные персоналии: Карл Мартелл

Испании; Завершение реконкисты

Испании; Завершение реконкисты

Общество Древней Руси . Крупнейшие города

Общество Древней Руси . Крупнейшие города

Данилович. Соперничество между

Данилович. Соперничество между

Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход»

Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход»

Любечский съезд 1113 – восстание в

Любечский съезд 1113 – восстание в

Василия II 1448 – установление автокефалии

Василия II 1448 – установление автокефалии

История России. От Древней Руси к

История России. От Древней Руси к

Календарно – тематическое планирование по истории в 6 классе № ур

Календарно – тематическое планирование по истории в 6 классе № ур

Средневековое искусство. Культура раннего

Средневековое искусство. Культура раннего

Упадок и возрождение русской культуры

Упадок и возрождение русской культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2022