Рабочая программа кружка "Калейдоскоп"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп"

Оценка 4.9
docx
26.10.2023
Рабочая программа кружка "Калейдоскоп"
Калейдоскоп 2022-2027 гг..docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                     Согласовано

                                                                                                                 на педагогическом совете

      Протокол  № ___ от________2022  г.

                                                                           Утверждено

                                                                                                                                  Директор школы_________Стадникова Т.Л.

     Приказ №_______ от_________2022  г.

 

 

Рабочая программа 

кружка "КАЛЕЙДОСКОП"

 

 

 

 

         5-9 классы

 

 

 

 

 

         Руководитель:

         Сартаков Александр Владимирович

 

 

2022-2023 учебный год

 

 

                                                                      Список учащихся

 

                                                                       1. Афанасьева Людмила

                                                                2. Кутькина Ульяна

                                                           3. Ничков Захар

                                                                4. Сартакова Олеся

                                                                  5. Суворова Полина

                                                                     6. Тимошенко Полина

                                                            7.Шипицына Яна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» (вокальное пение) разработана на основании:

·         ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

·         Основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка» Д. Б. Кабалевского.

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. А приобщение детей к певческому искусству будет способствовать развитию их творческой фантазии.

Занятия  музыкой  способствуют  духовно-нравственному  воспитанию  детей,  целостному   развитию  личности  школьника,  приобщению  его  к  непреходящим  этическим  и  эстетическим  ценностям  отечественной  и  мировой  музыкальной  культуры.  Музыкальное  искусство  является  неотъемлемой  частью   духовной культуры.

Художественная направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.

Новизна программы в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво, задача педагога состоит не в максимальном ускорении творческих способностей ребенка, не вформировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Актуальность программысвязана с ростом числа учеников, пожелавших заниматься пением в нашей школе, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения,музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

 

Цель: формирование  музыкальной  культуры  как  неотъемлемой  части  духовной  культуры  школьников.

Задачи:

·         Формировать  эмоционально-ценностное  отношение  учащихся  к музыкальному  искусству  на  основе  лучших  образцов  народного  и  профессионального  музыкального  творчества, аккумулирующих  духовные  ценности  человечества.

·         Развивать  музыкально-образное  мышление  школьников  адекватно  природе  музыки -  искусства  «интонируемого  смысла» -  в  процессе  постижения  музыкальных  произведений   разных  жанров,  форм,  стилей.

·         Формировать  опыт  музыкально- творческой  деятельности  учащихся  как  выражения  отношения   к  окружающему  миру  с  позиции  триединства:  композитор – исполнитель – слушатель.

·         формировать  у  школьников потребность  в  музыкально-досуговой  деятельности,  обогащающей  личность  ребенка  и  способствующей  сохранению  и  развитию  традиций  отечественной  музыкальной  культуры.

 

 

Музыкальные занятия,  как  и  художественное  образование  в  целом,  предоставляя  детям  возможности  для  культурной  и  творческой  деятельности,  позволяют  сделать  более  динамичной  и  плодотворной  взаимосвязь  образования,  культуры  и  искусства.

Освоение  музыки  как  духовного  наследия  человечества  предполагает  формирование  опыта  эмоционально  образного  восприятия,  начальное  овладение  различными  видами  музыкально-творческой  деятельности,  приобретение  знаний  и  умений,  овладение  универсальными  учебными  действиями,    обеспечивает  введение  учащихся  в  мир  искусства  и  понимание  неразрывной  связи  музыки  и  жизни.

            Внимание  на  музыкальных  занятиях  акцентируется  на  личностном  развитии,  нравственно-эстетическом  воспитании,  формировании  культуры  мировосприятия    школьников  через  эмпатию,  идентификацию,  эмоционально-эстетический  отклик  на  музыку.  В  процессе  постижения  музыкального  искусства  учащиеся  понимают,  что  музыка  открывает  перед  ними  возможности  для   познания  чувств  и  мыслей  человека,  его  духовно-нравственного  становления,  развивает  способность  сопереживать,  встать   на  позицию  другого  человека,  вести  диалог,  участвовать  в  обсуждении  значимых  для  человека  явлений  жизни  и  искусства,  продуктивно  сотрудничать  со  сверстниками  и  взрослыми.  Это    способствует  формированию  интереса  и  мотивации  к  дальнейшему  овладению  различными  видами  музыкальной  деятельности  и  организации  своего  культурно-познавательного  досуга.

Содержание  обучения  ориентировано  на   целенаправленную  организацию  и  планомерное  формирование  музыкальной  учебной  деятельности,  способствующей  личностному, коммуникативному,  познавательному  и  социальному  развитию  растущего   человека. 

