Рабочая программа кружка физкультурно-оздоровительной деятельности «Играем, тренируемся, развиваемся!».

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа поможет воспитателям детского сада организовать физическое воспитание с помощью работы на детских тренажерах
Иконка файла материала программа кружка по физкультурно-оздоровительной работе.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД С. КАТРАВОЖ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. М. ЗВЕРЕВА

 

 

       РАССМОТРЕНА  НА                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

       МО дошкольного образования                                                                                                                   Директор МОУ Школа с. Катравож

                                                                                                                                                                               Приказ № _____                                                                                                               

       Протокол №                                                                                                                                                 «____» _____________ 2018 г.                                                                                                                                   

      «      »                 2018 г.                                                                                                                                   ________ И.А. Колистратова                                                                                                                   

                                                                                                                                                                               

 

 

 

Рабочая программа

кружка физкультурно-оздоровительной деятельности

«Играем, тренируемся, развиваемся!».

 

По физкультурно-оздоровительному направлению

Руководитель физического воспитания: Рисова Регина Герасимовна

Год составления: 2018-2019 учебный год

Группа: разновозрастная (средняя, старшая, подготовительная)

Общее количество занятий: 36

Количество занятий  в месяц: 4

Рабочая программа  кружковой деятельности составлена  в соответствии   «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа детский сад с.  Катравож»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож, 2018 г.

Содержание

 

№ п/п

Наименование разделов

Страница

1.

Пояснительная записка

2

2.

Цели и задачи

3

2.1.

Ожидаемые результаты

3

2.2.

Объем образовательной нагрузки

3

2.3.

Блоки программы

4

2.4.

Этапы реализации кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!».

5

3.

Особенности развития возрастных групп

6

3.1.

Возрастные особенности развития детей средней группы (4-5 лет).

6

3.2.

Возрастные особенности развития детей  старшей группы (5-6 лет).

7

3.3.

Возрастные особенности развития детей  подготовительной группы (6-7 лет).

7

3.4.

Список детей кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!».

8

4.

Система отслеживания и оценивания результатов работы по программе.

9

5.

Тематический план программы кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!»  с дошкольниками.

10

6.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

14

7.

Контроль реализации программы

14

8.

Список литературы

16

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Тренажёр тебе поможет:
И красоту твою умножит,
И здоровье укрепит,
Словно Доктор Айболит.

  Актуальность.

        Современные родители в большинстве ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей, причем, иногда это происходит в ущерб физическому развитию. А ведь именно в дошкольном возрасте, формируются здоровье, интеллект, память, внимание. Особенно важно интеллектуальное развитие дошкольника, которое идет параллельно с физическим.

       Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.

        Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности.

       Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. Используются как простейшие тренажеры, так и тренажеры сложного устройства.

      Современные детские тренажеры являются эффективным и многофункциональным помощником при решении не только ряда задач направленных на укрепление физического развития, но и коррекцию имеющихся нарушений у воспитанников. Таким образом, многофункциональность, доступность, инновационность тренажерного оборудования обуславливает необходимость и эффективность применения его на практике в дошкольном  учреждении.

       Кружок физкультурно-оздоровительной деятельности «Играем, тренируемся, развиваемся!» проводится с детьми разновозрастной группы (средняя, старшая, подготовительная) в ходе режимных моментов и совместной  игровой деятельности детей и взрослых, не входящих в непосредственно образовательную деятельность.

Основные принципы программы:

·         Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;

·         Занятия строятся с постепенным уменьшением нагрузки за счёт уменьшения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;

·         Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);

·         Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в роботе с детьми разной физической подготовки.

2. Цели и задачи программы.

Цель данной программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребёнка  посредством использования тренажеров.

Задачи:

·         Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребёнка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) через специально организованные оптимальные для дошкольного возраста физические нагрузки.

·         Укреплять мышечный тонус в двигательной активности.

·         Укрепить мышечный тонус ребёнка путём интенсификации его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру.

·         Удовлетворять естественную потребность ребёнка в разных формах двигательной активности.

