Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования
Оценка 4.7

Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования

Оценка 4.7
docx
13.04.2021
Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования
Профориентационная работа в допобразовании.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

 

 

 

 

 

 

Профориентационная работа

в учреждении дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Мысева Людмила Викторовна, методист МБОУДО «Центр внешкольной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Завьялово, 2021

 


Содержание

 

Введение

3

1.

Теоретические основы организации профориентационной работы в дополнительном образовании

 

 

6

1.1.

Профориентационная работа в дополнительном образовании

 

6

1.2

Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации

 

8

2.

Организация профориентационной работы в МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»

 

13

2.1.

Модель профориентационной работы в МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»

 

13

2.2.

Этапы реализации модели профориентационной работы

 

16

2.3

Анализ эффективности и результативность реализации модели за 2017-2020 годы

 

25

Заключение

27

Список литературы

28

Приложение

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за развитие своей страны. Модернизация российского образования нацелена на создание условий для воспитания перечисленных выше качеств личности у выпускников общеобразовательных организаций. В процессе реформирования сферы образования все более актуальной становится проблема успешного профессионального самоопределения школьников. В образовательных организациях большая роль отводится сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Сегодня важными приоритетами государственной политики становится привлечение молодежи в профессиональную  деятельность, повышение престижа профессий, обеспеченности кадрами, отвечающими современным квалификационным требованиям. Так как дополнительное образование, ориентированно на создание условий для саморазвития молодых людей, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей, то оно нуждается в инновационных  программах, отвечающим  современным условиям работы с молодежью.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Возросшие требования современного общества к уровню профессиональной подготовки делают актуальными проблемы профессиональной ориентации обучающихся, поскольку их профессиональные намерения не всегда соответствуют потребностям Завьяловского района в нехватке педагогических кадров.

Традиционно первыми помощниками детей при выборе дальнейшего жизненного пути являются родители, но в быстро меняющемся мире профессий они не всегда могут помочь детям, так как ориентируются в первую очередь на свои знания в профессиях. Здесь возрастает роль МБОУДО «Центр внешкольной работы», который большое внимание уделяет вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения в дополнительном образовании.

На помощь учащимся приходит профессиональная ориентация – научно обоснованная система мероприятий, направленная на содействие сельской молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики, района в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности в ходе реализации регионального проекта «Билет в будущее» по компетенции «Дошкольное воспитание».

В ходе проведенного тестирования проблема профориентации заключается в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями сельской молодежи.

Это послужило толчком для разработки модели по профориентационной работы в дополнительном образовании.

Цель: формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории через систему профориентационной работы.

 Задачи:

1.   формировать у обучающихся осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;

2.   активное включение обучающихся в процесс самоопределения на основе профессиональных проб;

3.   оптимизировать систему взаимодействия школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района;

4.   обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся по их профессиональному  самоопределению.

Объект: процесс профориентационной работы в дополнительном образовании.

Предмет: формы, методы, содержание работы по профориентации в системе дополнительного образования

Гипотеза исследования: повышение уровня эффективности работы с учащимися можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на развитие системы по профориентационной работе в дополнительном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы организации профориентационной работы в дополнительном образовании

1.1. Профориентационная работа в дополнительном образовании

 

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление - использовать различные сборники тестов и анкет направленных на выявление интересов обучающихся.

Консультационное направление- в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающие направление - реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.

Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям в пределах своей компетенции.

Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

1.2. Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации

Решение задач по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется в познавательной, игровой, коммуникативной деятельности, учащихся с применением современных  педагогических технологий.  

Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации

Заместитель директора - координатор профориентационной работы реализует следующие направления:

· выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельности;

 · поддержка связей дополнительного образования с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

· планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с целевой моделью наставничества;

 · осуществление анализа и контроля деятельности педагогического коллектива по выполнению системного подхода к профессиональному самоопределению обучающихся: диагностико-консультационного, мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего и практико-ориентированного.

· проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

· организация системы повышения квалификации методистов, педагогов дополнительного образования, психолога по проблеме самоопределения учащихся;

Методист:

· составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность учащихся;

· организует индивидуальные и групповые мини-пробы, площадки Try-a-Skill, профессиональные пробы различного характера;

· помогает моделировать варианты кейсовых заданий, осуществлять анализ собственных достижений;

· организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

 · организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятиях;

· оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

 · проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

 · организует встречи учащихся с выпускниками образовательных организаций разного типа.

