Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Домашовская средняя общеобразовательная школа»
Брянского района Брянской области
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждено»:
На заседании МО Заместитель директора по УР директор школы_______________
Учителей истории, ______________ Е.Н. Ваганова Н.П. Корягина
Музыки, обществознания от «____»____________2022г. от «____»___________ 2022 г.
Протокол №_______________
от «____» _________2022г
Руководитель МО: ____
Иванова Н.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( По Истории России, Всеобщей истории)
для 7 класса
на 2022-2023 учебный год
Учитель истории и обществознаиния,
Иванова Нина Михайловнa,
высшая квалификационная категория.
c. Домашово
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 7 класса составлена на основе примерной программы по истории в соответствии с требованиями:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577; 11.12 2020 г. № 712; Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г.
№ 287 )
-Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 утвержден федеральный перечень учебников. ( Приказ №766от 23.12 2020 г с изменениями, зарегистрирован 02.03. 2021 г №62645)
авторские программы:
- Всеобщая история. Рабочая программа. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы.5-9 классы. М. : «Просвещение» 2016
-с учетом авторской программы: История России. 6—10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, И. Н. Данилевский, Л. М. Ляшенко и др. — М. : Дрофа, 2017.
- постановления правительства от 29.08. 2022 г №1505 «О переносе выходных дней в 2023 году»
- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 05.04.2021 г. № 1888-04-О «О примерном учебном плане 1-11 классов образовательных организаций Брянской области на 2021-2022 учебный год»;
- образовательной программы МБОУ «Домашовская СОШ»
Для реализации рабочей программы в 7 классе используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Материалы УМК для 7 класса
Учебники: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. - М.: Просвещение, 2021
Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Фёдоров И.Н, История России XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2021
Федоров И.Н ., Федорова С.А. Технологические карты уроков к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, 7 кл., М., Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Брянской области. Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Основной формой обучения является учебная деятельность учащихся.
Цели изучения курса «История России» и «Всеобщей истории» в рамках учебного предмета "История"является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России и мира.
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к традициям своего народа и к мировым культурным традициям.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней, человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Задачи изучения истории в школе:
1) формирование учащихся ценностных ориентиров, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности;
2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты;
3) развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
4)формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа предусматривает изучение региональной истории изучаемого периода истории России. Предусмотренные резервные часы могут использоваться на углубленное изучение отдельных тем предмета «История России» (на усмотрение учителя)
Научной основой содержания школьного исторического образования является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и может быть применим как к базовому, так и к профильному (углубленному) уровню изучения истории в старшей школе.
Данный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
Методической основой изучения курса истории в школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Место предмета «История России. Всеобщая история» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом предмет История России. Всеобщая история относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Содержание учебного предмета для 7 класса изложено в ней в виде двух курсов — «История России:XVI-XVII» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история. История нового времени. Конец XV-XVII ».
Структура и последовательность изучения курсов определено примерной рабочей программой основного общего образования по истории. Сначала изучается курс «Всеобщая история. История нового времени» в объёме 23 ч., потом «История России» в объёме 47 ч. Срок реализации данной программы - 1 год.
Согласно примерному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 05.04.2021 г. № 1888-04-О «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021 -2022 учебный год) и учебного плана МБОУ «Домашовская СОШ», на изучение истории, на ступени основного общего образования в 7 классе отводится 70 ч, 2 часа в неделю в течении 35 рабочих недель.
Согласно Постановлению Правительства от 29.08.2022 г. №1505 «О переносе выходных дней в 2023 году» в программу 7 класса внесены изменения. В связи с этим, что уроки выпадают на праздничные и выходные дни, урок № 62 (26.04) уплотняется с уроком №63 (01.05) и проводится26.04; урок №64 (03.05) уплотняется с уроком №65(08.05) и проводится 03.05.
Таким образом, в 7 классе по плану 70 часов, а фактически проводится 68 часов
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с п.10, ч 3 с. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» , ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточной аттестации в 7 классе по истории проводиться в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком школы, в форме итоговой тестовой работы .
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
--способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
--владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
--способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат..);
--готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Выпускник научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
Содержание курса
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 23 ч.
Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел II Первые революции нового времени. Международные отношения (Борьба за первенство в Европе и в колониях)
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение.Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Государства Востока. Начало европейской колонизации. Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка.Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. Начало колонизации этих стран.