·         Развитие общей выносливости организма ребёнка и его физических качеств.

·         Научить детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки при работе с тренажерами.

2.1.Ожидаемые результаты.

В ходе реализации программы у ребёнка проявляются:

-- осознанное отношение к собственному здоровью;

-- овладение доступными способами его укрепления;

-- формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

-- развитие координации, ловкости, гибкости, силы, общей выносливости;

-- умение детей работать на детских тренажерах;

-- соблюдение техники безопасности при работе на тренажерах и без них;

-- дети становятся более коммуникабельными для общения со взрослыми и сверстниками.

 

2.2.Объём образовательной нагрузки.

   Занятия кружковой деятельности проводятся с учётом предусмотренного учебного плана 1раз в неделю по 30-35 мин – 4 занятия в месяц, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счёт прогулки и дневного сна.

  Состав группы 14 детей среднего и старшего дошкольного возраста (дети средней, старшей, подготовительной групп). Форма и тип занятия по программе в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.

   В основу  занятий с тренажерами положен индивидуально-дифференцированный подход. Занятия проводятся по подгруппам, с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и уровня двигательной активности.

Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Во вторую подгруппу включают детей второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовкой.

Это дает педагогу возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к проведению занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, а также методам и приемам руководства двигательной активности детей.

Нормативный срок освоения рабочей программы:   3 года.

 

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Периодичность

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Средняя, старшая,

подготовительная

30-35 минут

1 раз в неделю

4 занятия

34 занятия

 

2.3. Блоки программы

 Программа кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!»  включает девять блоков по четыре занятия в каждом. От блока к блоку упражнения на тренажерах усложняются; за счет введения новых тренажеров и времени работы на них, становятся более разнообразными виды движений.

Задачи для занятий любого блока.

1-е занятие:

-познакомить с четырьмя новыми упражнениями комплекса;

-техникой выполнения упражнений на тренажерах методом круговой тренировки (упростить эту задачу могут карточки-схемы с графическим изображением того, как их нужно делать).

Кроме круговой тренировки, могут использоваться фронтальный и поточный методы, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или нескольких движений поочередно.

2-е занятие:

-познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса;

-разучить упражнения на тренажерах, с которыми работали на предыдущем занятии.

3-е занятие:

-закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений;

-упражнений на тренажерах.

4-е занятие:

-совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений;

-упражнения на тренажерах.

Помимо этого, на каждом занятии решаются общие задачи:

-- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;

-- функциональные возможности всех органов и систем;

-- развивать мышление, воображение;

-- воспитывать положительные моральные качества и взаимоотношения, дисциплину и взаимопомощь.

 

Структура занятий

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.

Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру. После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий. Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 7 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере. По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.

По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики,  а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.

 

2.4.Этапы реализации кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!».

1.      Формирование развивающей среды - это создание, обновление тренажерного зала  атрибутикой и пособиями:

·         Детские тренажеры;

·         Гимнастические палки;

·         Индивидуальные коврики на каждого ребенка;

·         Карточки-схемы;

·         Маски-шапочки для подвижных игр;

·         Музыкальное сопровождение (музыка для релаксации, музыка для проведения занятия, для подвижных игр);

·         Малые и средние мячи.

2.      Практический. Работа с детьми:

·      Занятия: ОРУ с предметами, без предметов.

·      Занятия на детских тренажерах (без музыки, под музыкальное сопровождение).

·      Игры, релаксация.

3.      Заключительный:

·      Подведение итогов работы кружковой деятельности.

·      Обработка информации, мониторинг по физическому развитию и двигательной активности.

                 При реализации программы  используются следующие методы и приёмы:

·      Словесный;

·      Наглядный;

·      Проблемно-поисковый;

·      Метод практических заданий.

 3. Особенности развития возрастных групп.

 3.1. Возрастные особенности развития детей средней группы (4-5 лет).

    В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

   При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес – рост, объем головы – объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной увеличивается интенсивнее, чем объем головы.

    В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо так же постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.

    Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

    Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.

    Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 минут, с перерывом на отдых.

    Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног – не более 5-6 повторений.

    Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

   На занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т.д.

3.2. Возрастные особенности развития детей старшей группы (5-6 лет).

     В упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить мяч до партнера, но не достаточно развитая координация движений может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру. Систематические упражнения детей с мячом организуют на прогулке в виде игровых упражнений: «Попади в обруч», «Сбей кеглю», «Подбрось – поймай» и т.д. Использование теннисных мячей в занятиях с детьми данного возраста нежелательно.

     Во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок.

     К 6 годам дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках.

     Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры, но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Совушка», «Не оставайся на полу» и др.

    Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения в основных видах движений дети данного возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя. 

     При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т.д.

    У детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно, по сравнению с предыдущим возрастным контингентом, ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.   

    Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью детей, с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации ребят, предпочитающих «сидячие» игры.

3.3.Возрастные особенности развития детей подготовительной группы (6-7 лет).

               На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развить самостоятельность.

      В результате работы по развитию физических качеств и двигательных навыков на протяжении всего периода воспитания и обучения в дошкольном возрасте к моменту поступления в первый класс дети имеют определенный и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, физических качеств, хорошую координацию движений. Все это позволит им успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, умение слушать учителя,  не отвлекаясь. 

                                                                3.4. Список детей кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!».

В состав группы кружка «Играем, тренируемся, развиваемся»» включены дети, имеющие по результатам наблюдения и заполнения «Карты индивидуального развития ребенка - дошкольника»,  низкий уровень и высокий уровень по сформированности основных движений и физических качеств.

 

№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

9.

 

 

10.

 

 

11.

 

 

12.

 

 

13.

 

 

14.

 

 

 

4. Система отслеживания и оценивания результатов работы по программе. Целевые ориентиры освоения данной программы детьми дошкольного возраста.

Целевые ориентиры освоения данной программы  детьми  дошкольного возраста.

·         У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

·         Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

·         Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

         Уровень результатов работы по программе. Характеристика уровней двигательной активности дошкольников.

Сформированность основных движений и физических качеств:

Высокий уровень. Уверенно, координировано, точно, гармонично выполняет движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого (ходит энергично, сохраняя прямую осанку; ловит мяч двумя руками, прыгает через скакалку, бегает, высоко поднимая колени, со сменой темпа, подтягивается по скамейке со помощью рук; в движениях передает заданный ритм, темп и направление; двигательные качества сформированы, контролирует качество выполнения движения, адекватно оценивает свои достижения с точки зрения двигательных качеств и мотивирует оценку; сформированы мелкомоторные движения; физические качества сформированы (быстро, ловко выполняет движения, сохраняет выносливость).

Средний уровень. Большинство движений выполняет правильно, проявляет старание, движения достаточно координированные; в движениях передает заданный ритм, темп и направление, хотя в некоторых ситуациях нуждается в помощи взрослого, особенно при освоении новых движений, успешнее действует по показу, чем по инструкции. Физические качества проявляет при выполнении знакомых движений.

Низкий уровень. Большинство простых движений сформированы, но не уверенно выполняет сложные движения, не всегда проявляет старание, координация движений недостаточная; затрудняется в выполнении новых движений по показу и инструкции; в движениях не всегда правильно передает заданный ритм, темп и направление; двигательные качества недостаточно сформированы, не всегда проявляется в деятельности; не достаточно контролирует выполнение движений; быстро утомляется; физические качества не сформированы.

Сформированность потребности в двигательной активности:

Высокий уровень.  Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения, целесообразно организует свою двигательную активность, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.

Средний уровень. Потребность в двигательной активности ярко не проявляет, но самостоятельно её не организует, она возникает стихийно, не всегда следит за точностью и правильностью движений и не всегда самостоятельно контролирует свою двигательную деятельность.

Низкий уровень. Потребность в двигательной активности ярко не проявляется, однако участвует в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, хотя интерес к ней сохраняется недолго; не контролирует качество своих движений.

 

5.      Тематический план программы кружка «Играем, тренируемся, развиваемся!» с детьми разновозрастной группы.

