ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.06 История
для специальности
09. 02.06 СЕТЕВОЕ И
СИТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Курск 2023
|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол № 10 от «16» мая 2023 г. Председатель методической комиссии __________ О.С. Воронкова
|
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР ОБПОУ «КТС» __________ В.В. Малинников от «16» мая 2023 г.
|
|
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 № 413) в последней редакции.
Разработчик: Домашева Татьяна Васильевна – преподаватель истории ОБПОУ «Курский техникум связи»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
4 |
2. Планируемые результаты освоения дисциплины |
6 |
3. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы |
11 |
4. Тематический план учебной дисциплины 5. Содержание учебной дисциплины 6. Условия реализации программы учебной дисциплины |
12 17 26
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ОД.06 История предназначена для изучения истории в ОБПОУ
«Курский техникум связи», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.06 История составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в последней редакции);
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N 762
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Концепции преподавания учебной дисциплины «История»;
с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
ОД.06 История является составляющей частью основной образовательной программы. При освоении программ подготовки специалистов среднего звена технологического профиля ОД.06 История изучается, на базовом уровне в объеме 108 часов. ОД.06 История входит в предметную область «Общественно – научные предметы».
Структурно ОД.06 История на базовом уровне включает следующие учебные курсы:
1. Отечественная история периода 1914–2020 гг.;
2. Всеобщая (Новейшая) история периода 1914 – 2020 гг.
3. В программа находит отражение краеведческий компонент.
Основными целями данного предмета являются:
• систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний обучающихся;
• обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
• представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
• формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
• осознание обучающимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
• воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
• формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
• воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.
При изучении ОД.06 История на ступени среднего общего образования используются межпредметные связи, знания обучающихся по обществознанию, литературе, географии, искусству и др. Специфика содержания ООД.06 История технологического профиля заключается в том, что при освоении обучающимися разделов и тем, делается акцент на изучении таких сфер общественных отношений, как «Производственная, инженерная и информационная сферы деятельности», «История результатов научно-технического прогресса», «Достижения промышленности, инженерии, механики».
При изучении истории в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ) особое значение придается достижению обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, которые в дальнейшем, при изучении цикла ОГСЭ, обеспечат формирование общих компетенций, таких как:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
2. Планируемые результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ:
В рамках программы ООД.06 История обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового уровня (ПРб) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными результатами, преломлёнными через специфику содержания дисциплины история, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса
Коды результатов |
Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 01 Гражданское воспитание |
Сформированность гражданской позиции как у активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность противостоять идеологии национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; |
ЛР 02 Патриотическое воспитание
|
Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; |
ЛР 03 Духовно – нравственное воспитание |
Осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; |
ЛР 04 Эстетическое воспитание |
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; |
ЛР 05 Физическое воспитание |
Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью |
ЛР 06 Трудовое воспитание |
Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни |
ЛР 08 Экологическое воспитание
|
Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; |
ЛР 13 Ценность научного познания |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе |
МР 01 Базовые логические действия |
Умение самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем |
МР 02
Базовые исследовательские действия |
Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; |
МР 03 Работа с информацией |
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
МР 04 Общение |
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; |
МР 05 Совместная деятельность |
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. |
МР 06 Самоорганизация
|
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; |
МР 07 Самоконтроль |
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; |
МР 08 Эмоциональный интеллект |
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; |
