Урок составлен с использованием активных методов обучения, дифференцированного подхода,критериального оценивания.Позвольте представить план урока «Ак Орда» из раздела «6.3 A Казахстан в XIII - первой половине XVвв.», который был составлен на основе учебной программы, долгосрочного планирования, среднесрочного планирования, исторических источников,разнообразных интернет ресурсов. План урока – это главный инструмент, с которым учитель идет на урок. Понимая, что любое планирование начинается с целеполагания, я определила достижимую, измеримую цель урока исходя из целей обучения. Данная цель ориентирована на ученика,в ней заложен ключевой результат,к которому будут стремиться ученики под моим руководством. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «активное участие учащихся в процессе собственного учения. Постановка цели урока с позиции ученика позволят мне изменить принцип организации обучения и роль ученика в нем: от пассивного «объекта» знаний к активному «субъекту» познавательного процесса. Достичь поставленных целей в ходе урока предполагаю с помощью трех оставляющих: Ко,Активных способов обучения,дифференциации, красной нитью проходящие через все этапы урока. Использование АМО предполагаю на всех этапах урока, но цель будет различной.урок по истории 7класс
Раздел долгосрочного плана:
Раздел 6.3 A Казахстан в XIII первой половине XVвв.
Школа: СШ №4 города
Щучинска
Дата:30.11.17
Класс: 7
Тема урока
ФИО учителя: Касымова Ю.В.
Количество присутствующих:
Ак Орда.
Отсутствующих:
Тип урока
Цели обучения
Урок усвоения новых знаний
6.3.1.6 – объяснять политические процессы в государствах XIIIXV вв.,
используя карту;
6.1.1.2 – определять этносоциальную структуру государств XIIIXV вв.;
Цели урока
Определить роль Ак Орды в сложении казахской государственности.
Все учащиеся смогут назвать государства, образованные на территории
Казахстана в XIIIXV вв.
Большинство определить этносоциальный состав государств образованных
на территории Казахстана в XIIIXV вв
Некоторые применяя карту объяснять политические процессы
на территории Казахстана в XIIIXV вв.;
Критерии
оценивания
• Могут обозначить на контурной карте территорию государства Ак
Орда,Могулистан,Ногайская Орда ;
• Определяют из источников этносоциальный состав государств
образованных на территории Казахстана в XIIIXV вв
• Связывают события с историческими личностями, находят
причинноследственные связи, дают оценку их политической
деятельности (Например, Урус хан, Узбек и Ерзен ханы, Токтамыс,
Эмир Тимур и др.).
Языковые цели
1.Анализируют положительные и отрицательные стороны монгольского
нашествия при помощи отрывка из статьи о монгольском периоде
Асфендияров С. История Казахстана. Алматы, 1993, стр 46–47
(навыки чтения).
2. Слушают материалы ЦОР №16 (навыки слушания).
3. Пишут СМС (навыки письма).
Термины
Миграция,
группа,
улус,государство ,цивилизация кочевников, ханство ,орда,
хан ,султан ,империя ,армия, феодализм
ассимиляция,социальная
Привитие
ценностей
Уважение к историческому прошлому, сотрудничеству между учащимися
при работе в группе или в парах, академической честностиМежпредметные
Экономика, география, русский язык, всемирная история,религиоведение
связи
Предварительные
Казахстан в составе Монгольской империи
знания
Запланированные
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Ход урока
этапы урока
Вызов
6 мин
красивые
1.Психологический настрой.
«Подари
улыбку другу». На цветной бумаге
нарисованы
улыбающиеся
лица. Улыбка ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не
обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она
длится мгновение, а в памяти остается порой
навсегда. Она создает счастье в доме,
порождает атмосферу доброжелательности в
деловых взаимоотношениях и служит паролем
для друзей. Подарите друг другу улыбку.
Улыбайтесь,
и вы будете нравиться
людям. (Вместе
улыбкой дети
обмениваются картинками.)
2.Деление на группы.