Месяц

Блок

Содержание занятий

I часть

II часть

III часть

Сентябрь

1

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах  через набивные мячи.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Колдуны»

Игра малой подвижности «Фигуры». Релаксация, лежа на ковриках под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Найди свой цвет»

Игра малой подвижности «Затейники». Релаксация, лежа на ковриках под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Эстафета с обручами.

Медленный бег. Ходьба.

 Зрительная гимнастика.  

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловец кролем»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Хрюкай, свинка, хрюкай»

Зрительная гимнастика. Релаксация, лежа на ковриках под музыку.

Октябрь

2

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Вороны и гнёзда».

Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки.

Игра малой подвижности.  .Игра «Совушка». Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «У медведя во бору»

Ходьба по залу. Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: мелкие  (зайчики) и длинные (кенгуру) Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Зайцы и медведь»

Ходьба по залу. Релаксация, лежа на ковриках под музыку.

Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Карусель» Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрёй»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»

Ходьба по залу. Лёгкий бег.

Глазодвигательные упражнения. Релаксация, лежа на ковриках под музыку.

Ноябрь

3

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Вороны и гнёзда».

Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки.

Игра малой подвижности. .Игра «Совушка». Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «У медведя во бору»

Ходьба по залу. Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: мелкие  (зайчики) и длинные (кенгуру) Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Зайцы и медведь»

Ходьба по залу. Упражнения на расслабление глазных мышц

Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Карусель» Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрёй»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»

Ходьба по залу. Лёгкий бег.

Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Декабрь

4

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево. Дыхательное упражнение.

Работа   на  тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Дискотека с фитболом»

Ходьба врассыпную по залу между конусами. Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Шарик»

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Салки с мячом»

Ходьба обычная. Релаксация под музыку.

Зрительная гимнастика

Игровое упражнение «Катушка» Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Игра-упражнение «Поймай снежинку». Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

Разновидности ходьбы и бега.

Зрительная гимнастика. Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Январь

5

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперёд. Дыхательные упражнения.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Фитбол-задорная игра»

Ходьба по залу.  Пальчиковые игры. Упражнение на расслабление под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Задания с мячом. Дыхательное упражнение в ходьбе по залу.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Мороз-Красный нос»

Ходьба по залу врассыпную.

Глазодвигательные упражнения

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки поочерёдно на правой и левой ноге. Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Удочка»

Игровое упражнение «Пингвины». Упражнение пальчиковой гимнастики. Расслабление под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра   «Хитрая лиса»

Игровое упражнение «Жучок на спине»

Упражнения для глаз.

Февраль

6

Игровое задание «Пауки и мухи».  Игра «Узнай по голосу»

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Волк во рву»

Упражнение на снятие напряжения и усталости.

Релаксация под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловцы»

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Найди себе пару»

Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос-пол-потолок» (для глаз)

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение.

Работа   на   тренажерах   по методу                   круговой тренировки. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Ходьба врассыпную по залу между фишками. Упражнение в расслаблении мышц под музыку.

Разновидности ходьбы и бега.

Работа   на   тренажерах   по методу                   круговой тренировки. Подвижная игра «Самолёты»

Ходьба обычная.

Пальчиковая гимнастика.

Март

7

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательные упражнения.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»

Упражнение на снятие напряжения               и усталости       «Котята отправляются            в путешествие»

Ходьба,   бег.   Дыхательное упражнение «Пловец кролем» Распределение детей по тренажерам.

Работа   на  тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Найди себе пару»

Упражнение           на снятие  напряжения  и усталости «Дерево».

Глазодвигательные упражнения

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

Подвижная игра «Мы-весёлые ребята»

Игра малой подвижности «Воротца». Пальчиковая игра. Релаксация под музыку.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть»

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра

Игровое упражнение «Балерина»

Зарядка для глаз. Расслабление под музыку.

Апрель

8

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Вырастим большими» Распределение    детей     по тренажерам.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Мы- весёлые ребята»

Упражнение на снятие напряжения и усталости «Черепашка».