«ИСТОРИЯ РОССИИ. XVI — КОНЕЦ XVII ВЕКА» 47 ч
Вводный урок
Место и значение периода XVI — конца XVII в. в истории России. Общие закономерности становления и развития многонационального Российского государства.
Тема I. Россия в XVI веке.
Василий III и его время. Выбор Иваном III наследника престола. Княжение Василия III. Супруги Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.
Русское государство и общество: трудности роста. Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Верхи и низы общества. Характер политической власти московских государей. Теория «Москва — Третий Рим». Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Начало губной реформы. Градостроительство. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Детство Ивана IV.
Начало реформ. Избранная рада. Венчание Ивана IV на царство. Ритуал и символы власти. Митрополит Макарий. Значение принятия Иваном IV царского титула. Женитьба царя. Московское восстание 1547 г. Избранная рада. Необходимость реформ. Влияние священника Сильвестра на молодого царя. Начало созыва Земских соборов. Состав и задачи Собора примирения. Сословно-представительная монархия.
Строительство царства. Судебник 1550 г. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа цен-
трального управления. Система приказов. И. Висковатый во главе Посольского приказа. А. Адашев во главе Челобитного приказа. Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. Перемены в Церкви. Стоглавый собор.1
Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России. Многонациональный состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Князь Андрей Курбский, начало переписки с царем.
Опричнина. Итоги правления Ивана IV. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Расправа с Андреем Старицким. Позиция митрополита Филиппа, его гибель. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Завершение и итоги Ливонской войны. Разорение страны. Введение заповедных лет. Итоги правления Ивана Грозного.
Русская культура в XVI в.. Литературные произведения. Публицистика. Иван Пересветов, Федор Карпов, Ермолай-Еразм. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. «Великие Четьи-Минеи». «Домострой». Начало книгопечатания. Иван Федоров. Библиотека Ивана Грозного. Новое в архитектуре. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова Богородицы на Рву.Китай-город и Белый город в Москве. Федор Конь. Смоленский кремль. Духовный мир человека XVI в.
Тема II. СМУТА В РОССИИ (5 часов)
Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об урочных летах. Учреждение патриаршества. Победа в войне со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Завершение присоединения Западной Сибири.Строительство российских крепостей. Гибель царевича Дмитрия.Пресечение царской династии Рюриковичей. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Начало Смуты. Самозванец на престоле
Смутное время начала XVII в., его причины. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I, пребывание в Речи Посполитой, поход на Москву. Конец династии Годуновых. ПриходЛжедмитрия I к власти и его политика. Женитьба самозванца на Марине Мнишек. Поляки в Москве. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. «Боярский царь» Василий Шуйский. Крестоцеловальная запись. Политика Василия Шуйского.
Разгар Смуты. Власть и народ
Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России РечиПосполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое ополчение.
Окончание Смуты. Новая династия
Начало формирования Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Тема III. «Россия при первых Романовых («Бунташный век»)
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
Территория и население страны. Освоение новых территорий. Строительство засечных черт. Экономическое развитие России в XVII в. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Начало формирования всероссийского рынка. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Сословия в XVII в.: верхи общества
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Категории дворян. Особенности дворянской службы. Рост поместного землевладения. Противоречия внутри дворянского сословия. Стрельцы, пушкари, воротники. Стрелецкие полки. Государственное жалованье. Особенности службы стрельцов. Духовное сословие. Белое и черное духовенство. Структура и привилегии Русской православной церкви.
Сословия в XVII в.: низы общества
Податные сословия. Государево тягло. Категории крестьянства. Виды и размеры повинностей. Закрепощение крестьян. Города и их жители. Количество и размеры городов. Занятия посадского населения. Посадское тягло. Городские общины. Экономическая политика правительства. Купечество. Торговый и Новоторговый уставы. А. Л. Ордин-Нащокин.
Государственное устройство России в XVII в.
Правление Михаила Федоровича. Царская власть. Состав и компетенции Боярской думы. Ослабление роли Земских соборов в государственной жизни. Приказная система. Отраслевые и территориальные приказы. Приказное делопроизводство. Местноеуправление, воеводы. Преобразования в армии. Создание полков «нового (иноземного) строя».