с
3.Проверка домашнего задания
1группазаполняют в группе
Триаду – самооценивание
2 группа заполняют
таблицу(в
парах)
«Положительные и отрицательные
завоеваний».
последствия монгольских
Взаимооценивание по дескрипторам
3 группа отвечают на тестовые
вопросы (индивидуально)
Взаимооценивание по дескрипторам
Цветные заготовки
Происходит на перемене
по
спискам,
предложенным
учителем,в
которых
учтены индивидуальные
особенности учащихся.
(Приложение1)
(Приложение2)
(Приложение3)
Листы оцениванияОсмысление
2 мин.
3.Корзина идей. "Корзина идей" всего лишь
определяет "поле интересов". которые будут
обсуждаться и анализироваться в процессе
урока. Здесь очень важно помочь ученикам
самостоятельно определить цели урока.
Показать учащимся иллюстрацию резиденцию
главы государства в Астане и задать
следующие вопросы.
1.Знаком ли вам данный рисунок? Как
называется сооружение?
2.По какой причине называется Белая Орда?
Какая связь может быть данного рисунка с
сегодняшней темой?
Государства Золотая
Орда, Ак Орда,
Могулистан
https://www.youtube.com/
watch?v=ZYcuVPaK0gI
http://e
history.kz/ru/contents/vie
w/496
3 мин.
4.Просмотр видеоролика.
Постановка
проблемного вопроса: Карта
какого
государства в вашей группе? (1 гр.Ак
Орда,2г.Могулистан,3 гр.Ногайская Орда)
www.Bandikam. com
ЦОР №16
5.Работа в группах.
10 мин
1группа – составить диаграмму
Венна, проанализировав карты Золотой
Орды,Ак Орды,современного Казахстана
Вырезанные карты Ак
Орды,Могулистана,
Ногайской Орды
https://otvet.mail.ru/qu
estion/82985355
Приложение 4Карта Золотой Орды
Контурная карта
современного
Казахстана
Презентация
у
доски(Оценивается,корректируется
учителем)
2 группа–используя видеоматериалы,
текст учебника наносят на контурные карты
Ак Орду,Ногайскую Орду,Могулистан.
3 группа Наносят на контурные карты
Ак Орду и ее столицу.
Формативное оценивание «Большой
палец вверх»
6.Стратегия «Конструктор» Работа в
14 мин.первоначальных и экспертных группах ведёт
учеников к совместной работе, ува
жению, к распределению ролей в группе, к
передаче информации другим. В ходе
упражнения имеет место активное участие
всех членов группы, при этом каждый может
работать в своем собственном темпе и
развивать свои навыки. Целью метода
является взаимное обучение. Метод
«конструктор» требует от учителя более
длительной подготовки к уроку, во время
обучения, однако учитель становится лишь
консультантом, учащиеся сами находят новую
информацию.
Цели метода:
Взаимное обучение, сотрудничество, работа с
текстом, обучение учащихся поиску основ
ной информации в тексте.
Проведение:
1. Сначала учащиеся делятся на группы.
Каждый в группе станет экспертом в какойто
области, ученики берут на себя роли в
соответствии с указаниями учителя.
2. Учащиеся снова разделятся на группы в
зависимости от специализации и работают
в экспертных группах. Каждый ученик
работает в соответствии с заданием, разраба
тывает часть текста или темы. На работу с
текстом установлено определенное время.
3. Учащиеся вернутся в свои первоначальные
группы. В группах они делятся тем, что
запомнили, что их заинтересовало, что они
считают важным.
4. Учитель может подвести итоги урока и
добавить недостающую информацию.
Группы получают темы для исследования,
наносят идеи на постер
1 . Соберите доказательства на вопрос «
Какую роль сыграла Ак Орда в сложении казахской
государственности?» (сведения с учебника 123 и
132 страницы).
В ответах учеников могут быть
отражены следующие проблемы:
Предпосылки образования государства Ак
Орда ….Стала основной причиной...