МР 09 Принятие себя и других людей |
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
ПРб 01 |
Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); |
ПРб 02 |
Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века; |
ПРб 03 |
Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; |
ПРб 04 |
Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; |
ПРб 05 |
Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века; |
ПРб 06 |
Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; |
ПРб 07 |
Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; |
ПРб 08 |
Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; Приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее); |
ПРб 09 |
Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России; |
ПРб 10 |
Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; |
ПРб 11 |
Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров. |
3. Объем учебнОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета |
108 |
в т. ч.: |
|
1. Основное содержание |
106 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
80 |
практические занятия |
26 |
в т. ч. практическая подготовка |
8 |
2.Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) |
2 |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№п\п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Форма контроля |
Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
|
теория |
практическая подготовка практическая работа |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
6 |
7 |
1 |
Введение в предмет |
1 |
1 |
0 |
|
ЛР 05,ЛР 08, ЛР 13,МР 01,МР 02,МР 03, ОК 01,ОК 02,ОК 03 |
2 |
Повторение за курс ООШ |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
Раздел 1. Мировая война и революционные потрясения |
10 |
9 |
1 |
|
|
|
2 |
Россия в системе мирового рынка и международных союзов. |
1 |
1 |
0 |
Устный опрос |
ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, МР 01- МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 |
3 |
Первая мировая война. Россия в первой мировой войне. |
3 |
3 |
0 |
Практическая работа |
|
4 |
Революция 1905 – 1907 гг. От Февраля к Октябрю 1917г |
3 |
2 |
1 |
Практическая работа |
ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, МР 01- МР 09, ПРб 01- ПРб 11, , ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, |
5 |
Гражданская война в России |
3 |
3 |
0 |
Брейн -ринг |
|
Раздел 2. Социалистический эксперимент в СССР |
15 |
10 |
5 |
|
|
|
6 |
Кризис «военного коммунизма». НЭП. |
2 |
1 |
1 |
Блиц - опрос |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, МР 01- МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 09, ПК 01 |
7 |
Образование СССР |
1 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
8 |
Пути большевистской модернизации: индустриализация, коллективизация
|
3 |
3 |
0 |
Мини – исследование Блиц-опрос |
ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01- МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09, ПК 01 |
9 |
Общественно - политическая жизнь в СССР в 20-30- е гг. |
2 |
2 |
0 |
Блиц – опрос |
|
10 |
Культурное пространство советского общества в 1920 – 1930 е гг. |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09, ПК 01, ПК 03,ПК 05,ПК 08, ПК 09 |
11 |
Международные отношения в 20-30 – е гг. |
2 |
2 |
0 |
|
ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 03, МР 04, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09, ПК 01, ПК 03,ПК 05,ПК 08, ПК 09 |
12 |
Повторительно – обобщающий урок. |
2 |
|
2 |
Семинар (практическое занятие) |
|
Раздел 3. Мир между мировыми войнами |
6 |
3 |
3 |
|
|
|
13 |
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. |
1 |
1 |
0 |
|
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 ПК 01 |
14 |
Мировой экономический кризис |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа |
|
15 |
Тоталитарные режимы в Европе |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа |
|
16 |
Модернизация в странах Востока |
1 |
1 |
0 |
Мини – исследования |
|
17 |
Культура первой трети 20 века |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа |
|
18 |
Повторительно – обобщающий урок. |
1 |
1 |
0 |
Устный опрос |
|
Раздел 4. Вторая мировая война |
20 |
14 |
6 |
|
|
|
19 |
Причины войны и ход военных действий в Европе |
3 |
2 |
1 |
Блиц – опрос |
ЛР 03, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 08, МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09, |
20 |
СССР в начальный период войны 1941-1942 гг. Готовность СССР к войне |
3 |
3 |
0 |
Блиц – опрос |
|
21 |
Коренной перелом в Великой отечественной войне. |
3 |
3 |
0 |
Блиц – опрос |
ЛР 02, ЛР 03, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 |
22 |
Общество в годы войны. |
2 |
0 |
2 |
Практическая работа |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 05, ЛР 06, МР 01, МР 04, МР 05, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 |
23 |
Освобождение Европы. Капитуляция Германии и Японии. |
3 |
2 |
1 |
|
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09,ОК 10 ПК 01, ПК 03,ПК 05,ПК 08, ПК 09 |
24 |
Дипломатические отношения в годы второй мировой войны. Миропорядок Ялты и Потсдама. |
4 |
3 |
1 |
Блиц – опрос |
|
25 |
Повторительно – обобщающий урок. Квест: «Нам дороги эти позабыть нельзя» |
2 |
1 |
1 |
Игра |
ПРб 01- ПРб 11, МР 01- МР 09 |
Раздел 5. Биполярный мир и «холодная война». СССР и страны мира во второй половине 20 века |
20 |
15 |
5 |
|
|
|
26 |
Возникновение «биполярного мира» «Холодная война» |