(«БУНТАШНЫЙ» ВЕК»)
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича
Начало правления Алексея Михайловича. Роль Б. И. Морозова в государственных делах. Укрепление южных границ государства, увеличение расходов. Рост налогов. Л. А. Плещеев. Соляной бунт в Москве. Требования посадского населения. Расправа с боярами. Подавление бунта. Псковско-Новгородское восстание1650 г.
Формирование абсолютизма
Эволюция Земских соборов в XVII в. как один из факторов укрепления самодержавной власти. Важнейшие вопросы в повестке дня соборов в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Изменения в положении посадского населения. Государственный строй России: от сословно-представительной монархии к абсолютной. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Создание приказа Тайных дел. Модернизация армии. Окружение царя Алексея Михайловича. Придворная жизнь.
Церковный раскол
Роль Православной церкви в духовной и политической жизни страны. Изменения в положении Церкви после принятия Соборного уложения. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт
между Алексеем Михайловичем и Никоном. Осуждение Никона. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Гонения на старообрядцев. Соловецкое восстание.
Социальные противоречия в XVII веке. Главные причины социальных конфликтов XVII в. Формы народного протеста.
Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Подавление восстания. Отмена медных денег. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Донские казаки. Восстание под руководством Степана Разина: движущие силы, территория, основные события. Разгром восставших. Казнь Разина.
Внешняя политика России в середине XVII в.
Главные задачи русской дипломатии после Смуты. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». Чигиринская война и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России с Калмыцким ханством.
Освоение Сибири и Дальнего Востока
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор с Китаем. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Новые города. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Прекращение межплеменных усобиц у коренных народов Сибири.
Внутренняя политика Федора Алексеевича Романова
Царь Федор Алексеевич. Борьба в боярской верхушке. Назревание реформ, их возможные сценарии. Административные реформы. Создание Расправной палаты, укрупнение приказов.Расширение воеводского управления. Военно-территориальные разряды. Отмена местничества. Налоговая реформа, введение подворного обложения. Изменения в образе жизни. Проекты создания учебных заведений. Симеон Полоцкий.
Культура России XVII в.
Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Посадская сатира XVII в. «Житие» протопопа Аввакума. Новые тенденции в архитектуре. Дивное узорочье. Запрет на сооружение шатровых храмов. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Мастера Оружейной палаты. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги В. Бурцова, К. Истомина, М. Смотрицкого. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская академия.
Мир человека XVII в.
Изменения в картине мира в XVII в. и повседневная жизнь людей. А. Л. Ордин-Нащокин — образец нового человека XVII столетия. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
1505―1533 гг. ― княжение Василия III
1510 г. ― присоединение Псковской земли
1514 г. ― включение Смоленской земли в состав Московского государства
1521 г. ― присоединение Рязанского княжества
1533―1584 гг. ― княжение (с 1547 г. ― царствование) Ивана IV (Ивана Васильевича Грозного)
1533―1538 гг. ― регентство Елены Глинской
1538―1547 гг. ― период боярского правления
1547 г. ― принятие Иваном IV царского титула
1549 г. ― первый Земский собор
1550 г. ― принятие Судебника Ивана IV
1552 г. ― взятие русскими войсками Казани
1556 г. ― присоединение к России Астраханского ханства
1556 г. ― отмена кормлений; принятие Уложения о службе 84
1558―1583 гг. ― Ливонская война
1564 г. ― издание первой датированной российской печатной книги
1565―1572 гг. ― опричнина
1581―1585 гг. ― покорение Сибирского ханства Ермаком
1584―1598 гг. ― царствование Фёдора Ивановича
1589 г. ― учреждение в России патриаршества
1598―1605 гг. ― царствование Бориса Годунова
1604―1618 гг. ― Смутное время в России
1605―1606 гг. ― правление Лжедмитрия I
1606―1610 гг. ― царствование Василия Шуйского
1606―1607 гг. ― восстание Ивана Болотникова
1607―1610 гг. ― движение Лжедмитрия II
1611―1612 гг. ― Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск
1613―1645 гг. ― царствование Михаила Фёдоровича Романова
1617 г. ― Столбовский мир со Швецией
1618 г. ― Деулинское перемирие с Речью Посполитой
1632―1634 гг. ― Смоленская война
1645―1676 гг. ― царствование Алексея Михайловича
1648 г. ― Соляной бунт в Москве
1648 г. ― поход Семёна Дежнёва
1649 г . ― принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649―1653 гг. ― походы Ерофея Хабарова
1653 г.― реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви 8 января
1654 г. ― Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины 1654―1667 гг. ― война с Речью Посполитой
1656―1658 гг. ― война со Швецией
1662 г. ― Медный бунт
1667 г. ― Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
1670―1671 гг. ― восстание под предводительством Степана Разина
1676―1682 гг. ― царствование Фёдора Алексеевича
1682 г. ― отмена местничеств
Учебно – тематическое планирование курса «История России. Всеобщая история». 7 класс.
