ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета: «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения - обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Краткая характеристика учебного предмета:
Предмет «Развитие познавательной активности» направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Срок реализации курса - 1 год.
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении;
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный предмет является коррекционно – направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других особенно ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения ориентировки в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результат в деятельности. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача психолога (дефектолога) на начальном этапе работы – полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода; выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности. Другими словами – речь идет о психолого-педагогической дифференциации учащихся на группы по возможностям обучения для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формы обучения: подгрупповая, индивидуальная.
Коррекционная работа в рамках предмета тесно взаимосвязана с другими предметами: «Человек», «Математические представления», «Адаптивная физкультура», «Предметно-практическая деятельность», «Музыка и движение» и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане АООП (вариант 2) обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 час в неделю, 34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ |
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов |
1 |
Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Кто (что) где?» Упражнение «Какой, какая, какие?» «Сложи узор» (дерев.кубики) «Зашумлённые изображения» «Незаконченные изображения» «Срисовывание по клеточкам» «Из каких фигур состоит?» «Покажи дорожку» |
16 |
2 |
Развитие зрительно-моторной координации. Штриховка в разных направлениях Вырезание из бумаги Шнуровка Выкладывание контура предметов и букв из природного материала (семечки, орешки, камешки и др.) Письмо (по образцу, по обводке, по показу, списывание) Раскрашивание и рисование разнообразными материалами. Пальчиковые игры. Графические диктанты. |
16 |
3
|
Развитие слухового внимания, памяти, мышления Игры: «Слушаем слова», «Говорим шёпотом». «Угадай, чей звук», «Топ-хлоп». «Зайчики, медведи, галки» «На стол! Под стол! Стучать!» «Нос – пол - потолок» «Найди пару», «Собираем урожай» Запоминаем времена года и их месяцы. «Повтори фигуру», «Повтори узор» «Кто лишний», «Найди и назови отличия» Выполни по образцу Упражнения для гимнастики мозга: «кулак-ладонь-ребро» Упражнения в понимании времени по часам. |
18 |
4 |
Коррекция, развитие речи Считалочки, скороговорки. Речь с движениями (стихи, рифмовки, загадки, самомассаж) «Составь предложения» «Что сначала, что потом» (серия картинок) Речевые игры: « Отгадай предмет по названию его частей», «Назови лишнее слово», «Скажи наоборот», «Отгадай, что это?», «Подбери словечко». Чтение с картинками. «Послушай, расскажи» (чтение рассказов, беседа по вопросам). |
16 |
|
|
66 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Личностные:
Предметные:
Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве
Знать времена года, название месяцев, определять части суток
Раскладывает предметы в заданной последовательности
Различает основные цвета
Различать геометрические фигуры
Совмещает предметные и силуэтные изображения.
Определяет голоса животных
Производит манипуляции с предметами по инструкции
Базовые учебные действия:
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на группы:
1 группа |
2 группа |
|
|
Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. |
Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
|
Обучение по основной программе |
Упражнения для мелкой моторики. Дидактические игры. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
№
|
ФИ ученика
Предметные результаты |
|
|
Сентябрь |
Май |
||
1. |
Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве |
|
|
2 |
Знать времена года, название месяцев, определять части суток |
|
|
3 |
Раскладывает предметы в заданной последовательности |
|
|
4 |
Различает цвета |
|
|
5 |
Различать геометрические фигуры |
|
|
6 |
Совмещает предметные и силуэтные изображения. |
|
|
7 |
Определяет голоса животных |
|
|
8 |
Производит манипуляции с предметами по инструкции |
|
|
Итого: |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть 16 ч |
|||||
1 |
01.09 |
День Знаний. ТБ и правила поведения на уроках. |
1 |
|
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
|
|
|
Развитие зрительного восприятия |
|
Совместная работа по развитию навыка сотрудничества со взрослыми.
