Пояснительная записка
К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Модель будущего первоклассника
Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.
Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Актуальность программы
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса
обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Новизна программы
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Цели: научить детей дошкольного возраста читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения
Задачи:
1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
2. Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества
(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;
в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).
3. Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)
4. Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;
б) отработка первой и второй слоговой модели;
в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;
г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год
Возраст детей
Программа ориентирована на детей 5- 7 лет
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты:
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- перечислять в правильной последовательности времена года;
- называть основные признаки времен года;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего
дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными
результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые
общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько
его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем,
как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными
результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных
действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии
с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении,
в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа,
геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными
результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и
письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного
произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем
вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов:
слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже,
раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Ведущие методы (принципы работы)
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Формы организации:
Программа «Из незнайки в знайки» предусматривает следующие формы организации:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раза в неделю.
2. Индивидуальная работа.
Формы проведения занятий
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие формы занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Добуквенный период |
16 |
2 |
Буквенный период |
19 |
Содержание образовательной программы
Обучение грамоте и письмо:
Добукварный период:
Выделение первого звука в слове. Обведение предметов по контуру.
Выделение звука в слове. Письмо овалов и полуовалов.
Гласные и согласные звуки.
Выделение звука из слов. Письмо в узкой строке
Твердые и мягкие согласные звуки
Произношение гласных звуков. Построение простого предложения.
Письмо коротких линий с закруглением внизу.
Письмо коротких линий с закруглением вверху.
Составление предложений.
Составление рассказа по картинке.
Буквенный период:
Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки. Буква и звук а. Чтение слогов и слов.
Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук о. Буква и звук у. Чтение слогов и слов.
Буквы О и У (большие и маленькие). Работа в рабочей строке.
Буква и звук и. Чтение слогов и слов.
Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук э. Чтение слогов и слов.
Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква и звук ы. Чтение слогов и слов.
Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, н*. Чтение слогов и слов.
Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов.
Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов.
Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов.Буква М (большая и маленькая).
Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*. Чтение слогов и слов.
Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов.
Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов.
Буква Л (большая и маленькая).
Математические знания:
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру.
Сравнение предметов по размеру: большой – маленький.
Длина: длиннее – короче.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же).
Прямоугольник. Квадрат.
Обведение по контуру.
Письмо овалов и полуовалов.
Прямоугольник, квадрат.
Число и цифра 3. Состав числа 3.
Число и цифра 2, понятие «пара»
Число и цифра 4. Состав числа 4.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Число и цифра 1.
Методологическое обеспечение образовательной программы
Основным дидактическим средством для предлагаемого кружка являются задания, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, пособий по подготовке детей к школе или составлены самим учителем.
Интернет –ресурсы
Рекомендованная литература
1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
7. Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата |
||
планируемая |
фактическая |
|||
Добуквенный период
|
||||
1 |
Осенние странички. Выделение первого звука в слове. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру. |
|
|
|
2 |
Выделение звука в слове. Обведение предметов по контуру. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький. |
|
|
|
3 |
Гласные и согласные звуки. Письмо овалов и полуовалов. Ориентация на плоскости: слева, справа. |
|
|
|
4 |
Выделение звука из слов. Произношение гласных звуков. Построение простого предложения. Длина: длиннее – короче. |
|
|
|
5 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Письмо в узкой строке. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). |
|
|
|
6 |
Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Письмо коротких линий с закруглением внизу. |
|
|
|
7 |
Круг. Многоугольники.: треугольник, четырёхугольник. Письмо коротких линий с закруглением вверху. |
|
|
|
8 |
Прямоугольник. Квадрат. Обведение по контуру. |
|
|
|
9 |
Круг. Прямоугольник. Квадрат. (Закрепление). Письмо овалов и полуовалов. |
|
|
|
10 |
Сравнение групп предметов по количеству : позже, раньше. |
|
|
|
11 |
Сравнение объектов по массе: лёгкий-тяжёлый, легче – тяжелее. Письмо петелек. |
|
|
|
12 |
Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжёлый, легче – тяжелее. Составление предложений. |
|
|
|
13 |
Составление рассказа. Письмо овалов и полуовалов. Число и цифра 1. |
|
|
|
14 |
Число и цифра 2, понятие «пара» Составление рассказа по картинке. |
|
|
|
15 |
Число и цифра 3. Состав числа 3. Письмо наклонных линий. Звездное небо. |
|
|
|
16 |
Число и цифра 4. Состав числа 4. Выделение звука из слов. Устная речь. Выделение предложений из речи. Солнце и Луна. |
|
|
|
Буквенный период |
||||
17 |
Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки. Буква и звук а. Чтение слогов и слов. Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке Число и цифра 5. Состав числа 5. Радуга. |
|
|
|
18 |
Буква и звук о. Буква и звук у. Чтение слогов и слов. Буквы О и У (большие и маленькие). Работа в рабочей строке. Прямоугольник, квадрат. Народные приметы. |
|
|
|
19 |
Буква и звук и. Чтение слогов и слов. Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. Как узнать растения?. |
|
|
|
20 |
Буква и звук э. Чтение слогов и слов. Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Закрепление пройденного материала Травы. Кустарники. Деревья. |
|
|
|
21 |
Буква и звук ы. Чтение слогов и слов. Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке Число и цифра 1. Понятия «один – много». Декоративные растения. |
|
|
|
22 |
Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, н*. Чтение слогов и слов. Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Съедобные и ядовитые растения. |
|
|
|
23 |
Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов. Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Лекарственные растения. |
|
|
|
24 |
Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов. Буква Л (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Грибы. |
|
|
|
25 |
Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов.Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Число и цифра 0. Отношение людей к растениям и грибам. |
|
|
|
26 |
Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*. Чтение слогов и слов. Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П. Составление и написание слогов. Как узнать животных? |
|
|
|
27 |
Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов. Буквы Б-П. Составление и написание слогов. Понятие «равенство». Знак «=». Домашние животные. |
|
|
|
28 |
Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов. Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +. Породы собак. |
|
|
|
29 |
Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов. Буквы Д-Т. Составление и написание слогов Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -. В мире насекомых. |
|
|
|
30 |
Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов. Буквы Г-К. Составление и написание слогов Закрепление пройденного материала. В мире рыб. |
|
|
|
31 |
Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов. Буквы Г-К. Составление и написание слогов. Число и цифра 6. В мире птиц. |
|
|
|
32 |
Буква в, звуки в, в*. Чтение слогов и слов. Буквы В-Ф. Составление и написание слогов. Число и цифра 7. В мире зверей. |
|
|
|
33 |
Буква ф, звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов. Буквы В-Ф. Составление и написание слогов. Число и цифра 8. Отношение людей к животным. |
|
|
|
34 |
Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов. Буквы З-С. Составление и написание слогов. Число и цифра 9. Цветущие растения весной. |
|
|
|
35 |
Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов. Буквы З-С. Составление и написание слогов. Число 10. Особенности записи числа 10. Птицы весной. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.