кл |
Темы |
Количество часов |
Повторительно –обоб уроки |
Контрольные уроки |
Урок проект |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
23 ч |
|
|
|
|
Великие географические открытия. Изменение европейского общества в XVI-XVII вв Реформация и контрреформация в Европе Государства Европы в XVI-XVII вв Международные отношения в XVI-XVIII вв. Европейская культура в раннее Новое время Страны Востока в XVI-XVII вв. Повторительно – обобщающий урок |
3 2 2 7 2 3 3
|
1 |
|
|
|
|
47 ч |
|
|
|
|
Россия в XVI в. Смута в России Россия в XVII веке Повторительно – обобщающий урок Контрольные уроки Урок проект |
12 7 18
|
1 1
4
|
1
1
|
2 |
|
Всего |
70 |
|
|
|
Фактически в год в 7 классе 68 часов.
Календарно - тематическое планирование Всеобщая история. История России. 7 класс ч.
№ п/п |
план |
факт |
Наименование раздела, курса, темы урока Всеобщая история 23 ч.
|
Кол-во Часов |
|
|
|
1 чет. |
|
|
|
1 |
05.09 |
|
Введение. Новое время: понятие, хронологические рамки и периодизация Новой истории. Входной контроль. |
1 ч |
|
|
|
|
Великие географические открытия. |
|
|
2 |
07.09 |
|
Технические открытия и выход к Мировому океану |
3 ч. |
|
3 |
12.09 |
|
Великие географические открытия и выход к Мировому океану |
|
|
4 |
14.09 |
|
Последствия великих географических открытий |
|
|
|
|
|
Изменение европейского общества в XVI-XVII вв |
2 ч |
|
5 |
19.09 |
|
Дух предпринимательства преобразует экономику |
|
|
6 |
21.09 |
|
Повседневная жизнь Европейского общества. |
|
|
|
|
|
Реформация и контрреформация в Европе |
2 ч |
|
7 |
26.09 |
|
Распространение реформации в Европе. Обновление христианства |
|
|
8 |
28.09 |
|
Распространения Реформации в Европе. Контрреформация. |
|
|
|
|
|
Государства Европы в XVI-XVII вв |
7 ч |
|
9 |
03.10 |
|
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. |
|
|
10 |
05.10 |
|
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. |
|
|
11 |
10.10 |
|
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции |
|
|
12 |
12.10 |
|
Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций |
|
|
13 |
17.10 |
|
Парламент против короля. Революция в Англии. |
|
|
14 |
19.10 |
|
Путь к парламентской монархии. |
|
|
15 |
24.10 |
|
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. |
|
|
|
|
|
Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
2 ч. |
|
16 |
27.10 |
|
Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
|
|
|
|
|
Европейская культура в раннее Новое время |
3 ч |
|
17 |
07.11 |
|
Мир художественной культуры Возрождения &6 |
|
|
18 |
09.11 |
|
Рождение новой европейской науки |
|
|
19 |
14.11 |
|
Выдающиеся ученые и их открытия. |
|
|
|
|
|
Страны Востока в XVI-XVII вв. |
|
|
20 |
16.11 |
2 чет |
Османская империя на вершине могущества |
3 ч |
|
21 |
21.11 |
|
Индия, Китай, Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. |
|
|
22 |
23.11 |
|
Индия, Китай, Япония: начало европейской колонизации. |
|
|
23 |
28.11 |
|
Повторительно – обобщающий урок: «Историческое и культурное наследие раннего Нового времени» |
1 ч |
|
|
|
|
История России |
45(46) час. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение. Место и значение периода XVI—XVII вв. в истории России |
