УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-2-28-21
e-mail: shkola4okha@mail.ru
СОГЛАСОВАНО педагогическим советом (протокол № 6 от 04.06.2020) |
РАССМОТРЕНО методическим советом (протокол № 7 от 29.05.2020) |
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ ОШ № 4 г. Охи (№ 115-ОД от 02. 07. 2020)
|
Рабочая программа
дополнительного образования
Кружка
«Бусинка»
2020 – 2021
учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской образовательной программы Горского В.А.
Составлена руководителем Самохиной Н.В.
(Ф.И.О., учитель, составивший рабочую программу)
г. Оха
2020 г.
№ п/п |
Содержание
|
стр . |
|
Пояснительная записка |
3 |
|
Планируемые результаты |
4-5 |
|
Содержание тем учебного предмета |
6-7 |
|
Учебно-тематический план |
8 |
|
Описание учебно – методического обеспечения |
9 |
|
Приложения. (Календарно – тематическое планирование, контрольно-измерительный материал)
|
10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования кружка «Бусинка» составлена на основе авторской образовательной программы Горского В.А.
Структура документа.
Программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты
3. Содержание тем учебного курса
4. Учебно-тематический план
5. Перечень учебно-методического обеспечения
6. Календарно-тематическое планирование
Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8-15 лет. Количество занятий: 2 часа в неделю.
Цель программы
Раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы
· привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
· развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
· воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
− воспитательных результатов - духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
− эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогом, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне кружка образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов кружковой деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
По каждому из направлений деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты:
− ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
− эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
− уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
− готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
− готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
− понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
− развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
− расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
− принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
− владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
− способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
− способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
− способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Вводное занятие
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2. История развития бисероплетения
История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.
3. Основы цветоведения
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
4. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ.
4.1. Основные приемы плетения
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов
4.2. Плоские и объемные фигурки животных
Теоретические сведения. Основные приѐмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приѐмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.
Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.
5. Цветы из бисера.
Теоретические сведения. Основные приѐмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приѐмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.
6. Миниатюрные деревья.
Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Состав уч-ся |
Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения. |
|||
1. |
Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности |
2 |
3,6,8,9 |
2. |
Основы цветоведения. Цветовая гамма. |
2 |
3,6,8,9 |
3. |
Основные способы плетения. |
2 |
3,6,8,9 |
4. |
Способы параллельного и спаренного плетения. |
2 |
3,6,8,9 |
5. |
Способ плетения «коралл» |
2 |
3,6,8,9 |
6. |
Способ плетения «скрутка» |
2 |
3,6,8,9 |
7. |
Способ плетения «низание дугами» |
2 |
3,6,8,9 |
8. |
Способ плетения «низание петлями по кругу» |
2 |
3,6,8,9 |
Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. |
|||
1. |
Плоские фигурки животных. Паучок |
2 |
3,6,8,9 |
2. |
Стрекоза, бабочка |
2 |
3,6,8,9 |
3. |
Стрекоза, бабочка |
2 |
3,6,8,9 |
4. |
Рыбка |
2 |
3,6,8,9 |
5. |
Рыбка |
2 |
3,6,8,9 |
6. |
Объемные фигурки животных. Ящерица |
2 |
3,6,8,9 |
7. |
Ящерица |
2 |
3,6,8,9 |
8. |
Крокодил |
2 |
3,6,8,9 |
9. |
Крокодил |
2 |
3,6,8,9 |
10. |
Мышонок |
2 |
3,6,8,9 |
11. |
Мышонок |
2 |
3,6,8,9 |
12. |
Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. |
2 |
3,6,8,9 |
13. |
Плетение лепестка по схеме |
2 |
3,6,8,9 |
14. |
Варианты изменения формы листа. Составление схем. |
2 |
3,6,8,9 |
15. |
Букет подснежников |
2 |
3,6,8,9 |
16. |
Букет подснежников |
2 |
3,6,8,9 |
17. |
Букет подснежников |
2 |
3,6,8,9 |
18. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
3,6,8,9 |
19. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
3,6,8,9 |
20. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
3,6,8,9 |
21. |
Миниатюрные деревья из бисера |
2 |
3,6,8,9 |
22. |
Миниатюрные деревья из бисера |
2 |
3,6,8,9 |
23. |
Сочетание бисера и пайеток в работах. |
2 |
3,6,8,9 |
24. |
Веточка вербы |
2 |
3,6,8,9 |
25. |
Веточка вербы |
2 |
3,6,8,9 |
26. |
Изготовление коллективных выставочных работ. Выставка работ |
2 |
3,6,8,9 |
Итого: |
68 часов |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Авторская программа Горского В.А. «Школьный театр «Петрушка», Москва, Просвещение, 2010
3. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. – М.: «Мартин» ,2007
4. Ликсо Н.Л. . Бисер. – Минск: Харвест,2
5. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб,,2003г.
4. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006
6. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.
7. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г.. 7. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3. Учительский портал http://www.uchportal.ru
4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
5. Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
6. Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Дата |
|
Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения. |
|
|
1. |
Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности |
2 |
01.09 |
2. |
Основы цветоведения. Цветовая гамма. |
2 |
08.09 |
3. |
Основные способы плетения. |
2 |
15.09 |
4. |
Способы параллельного и спаренного плетения. |
2 |
22.09 |
5. |
Способ плетения «коралл» |
2 |
29.09 |
6. |
Способ плетения «скрутка» |
2 |
06.10 |
7. |
Способ плетения «низание дугами» |
2 |
13.10 |
8. |
Способ плетения «низание петлями по кругу» |
2 |
20.10 |
|
Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. |
|
|
1. |
Плоские фигурки животных. Паучок |
2 |
27.10 |
2. |
Стрекоза, бабочка |
2 |
10.11 |
3. |
Стрекоза, бабочка |
2 |
17.11 |
4. |
Рыбка |
2 |
24.11 |
5. |
Рыбка |
2 |
01.12 |
6. |
Объемные фигурки животных. Ящерица |
2 |
08.12 |
7. |
Ящерица |
2 |
15.12 |
8. |
Крокодил |
2 |
22.12 |
9. |
Крокодил |
2 |
29.12 |
10. |
Мышонок |
2 |
19.01 |
11. |
Мышонок |
2 |
26.01 |
12. |
Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. |
2 |
02.02 |
13. |
Плетение лепестка по схеме |
2 |
09.02 |
14. |
Варианты изменения формы листа. Составление схем. |
2 |
16.02 |
15. |
Букет подснежников |
2 |
02.03 |
16. |
Букет подснежников |
2 |
09.03 |
17. |
Букет подснежников |
2 |
16.03 |
18. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
06.04 |
19. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
13.04 |
20. |
Ромашки, колокольчики |
2 |
20.04 |
21. |
Миниатюрные деревья из бисера |
2 |
27.04 |
22. |
Миниатюрные деревья из бисера |
2 |
04.05 |
23. |
Сочетание бисера и пайеток в работах. |
2 |
11.05 |
24. |
Веточка вербы |
2 |
18.05 |
25. |
Веточка вербы |
2 |
25.05 |
26. |
Изготовление коллективных выставочных работ. Выставка работ |
2 |
|
|
Итого: |
68 часов |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.