2 |
2 |
0 |
Блиц – опрос |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 ПК 01 |
27 |
СССР в 1945-1953 гг. |
3 |
2 |
1 |
Практическая работа Мини – исследование о послевоенном периоде Курской области |
ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, МР 01, МР 02, МР 03, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01-03,ПК 01 |
28 |
СССР в 1953-1964 гг. |
2 |
2 |
0 |
|
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 |
29 |
Внешняя политика СССР в период «оттепели» |
2 |
2 |
0 |
|
|
30 |
СССР в 1964-1985 гг. |
6 |
4 |
2 |
Блиц – опрос Практическая работа |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 |
31 |
Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг. |
1 |
1 |
0 |
|
ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01-03,ПК 01 |
32 |
Научно-техническая революция и общество в 70— 80-х гг. |
1 |
0 |
1 |
Сторителлинг |
|
33 |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа |
|
34 |
Крах социализма в Восточной Европе |
1 |
1 |
0 |
|
|
35 |
Повторительно – обобщающий урок. |
1 |
1 |
0 |
Брейн - ринг |
|
Раздел 6. Перестройка в СССР |
8 |
5 |
3 |
|
|
|
36 |
Социально – экономическое развитие страны в период перестройки |
2 |
2 |
0 |
|
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01-03, ОК 07, ОК 09 ПК 01, |
37 |
Внешняя политика страны в период перестройки |
2 |
2 |
0 |
|
|
38 |
Культура страны в период перестройки |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
39 |
Повторительно – обобщающий урок.
|
2 |
0 |
2 |
Семинар |
ПРб 01- ПРб 11, МР 01- МР 09 |
Раздел 7. Россия после распада СССР |
9 |
9 |
0 |
|
|
|
40 |
Российская Федерация после распада СССР: социально – экономическое развитие |
2 |
2 |
0 |
Блиц-опрос |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09 ПК 01 |
41 |
Российская Федерация после распада СССР: межнациональные отношения |
2 |
2 |
0 |
|
|
42 |
Российская Федерация после распада СССР: внешняя политика |
2 |
2 |
0 |
|
|
43 |
Российская Федерация после распада СССР: культура |
2 |
2 |
0 |
|
|
44 |
Повторительно – обобщающий урок. |
1 |
1 |
0 |
Контрольный опрос |
|
Раздел 8. Россия и мир в XXI веке. Вызовы времени и задачи модернизации |
16 |
13 |
3 |
|
|
|
45 |
Запрос на национальное возрождение в обществе, укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти |
4 |
3 |
1 |
Блиц-опрос |
ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 01 |
46 |
Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии |
4 |
3 |
1 |
Устный опрос |
ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 01 |
47 |
Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. |
3 |
2 |
1 |
Устный опрос |
ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 01 |
48 |
Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. |
2 |
2 |
0 |
Устный опрос |
ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01- ПРб 11, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 01 |
49 |
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. |
1 |
1 |
0 |
Устный опрос |
|
50 |
Повторительно – обобщающий урок. |
2 |
2 |
0 |
Семинар |
ПРб 01- ПРб 11, МР 01- МР 09 |
51 |
Дифференцированный зачет |
2 |
1 |
1 |
|
|
52 |
итого |
108 |
81 |
27 |
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение (1 час)
Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс. Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.
Повторение за курс СОО ( 1 час)
Раздел 1. Мировая война и революционные потрясения (10 часов)
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915— 1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.
Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил.
Краеведческий материал.
Курская губерния в годы Первой мировой войны.
Профессионально ориентированное содержание
Уровень развития технологий накануне войны. Технологический прорыв.
Российская революция 1917 г.
Первая русская революция 1905 – 1907 гг.
Революционные события февраля—марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Послефевральский политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Выступление Л. Г. Корнилова. Большевизация Советов. Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов.
Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции
Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.
Краеведческий материал.
Курская губерния в вихре революционных событий
Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, ее временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л. Д. Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР. Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранная интервенция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Гражданской войны с социальной и экономической политикой большевиков. Политика «военного коммунизма» и ее результаты. Крестьянские восстания. Завершение Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.
Краеведческий материал.
Курская губерния в годы Гражданской войны.
Раздел 2. Социалистический эксперимент в СССР (15 часов)
От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конституция СССР 1924 г.
Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Новая экономическая политика.
Основные направления нэпа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладности народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию, и его последствия. Форсированная индустриализация и ее источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалий советского общества.
Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне
Краеведческий материал
Форсированная индустриализация: региональная специфика. 1934г. Образование Курской области.
Профессионально ориентированное содержание
Подготовка рабочих и инженерных кадров для модернизации. Индустриальный прорыв СССР
СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооруженные конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 г. и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.
Раздел 3. Мир между мировыми войнами (6 часов)
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.
Раздел 4. Вторая мировая война ( 20 часов)
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны.
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941—1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г.
Краеведческий материал
Освобождение Курска. Битва на Курской дуге и ее значение.
Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.
Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны.
Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.
Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Наступательные операции советских войск зимой—весной 1944 г. Наступление советских войск в Белоруссии — операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
Профессионально ориентированное содержание
Теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения. Ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники. Разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе). Создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова). Разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.). Развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники. Лето 1942 г. - опыты по разложению нейронов. Создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3. Обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией. Разработка телефонного аппарата ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова. Внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова).
Раздел 5. Биполярный мир и «холодная война».
СССР и страны мира во второй половине 20 века ( 20 часов)
Начало противостояния.
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы.
Политические последствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны».
Краеведческий материал
Курск послевоенный
Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.
Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Достижение советским блоком военно-стратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
Краеведческий материал
Куряне – участники событий в «горячих точках».
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. ХХ съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н. С. Хрущева. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.
Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 г. Попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого социализма».
Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито — Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980—1981 гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».
Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения в социальной структуре общества.
Научно-техническая революция и общество в 70— 80-х гг. Новый этап НТР и его последствия. Социально- экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония — экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
Профессионально ориентированное содержание
Научно-техническая революция в СССР. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Март 1965 г. А.А. Леонов совершил первый выход в открытый космос. Космические экспедиции 1960-х гг.
Первые советские ЭВМ. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Появление в 1950-60-е гг. научных исследований и разработок советских ученых в области точных и естественных наук были отмечены Нобелевскими премиями: Н. Н. Семенов (за создание теории цепных реакций,1956); П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм (за истолкование «эффекта Черенкова-Вавилова», 1958); Л. Д. Ландау («за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия», 1961); Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (за разработку принципа действия лазера и мазера, 1964).
Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Лунная гонка с США. Запуски пилотируемых космических кораблей, для изучения Луны и космического пространства в 1959-1976 гг. Полеты автоматических межпланетных станций. 1970 г. доставка на Луну первой в мире автоматической лунной станции ─ «Луноход-1». Состыковка 17 июля 1975 г. советского и американского космических кораблей ─ работа на орбите первого международного космического комплекса «Союз-Апполон» ─ прообраз будущих международных станций. Впервые в истории пилотируемых полетов женщина-космонавт С. Савицкая 25 июля 1984 г. вышла в открытый космос.
Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Раздел 6. Перестройка в СССР ( 8 часов)
СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х — начала 90-х гг. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.
Краеведческий материал
Курск в годы перестройки.
Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Раздел 7. Россия после распада СССР (9 часов)
Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализация цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и этнополитические конфликты. Чеченская проблема. Расстановка политических сил в стране 1990-х гг. Второе президентство Б. Н. Ельцина. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изменения в социальной структуре. Новый облик российского общества. Политическая ситуация в России в конце XX — начале XXI в. В. В. Путин — Президент РФ
Раздел 8. Россия и мир в XXI веке (16часов)
Вызовы времени и задачи модернизации.
Ориентиры на национальное возрождение в обществе, укрепление патриотических настроений.
Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти . Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.
Новая расстановка политических сил. Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий форсированного реформаторства. Улучшение экономического положения: от спада производства к его подъему. Социальная политика. Президентство Д. А. Медведева. Кризис 2008 г. Военный конфликт 2008 г. в Северной Осетии. Расстановка политических сил. Партия «Единая Россия».
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков.
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.
Профессионально ориентированное содержание
Развитие электротехники и робототехники. Компьютерная революция. Интернет. Научные открытия (физика, химия, биология, медицина и др.) и технический прогресс в первой трети ХХ в. и послевоенный период. Развитие генетики. Комбинаторная химия и фармацевтический взрыв. Робототехника и производство роботов их использование в промышленности и быту.
