Рабочая программа кружка дополнительного образования

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации. Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Иконка файла материала Рабочая программа Театр.docx

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей»


 

 

 

 

 

 

 

 



Рабочая программа

кружка дополнительного образования

 

Театральный кружок «Юные таланты»

                                                                                                                         

 


                                                                

 

Срок реализации: 1 год

Возраст: 10-16 лет (5- 11 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     024-2025 уч. год

 

 

                                                  Оглавление

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3

 

Календарно - тематическое  планирование по курсу…………………  13

 

Использованная литература……………………………………………...15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2.            Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.            Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.

4.            Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

5.            Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей».

6.            Учебный план МБОУ «Лицей» на 2024-2025 учебный год.

7.            Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МБОУ «Лицей».

Отличительной особенностью данной программы  является синтез специальных   образованных программ  и современных образовательных технологий.

 

Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.

Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.

Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

         На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей формировать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, основана на психологических особенностях развития детей.

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.

Задачи:

Обучающие:

·  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

·  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

·  Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

Развивающие:

·  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

·  Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

·  Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей

·  Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

·  Развивать чувство ритма и координацию движения;

·  Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;

Воспитательные:

·  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

·  Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;

·  Воспитывать культуру поведения в театре;

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей и декораций. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами и др. атрибутами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в основной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоматериалы, аудиозаписи, ресурсы Интернета.

 

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов, на 1 год обучения.

На  реализацию театрального курса  отводится  34  ч  в год  (1  час  в  неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся. Это: показ спектаклей, подготовка костюмов, декораций, отбор соответствующего материала.  Остальное время  распределено на проведение  тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.  Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы.

Формы проведения занятий:

Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

·  театральные игры и упражнения,

·  тренинги,

·  импровизации,

·  сюжетно-ролевые игры,

·  работа с подручным материалом,

·  изготовление макетов декораций, бутафории,

·  конкурсы,

·  викторины,

·  беседы,

·  спектакли

·  праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

·        компьютер

·        интерактивная доска;

·        музыкальная фонотека;

·        аудио- и видеозаписи;

·        костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

·        элементы костюмов для создания образов;

·        кукольный театр;

·        видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

·        Электронные презентации

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

·  текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

·  промежуточный – праздники, конкурсы;

·  итоговый – открытые занятия, спектакли, школьные мероприятия.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  различать произведения по жанру;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты:

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре.

 

По завершении учебного года учащиеся должны знать:

§  правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

§  особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

§  виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.

§  театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре;

Должны уметь:

§  владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

§  произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

§  создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

§  пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.

§  самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

§  пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

§  создавать пластические импровизации на заданную тему;

§  сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Календарно - тематическое планирование по курсу

 

Дата

Часы

Название и содержание темы

 

1 четверть (8 ч.)

 

1

06.09

 

1

Вводное занятие. Знакомство с программой. Годовое планирование репертуара.

2

13.09

2

Актерский тренинг

3-4

20.09-27.09

3

Тренинг по сценической речи.

5

4.10

2

Чтение и обсуждение пьесы.

6

11.10

3

Мизаинсценирование спектакля.

7

18.10

1

Подготовка участников муниципального конкурса юного актера

8

25.10

1

Репетиция торжественной линейки, посвященной Дню рождения РДШ.

 

2 четверть (7 ч.)

 

9-10

8.11-15.11

2

Подготовка участников регионального этапа открытого фестиваля-конкурса «Вифлеемская звезда»

11

22.11

1

Репетиция инсценировки ко Дню матери. Запись видеопоздравления, публикация в социальных сетях.

12

29.11

1

Организация линейки «День неизвестного солдата» возле мемориала, посвященного воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ

13

6.12

1

Создание стенгазеты «Герои Костромской земли»

14

13.12

1

Создание афиши для новогодней игры-викторины «Детки-предки»

15

20.12

1

Репетиция новогодней игры, украшение сцены

16

27.12

1

Проведение новогодней игры-викторины «Детки-предки»

 

3        четверть (11 ч.)

 

17-18

10.01-17.01-

2

Разработка интерактивной выставки «Блокадный Ленинград» с элементами театрализации

19

24.01

1

Проведение интерактивной выставки «Блокадный Ленинград» с элементами театрализации

20

31.01

1

Подготовка инсценирования военной песни «День защитника Отечества»

21

07.02

1

Запись инсценировки военной песни «День защитника Отечества», публикация в социальных сетях

22

14.02

1

Подготовка оформления сцены к 23 февраля

23

21.02

1

Тематическое оформление фотозоны к 23 февраля

24

28.02

1

Репетиция конкурса «Мисс школы». Тематическое оформление сцены.

25

7.03

1

Проведение конкурса «Мисс школы 2023»

26-27

14.03-21.03

2

Подготовка участников муниципального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика»

 

4        четверть(8 ч.)

 

28

4.04

1

Подготовка участников регионального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика»

29-30

11.04-18.04

2

Подготовка участников областного конкурса юного актера «Живой родник народного искусства»

31

25.04

1

Подготовка торжественной линейки, посвященной Дню Победы, тематическое оформление сцены

32

16.05

1

Подготовка праздника «Последний звонок»

33

23.05

1

Тематическое оформление сцены и фотозоны к празднику «Последний звонок»

34

30.05

1

Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за 2022-2023 учебный год

Использованная литература

 

1.                     Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2.                     Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

3.                     Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

4.                     Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

5.                     Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

6.                     Генералова И.А. «Театр» в начальной школе. Методические рекомендации.

7.                     Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

8.                     Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

9.                     Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.


 

10.                 Скачано с www.znanio.ru