Педагоги дополнительного образования:

· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, кейсовые задачи, мини-пробы, профессиональные пробы, web-квесты, онлайн-тестирование, игровые технологии с использованием сайтов Web 2.0  и т.д.;

·          организует работу по просмотру открытых уроков в интерактивном формате с участием ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров на портале «ПроеКТОриЯ»;

· совершенствуют профессиональные компетенции обучающихся в области профессиональной деятельности в рамках образовательных занятий;

· способствуют формированию у учащихся адекватной самооценки;

· проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

· обновляют содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в зависимости от профиля группы, особенностей учащихся.

Объекты профориентационной работы: обучающиеся и родители (законные представители).

При реализации профориентационной работы мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий, учащихся разновозрастных групп на основе тестирования.

Профориентационная работа наставников

Профориентация – научно-обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, района.

На наш взгляд, профориентационная работа как путь снижения подростковой преступности, может использоваться в двух плоскостях:

-  работа с трудными подростками – как корректировка интересов и склонностей, нахождение новых ориентиров в жизни;

- работа с учащимися «обычных» образовательных организаций – предупреждение правонарушений.

Возрождение традиции экскурсий на предприятия и организации района, так и на «новые»: финансово – экономические, инвестиционные, страховые, компьютерные фирмы города Ижевска – ознакомление спецификой работы; профессиями.

Главный смысл профориентационной помощи сводится к формированию у субъекта профессионального самоопределения. При этом развитие этого субъекта неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Здесь важнейшим для него становиться не столько интеллект, сколько морально – волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

 

Основные группы активизирующих профориентационных методов

*Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются:

- интересность, увлекательность процедуры методики для учащихся;

- личная значимость обсуждаемых в методике вопросов;

- добровольность участия;

- двухплановость действий;  

* Собственно – активизирующие методы. Здесь дается краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

-профориентационные игры с группой;

- игровые профориентационные упражнения;

- карточные профконсультационные методики;

- активизирующие профориентационные опросники;

- бланковые игры с группой;

- ценностно – смысловые опросники;

Методы морально – эмоциональной поддержки учащихся.

- группы общения;

- тренинги общения;

- «праздники труда»

Информационно справочные, просветительские методы.

- профессиограммы;

- справочная литература;

- информационно – поисковые системы –ИПС;

- экскурсии на предприятия и в учебные заведения;

- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

-учебные фильмы;

-профориентационные занятия с учащимися как система занятий;

-различные «ярмарки профессий».

Методы профессиональной психодиагностики

(помощь в самопознании)

- беседы – интервью закрытого типа).

- открытые беседы – интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов).

Методы изучения интересов и склонностей

Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора. (игра «ПрофХ», игра «Защита профессий перед родителями», игра «Приемная комиссия», игра «Профконсультация», игровые тренинги и упражнения).

Приемы поддержания дисциплины:

- высокая динамика проведения занятий;

- особое внимание лидерам группы;

- ввести необычные правила;

- использовать вербальные и, главное, невербальное средство воздействия.

 

 

 

 

 

 

2. Организация профориентационной работы в МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»

2.1. Модель профориентационной работы в МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»

Модель профориентационной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» направлена на работу с новым поколением учащихся с развитыми лидерскими и коммуникационными навыками по созданию системы мер ранней профессиональной ориентации, включающей: ознакомление обучающихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций с современными профессиями, определение профессиональных интересов детей, построение индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Модель профориентационной работы обеспечивает освоение учащимися современных технологий, методологии проектной деятельности, совершенствование профессиональных компетенций, формирование готовности обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.

Принципы профориентационной работы

в МБОУДО «Центр внешкольной работы»

1.        Систематичность и преемственность;

2.        дифференцированный и индивидуальный подходы;

3.        взаимодействие с социальными партнерами;

4.        единство с потребностями района в кадрах.

На этапе планирования профориентационной работы с обучающимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри Центра внешкольной работы.