Тренировка глазодвигательных мышц

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение « Поедем на автомобиле»

Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки. Подвижная игра «Перелёт птиц»

Упражнение на снятие напряжения                 и усталости

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Каша кипит»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Водяной, водяной…»

Релаксация  «Встреча с Дюймовочкой»

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Роза распускается»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Караси и щука»

Упражнение на снятие напряжения  глаз            и усталости.

Май

9

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперёд. Дыхательные упражнения.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Фитбол-задорная игра»

Ходьба по залу. Упражнение на расслабление

Игра малой подвижности .Игра «Совушка». Упражнение на восстановление дыхания.

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «У медведя во бору»

Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Эстафета с обручами.

Медленный бег. Ходьба.

 Зрительная гимнастика

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловец кролем»

Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки. Подвижная игра «Хрюкай, свинка, хрюкай»

Зрительная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика. Релаксация под музыку.

Итого

9

36 занятий

 

   

                                                                    6. Ресурсное обеспечение реализации программы.

  Центр двигательной активности, спортивная комната:

·         Детские тренажеры;

·         Спортивная атрибутика и пособия;

·         Компьютер, проектор;

·         Презентации по теме;

·         Музыкальный центр с аудиозаписями.

 

7.      Контроль реализации программы

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека. Первый объясняет задание и следит за тем, чтобы ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй с помощью сантиметровой ленты замеряет длину прыжка.

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Педагог измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, в протокол заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывается попытка и фиксируется тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких игрушек на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самой дальней из них.

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя

По данному тесту также можно оценить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности.

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его из-за головы как можно дальше. При этом одна нога - впереди, другая - сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

Челночный бег 3 раза по 10 м

Данный тест помогает определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

Тест на координационные способности

Сохранение равновесия Ребенок встает в стойку (носок сзади стоящей ноги примыкает к пятке впереди стоящей ноги) и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания

Тест на гибкость

Наклон вперед из положения стоя

Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.

Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Дается задание наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придержать педагог). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотянулся до нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

 

 

 

8. Список  литературы.

1.      Власенко Н.Э. Фитнес в детском саду – Пралеска, 2006, №7.

2.      Власенко Н.Э. С физкультурой в дружбе – Пралеска, 2008, №3.

3.      Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.

4.      Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

5.      Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят – Феникс, 2004.

6.      Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.

7.      Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.

8.      Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.

9.      Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».

10.  Чечета М.В. Фитбол – гимнастика в детском саду, 2003.            

11.   Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва 2011 г.

12.   Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет: развернутое перспективное планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Т.И. Ишинбаева. – Волгоград: Учитель, 2012.

13.  Физкультминутки / авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева. – Вып.1 – Волгоград: Учитель, 2013.

14.  Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье ТЦ Сфера Москва 2012 г.

 

 

Приложение 1

Упражнения на снятие напряжения и усталости

1.     И. п. - стоя. Напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на препятст­вие с усилием до ощущения мелкой дрожи от перенапряжения. Далее - резкое расслабление.

2.    И. п. - сидя на стульчике. Ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол (или: подъем пяток с усилием, носки не от­рываются от пола). Далее - резкое расслабление.

3.    «Астры». Инструктор предлагает детям взяться за руки так, чтобы получился круг, а затем присесть на корточки. Далее он говорит: «Представьте, что вы - астры и растете на клумбе». После этого ребята выполняют упражнения под текстовое со­провождение:

Мы астры, астры, астры

На клумбе вырастаем.

(Дети медленно привстают с корточек, затем поднимают руки.)

Нас любят не напрасно,

Когда мы расцветаем.

(Ходьба по кругу, взявшись за руки.)

Мы - красивые цветы,

Мы - веселые цветы.

(Махи руками вперед и назад, 2-3 раза.)

4. «Саранча». И. п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вы­тянуты за головой.

1  - оттянуть пальцы ног, потянуть пальцы рук;

2  - и. п.

Выполнять 3-4 раза по 8 секунд. На вдохе вытянуть позво­ночник, на выдохе расслабиться.