Краеведческий материал
Курск – город устремлённый в будущее.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Оснащение учебного кабинета
Кабинет истории
Рабочее место преподавателя
Посадочные места по количеству студентов, в т.ч. специализированные
Свободный доступ в Интернет, мультимедийное оборудование
Комплект технической документации
6.2. Информационное обеспечение реализации программы
6.2.1. Основные печатные издания
История России (базовый уровень) (в 2 частях) 10 класс. АО "Издательство "Просвещение"
3. Оришев, А. Б. История : учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).
5. Самыгин, С.И. История : учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).
6. Трифонова, Г. А. История : учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е.. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 649 с. - (Среднее профессиональное образование).
6.2.2. Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.
5. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.
6.2.3. Дополнительные источники
1. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры : учеб. пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование).
2. Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст] : учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – Москва : Русское слово, 2015. – 448 с.
3. Кузнецов, И. Н. Отечественная история : учебник / И. Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
4. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в. : учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
5. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права : учебное пособие / Д.А.Пашенцев, А.Г.Чернявский.— Москва : ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке.
6. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст] : метод. пособие / Н. И. Шевченко. – Москва : ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.
Социальные идеалы и повседневная жизнь в 20-м веке
Бибихин В.В. Новый ренессанс. М., 1998.
Гессе Г. Письма по кругу. Художественная публицистика. М., 1987.
Кастальский С. Рок-энциклопедия. М., 1997.
Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага 1987.
Кумиры западной поп- и рок-музыки. М., 1994.
Кундера М. Невыносимая легкость бытия.
Первая мировая война
Брэм Б. Апис и эрцгерцог (роман).
Иванов Е. Вместе с Россией. Роман-хроника. М., 1981.
Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. (Мемуары). М., 1991.
Пикуль В. Честь имею! (роман).
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен (роман). Минск 1982.
Ремарк Э.М. Возвращение (роман). Минск, 1982.
Солженицин А. Красное колесо. Август 1914.
Русская революция 1905 года
Ленин В.И. (Ульянов) Государство и революция (любое издание).
Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма (воспоминания руководителя политического сыска при Николае 2 о 1905-7 гг. Среди героев воспоминаний: С.Ю. Витте, Г. Распутин, А.Д. Протопопов, В.А. Сухомлинов и др.).
Пикуль В.С. На задворках Великой империи (в романе рассказывается о жизни русской провинции в канун 1905 г.). Рига, 1991.
Русская революция 1917 года и гражданская война
Авторханов А., Технология власти. М., 1991.
Архив русской революции. Изд. Гессена Г. в 22 томах. М., 1993.
Барон Будберг А. Дневник.
Буранов Ю., Хрусталев В. Гибель императорского дома. М., 1992.
Гуль Р. Ледяной поход.
Деники А.И. (генерал). Очерки русской смуты. (Воспоминания).
Деникин А.И. Поход и смерть генерала Корнилова.
Дитерихс М.К. Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале (в 2 частях). М., 1991.
Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М., 1990 (книга повествует о гибели последнего русского императора и его семьи).
Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. (Воспоминания).
Корнилов А.А. Воспоминания.
Ленин Владимир Ильич. Биографическая хроника. 1870-1924. Т.т. 5,6. М., 1975.
Лосев Е. Миронов. М., 1991 (книга о трагической судьбе командарма Второй Конной аримии).
Островский Н. Рожденные бурей (роман). М., 1982.
Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1992 (записки председателя последней Государственной Думы России о крушении империи).
Семанов. С. Махно. Подлинная история.
Искусство 20 века
Власов В.Г. Стили в искустве: Словарь (архитектура, графика, декаративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). – СПб., 1998.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.
Иллюстрированная история мирового театра (под ред. Дж. Р. Брауна). – М., 1999.
Ионеско Э. Противоядия: Эссе. М., 1992.
Энциклопедия для детей. – том 7. Искусство. Ч. 2: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 вв. М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей – том 7. Искусство. Ч. 3: Музыка. Театр. Кино. М.: Аванта +, 2000.
Якимович А. Магическая вселенная: Очерки по искусству, философии и литературе 20 века. М., 1995.
Якимович А. Реализмы двадцатого века. – М., 1997.
Тоталитаризм и демократия в 20 веке.
Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии)
Бон В. Один из многих: жизнь для мира и свободы. М., 1988. (Воспоминания немецкого коммуниста).
Борев Ю. Сталиниада. Истории. Свидетельства. Аплкрифы. Анекдоты. Рига, 1990.
Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс. Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону, 2000.
Гинзбург Е. Крутой маршрут. Хроника времен культа личности. Рига, 1989.
Гюнтер Д.Х. Франсиско Франко. Ростов-на-Дону, 1999. (Биография генерассимуса Франко (1892-1975).
Вторая мировая война
Боярский В.И. Партизаны и армия. История утерянных возможностей. Минск, 2001.
Геббельс Й. Имперский министр народного просвещения и пропаганды, имперский комиссар обороны Берлина. «Последние недели Рейха» (из дневников).
Домбровский Ю.О. Обезьяна приходит за своим черепом. М., 1989 (роман).
Дэвидсон Ю. Суд над нацистами. Смоленск, 2001.
От «Барбароссы» до «Терминала» (сборник, освещающий важнейшие события Второй мировой войны с точки зрения западных историков) М., 1989.
От Мюнхена до Токийского залива. (сборник, освещающий важнейшие события Второй мировой войны с точки зрения западных историков) М., 1992.
Кейтель В. Генерал-фельдмаршал. Взгляд в прошлое. Накануне смертного приговора.
Крейг У. Падение Японии. Смоленск, 1999.
Манштейн Э. Генерал-фельдмаршал. Утерянные победы (мемуары).
Пэдфилд П. Секретная миссия Рудольфа Гесса. Смоленск, 1999.
Пикуль В. Реквием каравану РQ-17. Документальная трагедия. Рига 1979 (В книге на документальной основе развертывается трагедия войны – гибель союзного каравана в полярных широтах).
Раушнинг Г. Говорит Гитлер. М., 1993 (сподвижник фюрера дословно воспроизводит речи Адольфа Гитлера в узком кругу нацистов).
Ремарк Э.М. Время жить и время умирать. М., 1981 (В романе изобличается варварский облик фашистов в оккупированных странах).
Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. М., 2002.
Стеттиннус Э. Загадки ленд-лиза: ленд-лиз – оружие победы. М., 2000.
Тревор-Роупер Х.Р. Последние дни Гитлера. СПб., 1995. (Книга офицера британской разведки).
Ширер У. Берлинский дневник (американский историк на материале архивных докуметов о целях нацистов в войне).
Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха (в 2 томах). М., 1991.
Мир после 2 мировой войны
Американские президенты. 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона (под ред. Юргена Хайдекинга). Ростов-на-Дону, 1997.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990 (Оттепель, Андропов, Сталин и Хрущев, 20 съезд, Тито и Кадр, Ходжа, Эйзенхайэр и Кеннеди, Карибский кризис, Брежнев).
Бэлфор С. Кастро. Ростов-на-Дону, 1997.
Владимиров П.П. Особый район Китая. 1942-1945. М., 1973.
Гириенко Ю.С. Сталин-Тито. М., 1991.
Ерещенко М.Д. Королевская диктатура в Румынии 1938-1940 гг. М., 1978.
Лаврецкий И. Сальвадор Альенде. М., 1975 (книга о о трагическом жизненом пути революционера и государственного деятеля Чили).
Лабарка Годдард Э. Чили, раскаленное докрасна. М., 1973.
Лабарка Годдард Э. Вторжение в Чили. М., 1972.
Молчанов Н. Генерал де Голль. М., 1973.
Мяло К.Г. Россия и последние войны 20 века (1998-2000). К истории падения сверхдержавы. М., 2002.
Неру Д. Открытие Индии (в 2 книгах).
.Пластун В., Андриянов В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М., 1998.
Тайбо П П. И. Гевара по прозвищу Че. М., 2000 (биография об аргентинском революционере).
Хрущев Н.С. Мемуары.
Че Гевара Э. Я – конкистадор свободы. М., 2000 (книга революционера, посвятившего свою жизнь войне).
Чжисуй Ли. Мао Цзедун. Записки личного врача. М., 1996 (в 2 книгах).
Штраус Франц Йозеф. Воспоминания. М., 1991 (консерватор, непримиримый противник СССР, с именем которого связана послевоенная история Германии
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.