Реализуя на практике принцип СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, мы реализуем дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для учащихся «Школа вожатого», «Лидер», «Наше будущее – будущее России», «Юнкор» в соответствии с локальными актами образовательного учреждения (Приложение 1).

 Реализация программ подкрепляется практическими занятиями – большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, до экскурсий на предприятия, занятий в творческих объединениях по интересам, прохождение профессиональных проб ознакомительного формата и запуска профориентационного проекта «Билет в будущее».

В данном направлении мы активно сотрудничаем с БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж» город Ижевск, МБОУДО «Механик» город Ижевск, МБОУДО «Дом детского творчества Первомайского района», МБОУДО «СЮТ Устиновского района», МБДОУ «ЦРР д/с №2 села Завьялово», МБОУ «Каменская СОШ», МБОУ «Казмасская СОШ имени Героя Советского Союза Н.С Павлова», МБОУ «Подшиваловская СОШ имени Героя Советского Союза В.П.Зайцева» и МБОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов».

МБОУ ДО «Центр внешкольной работы», сельское учреждение дополнительного образования, в 2019 году стал региональной площадкой по проведению практических мероприятий в рамках реализации проекта «Билет в будущее» по компетенции «Дошкольное воспитание», определил наставников по данной компетенции, которые прошли предквалификационный конкурсный отбор.

Получению данного статуса в условиях реализации профориентационного проекта «Билет в будущее» послужила реализация районной профориентационной программы «Педагогический экспресс», который реализуется в Завьяловском районе с 2017 года.

В рамках реализации профориентационной программы «Педагогический экспресс» МБОУ ДО «Центр внешкольной работы» второй год подряд проводит муниципальный этап соревнований «Молодые профессионалы» (WorldSkills) и «Юниор Профи» (JuniorSkills), так как является площадкой проведения сетевых соревнований юниоров 14+, направленных на раннюю профориентацию обучающихся в рамках реализации инновационного проекта «Создание модели социального партнерства в решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения» WorldSkills/JuniorSkills в Удмуртской Республике» в условиях сельской местности.

Завьяловский район – единсвенный из  сельских районов в Удмуртской Респбулике, который проводит муниципальные соревнования «Молодые профессионалы» (WorldSkills) и «Юниор Профи» (JuniorSkills).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Этапы реализации модели профориентационной работы

1. Подготовительный   - диагностика; выявление учащихся, ориентированных на педагогические профессии.

2. Организационный - создание банка данных детей, мотивированных на педагогическую деятельность.

3. Основной   -    реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, профессиональные пробы; мероприятия различного уровня, направленные на самоопределение учащихся для получения педагогических профессий.

1 этап (подготовительный): В рамках подготовительного этапа в 2019 году диагностическое обследование прошли учащиеся 8- 10 классов в составе 1415 человек на платформе «Билет в будущее».

На первом этапе участники проходили комплексную онлайн-диагностику, которая определила их уровень осознанности и готовность к выбору, степень владения ключевыми «гибкими навыками» (такими как память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность и т.п.), а также сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.

 

Результаты тестирования учащихся распределились по следующим компетенциям:

1.     Государственное управление – 135 человек

2.     Информационные технологии и коммуникации – 203

3.     Инженерия и проектирование – 85

4.     Творчество, дизайн и искусство – 262

5.     Услуги, питание и туризм – 108

6.     Транспорт и логистика – 116

7.     Финансы и бизнес – 81

8.     Торговля и реклама – 113

9.     Медицина и здоровье – 131

10. Наука и образование – 119

11. Сельское хозяйство и природопользование – 40

12. Энергетика - 22

2 этап (организационный): создана база данных учащихся, ориентированных на педагогические профессии в количестве 119 человек.

3 Этап (основной): реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; профессиональные пробы; мероприятия различного уровня, направленные на самоопределение обучающихся для получения педагогических профессий.

В Завьяловском районе по дополнительному образованию реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности «Школа вожатого», «Лидер», «Я волонтер», «Мой выбор», «Я – патриот», «Волонтерский отряд «Опора», которые включены в Портал-навигатор персонифицированного финансирования Удмуртской Республики.