5.  «Червячок». Сидя на пятках, руки лежат на коленях.

1 - развести колени в стороны, руки согнуть в локтях; 2 -локти положить на пол, голову наклонить;

3-4 - и. п.

Повторить 2-3 раза. Ладони рук параллельно, голову на пол не опускать.

6. «Черепашка». Сидя на пятках, руки опущены вдоль туло­вища.

1  - руки вытянуть вперед и положить на колени;

2  - голову опустить к коленям; 3-4 - и. п.

Повторить 2-3 раза. Туловище от пяток не отрывать. Спина круглая.

7.  «Дерево». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повернуть друг к другу. Тянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут. Через 10-15 секунд, развернув ладони в стороны, спо­койно опустить руки. Это упражнение способствует росту ре­бенка.

8.    «В кукольном театре».

Инструктор. Бом, бом, бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют двенадцать раз, куклы оживут. Здесь светло, за­дуйте свечи и поставьте их на стол. Встаньте в круг подальше один от другого, чтобы не мешать друг другу. Покажите, как движутся стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так, бом, бом! Слышите? Часы бьют! Да­вайте вместе сосчитаем до двенадцати. Первыми ожили куклы бибабо. Каждому на руку я надену веселого Петрушку (вооб­ражаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы руки и голова у Петрушки задвигались. Какой веселый Петрушка!

А теперь вы сами стали куклами бибабо. Наклоните голову, поздоровайтесь так, как Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопни­те в ладоши. Петрушка танцует! Поклонитесь зрителям, как это делает Петрушка: руки и голова повисли, расслабились.

9. «Встреча с Дюймовочкой».

Инструктор. Посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево: сначала вверх - на ветки деревьев, потом вниз -на траву. Что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Давайте еще раз выглянем и посмотрим: кто же там? Никого! Выходите, не бойтесь - это ветер играет листвой. Ну и озорник! Расслабь­те шейку, покатайте головку по плечикам. Шея - как ниточка: болтается, легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.

А вот и подоконник, на котором в ореховой скорлупке спит Дюймовочка. Представьте, что вы стали такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложи­тесь на коврики. В скорлупке так тесно - подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Долго так не проспишь: ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз и еще. Выпрямите затек­шие ноги, руки, спину. Вставайте! Хватит спать! Скорлупка Дюймовочки и наши скорлупки закачались. Возьмитесь парами за руки, как будто вы колыбелька, и покачайтесь. Ноги расстав­лены. Колыбелька то тихо качается, то сильно. Она так сильно раскачалась, что даже закружилась на одном месте: то в одну сторону крутится, то в другую. На подоконник за Дюймовоч­кой прилетел майский жук. Ж-ж-ж. Он перевернулся на спину.

Лежит и шевелит лапками, не может перевернуться. Но вот жуку удалось перевернуться, он полетел. Легко, свободно ле­тит жук, громко жужжит.

10. «Котята отправляются в путешествие». Инструктор. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят. Вижу, вы готовы к путешествию. Впереди забор, через него на­до перепрыгнуть. Только так тихо, чтобы мама-кошка не услы­шала и не оставила нас дома. А за забором - ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Будьте внимательны! Наступайте только на камешки. Всё, мы на другом берегу. Обрадовались котята, что перебра­лись через ручей. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ни­точки, висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хоро­шо, приятно! Отдохнули? И снова в путь! А на пути большая гора. Что делать? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вы­тянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первой, а вы за мной. Какие вы молодцы, котята! Все перешли на другую сторону горы! Что здесь нас ждет? НаДо быть осторожными! Давайте встанем на четыре лапки и под­крадемся к кусту: лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам: что же там такое? Любопытные котята, все им ин­тересно! Какой-то шорох! Кто в кустах? Прислушайтесь, зам­рите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-тс! Вроде нико­го. Давайте еще раз послушаем. Ква-ква-ква! Да это же большая жаба!  Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат. Давайте по­смотрим: ускакала жаба или нет? Уф, наконец-то она ускакала, можно расслабиться и спокойно осмотреться по сторонам.