Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
муниципального образования города Братска
Рассмотрено: Руководитель МО _________________ Протокол № ___ от «___» __________ 20 _г.
|
Утверждено: Директор МБОУ «ООШ № 17» __________О.О Никифорова Приказ № ___ от «__» ________ 20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный патриот»
для учащихся 3 классов
Направление : духовно-нравственное.
Сроки реализации 2019-2020 учебный год
Разработала:
Ивановская Светлана Махмудовна
учитель начальных классов
2019 – 2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности “Юный патриот" составлена на основе - программы Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. "С любовью к городу",-программы Кукченко Т. М. "Гражданин", в соответствии с Примерными программами внеурочной деятельности Начального общего образования.
Положения о рабочих учебных программах, программах спецкурсов, элективных учебных курсов и внеурочной деятельности МБОУ «ООШ No17», учебного плана МБОУ «СОШ No17» на 2019-2020 учебный год.
Цель изучения курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
о создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края,
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России
Результаты освоения курса
Федеральные государственные образовательные стандарты второго
поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих миро воззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой области. При разработке рабочей программы внеурочной деятельности необходимо учесть, что главными результатами обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий (УУД), направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего
образования, можно выделить четыре блока:
1- личностный;;
2 - регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3 - познавательный;
4 - коммуникативный..
Личностные результаты
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. -организация на уроке парно-групповой работы
Метапредметные результаты - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
-умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки Интернета;
Коммуникативные
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-умение координировать свои усилия с усилиями других. -формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы,
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Содержание курса
Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических блоков. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о малой Родине.
Блок «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, Площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от учителя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком- членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
-семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Блок «МОЙ ГОРОД»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится со школой, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (школы, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у младших школьников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа. Также внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят младших школьников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их родной город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Безусловно, все это приобщает детей к истории города, края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Блок « СИБИРЬ – ВЕЛИКИЙ КРАЙ»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о родном крае, его реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Обучающиеся учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять своё здоровье; обеспечить экологические условия своей жизнедеятельности - труда, отдыха, питания, оградить себя от неблагоприятных воздействий извне, противостоять им, избавиться от вреда наносимого самому себе некоторыми вредными привычками, ленью, незнанием; позаботиться об экологии своей души, освободить её от зла, наполнить добротой. Планета людей - это не только планета сегодняшнего дня. Человечество богато своей историей. Обратимся к культуре своих предков, узнаем их обычаи и традиции, посмотрим на нашу историю с точки зрения экологии. Отвечая шаг за шагом на вопрос о том, как взаимодействовал человек со своей землёй, природой на протяжении веков, обучающиеся будут обогащать себя историческим опытом, идти по пути осознания своего места, роли на Земле, как представителей современной цивилизации.
Блок «СОКРОВИЩНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
На занятиях этого блока дети знакомятся с бытом и традициями родного края: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Блок «СВЯТОЕ ОТЕЧЕСТВО»
На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах - юргинцах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми героями своего края; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи( прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.
Тематическое планирование
3 класс
№ раздела, главы |
Содержание учебного предмета, курса |
Планируемые результаты |
Я и моя семья 6 ч |
О самых близких и родных с любовью. Я и мое имя. Генеалогическое древо. Что это? Генеалогическое древо моей семьи. Проект «Генеалогическое древо моей семьи» Конференция. Защита проектов. |
-Делают представление о родословной, о генеалогическом древе; -учатся принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою; -договариваются друг с другом, выполняя различные роли в группе ,сотрудничают в совместном решении проблемы; |
Мой город 8 ч. |
Символы города: герб и его происхождение. Открытие и заселение края. Наш город глазами детей. Что дает наш город области и стране? История нашего города. Достопримечательности нашего города. Коллективный проект « Горд моими глазами».
|
Учатся: - представлять свои презентации, видеофильмы, рисунки, фотографии о нашем городе; -работать в группе; -вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; - учатся принимать другую точку зрения, договариваются друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Сибирь- великий край 5 ч |
Что такое хорошо и что такое плохо. Природа в городе Ангара – наша главная река. Экологический маршрут. |
Учатся: -работать с картой города Братска; -составлять рассказ о своем городе; - различать полезные ископаемые; - наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках; - рассказывают о животных. |
Сокровища земли русской 6 ч |
С верою в сердце. Поэзия земли родной. Корнилов В.В. Добрые соседи. На Руси святой. Ты, я, он, она – вместе дружная семья.