Познавательная деятельность с целью её активизации, коррекции недостатков мыслительных операций. |
|
2-3 |
02,08.09 |
Упражнение «Кто (что) где?» |
2 |
||
4-5 |
15,16.09 |
Упражнение «Какой, какая, какие?» |
2 |
||
6 |
22.09 |
Входной контроль уровня знаний |
1 |
||
7-8 |
23,29.09 |
«Сложи узор» (дерев.кубики) |
2 |
||
9 |
30.09 |
«Зашумлённые изображения» |
1 |
||
10-11 |
06,07.10 |
«Незаконченные изображения» |
2 |
||
12-13 |
13,14.10 |
«Срисовывание по клеточкам» |
2 |
||
14-15 |
20,21.10 |
«Из каких фигур состоит?» |
2 |
||
16 |
27.10 |
«Покажи дорожку» |
1 |
||
II четверть 15 ч |
|||||
|
|
Развитие зрительно-моторной координации. |
|
|
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
|
1-2 |
10, 11.11 |
Штриховка в разных направлениях |
2 |
Групповая работа с целью формирования и развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. |
|
3-4 |
17, 18.11 |
Вырезание из бумаги |
2 |
||
5-6 |
24, 25.11 |
Шнуровка |
2 |
||
7-8 |
01, 02.12 |
Выкладывание контура предметов и букв из природного материала (семечки, орешки, камешки и др.) |
2 |
||
9-10 |
08,09.12 |
Письмо (по образцу, по обводке, по показу, списывание) |
2 |
||
11-12 |
15, 16.12 |
Раскрашивание и рисование разнообразными материалами. |
2 |
||
13-14 |
22, 23.12 |
Пальчиковые игры. |
2 |
|
|
15 |
29.12 |
Графические диктанты. |
1 |
|
|
III четверть 19 ч |
|||||
1 |
12.01 |
ТБ и правила поведения на уроках. |
1 |
|
|
|
|
Развитие слухового внимания, памяти, мышления |
|
Познавательная деятельность с целью стимулирования познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознание имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации.
|
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
|
2 |
13.01 |
Игры: «Слушаем слова», «Говорим шёпотом». |
1 |
||
3 |
19.01 |
«Угадай, чей звук», «Топ-хлоп». |
1 |
||
4 |
20.01 |
«Зайчики, медведи, галки» |
1 |
||
5 |
26.01 |
«На стол! Под стол! Стучать!» |
1 |
||
6 |
27.01 |
«Нос – пол - потолок» |
1 |
||
7-8 |
02,03.02 |
«Найди пару», «Собираем урожай» |
2 |
||
9-10 |
09,10.02 |
Запоминаем времена года и их месяцы. |
2 |
||
11-12 |
16,17.02 |
«Повтори фигуру», «Повтори узор» |
2 |
||
13-14 |
02,03.03 |
«Кто лишний», «Найди и назови отличия» |
2 |
||
15-16 |
09,10.03 |
Выполни по образцу |
2 |
||
17-18 |
16,17.03 |
Упражнения для гимнастики мозга: «кулак-ладонь-ребро» |
2 |
|
|
19 |
23.03 |
Упражнения в понимании времени по часам. |
1 |
|
|
IV четверть 16 ч |
|||||
|
|
Коррекция, развитие речи |
|
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru |
1-2 |
06,07.04 |
Считалочки, скороговорки. |
2 |
Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью вовлечения учащихся в учебный процесс.
|
|
3-4 |
13,14.04 |
Речь с движениями (стихи, рифмовки, загадки, самомассаж) |
2 |
||
5-7 |
20,21,27.04 |
«Составь предложения» |
3 |
||
8-9 |
28.04 04.05 |
«Что сначала, что потом» (серия картинок) |
2 |
||
10-12 |
05,11,12.05 |
Речевые игры: « Отгадай предмет по названию его частей», «Назови лишнее слово», «Скажи наоборот», «Отгадай, что это?», «Подбери словечко». |
3 |
||
13 |
18.05 |
Чтение с картинками. |
1 |
|
|
14 |
19.05 |
Итоговый контроль уровня знаний |
1 |
|
|
15-16 |
25,26.05 |
«Послушай, расскажи» (чтение рассказов, беседа по вопросам) |
2 |
|
|
График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Входной контроль уровня знаний. |
22.09.22
|
5 |
Итоговый контроль знаний |
19.05.23 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10), мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации, деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- прищепки, основы для прищепок;
- предметы различной̆ формы, величины, цвета;
- изображения предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео, физминутки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.