Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
коррекционно-развивающей области
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( авторы Метиева Л. А., Удалова Э. Я. )
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Задачи:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухо-голосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
снижение эмоциональной напряженности обучающихся;
проведение диагностики уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся.
предмета.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
Из них |
||
Практическая работа |
экскурсия |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
2 |
2 |
|
|
2 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
10 |
10 |
|
|
3 |
Тактильно-двигательное восприятие |
3 |
3 |
|
|
4 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
3 |
3 |
|
|
5 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
4 |
4 |
1 |
|
6 |
Развитие зрительного восприятия |
2 |
2 |
|
|
7 |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств |
2 |
2 |
1 |
|
8 |
Развитие слухового восприятия |
2 |
2 |
|
|
9 |
Восприятие пространства |
2 |
2 |
1 |
|
10 |
Восприятие времени |
2 |
2 |
|
|
Всего |
32 |
32 |
3 |
|
Календарно-тематический план
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего за год |
8 ч |
7 ч |
10 ч |
9 ч |
34 ч |
№ п/п |
Название раздела, тематика занятий |
Количество |
Дата |
|
3 класс |
|
|||
1. |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
2 |
|
|
2. |
|
|||
Развитие моторики, графомоторных навыков |
10 |
|
||
3. |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) |
1 |
|
|
4. |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) |
1 |
|
|
5. |
Формирование чувства равновесия («дорожка следов») |
1 |
|
|
6. |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) |
1 |
|
|
7. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика |
1 |
|
|
8. |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) |
1 |
|
|
9. |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка |
1 |
|
|
10. |
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) |
1 |
|
|
11. |
Работа в технике рваной аппликации |
1 |
|
|
12. |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос |
1 |
|
|
Тактильно-двигательное восприятие |
3 |
|
||
13. |
Определение на ощупь величины предмета
(большой — маленький — самый маленький) |
1 |
|
|
14. |
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» |
1 |
|
|
15. |
Игры с крупной мозаикой |
1 |
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие |
3 |
|
||
16. |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» |
1 |
|
|
17. |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) |
1 |
|
|
18. |
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений |
1 |
|
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
4 |
|||
19. |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) |
1 |
|
|
20. |
Дидактическая игра «К какой фигуре ?» |
1 |
|
|
21. |
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» |
1 |
|
|
Развитие зрительного восприятия |
2 |
|||
22. |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) |
1 |
|
|
23. |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения |
1 |
|
|
Восприятие особых свойств предметов |
2 |
|||
24. |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом |
1 |
|
|
25. |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» |
1 |
|
|
Развитие слухового восприятия |
2 |
|||
26. |
Выделение и различение звуков окружающей среды . Дидактическая игра «Узнай на слух» |
1 |
|
|
27. |
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) |
1 |
|
|
Восприятие пространства |
2 |
|||
28. |
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) |
1 |
|
|
29. |
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» |
1 |
|
|
Восприятие времени |
2 |
|||
30. |
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» |
1 |
|
|
31. |
Дидактическая игра «Веселая неделя» |
1 |
|
|
Всего: 32 часов |
|
|||
Планируемые результаты
Личностными результатами
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Ребенок с ОВЗ получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
моральной компетентности, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;
позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
Предметными результатами:
Обучающиеся должны знать, понимать:
цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;
контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);
вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);
запахи (приятные, неприятные);
барические ощущения веса (тяжелый – легкий);
фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);
сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;
расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
части суток, порядок их следования;
последовательность событий (смена времени суток);
название, порядок дней недели.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;
различать и сравнивать разные предметы по признаку:
веса (тяжелый – легкий);
фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
различать:
вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);
запахи (приятные, неприятные);
контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);
основные геометрические фигуры;
речевые и неречевые звуки;
составлять предмет из 2 – 3 частей;
классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
ориентироваться:
в помещении по инструкции педагога;
на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);
на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;
определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
выделять части суток и определять порядок дней недели;
выполнять несложные графические работы под диктовку
Список литературы
Антропов Ю.А., Гринцов М.И. Некоторые особенности динамики компенсации психических и сенсорных функций при лёгких формах умственной отсталости в пубертатном периоде / Дефектология. 1983. №1. С. 8 – 10.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // психология. М.: ЭКСМО – пресс, 2000.
Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т., М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 118.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.
Карагьозов И.Д. Особенности сенсомоторных реакций учащихся I-III классов вспомогательной школы // Дефектология. 1985, №6. С. 33 – 37.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
Кузнецова Н.А. Волновая концепция воспитания. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2012.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003.
Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М: Просвещение, 1971.
.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007.
Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / авт.-сост. Головкина Т.М., Макурина Е.Ю. ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3, 2006.
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.