Ряд факторов повлияли на следующие
факторы, например...
Это событие/изменение стало важным/
существенным потому что…
Я выяснил ...
В заключении...
2 . Свяжите события с историческими
личностями, находя причинноследственные
связи, дайте оценку их политической
деятельности.
1
Урус хан
Узбек хан
2
Токтамыш
3
4
Эмир Тимур
5
Барак хан
3. Внимательно прочитайте данный текст,
проведите анализ на этносоциальную
структуру государств Ак Орда,Могулистан,
Ногайскай Орда.
7.Прием «Хлопни в ладоши» Прием прост в
применении и используется, когда нужно
проверить базовые знания по теме. Учитель
перечисляет термины, имена, названия и т.д.
— то, что связано с темой. Задача учеников —
хлопнуть в ладоши, когда произносится
верный ответ.
Приложение 5
http://megamozg.kz/testing
/index.php?
page=theory&theme=bela
ya_orda_i_zolotaya_orda
Приложение 6
Рефлексия
2 мин.
8.Закрепление «Ты мне я тебе» учащиеся
задают вопросы по пройденной теме друг
другу
2 мин.
1 мин.
9.Рефлексия
Попросите учеников написать текстовое
сообщение (SMS) о том,
чему они научились. Здесь имеется
ограниченное количество
символов, как во всех текстовых сообщениях.
10.Домашнее задание
прочитать параграф №30,задания стр.126
составить паспорт Ак Орды
Написать эссе «А что было бы, еслиагрессивная политика Тимура в отношении Ак
Орды провалилась.»
Дифференциация – каким
образом Вы планируете
оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы
планируете поставить перед
более способными
учащимися?
Более способные учащиеся
смогут включать большее
количество деталей и связать
их с предшествующим
изучением жизни римлян.
Разнообразные дискуссии
всего класса и работа в
группах и парах дает
надёжную поддержке тем,
кто в ней нуждается, а
учитель может ходить по
классу, вокруг групп и пар,
помогая им и отвечая на
вопросы в случае
необходимости.
Поставленные задачи это
ещё не предел возможного.
Дополнительная информация
Оценивание – как Вы
планируете проверить уровень
усвоения материала
учащимися?
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Соблюдение техники и
безопасности
Будут существовать возможности
оценки приобретённых знаний в
• оценке качества обсуждения
в парах и группах;
• отметках на ссылки
предыдущего обучения;
• следовании количеству
деталей, которые выявили
учащиеся, чтобы поддержать их
мышление;
• оценке того, насколько
хорошо они выражают свою
точку зрения при помощи
сопутствующей информации.
Финальные мероприятия дадут
учителям информацию о тех
деталях, которые запомнили
учащиеся в ходе обучения. Тип,
задаваемых вопросов покажет,
насколько любознательны
учащиеся и могут быть
использованы преподавателем для
планирования следующего урока.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели
обучения реалистичными?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке.
Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой
колонки.Все ли учащиеся достигли
ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
С какой из этих государств Византия была больше
заинтересована в установлении и поддержании дипломатических
отношении?
Выдержаны ли были
временные этапы урока?
Какие отступления были от
плана урока и почему?
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
Общая оценка
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников,
на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Приложение 1. Заполни триаду
Направлени
е
причина
Применение
русскими войсками
новой тактики
ведения боя
Куликовская битва
В 1380 году хан
Мамай разбит на
Куликовом поле
русскими войсками
1
2
3
Смерть великого хана
Угедея
Налаживание экономических
связей между регионами
событие
итог
Монголы повернули
обратно
Бату вернулся в низовья
Волги
Узбек хан объявил ислам
государственной религией
Усиление центральной власти
и прекращение созыва
курултаев
Направление
причина
событие
1
Смерть великого хана
Угедея
2
Узбек хан объявил
3итог
ислам
государственной
религией
В 1380 году хан Мамай
разбит на Куликовом
поле русскими войсками
Дескрипторы обучающийся называет одно событие по 1 направлению
Определяет итог по 1 направлению
Определяет итог по 2 направлению
Определяет причину по 3 направлению
Определяет причину по 2 направлению
Называет одно событие по 3 направлению
Приложение 2.
Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний»
Положительные последствия монгольских
завоеваний
Отрицательные последствия монгольских
завоеваний
Дескрипторы обучающийся –называет 3 положительных последствия
называет 3 отрицательных последствияПриложение 3.
1.Когда возникло военнофеодальное государство Чингисхана?
А) В конце 10 в.
В) В начале 12 в.
С) В конце 11 в.
D) В начале 13 в.
Е) В конце 13 в.
2.При каком хане ислам был объявлен государственной религией в Золотой Орде?
А) При Батые.
В) При Берке.
С) При Узбеке.
D) При Джанибеке.
Е) При Тохтамыше
3.Какой город на Сырдарье оказал сильное сопротивление монголам?
А) Сыгнак.
В) Озгент.
С) Женд.
D) Баршакент.
Е) Ашнас.
4.При каких ханах процветала Золотая Орда?
А) Бату и Берке.
В) Узбек и Жанибек.
С) Бердыбек и Шедибек.
D) Тохтамыш и Урус.
Е) Мамай и Тамерлан
5.Финансами государства, налогами, внутренней политикой ведал глава диуана
А)ждабгу
В)визир
С)бек
D)нойон
Е)баскак
6.В каком году произошла Куликовская битва?
А) 1380
В) 1480
С) 1280
D) 1288
Е) 1281
Ключ: 1 D,2С,3А,4В,5В,6АДескрипторы обучающийся назвал период возникновения военнофеодального государства
Чингисхана
Назвал хана, при котором ислам был объявлен государственной религией
в Золотой Орде
определил город на Сырдарье, оказавший сильное сопротивление монголам
назвал ханов, при которых процветала Золотая Орда
назвал кто стоял во главе диуана
в каком году произошла Куликовская битва
Приложение 4Приложение 5
1
2
3
4
5
Урус хан
Узбек хан
Токтамыс
Эмир Тимур
Барак хан
Приложение 6
БЕЛАЯ ОРДА
(XIV начало XV вв.)
Основатель ОрдаЕжен.
Улус Джучи делился на правое и левое военные крылья:
1. Левое крыло, восточную часть Дешти Кыпчака, получил старший сын Джучи ОрдаЕжен
еще при отце.2. Правым крылом, северной частью Дешти иКыпчака и завоеванными землями до
Стадной Европой владел Бату.
Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда.
Владения ОрдаЕжена стали называть Белой Ордой (Ак Ордой).
Ак Орда (Белая Орда) первое крупное Гоcударственное образование на местной этнической
основе в послемонгольский период на территории Казахстана.
Из Левого военного крыла улуса Джучи I сформировалось самостоятельное государство — Белая
Орда, которое процветало 240 лет.
Столица город Сыгнак (находился в среднем течении реки Сырдарьи).
Территория
Состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы ОрдаЕжена и Наиба на.
Белая Орда охватывала земли от зеки Урал (Яик) до ЗападноСибирской низменности, а также
среднего и нижнего течения Сырдарьи.
Этнический состав
По сравнению с Золотой Ордой этнический состав Белой Орды был однородным.
Состоял из тюркоязычных племен: чапчаков, конратов, аргынов, алшынов, кереев, уйсунов,
найманов и др.
В формировании и зарождении казахского народа важную роль сыграли племена Белой Орды.
Белая Орда, как самостоятельное государство, просуществало почти 2,5 века.
Внутреннее и внешнее положение Орды
Со 2ой четверти XIV в. Белая Орда окончательно отделяется от Золотой Орды.
При ханах Ерзене и Мубараке, особенно при Урус хане она еще больше обособляется.
Хан Белой Орды Мубарак (13201344 гг.) от своего имени выпускал в Сыгнаке монеты.
