Рабочая программа кор. занятий ФГОС 1 вариант
Оценка 4.6

Рабочая программа кор. занятий ФГОС 1 вариант

Оценка 4.6
doc
03.03.2020
Рабочая программа кор. занятий ФГОС 1 вариант
9. коррекционные занятия.doc

Министерство образования и науки Алтайского края 

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »

 

 

   Рассмотрено                                                           Утверждено приказом

   на педагогическом совете                                     №___от «__»________2019г.

   Протокол  №__________                                     Директор школы –интерната

   от  «__»__________2019г                                      ___________Н.Г.Джафарова                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающей области

«Психокоррекционные занятия»

для обучающихся 3 класса

на 2019-2020 учебный год

разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

Вариант I

 

 

 

 

 

Составитель:

Райс О.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

Ребриха, 2019

 

 

 

Пояснительная записка

 

Настоящая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( авторы Метиева Л. А., Удалова Э. Я. )

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление обучающимся об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

  Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

      Данный курс занятий является коррекционным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

 

Задачи:

обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухо-голосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности

обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

снижение эмоциональной напряженности обучающихся;

проведение диагностики уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся.

предмета.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:

      

Тематическое планирование

 

Тема раздела

Количество часов

Из них

Практическая работа

экскурсия

Самостоятельная работа

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

2

 

 

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

10

10

 

 

3

Тактильно-двигательное восприятие

3

3

 

 

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

3

3

 

 

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

4

4

1

 

6

Развитие зрительного восприятия

2

2

 

 

7

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

2

2

1

 

8

Развитие слухового восприятия

2

2

 

 

9

Восприятие пространства

2

2

1

 

10

Восприятие времени

2

2

 

 

Всего

32

32

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

8 ч

7 ч

10 ч

9 ч

34 ч

 

 

№ п/п

Название раздела, тематика занятий

Количество
часов

Дата

3 класс

 

1.      

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

 

2.      

 

Развитие моторики, графомоторных навыков

10

 

3.      

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

1

 

4.      

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1

 

5.      

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

 

6.      

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

1

 

7.      

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

 

8.      

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1

 

9.      

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

1

 

10.  

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

 

11.  

Работа в технике рваной аппликации

1

 

12.  

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1

 

Тактильно-двигательное восприятие

3

 

13.  

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

 

14.  

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1

 

15.  

Игры с крупной мозаикой

1

 

Кинестетическое и кинетическое развитие

3

 

16.  

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

1

 

17.  

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

1

 

18.  

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

4

19.  

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1

 

20.  

Дидактическая игра «К какой фигуре ?»

1

 

21.  

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

 

Развитие зрительного восприятия

2

22.  

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1

 

23.  

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

 

Восприятие особых свойств предметов

2

24.  

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1

 

25.  

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

 

Развитие слухового восприятия

2

26.  

Выделение и различение звуков окружающей среды . Дидактическая игра «Узнай на слух»

1

 

27.  

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

 

Восприятие пространства

2

28.  

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

 

29.  

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

 

Восприятие времени

2

30.  

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

1

 

31.  

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

 

Всего: 32 часов

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

Личностными результатами

Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Ребенок с ОВЗ получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

моральной компетентности, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;

позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Предметными результатами:

Обучающиеся должны знать, понимать:

цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;

контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);

вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

запахи (приятные, неприятные);

барические ощущения веса (тяжелый – легкий);

фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);

сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;

расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

части суток, порядок их следования;

последовательность событий (смена времени суток);

название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;

различать и сравнивать разные предметы по признаку:

веса (тяжелый – легкий);

фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

различать:

вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);

запахи (приятные, неприятные);

контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

основные геометрические фигуры;

речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из 2 – 3 частей;

классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;

зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

ориентироваться:

в помещении по инструкции педагога;

на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);

на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

выделять части суток и определять порядок дней недели;

выполнять несложные графические работы под диктовку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Антропов Ю.А., Гринцов М.И. Некоторые особенности динамики компенсации психических и сенсорных функций при лёгких формах умственной отсталости в пубертатном периоде / Дефектология. 1983. №1. С. 8 – 10.

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // психология. М.: ЭКСМО – пресс, 2000.

Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т., М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 118.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.

Карагьозов И.Д. Особенности сенсомоторных реакций учащихся I-III классов вспомогательной школы // Дефектология. 1985, №6. С. 33 – 37.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Кузнецова Н.А. Волновая концепция воспитания. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2012.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003.

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М: Просвещение, 1971.

.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007.

Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / авт.-сост. Головкина Т.М., Макурина Е.Ю. ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3, 2006.

Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002.


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план

Упражнения в раскатывании пластилина

Упражнения в раскатывании пластилина

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; анализировать и сравнивать предметы по…

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; анализировать и сравнивать предметы по…

Список литературы Антропов Ю

Список литературы Антропов Ю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020