Цель урока: познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
• оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи урока:
• Образовательная - познакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства; установить главные направления внешней политики Петра Первого; познакомить с личностью Петра Первого- человека, царя, полководца;
Развивающая - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды, составлять историческую характеристику личности; развивать интерес к изучению истории своей Родины.
Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину, интерес к истории Отечества
Тема урока: "Северная война"
Цели урока:
∙ познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями
Северной войны;
∙ оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи урока:
∙ Образовательная познакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными
военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;
установить главные направления внешней политики Петра Первого; познакомить с
личностью Петра Первого человека, царя, полководца;
Развивающая развивать умение устанавливать причинноследственные связи, обобщать
исторические факты; анализировать исторические периоды, составлять историческую
характеристику личности; развивать интерес к изучению истории своей Родины.
Воспитательная воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину, интерес к
истории Отечества
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Изложение материала сопровождается наглядностью:
историческая карта,
картографический план Полтавской битвы и сражения у мыса Гангут, презентация,
которая содержит репродукции картин художников, связанных с рассматриваемыми
событиями видеофрагментами
Форма урока: проблемноисследовательская.
Оборудование урока: карта "Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор,
интерактивная доска, презентация "Северная война", карточки с документами и
заданиями, рабочий лист ученика, таблица на доске, имена участников, учебник, карта,
рабочая тетрадь.
Технологии: технология проблемного диалога; технология продуктивного чтения;
технология развития критического мышления через чтение и письмо; элементы
технологии «Опережающее задание».
ХОД УРОКА
I. Орг. моментМотивация урока: "Только тот народ жизнестоек, который помнит свое прошлое. В этом
опыт, а вместе с тем урок и мысль" .С. Дангулов.
На данном этапе рассматривается технология проблемного диалога. Учитель ставит
задачу, а ученики формулируют смысл высказывания. (История – это не только наука о
прошлом, она настоящее –устремлённое в будущее. Изучая историю мы стараемся
учится на опыте своих предков)
II. Проверка знаний учащихся
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с эпохой Петра Великого, человека, которого
в истории называют и реформатором, и тираном. Именно он начал новую жизнь России.
Давайте вспомним основные события внутренней политики страны в конце XVII.
1. Царевна Софья была отстранена от власти _____
2. Петр в селе Преображенском создал полки, которые назывались_____
3. Азовские походы были в 16____
4. Великое посольство направилось в Европу в _____
5. Во время Великого посольства был создан ____ союз
У учащихся активные листочки, в них будут давать ответы и далее идёт взаимопроверка
ответов.
III. Изучение нового материала
а) Постановка проблемы с использованием карты.
«Почему России так жизненно необходим был выход к морю?»
Проблемный диалог с учениками с использованием карты.
Учащиеся показывают морские порты: Астрахань – торговля со странами Востока не
способствовала развитию экономики.
Архангельск – замерзающий порт. Всего три месяца в году была возможность заходить
западноевропейским купцам.
Вывод: необходимость новых морских путей для экономического развития России.
Учитель: Какие задачи во внешней политике стояли перед первыми Романовыми?
Ответы учащихся. Вернуть утерянные во время Смутного времени земли.
Учитель. Выполнена ли данная задача?Ответы учащихся. Во время русскопольской войны 16541667гг. возвращён Смоленск,
присоединена Левобережная Украина и Киев, но выход к Балтийскому морю,
потерянный в ходе Ливонской войны и по Столовскому миру 1617г. остались у Швеции.
Вывод: Северная война решала сразу две задачи – выход к морю и возвращение
утерянных земель.
б) Сообщение темы и цели урока
Мы много на прошлых уроках говорили о внутренней политике страны, а хотелось ли
вам узнать и внешнюю сторону?
Тема нашего урока "Северная война", о чем бы вы хотели узнать? (годы, почему она так
называется, кто принимал участие, почему она началась и как закончилась и др.)
Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли
перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и
завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Записываем тему в тетради.
в) знакомство с основными событиями Северной войны
Начало войны. Сражение под Нарвой
Каковы были причины войны России со Швецией?
После Великого посольства сформировался "Северный союз", в который вошли Россия,
Дания, Саксония, Речь Посполитная
Показать на карте, работа в атласе Давайте посмотрим на причины создания Северного
союза что было общего у этих стран?
Вывод: всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной
политикой Швеции (формулируется учениками).
Работа в группах.
