Муниципальное Бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Лицей»
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
Театральный кружок «Юные таланты»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 10-16 лет (5- 11 классы)
024-2025 уч. год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
Календарно - тематическое планирование по курсу………………… 13
Использованная
литература……………………………………………...15
Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей».
6. Учебный план МБОУ «Лицей» на 2024-2025 учебный год.
7. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МБОУ «Лицей».
Отличительной особенностью данной программы является синтез специальных образованных программ и современных образовательных технологий.
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.
Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей формировать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, основана на психологических особенностях развития детей.
Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.
Задачи:
Обучающие:
· Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
· Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
· Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Развивающие:
· Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
· Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
· Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· Развивать чувство ритма и координацию движения;
· Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;
Воспитательные:
· Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
· Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
· Воспитывать культуру поведения в театре;
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей и декораций. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами и др. атрибутами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в основной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоматериалы, аудиозаписи, ресурсы Интернета.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: показ спектаклей, подготовка костюмов, декораций, отбор соответствующего материала. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Формы проведения занятий:
Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
· театральные игры и упражнения,
· тренинги,
· импровизации,
· сюжетно-ролевые игры,
· работа с подручным материалом,
· изготовление макетов декораций, бутафории,
· конкурсы,
· викторины,
· беседы,
· спектакли
· праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
· компьютер
· интерактивная доска;
· музыкальная фонотека;
· аудио- и видеозаписи;
· костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
· элементы костюмов для создания образов;
· кукольный театр;
· видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
· Электронные презентации
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
· текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
· промежуточный – праздники, конкурсы;
· итоговый – открытые занятия, спектакли, школьные мероприятия.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· различать произведения по жанру;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении учебного года учащиеся должны знать:
§ правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
§ особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
§ виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.
§ театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре;
Должны уметь:
§ владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
§ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
§ создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
§ пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.
§ самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
§ пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
§ создавать пластические импровизации на заданную тему;
§ сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
№ |
Дата |
Часы |
Название и содержание темы |
1 четверть (8 ч.)
|
|||
1 |
06.09
|
1 |
Вводное занятие. Знакомство с программой. Годовое планирование репертуара. |
2 |
13.09 |
2 |
Актерский тренинг |
3-4 |
20.09-27.09 |
3 |
Тренинг по сценической речи. |
5 |
4.10 |
2 |
Чтение и обсуждение пьесы. |
6 |
11.10 |
3 |
Мизаинсценирование спектакля. |
7 |
18.10 |
1 |
Подготовка участников муниципального конкурса юного актера |
8 |
25.10 |
1 |
Репетиция торжественной линейки, посвященной Дню рождения РДШ. |
2 четверть (7 ч.)
|
|||
9-10 |
8.11-15.11 |
2 |
Подготовка участников регионального этапа открытого фестиваля-конкурса «Вифлеемская звезда» |
11 |
22.11 |
1 |
Репетиция инсценировки ко Дню матери. Запись видеопоздравления, публикация в социальных сетях. |
12 |
29.11 |
1 |
Организация линейки «День неизвестного солдата» возле мемориала, посвященного воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ |
13 |
6.12 |
1 |
Создание стенгазеты «Герои Костромской земли» |
14 |
13.12 |
1 |
Создание афиши для новогодней игры-викторины «Детки-предки» |
15 |
20.12 |
1 |
Репетиция новогодней игры, украшение сцены |
16 |
27.12 |
1 |
Проведение новогодней игры-викторины «Детки-предки» |
3 четверть (11 ч.)
|
|||
17-18 |
10.01-17.01- |
2 |
Разработка интерактивной выставки «Блокадный Ленинград» с элементами театрализации |
19 |
24.01 |
1 |
Проведение интерактивной выставки «Блокадный Ленинград» с элементами театрализации |
20 |
31.01 |
1 |
Подготовка инсценирования военной песни «День защитника Отечества» |
21 |
07.02 |
1 |
Запись инсценировки военной песни «День защитника Отечества», публикация в социальных сетях |
22 |
14.02 |
1 |
Подготовка оформления сцены к 23 февраля |
23 |
21.02 |
1 |
Тематическое оформление фотозоны к 23 февраля |
24 |
28.02 |
1 |
Репетиция конкурса «Мисс школы». Тематическое оформление сцены. |
25 |
7.03 |
1 |
Проведение конкурса «Мисс школы 2023» |
26-27 |
14.03-21.03 |
2 |
Подготовка участников муниципального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» |
4 четверть(8 ч.)
|
|||
28 |
4.04 |
1 |
Подготовка участников регионального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» |
29-30 |
11.04-18.04 |
2 |
Подготовка участников областного конкурса юного актера «Живой родник народного искусства» |
31 |
25.04 |
1 |
Подготовка торжественной линейки, посвященной Дню Победы, тематическое оформление сцены |
32 |
16.05 |
1 |
Подготовка праздника «Последний звонок» |
33 |
23.05 |
1 |
Тематическое оформление сцены и фотозоны к празднику «Последний звонок» |
34 |
30.05 |
1 |
Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за 2022-2023 учебный год |
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
5. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
6. Генералова И.А. «Театр» в начальной школе. Методические рекомендации.
7. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
8. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
10. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.