Золотая Орда стремилась поставить Белую Орду в зависимость от себя.
Со 2ой половины XIV в. после правления Жаныбека в Золотой Орде возобновилась междоусобная
борьба за власть.
В 60х гг. XIV века в результате заговора трон Белой Орды занял Урус хан.
При Урус хане государство процветало.
В 13681369 гг. в Сыгнаке он чеканил свои монеты.
В 13741375 гг. Урус хан совершил поход в Поволжье, захватил столицу Сарай Берке, затем
ХаджиТархан (Астрахань), подчинил себе камских булгар.
Урус хан не смог одержать победы над временным правителем Золотой Орды Мамаем.
Урус хан поспешил вернуться из Поволжья в присырдарьинские владения опасаясь усиления эмира
Тимура в Средней Азии. Урус хан по пути казнил правителя Мангыстау ТуйХоджу, который
отказался повиноваться ему.
Сын ТуйХоджи Тохтамыш спасся у эмира Тимура.
Тимур при помощи Тохтамыша хотел захватить Золотую и Белую Орду.
Лишь после смерти Урус хана и его сына Токтакии эмир Тимур возвел Тохтамыша на трон Белой
орды и подчинил ему другие части Золотой Орды.
В 1377 г. Тохтамыш потерпел поражение от ТимураМалика (второго сына Урус хана) под
Саураном.
С целью захвата Золотой Орды и Ак Орды эмир Тимур оказывал помощь Тохтамышу. В 1379 году
Тохтамыш разбил войско ТимурМалика и получил город Сыгнак.
В 1380 г. Тохтамыш завоевал большую часть территории Золотой Орды и ставку Мамай хана.
Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался признавать власть эмира Тимура, даже пытался
противостоять ему. Неоднократные походы Эмира Тимура и хана Тохтамыша ослабили Белую
орду.
В конце 1380 гг. правители Могулистана и Белой Орды сформировали военный союз, чтобы вместе
отражать вторжение эмира Тимура.
Последний хан Белой Орды Барак пытался вернуть присырдарьинские города.
Барак хан одержал победу над Улугбеком (внуком Тимура).В 1428 г. власть в Восточном Дешти Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир из династи Шайбанидов.
Он завоевал многие земли Белой Орды и основал свое ханство.
Позже потомки Урус хана в XV веке образовали на территории Белой Орды Казахское
государство.
Таким образом, историю Белой Орды следует рассматривать в 3х этапах:
Период борьбы правителей Белой Орды за отделение от Золотой Орды с целью обрести свою
самостоятельность.
Вмешательства ханов Белой Орды во внутренние дела Золотой Орды.
Борьба Урус хана и его потомков против эмира Тимура.
Экономическое положение
В период правления Ерзен хана бурно развивалась городская культура.
Ерзен хан возвел в городах Отраре, Сауране, Дженде и Баршынлыкенте мечети и медресе.
Сыгнак стал главным торговым центром между Средней Азией и Воточным Дешт иКыпчаком.
Подножия Алтая, Улытау и Уральских возвышенностей использовались как летние пастбища.
Основными местами зимовок являлись Приаралье, среднее и нижнее течение Сырдарьи и нижнее
течение Чу.
http://megamozg.kz/testing/index.php?page=theory&theme=belaya_orda_i_zolotaya_orda
Приложение 6
Задание
Знание и понимание
Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ на этносоциальную структуру
государств, использую собственные знания.
Государство Ак Орда Государство Могулистан Ногайская Орда
В XIV в. власть правителей
из рода Орда Ежена рас
пространялась фактически
на всю территорию
современного Казахстана.
Лишь Семиречье,
входившее в государство
чагатаидов, не подчинялось
им. Так на огромной
территории появилось
мощное государственное
объединение — Ак Орда,
столицей которой стал г.