1 группа. На основании дополнительного материала подготовить сообщение о
готовности Швеции к войне
2 группа. На основании дополнительного материала подготовить сообщение о
готовности России к войне
Выступление представителей от групп на основе, которой учащиеся выделяют
преимущества готовности двух армий и их недостатки и приходят к выводу, что в
отличии от России Швеция была готова к войне.Учитель: Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по
составу сил. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское
ополчение), стрельцы, полки "нового строя". Первый шаг к превращению России в
великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года. Рекрутской повинности
подлежат все сословия и все классы населения; срок службы пожизненный.
Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату 11 рублей в год
вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру
Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом
изменить армию.
Учитель: Мы с вами будем заполнять таблицу "События Северной войны". 1 и 2 столбик
заполним на уроке, а третий на дом. (приложение 2) Заполняется по ходу изучения
событий Северной войны
В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.
Первый этап войны (17001701)
Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным
неудачам в начале войны.
При активном содействии англоголландского флота, Карл XII, шведский король,
высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В
это время русские войска осадила Нарву
(Показать на карте, работа в атласе)
(35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19
ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка
дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных
офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух
гвардейских полков Семеновского и Преображенского не дали превратить сражение в
простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в
плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.
Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ: "Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но
надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старыйЛефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем
более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры,
кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же изза
позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому
что изза великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним
словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том,
что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким
неискусстным. […]
Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда
необходимость победила лень и принудила работать"
Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
Считал ли он это поражение окончательным?
Почему Петр говорит "или лучше сказать великое счастье"?
Какие выводы были сделаны? (Ответы учеников)
(видео из документального фильма "Романовы. Фильм третий", реорганизация армии)
Подведение итогов.
•
Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками
•
•
•
•
Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы
Создание военных заводов на Урале
Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров
Создание военных укреплений
Принятие воинского и морского уставов
Строительство военноморского флота
•
•
Новые преобразования Петра
Второй этап 17011706. До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны
польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное
сопротивление. Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней
до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку,
начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает
заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительствофлота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием
Б.П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные
силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать. В июне 1701 года отряд русских лодок под
командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и
2 яхты шведов. Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден
Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала). В октябре 1702 года взят
Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после
победы писал:
"Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен"
переименован в Шлиссельбург "ключгород"
В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью
Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен СанктПетербург.
(фотография Петропавловской крепости на слайде)
Ученики находят город на карте и в атласе
А.С. Пушкин "Медный всадник":
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.
Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая
стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: "Нарву, которая
четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало".
Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои
первоначальные задачи вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные
в XVII веке. Так закончился второй этап войны.Разминка. ИНТЕРЕСНЫЙ ОЛИМПИАДНЫЙ ВОПРОС: Помимо возрастных,
медицинских и юридических ограничений при системе рекрутского набора внимание
обращалось еще и на это. (не быть дураком)
Полтавская битва
Начинается третий этап 17081709.
24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор с Августом II,
посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе
надежный тыл и выступил походом на Россию.
В январе 1708 года 45тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному
Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и
изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке
участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли
большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После
сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на
Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой,
изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые
для шведов последствия.
Показать на карте, работа в атласе
Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в
12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила
шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А
боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у
Лесной "матерью Полтавской баталии". А что это за баталия нам расскажет…
III. Выступление учащихся (опережающее домашнее задание)
Ученик 1: Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по
значению событий Северной войны Полтавская битва. План шведского короля
достигнуть Москвы через Смоленск был сорван искусной обороной русских войск,
действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли
по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в
леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозилшведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г.
Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на
Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и
составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления,
Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы.
Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей.
Героическая оборона Полтавы имела большое стратегическое значение, так как
приковала к Полтаве (Показать на карте, работа в атласе) шведские силы на три месяца
(апрель июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к
генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов,
нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил
дать шведам генеральное сражение. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном
лесом, было построено 10 редутов. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс.
человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов до 30 тыс. человек.
Ученик 2: Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой
позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король
двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота,
построенная в четыре колонны, во второй конница в шесть колонн. На подступах к
русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные)
редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить
русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.
Учитель: Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами "Не
должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за
род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что
ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и
благосостояние".
Учитель: Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (изображение Полтавская
баталия).Пушкин в своем произведении "Полтава" так описал бой стихотворение читает
ученица.
И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает.
Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ученик 2 (продолжает): Петр I лично повел в бой батальон новгородцев. Тысячи пуль
летели возле царя: одна из них пробила шляпу, другая седло, третья попала в крест,
висевшая у него на груди. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала
фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое
время обратились в паническое. К 11 часам утра после почтидвухчасовой главной
баталии шведы были разгромлены.
Просмотр мозаики М.В. Ломоносова «Полтавская баталия»
Учитель: Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл
XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня
переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою
армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полкамиЛевенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров.
Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить
значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления
нового, молодого Российского государства. Полтавская победа коренным образом
изменила ход войны и европейской политики.
Учитель. Я называю дату и событие. Если правильно, то хлопаем в ладоши поднимая
Физкультминутка
руки над головой. Если неправильно, то прыгаем на месте.
1. под Нарвой в 1700г. Россия одержала победу.
2. 1703г. начало строительство СанктПетербурга
3. 1708 г. Полтавская битва
4. 1709г. Полтавская баталия.
Молодцы!!! Отдохнули, продолжаем урок.
Работа с документом.
Учитель. Причины победы определите из документа: «И тако, милостию всевышнего,
совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом
против гордого неприятеля чрез его царского величества славное оружие и персоналной
храброй и мудрой привод одержана, ибо его величество в том воистинно свою храбрость,
мудрое великодушие и воинское искусство, не опасаясь никакого страха <.. > в вышем
градусе показал, и при том шляпа на нем пулею пробита. Под его же светлостию князем
Меншиковым, которой також мужество свое при том довольно показал, три лошади
ранены».
В 2019 году победе в Полтавской битве исполнится 310 лет.
Сражения на море
Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в
Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая
западными державами, объявила России войну. России пришлось воевать на два фронта.
Начался четвертый этап войны.Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция
продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на
Балтийском море.
Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I:
А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.
Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.
В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.
Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке
высадить десант в 1716 году, который был сорван изза бездействия союзников.
Создав военноморской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом,
Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная
обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 17131714 гг.)
усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России,
Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить
Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный
договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия
активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между
державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и
победы на море.
Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.).
Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. (Показать на карте, работа в атласе):
Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте
полуострова.
Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.
Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру.
А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над
самой Швецией.
Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII? Карл XII пытался
исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры,
прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестраКарла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад
антишведской коалиции, ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I.
Как доказательство этому служит Гренгамское сражение (27июля 1720 г.) (Показать на
карте, работа в атласе), в котором на глазах британцев русские галеры под
командованием М.М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и
выиграли.
Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.
Ништадтский мир
Не надеясь больше на свои возможности, шведы возобновили переговоры, и 30 августа
1721 года был заключен Ништадский мирный договор, (Показать на карте, работа в
атласе)
Работа с источником
Учащимся назвать территории, отошедшие к России и Швеции:
«Ее королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и
наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его
потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное
вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от
короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и
часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле
разграничения означен и описан, с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом,
Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими к
помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гаванями, местами,
дистриктами, берегами, с островами Эзель, Даго и Меном и всеми другими от
курляндской границы полифляндским, эстляндским и ингерманландским берегам и на
стороне Оста от Ревеля в фарватере к Выборгу на стороне Зюйда и Оста лежащими
островами, со всеми так на сих островах»
∙ к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;
∙ к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные
земли.Значение Северной войны трудно переоценить. Именно она дала России выход в
Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской
страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?
Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного
союза?
Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?
IV. Рефлексия
Учитель: Узнать, как вы запомнили события войны, нам помогут слайды с вопросами.
Ответы записываете на рабочий лист.
1. Соотнесите даты и события
Даты
а) 17001721 гг.
события
1) Прутский поход
б) 1700 г.
в) 1703 г
г) 1701 г.
д) 1708 г.
е) 1704 г.
ж) 1709 г.
з) 1720 г.
и) 27. 07. 1714 г.
к) Июль 1720 г.
л) 1711г.
IV. Домашнее задание
2) Взятие Нотербурга (Шлиссельбурга)
3) Поражение русских под Нарвой
4) Начало строительства СанктПетербурга
5) Северная война
6) Полтавское сражение
7) Битва на р. Лесной
8) Взятие Нарвы и Дерпта
9) Ништадский мир
10) Сражение у о. Гренгам
11) Гангутское сражение
1. Параграф 14
2. Заполнить 3 столбик таблицы "События Северной войны"
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.