|
-Ориентируются в своей системе знаний; -отличают новое от уже известного с помощью учителя; -- делают предварительный отбор источников информации; - ориентируются в книге ( на развороте, в оглавлении, в словаре) ; - добывают новые знания; - находят ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - перерабатывают полученную информацию; - делают выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывают полученную информацию; - сравнивают и группируют предметы и их образы. |
Святое Отечество 6 ч |
Братчане – герои войны. Спасибо деду за победу! Не стесняйся доброты своей. Интересные люди города. Поклонимся героям. И это все о нас. |
-учатся писать миниочерки о наградах своих предков; -испытывают чувство гордости и уважения к защитникам Родины,к ветеранам труда; - оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей в предложенных ситуациях; - отмечают конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие поступки или плохие; - самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
Итоговые занятия 3 ч |
Проектная деятельность. Конференция. |
- учатся доносить свою позицию до других; -оформляют свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста); - слушают и понимают речь других; - выразительно читают и пересказывают текст; - учатся выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). |
Тематическое планирование «Юный патриот»
3 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
|
Я и моя семья |
6 |
|
1 |
О самых близких и родных с любовью. |
1 |
|
2 |
Я и мое имя. |
1 |
|
3 |
Генеалогическое древо. Что это? |
1 |
|
4 |
Генеалогическое древо моей семьи. |
1 |
|
5 |
Проект «Генеалогическое древо моей семьи» |
1 |
|
6 |
Конференция. Защита проектов. |
1 |
|
|
Мой город |
8 |
|
7 |
Символы города: герб и его происхождение. |
1 |
|
8 |
Открытие и заселение края. |
2 |
|
9 |
Наш город глазами детей. |
1 |
|
10 |
Что дает наш город области и стране? |
1 |
|
11 |
История нашего города. |
1 |
|
12 |
Достопримечательности нашего города. |
1 |
|
13 |
Коллективный проект « Горд моими глазами». |
1 |
|
|
Сибирь- великий край |
5 |
|
14 |
Что такое хорошо и что такое плохо. |
1 |
|
15 |
Природа в городе |
1 |
|
16 |
Ангара – наша главная река. |
1 |
|
17 |
Экологический маршрут. |
2 |
|
|
Сокровища земли русской |
6 |
|
18 |
С верою в сердце. |
1 |
|
19 |
Поэзия земли родной. |
1 |
|
20 |
Корнилов В.В. |
1 |
|
21 |
Добрые соседи. |
1 |
|
22 |
На Руси святой. |
1 |
|
23 |
Ты, я, он, она – вместе дружная семья. |
1 |
|
|
Святое Отечетсво |
6 |
|
24 |
Братчане – герои войны. |
1 |
|
25 |
Спасибо деду за победу! |
1 |
|
26 |
Не стесняйся доброты своей. |
1 |
|
27 |
Поклонимся героям. |
1 |
|
28 |
И это все о нас. |
1 |
|
29 |
Интересные люди города |
1 |
|
|
Итоговые занятия
|
3 |
|
30 |
Проектная деятельность |
2 |
|
31 |
Конференция. |
1 |
|
Материально-техническая база и учебно- методический комплекс
1. Мазыкина Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков . Н.Мазыкина //Воспитание школьников- 2003-N 6-С. 13-17 (1)
2. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе //С.Рожков// Пед.вестн.-2003. –N 12.-C.7/
3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования.
СПб.: Каро, 2004-224 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-20010 гг» - М.: Росвоенцентр, 2005.-61 с.
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003 г.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школ. – М.: Педагогика, 1986.-144 с.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ – М.: Росвоенцентр, 2003 – 25с.
8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
9. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева- М.:Худож. лит.,2003 г.
10. Серия книг «История России». – М6 « Белый город», 2006.
11. Я познаю мир:Дет.энцикл.: История/ Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2014.
12. Компьютер.
13. Проектор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.