С апреля по ноябрь 2019 года учащимися образовательных учреждений района (в количестве 304 школьника) были просмотрены отрытые уроки по профессиональной ориентации на портале «ПроеКТОрия».  Открытые уроки – образовательный формат, нацеленный на формирование у старшеклассников навыков профессионального самоопределения. Уроки проходят в режиме онлайн на портале «ПроеКТОриЯ»

Центр внешкольной работы ежегодно проводит районные лагерные профильные смены, направленные на содействие личному, социальному развитию и допрофессиональному самоопределению подростков. С 2016 по 2019 год были проведены районные лагерные профильные смены: «Дерзайте, вы талантливы», «Ключ от будущего», «Школа актива». Подростки, обучающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности, проходят практику в качестве вожатых.

Soft skills компетенции, полученные при обучении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, учащиеся отрабатывают на интерактивных мероприятиях для младших школьников, для детей с умственной отсталостью «Дети учат детей», для пожилых людей и людей с ОВЗ «Планета добра». Для проведения мероприятий учащиеся совместно с педагогами разрабатывают сценарии.

В октябре – ноябре 2019 года МБОУ ДО «ЦВР» проводил практические мероприятия по проекту «Билет в будущее».

Практические мероприятия направлены на знакомство участника Проекта с миром педагогических профессий, вовлечение участников Проекта с миром педагогических профессий, рассказ педагога-наставника о компетенции "Дошкольное воспитание", выполнение определенного задания, которые носят достаточно сложный характер, включают в себя выполнение серии операций разного характера и требуют от участника определенных знаний, умений и навыков.

В рамках посещения практических мероприятий школьники познакомились с носителями профессиональных компетенций в области дошкольного воспитания, получили представление о профессии воспитатель.

 

С 2017 года БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» г.Ижевск проводит Республиканский конкурс «Мир педагога» для обучающихся 8-10-х классов общеобразовательных организаций.

Цель конкурса: раннее профессиональное ориентирование, содействие сформированности мотивации обучающихся к выбору педагогических профессий.

Третий год подряд команды Завьяловского района принимают участие в Республиканском конкурсе «Мир педагога» для обучающихся 8-10-х классов общеобразовательных организаций (в 2017 году – участие, в 2018 и 2019 году – победители).

В решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения» WorldSkills/JuniorSkills в Удмуртской Республике» в условиях сельской местности на основании договора о социальном партнерстве с БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» г. Ижевск (Приложение 3).

Цель соревнований: создание модели ранней профессиональной ориентации и основ профессиональной подготовки школьников, формирование экспертного сообщества и системы соревнований юниоров по основам профессионального мастерства, среди школьников по методике WorldSkills.

Для качественного проведения муниципального этапа соревнований WS методисты Центра внешкольной работы прошли обучение в качестве экспертов на курсах повышения квалификации по теме: «Организованно-методическое обеспечение организации и проведения соревнований юниоров 14+ по стандартам WorldSkills/JuniorSkills»

В 2017 году впервые в Завьяловском районе были проведены I сетевые (межшкольные) соревнования юниоров JuniorSkills по педагогическим компетенциям:

- «Организация досуга детей и взрослых»;

- «Физическая культура и спорт»;

- «Дошкольное воспитание»;

- «Дополнительное образование в области технического творчества»;

Завьяловский район достойно представили победители муниципального этапа на II Региональном чемпионате «Будущие профессионалы» WorldSkills/JuniorSkills  – 2017:

2 место в компетенции «Организация досуга детей и взрослых»;

3 место в компетенции «Физическая культура и спорт»;

1 место в компетенции «Дошкольное воспитание»;

1 место. в компетенции «Дополнительное образование в области технического творчества»;

2018 году в соревнованиях приняли участие 23 учащихся из 9 образовательных учреждений по 5 компетенциям:

- «Организация досуга детей и взрослых»;

- «Физическая культура и спорт»;

- «Дошкольное воспитание»;

- «Преподавание в младших классах»;

- «Организация досуга детей и взрослых»

Конкурсные задания составлены в соответствии с требованиями стандарта WorldSkills и соответствуют реальным потребностям системы образования РФ в педагогических кадрах, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным функциям по данной компетенции.

В соревнования принимают участие ребята, участвовавшие и в прошлогодних соревнованиях -  в этом году они провели свои силы уже в других компетенциях.