Сыгнак. Ак Орда была
населена тюркоязычными
племенами и представляла
собой полиэтническое
образование кыпчаки,
усуни, найманы, аргыны,
карлукикереиты, канглы,
конраты, мангыты и др.Политическую историю Ак
Орды можно разделить на 3
этапа:
1.XIII начало XIV вв.
длительная борьба ханов Ак
Орды за освобождение
ВосточногоДештиКыпчака
изпод власти Золотой
Орды.
2. середина XIV в.
Границы Могулистана на
востоке доходили до
территории калмыков
(ойраты, джунгары), на
севере до Балхаша, на юге
до Туркестана и Ташкента.
Южные регионы
Могулистана включали в
себя Фергану, Кашгар, Аксу,
практически земли
современного Южного
Казахстана. Территорию
Могулистана в целом
населяли тюркоязычные
племена. Как этноним он
происходит от
собирательного понятия
"моголы" и имеет
этнополитический смысл.
В 7080е гг. XIV в. против
Могулистана эмир Тимур
совершил около десятка
грабительских набегов. В
13711372 гг. Тимур лично
выступил в поход на
Могулистан, дойдя до Сегиз
Игача в Прииссыккулье,
захватив большое количество
пленных и добычу вернулся
обратно. В 1375 г. Тимур
дошел до Или, через Сайрам,
Таласскую долину в глубь
Ногайская Орда возникла на
западе Казахстана, в
междуречье рек Урала и
Волги в 1396—1411 гг.
Самым крупным племенем
Орды были мангыты и,
поэтому есть и другое
название государства –
Мангытский юрт, или улус
Едыге. При ЕдыгеМангытский юрт постепенно
стал отходить от Золотой
Орды. Едыге не был
чингизидом и потому не мог
официально управлять в
качестве хана и правил с
титулом "бек беков", или
"великий эмир".
В 90е годы XIV века Едыге
вел длительную войну с
Тохтамыш ханом, вопервых,
за господство в Золотой
Орде, вовторых, в целях
укрепления власти
Ногайской Орды над
соседними владениями,
расширения ее границ. Едыге
в течение 15 лет правил
Ордой (13961411 гг.). При
его правлении владения
Ногайской Орды
расширились до Западно
49
вмешательства ханов Ак
Орды во внутренние дела
Золотой Орды.
3. конец XIV начало XV
вв. борьба с агрессией
Тимура и тимуридов.
• Официально первым
ханом Ак Орды избран
Сасыбуга (13091315)
• При его сыне Ерзене
(13151320) в Ак Орде
происходит рост городов,
торговли, ремесла.
Семиречье. В 1377 г. войском
Тимура Камарад Дин был
разбит дважды: первый раз в
предгорьях Каратау; второй в
Бочамском ущелье, на пути
из Чуйкои долины к озеру
Иссыккуль. К концу 80х гг.
сложился политический союз
правителей Могулистана и
Ак Орды против Тимура.
Сибирской низменности.
1. Определите этнический состав этих государств. Найдите сходства этносоциальной
структуры государств.
_____________________________________________________________________________
Дескрипторы: Обучающийся называет этнический состав Ак Орды;
называет этнический состав Могулистан;
называет этнический состав Ногайской Орды.
1.Учебная программа
2.Долгосрочное планирование
3.Среднесрочное планирование.
Используемые ресурсы
4.. Государства
Золотая Орда, Ак Орда, Могулистан https://www.youtube.com/
watch?v=ZYcuVPaK0gI
http://e
history.kz/ru/contents/vie
w/496
5. www.Bandikam. com
ЦОР №16
6. https://otvet.mail.ru/question/82985355
7. http://megamozg.kz/testing/index.php?page=theory&theme=belaya_orda_i_zolotaya_orda
7.Активные методы обучения П.Датли
8. РУКОВОДСТВО ПО КРИТЕРИАЛЬНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
И ШКОЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ,Астана, 2016Учебнометодическое пособие
9. WWW.CPM.KZ «Активные методы обучения»
10. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ
,Учебнометодическое пособие Астана,2017 год