Рабочая программа индивидуальных занятий для учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • docx
  • 11.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа индивидуальных занятий для учащегося с НОДА.docx

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

для учащегося с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

 

На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов            О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам», 4 класс;

 

Учитель: Панаётова О.И.

Класс: 4

Срок реализации программы: 1 год (64 занятия)

Форма организации: индивидуальная

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции познавательной деятельности: процессов внимания, памяти, словесно – логического и наглядно - образного мышления (классификации, аналогии, обобщение, сравнение) составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

-        ФЗ «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.2012г.;

-        Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г. №15785);

-        «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ МО РФ от 22.10.1999г. №636.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений  и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа включает в себя: упражнения и игры по развитию навыков общения, игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий, использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, др. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

 Данная программа направлена на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер, формирование и развитие учебной мотивации, создание условий обучения способствующих повышению самооценки. Помощь в освоении способов речевого поведения, умении выбирать коммуникативные стратегии и тактики, а также формирование навыков в решении проблемных ситуаций.

В ходе коррекционно-развивающей занятий планируется работа со всеми психическими познавательными процессами: мышление, речь, восприятие, внимание, воображение, память, ощущения, являющимися основными компонентами любой человеческой деятельности.

Работа с коммуникативной сферой является важной частью коррекционно-развивающих занятий. Учащимся с опорно-двигательными нарушениями свойственны отсутствие заинтересованности в общении с окружающими, умения ориентироваться в процессе разговора и межличностного общения, а также общий негативизм, пассивность в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Следствием этого нередко является снижение самооценки ребенка, наблюдается повышенный уровень агрессии и раздражительности, замкнутость, обидчивость, слезливость, т.е. нестабильный эмоциональный фон.

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составленная в соответствии с требованиями ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования на основе:

-        программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам» (4 кл.);

-        «Жизненные навыки: уроки психологии в 4 классе. Рабочая тетрадь школьника» под ред. С. В. Кривцовой.

 

Цели и задачи программы

Цель программы: осуществление  индивидуально  ориентированной  психолого-педагогической  помощи  ребёнку  с  ограниченными  возможностями  здоровья  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Коррекция и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, учебной мотивации и самооценки.

Задачи программы.

Задачи, направленные на обучение:

-        развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-        развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия и воображения;

-        развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-        формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

-        развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-        развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).

 

Задачи, направленные на воспитание:

-        развитие настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

-        сформирование системы нравственных межличностных отношений («я-концепция»);

-        развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

 

Задачи, направленные на развитие личности:

-        снижение эмоционального напряжения, страхов с помощью арт-терапии и песочной терапии;

-        формирование и развития коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-        формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

-        мотивационный компонент представлен на занятиях как игровое преподнесение задания, создание положительного образа школьника,  подкрепление позитивного отношения к школе, закрепление образцов ролевого поведения, формирование чувства уверенности в роли ученика.

 

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию отдельных психологических компонентов).

 

Срок реализации программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Срок реализации программы: 1 год (63 занятия)

Форма организации деятельности: индивидуальная

Режим занятий: 2 раза в неделю по 30-35 минут

 

Общая характеристика коррекционного курса

 

Занятия направлены на развитие и совершенствование:

-        коммуникативных навыков,

-        эмоционально-волевой, личностной сферы,

-        познавательных процессов,

-        пространственных представлений,

-        формирование умственного плана действий и речевых функций,

-        развитие произвольности психической деятельности.

 

Содержание занятий способствует формированию умения работать самостоятельно и стимулирует активность.

Методы, используемые при реализации программы:

-        сказкотерапия,

-        психогимнастика,

-        релаксация,

-        игротерапия,

-        арт-терапия.

 

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

 

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-        доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-        уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

 

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-        принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

-        ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

 

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-        развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-        формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

 

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-        формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения их адекватно их оценивать;

-        развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-        формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

 

Программа обеспечивает достижения следующих результатов:

Личностные результаты:

-        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-        позитивный образа «Я»;

-        знания об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

-        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты:

Предполагаемые результаты развития УУД (универсальных учебных действий)

Коммуникативные:

-        умение владеть средствами общения;

-        умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

-        умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-        развернутая монологическая и диалогическая речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения.

 

Познавательные:

-        улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;

-        способность ориентироваться в схеме, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;

-        возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

-        возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

-        способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

-        способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала и т.п.);

-        способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;

-        возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

-        способность к вербализации своих действий;

-        способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

-        способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане;

-        развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

 

Регулятивные:

-        формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

-        формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);

-        формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

-        формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты;

-        формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане задания, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

-        способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

-        способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;

-        формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.      Преодоление нарушений в речевом развитии, коммуникативной сфере;

2.      Снижение уровня эмоционального напряжения учащегося;

3.      Успешная адаптация в учебно-воспитательном процессе;

4.      Повышение учебной мотивации и коррекция уровня самооценки;

5.      Принятие социальных норм поведения.

 

 

Содержание программы и структура занятий

 

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и избежать переутомления.

Исходя из цели коррекционной работы, занятия с учащимся включают в себя задания направленные на:

-        формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-        развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

-        развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

-        развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; формирование учебной мотивации и развитие личностной сферы;

-        совершенствование навыков и техники чтения, обогащение словаря, развитие связной речи.