Завьяловский район достойно представили победителей муниципального этапа на  II Региональном чемпионате «Будущие профессионалы» WorldSkills/JuniorSkills – 2018:

2 место в компетенции «Физическая культура и спорт»;

2 место в компетенции «Преподавание в младших классах»;

«Организация экскурсионных услуг», «Дошкольное воспитание», «Организация досуга детей и взрослых» - сертификат участника.

В декабре 2019 года в муниципальном этапе соревнования юниоров 14+ «Будущие профессионалы» по стандартам WorldSkills/JuniorSkills» приняли участие 25 обучающихся из 8 общеобразовательных организаций Завьяловского района по 5 компетенциям:

- «Организация досуга детей и взрослых»;

- «Физическая культура и спорт»;

- «Дошкольное воспитание»;

- «Преподавание в младших классах»;

- «Дополнительное образование».

Соревнования юниоров 14+ «Будущие профессионалы» по  стандартам

WorldSkills/JuniorSkills» – 2019   содействуют:

-         выявлению и поддержке талантливых школьников 14-16 лет в сфере социально-педагогической деятельности;

-       формированию у обучающихся интереса и мотивации к общественно-полезной деятельности, вечной и востребованной профессии педагога разного профиля (воспитатель дошкольной образовательной организации, учитель начальных классов и физической культуры, педагог дополнительного образования (робототехника) и педагог по физической культуре и спорту);

-       развитию у обучающихся навыков практического мышления посредством решения задач в конкретных профессиональных ситуациях и работы с современным интерактивным и другим техническим оборудованием, используемым в образовательных организациях;

-       совершенствованию    навыков    самостоятельной    работы, основ развития профессионального мышления и повышение ответственности обучающихся за выполняемую работу.

Региональные соревнования юниоров 14+ «Будущие профессионалы» по  стандартам WorldSkills/JuniorSkills» пройдут в январе-феврале 2020 года.

 

22 августа 2019 года в Казани состоялось официальное открытие 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Впервые за всю историю этих состязаний в программу чемпионата мира вошли соревнования по перспективным профессиям, востребованным в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики - Future Skills.

Future Skills — одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», направленная на опережающую подготовку кадров для высокотехнологичного производства в условиях трансформирующейся экономики.

Future Skills проходит по следующим компетенциям: «Технологии информационного моделирования (BIM)», «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов», «Промышленный дизайн», «Промышленная робототехника», «Разработка мобильных приложений», «Индустрия 4.0». Соревнования Future Skills призваны демонстрировать изменения профессиональных навыков и рабочих функций современного специалиста в контексте технологических изменений

45-й Чемпионат мира по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, проходящий на территории МВЦ «Казань Экспо», – это не только соревнования для конкурсантов, но и ряд других мероприятий для посетителей на специальных площадках Try-a-Skill («Испытай себя!»). Здесь проводятся показы и мастер-классы по различным профессиям, включенным в программу Чемпионата WorldSkills Kazan 2019.

Ребятам Завьяловского района посчастливилось принять участие в программе «Посетитель» на мировом чемпионате WorldSkills и принять участи в одной из площадок Try-a-Skill: раскрашивание брелоков и магнитов.

С 30 мая по 19 июня 2019 года во Всероссийском детском центре «Орлёнок» прошла тематическая программа «Всероссийский конкурс подростковых вожатских команд». В данном конкурсе принимали участие 20 команд из 17 регионов России и 1 команда из Казахстана. Завьяловский район представляли 11 школьников из 4 образовательных учреждений района. 

Всего в программе участвовало 210 ребят 13–16 лет из разных уголков России и Республики Казахстан. Все они представители, лидеры и руководители региональных подростковых вожатских команд различных образовательных учреждений.

Целью Конкурса является поддержка молодежных инициатив, их позитивной групповой активности в социальной сфере, обобщение передового опыта профориентационной работы подростковых вожатских команд регионов Российской Федерации и закрепления их профессионально-педагогической направленности для реальной помощи педагогам общеобразовательных школ и летних загородных лагерей в каникулярное время.