|
|
|
|
|
Россия в XVI в. |
12ч |
|
24 |
30.11 |
|
Правление Василия III и его время |
|
|
25 |
05.12 |
|
Российское государство и общество в первой трети XVI в. |
|
|
26 |
07.12 |
|
Борьба за власть в 1530-1540 -е гг. |
|
|
27 |
12.12 |
|
Начало правления Ивана IV |
|
|
28 |
14.12 |
|
Реформы Избранной Рады. |
|
|
29 |
19.12 |
|
Реформы Избранной Рады. Строительство царства. |
|
|
30 |
22.12 |
|
Внешняя политика Ивана IV |
|
|
31 |
26.12 |
|
Тестовая работа за 1 полугодие |
1 ч |
|
32 |
28.12 |
|
Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война. |
|
|
33 |
09.01 |
3 чет |
Опричнина и итоги. |
|
|
34 |
11.01 |
|
Россия в конце правления Ивана IV. |
|
|
35 |
16.01 |
|
Русская при царе Федоре Ивановиче. |
|
|
36 |
18.01 |
|
Развитие культуры в XVI. |
|
|
37 |
23.01 |
|
Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVI в .» |
1 ч |
|
|
|
|
Смута в России |
7 ч |
|
38 |
25.01 |
|
Накануне Смуты. Кризис власти на рубеже XVI-XVII в. |
|
|
39 |
30.01 |
|
Смутное время. Самозванец на престоле. |
|
|
40 |
01.02 |
|
Царь Василий Шуйский |
|
|
41 |
06.02 |
|
Разгар Смуты. Власть и народ. |
|
|
42 |
08.02 |
|
Семибоярщина |
|
|
43 |
13.02 |
|
Подъём национально –освободительного движения |
|
|
44 |
15.02 |
|
Окончание Смутного времени. Новая династия. |
|
|
45 |
20.02 |
|
Повторительно – обобщающий урок по теме « Смута в России » |
1 ч |
|
|
|
|
Россия в XVII веке |
18 ч |
|
46 |
22.02 |
|
Социально – экономическое развитие России в XVII в. |
|
|
47 |
27.02 |
|
Сословия в XVII в.: верхи общества |
|
|
48 |
01.03 |
|
Сословия в XVII в.: низы общества |
|
|
49 |
06.03 |
|
Государственное устройство России в XVII в |
|
|
50 |
05.03 |
|
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича |
|
|
51 |
13.03 |
|
Начало формирования абсолютной монархии |
|
|
52 |
15.03 |
|
Церковный раскол |
|
|
53 |
20.03 |
|
Социальное противоречие в XVII в |
|
|
54 |
22.03 |
|
Социальное противоречие в XVII в. Восстание Степана Разина. |
|
|
55 |
03.04 |
|
Внешняя политика России в XVII в. |
|
|
56 |
05.04 |
|
Внешняя политика России в XVII в. |
|
|
57 |
10.04 |
|
Освоение Сибири и Дальнего Востока |
|
|
58 |
12.04 |
|
Внутренняя политика Федора Алексеевича |
|
|
59 |
17.04 |
|
Культура России в XVII в. |
|
|
60 |
19.04 |
|
Культура России в XVII в. |
|
|
61 |
24.04 |
|
Мир человека в XVII в. |
|
|
62 |
26.04 |
26.05 |
Брянщина в XVI- в конце XVII в. |
|
|
63 |
01.05 |
|
Основные вызова Российского государства в XVI- XVII в. |
|
|
64 |
03.05 |
|
Повторительно – обобщающий урок по теме: Россия в XVI- XVII в. |
1ч |
|
65 |
08.05 |
03.05 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Значение раннего Нового времени» |
1ч |
|
66 |
10.05 |
|
Контрольная тестовая работа за курс |
1ч |
|
67 |
15.05 |
|
Урок проект. |
1ч |
|
68 |
17.05 |
|
Защита проекта. |
1ч |
|
69 |
22.05 |
|
Повторительно – обобщающий урок: «Историческое и культурное наследие России в XVI- XVII в.» |
1ч |
|
70 |
24.05 |
|
Урок- игра. Повторение за курс 7 класса |
1ч |
|
Фактически в год в 7 классе 68 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.