 

Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке и главное условие их эффективности – добровольное участие и положительный настрой. Материал носит развивающий и воспитывающий характер и подается от простого к сложному. На каждом занятии присутствует наглядность, которая обеспечивает познавательную активность ребенка. В качестве одного из эффективных средств индивидуальной формы коррекционно-развивающего воздействия на ребенка выбраны направления арт-терапии: песочная терапия, сказкотерапия. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

 

Структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут.

1.      Психогимнастика (1-2 мин). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2.      Разминка (3-5 мин). Основной задачей данного этапа является создание у ребенка определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3.      Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15-20 мин). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребенка, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4.      Гимнастика для глаз (1-2 мин). Выполнение гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

5.      Рефлексия

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

 

Тема занятия

 

Содержание

 

Кол-во часов

1.       

Ощущения и восприятие. Совершенствование мыслительных операций.

 

Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: психогимнастика, «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение». Упражнения на восприятие времени и пространства, дифференцированность зрительных восприятий

2

2.       

Мышление: обобщение, анализ, синтез, классификация.

Совершенствование мыслительных операций.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради.  Динамическая пауза «Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен».

2

3.       

Внимание: устойчивость,

 переключение и распределение.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Незнайки», «Перекличка».

2

4.       

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву !». Упражнения с песком.

2

5.       

Коррекция учебной деятельности. Формирование математических представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Животные - растения». Упражнения с песком.

2

6.       

Развитие логического мышления. Коррекция учебной деятельности. Формирование математических представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеркало», «Незнайки». Логические задачи.

2

7.       

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен». Ребусы, задания по перекладыванию спичек.

2

8.       

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Животные - растения». Упражнения с песком.

2

9.       

Коррекция учебной деятельности: знания об окружающем мире.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Задания «Лабиринт», «Найди и сосчитай», «Найди отличия».

2

10.   

Внимание: устойчивость,

 переключение и распределение.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Корректурная проба Тулуз-Пьерона. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен». Выполнение упражнений и заданий в тетради

2

11.   

Коррекция учебной деятельности: развитие речи и грамматических навыков.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен».

2

12.   

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Перечисли предметы», «Хор». Упражнения с песком.

2

13.   

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Логические задачи.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Упражнения с песком.

2

14.   

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен». Ребусы, задания по перекладыванию спичек.

2

15.   

Развитие логического мышления. Коррекция учебной деятельности. Формирование математических представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Животные - растения».

2

16.   

Коррекция учебной деятельности: развитие речи и грамматических навыков.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Задания «Лабиринт», «Найди и сосчитай», «Найди отличия».

2

17.   

Внимание: устойчивость,

 переключение и распределение.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Корректурная проба Тулуз-Пьерона. Динамическая пауза «Зеркало», «Незнайки». Выполнение упражнений и заданий в тетради. Упражнения с песком.

2

18.   

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Заверши предложение». Упражнения с песком.

2

19.   

Коррекция учебной деятельности: развитие речи и грамматических навыков.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Упражнения с песком.

2

20.   

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Логические задачи.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен». Упражнения с песком.

2

21.   

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Животные - растения». Ребусы, задания по перекладыванию спичек.

2

22.   

Коррекция учебной деятельности: знания об окружающем мире.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Заверши предложение». Упражнения с песком.

2

23.   

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Задания «Лабиринт», «Найди и сосчитай», «Найди отличия».

2

24.   

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Упражнения с песком.

2

25.   

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки», «Будь внимателен». Логические задачи.

2

26.   

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Перечисли предметы », «Хор». Ребусы, задания по перекладыванию спичек.

2

27.   

Внимание: устойчивость,

 переключение и распределение.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Перечисли предметы », «Хор».

2

28.   

Коррекция учебной деятельности: развитие речи и грамматических навыков.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Задания «Лабиринт», «Найди и сосчитай», «Найди отличия».

2

29.   

Коррекция учебной деятельности: знания об окружающем мире.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Перечисли предметы », «Хор». Корректурная проба Тулуз-Пьерона.

2

30.   

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зеваки».

2

31.   

Память: слуховая, зрительная. Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза  «Будь внимателен». Упражнения с песком.

2

32.   

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Перечисли предметы », «Хор». Ребусы, задания по перекладыванию спичек.

2

 

 

 

Список литературы

 

1.      Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет / Под ред. Н.Л. Белопольской. – М., 2014.

2.      Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 2013.

3.      Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 2015, № 6.

4.      Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. – 2012. - № 19. – с.8.

5.      Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М., 2012.

6.      Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Перев. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 336 с.

7.      Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2014.

8.      Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002.

9.      Пегов В.А. Педагогика как искусство // Искусство и образование. 2017. №6.

10.  Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Описание используемых игр и упражнений

 

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения:

 

«Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

 

«Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

 

«Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

 

«Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать.

 

«Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

 

«Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

 

 

 

Упражнения, направленные на развитие памяти:

 

«Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Ребенок называет свой предмет, который возьмет с собой, ведущий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

 

«Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

 

«Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

 

 

 

Упражнения, направленные на развитие мышления:

 

«Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

 

«Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

 

«Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно:

-        превратить в «большие» (рука – ручище), «маленькие» (дом – домик);

-        превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный);

-        превратить в «слова – наоборот» (белый – чёрный);

-        «смягчить» (мол – моль) и т.д.

 

«Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

 

«Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

 

«Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. (Возможны варианты: птица, звери, рыбы; и т.д.)