В ходе смены ребята проходили тренинги по командообразованию, осваивали азы ораторского мастерства, изучали принципы безопасного поведения в социальных сетях. Орлята узнавали, как организовать педагогические игры для детей, учились устанавливать доверительные отношения, находить правильные решения в сложных ситуациях.

В качестве наставников и преподавателей смены выступали сотрудники «Орлёнка» и представители Краснодарской краевой общественной организации поддержки молодёжного и студенческого предпринимательства.

Полученные в ходе занятий навыки мальчишки и девчонки закрепляли в ходе стажировок, а также, соревнуясь в таких направлениях как: презентация педагогических проектов, литературный синквейн, организация отрядных дел.  

Организаторами программы выступали: ВДЦ «Орлёнок», Краснодарская краевая общественная организация поддержки молодёжного и студенческого предпринимательства.

Для качественной подготовки учащихся к выступлениям на мероприятиях районного, регионального, российского уровнях проводятся обучающие занятия и мероприятия с детьми по работе с бесплатными онлайн-сервисами по созданию интеллектуальных игры, мероприятий, web-квестов.

 Современный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.

В Завьяловском районе педагоги стараются идти в ногу со временем, поэтому постоянно занимаются самообразованием, саморазвитием и посещают различные семинары и мероприятия обучающего характера.

Ежегодно выпускники образовательных учреждений поступают в высшие и средние учебные заведения на педагогические специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ эффективности и результативность реализации модели

за 2017-2020 годы

Охват выпускников МО «Завьяловский район», поступивших в средние или высшие учебные заведения на педагогические специальности

2017 год – 25 выпускников

2018 год –31 выпускник

2019 год – 50 выпускников

Также ежегодно образовательные учреждения Завьяловского района пополняют выпускники, получившие среднее или высшее педагогическое образование.

 

Выпускники, получившие среднее или высшее педагогическое образование и принятые на работу на должности педагогических работников в муниципальное образование «Завьяловский район»

2017 год – 26 выпускников

2018 год –27 выпускников

2019 год – 32 выпускника

Ожидаемые результаты реализации модели

1)       Формирование ответственного отношения к осознанному выбору профессии.

2)       Участие учащихся, профессионально ориентированных на педагогические специальности, в конкурсах на обучение по тематическим дополнительным общеразвивающим программам, реализуемых на базе ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»;

3)       Увеличение охвата учащихся, принимающих участие в движении            WorldSkills.

 

 

 

 

Перспективы развития модели по профориентационной работе

1.   Построение индивидуальной учебной траектории в рамках выбранного профессионального пути с использованием электронных образовательных ресурсов.

2.   Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для подготовки школьников к участию в соревнованиях «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Для того, чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Профессиональная ориентация в общеобразовательной организации представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!

Модель по профессиональному самоопределению учащихся включается в себя выявление и обмен лучшим передовым опытом, организацию взаимодействия между специалистами из разных субъектов Удмуртской Республики, которое позволит организовать эффективное сетевое взаимодействие между субъектами, выстраивать реализацию совместных проектов ранней профессиональной ориентации для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.

К реализации модели могут привлекаться организации-партнеры, которые обеспечивают образовательную среду, включающую материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что наша гипотеза подтверждается и, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Список литературы

 

1.                 Приказ «Об утверждении локальных нормативных документов в целях реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащимися 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» в 2019 году от 30.05.2019 № 30.05.2019-12 // Союз «Агентство профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

2.                 Распоряжение «Об утверждении методических рекомендаций о реализации «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» от 23.09.2019 № Р-97. // Министерство Просвещения Российской Федерации.

3.                 Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (Утверждено Распоряжением Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 г. № Р-145).

4.                 Приказ Министерства Просвещения РФ «О проведении открытых уроков «Проектория» от 018.01.2019 № ИП-32/06.

5.                 WorldSkills.ru [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html

6.                  Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2008.

7.                  Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.

8.                  Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2004.

9.                 Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2008.

10.             Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.

11.             Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 2006.

12.             Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 34-52.

13.             Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Введение 3 1.

Введение 3 1.

Введение Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за развитие своей страны

Введение Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за развитие своей страны

Традиционно первыми помощниками детей при выборе дальнейшего жизненного пути являются родители, но в быстро меняющемся мире профессий они не всегда могут помочь детям, так как…

Традиционно первыми помощниками детей при выборе дальнейшего жизненного пути являются родители, но в быстро меняющемся мире профессий они не всегда могут помочь детям, так как…

Объект : процесс профориентационной работы в дополнительном образовании

Объект : процесс профориентационной работы в дополнительном образовании

Теоретические основы организации профориентационной работы в дополнительном образовании 1

Теоретические основы организации профориентационной работы в дополнительном образовании 1

Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности

Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности

Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации

Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации

Try - a - Skill , профессиональные пробы различного характера; · помогает моделировать варианты кейсовых заданий, осуществлять анализ собственных достижений; · организует посещение учащимися дней…

Try - a - Skill , профессиональные пробы различного характера; · помогает моделировать варианты кейсовых заданий, осуществлять анализ собственных достижений; · организует посещение учащимися дней…

Объекты профориентационной работы: обучающиеся и родители (законные представители)

Объекты профориентационной работы: обучающиеся и родители (законные представители)

Здесь важнейшим для него становиться не столько интеллект, сколько морально – волевая основа самоопределения

Здесь важнейшим для него становиться не столько интеллект, сколько морально – волевая основа самоопределения

Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании) - беседы – интервью закрытого типа)

Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании) - беседы – интервью закрытого типа)

Организация профориентационной работы в

Организация профориентационной работы в

Наше будущее – будущее России», «Юнкор» в соответствии с локальными актами образовательного учреждения (Приложение 1)

Наше будущее – будущее России», «Юнкор» в соответствии с локальными актами образовательного учреждения (Приложение 1)

Создание модели социального партнерства в решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения»

Создание модели социального партнерства в решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения»

Этапы реализации модели профориентационной работы 1

Этапы реализации модели профориентационной работы 1

Наука и образование – 119 2.

Наука и образование – 119 2.

Soft skills компетенции, полученные при обучении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, учащиеся отрабатывают на интерактивных мероприятиях для младших школьников, для детей с умственной отсталостью «Дети…

Soft skills компетенции, полученные при обучении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, учащиеся отрабатывают на интерактивных мероприятиях для младших школьников, для детей с умственной отсталостью «Дети…

В решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения»

В решении задачи ранней профессиональной ориентации школьников в условиях развития движения»

Организация досуга детей и взрослых»; - «Физическая культура и спорт»; - «Дошкольное воспитание»; - «Преподавание в младших классах»; - «Организация досуга детей и взрослых»

Организация досуга детей и взрослых»; - «Физическая культура и спорт»; - «Дошкольное воспитание»; - «Преподавание в младших классах»; - «Организация досуга детей и взрослых»

Соревнования юниоров 14+ «Будущие профессионалы» по стандартам

Соревнования юниоров 14+ «Будущие профессионалы» по стандартам

Future Skills проходит п о следующим компетенциям: «Технологии информационного моделирования (BIM)», «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов», «Промышленный дизайн», «Промышленная робототехника», «Разработка мобильных приложений», «Индустрия 4

Future Skills проходит п о следующим компетенциям: «Технологии информационного моделирования (BIM)», «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов», «Промышленный дизайн», «Промышленная робототехника», «Разработка мобильных приложений», «Индустрия 4

В ходе смены ребята проходили тренинги по командообразованию, осваивали азы ораторского мастерства, изучали принципы безопасного поведения в социальных сетях

В ходе смены ребята проходили тренинги по командообразованию, осваивали азы ораторского мастерства, изучали принципы безопасного поведения в социальных сетях

В Завьяловском районе педагоги стараются идти в ногу со временем, поэтому постоянно занимаются самообразованием, саморазвитием и посещают различные семинары и мероприятия обучающего характера

В Завьяловском районе педагоги стараются идти в ногу со временем, поэтому постоянно занимаются самообразованием, саморазвитием и посещают различные семинары и мероприятия обучающего характера

Анализ эффективности и результативность реализации модели за 2017-2020 годы

Анализ эффективности и результативность реализации модели за 2017-2020 годы

Перспективы развития модели по профориентационной работе 1

Перспективы развития модели по профориентационной работе 1

Заключение Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека

Заключение Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Межвузовский сборник научных трудов

Межвузовский сборник научных трудов

Приложение КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Приложение КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования

Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2021