Содержание  программы  разработано  в  развитие  основных  положений  музыкально-педагогической  концепции  Д. Б. Кабалевского  и  призвано  «ввести  учащихся  в  мир  большого  музыкального  искусства,  научить  их  любить  и  понимать  музыку  во  всем  богатстве  ее  форм  и  жанров,  иначе  говоря,  воспитать  в  учащихся  музыкальную  культуру  как  неотъемлемую  часть  всей  их  духовной  культуры».  Педагогические  технологии,  реализуемые  в  программе,  способствуют  раскрытию  творческого  потенциала  каждого  учащегося,  формированию его  мировоззренческой,  гражданской  позиции,  ценностных  ориентаций,  интеграции  личности  ребенка  в  национальную  и  мировую  культуру.

           Основные  ценностные  ориентиры  содержания  курса:

         Воспитание  эмоционально-ценностного  отношения  к  музыке  в  процессе  освоения  содержания  музыкальных  произведений  как  опыта  обобщения  и  осмысления  жизни  человека,  его  чувств  и  мыслей.

         Формирование  музыкальной  картины  мира  во взаимодействии  народного  и  профессионального  творчества,  композиторских,  национальных и  эпохальных  стилей,  музыкальных  произведений  разных  жанров,  форм  и   типов  драматургии.

         Формирование  интонационно-слухового  опыта  школьников  как  сферы  невербального  общения,  значимой  для  воспитания  воображения  и  интуиции,  эмоциональной  отзывчивости,  способности  к  сопереживанию.

         Развитие  гибкого  интонационно-образного  мышления,  позволяющего  школьникам  адекватно  воспринимать  произведения  разнообразных  жанров  и  форм,  глубоко  погружаться  в  наиболее  значимые  из них,  схватывать  существенные  черты,  типичные  для  ряда  произведений.

         Разнообразие  видов  исполнительской  музыкальной  деятельности  помогает  учащимся  войти  в мир  музыкального  искусства,  развить  музыкальную  память,  воспитать  художественный  вкус.

         Формирование  у  учащихся  умения  решать  музыкальные  задачи  не  только  на  уроке,  но  и  во  внеурочной  деятельности,  принимать  участие  в  художественных  проектах  класса, школы, города и т.д.

 

 

 

Содержание  музыкального воспитания  ориентировано  на  целенаправленную  организацию  и  планомерное  формирование  музыкальной   деятельности, способствующей  развитию  личностных,  коммуникативных,  познавательных  и  предметных  компетенций  школьников.

 

Программа рассчитана на 5 лет. По 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Итого общее количество часов за 5 лет – 170 ч.

 

№ п/п

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

Первый год

1

34

2

Второй год

1

34

3

Третий год

1

34

4

Четвертый год

1

34

5

Пятый год

1

34

Итого: 170 часов

 

Результаты  освоения курса

Личностные  результаты:

            - Чувство  гордости  за свою  Родину,  российский  народ  и  историю  Росси на  основе  изучения  лучших  образцов шедевров  музыкального  наследия  отечественных  композиторов  и  различных  направлений  современного  музыкального  искусства  России;

            - целостный,  социально-ориентированный  взгляд  на  мир в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы,  культур,  народов  и  религий;

            - умение  наблюдать  за  разнообразными  явлениями  жизни  и  искусства  в  учебной  и  внеурочной  деятельности,  их  понимание  и  оценка -  умение  ориентироваться  в  культурном  многообразии  окружающей  действительности,  участие  в  музыкальной  жизни  класса,  школы,  города  и  т. д.;

            - уважительное  отношение  к  культуре  других  народов;  сформированность  естетических  потребностей,  ценностей  и  чувств;

            - развитие  мотивов  учебной  деятельности   и  личностного  смысла  учения;  овладение  навыками  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками;

            - формирование  этических  чувств  доброжелательности  и  эмоционально  нравственной  отзывчивости,  понимания  и  сопереживания  чувствам  других  людей;

            - развитие  музыкально-эстетического  чувства,  проявляющего  себя  в  эмоционально-ценностном  отношении к  искусству,  понимании  его  функций  в  жизни  человека  и  общества.

            Метапредметные  результаты характеризуют  уровень  сформированности  УУД  учащихся,  проявляющихся  в  познавательной  и  практической  деятельности;

            - овладение  способностями  принимать  и  сохранять  цели и  задачи  учебной  деятельности,  поиска  средств  ее  осуществления  в  разных  формах  и  видах  музыкальной  деятельности;

            - освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера  в  процессе  восприятия,  исполнения,  оценки  музыкальных  сочинений;

            - формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условием  ее  реализации  в  процессе  познания  содержания  музыкальных  образов; определять  наиболее  эффективные  способы  достижения  результата в  исполнительской  и  творческой  деятельности;

            - продуктивное  сотрудничество  ( общение,  взаимодействие)  со  сверстниками  при  решении  различных  музыкально-творческих  задач  на  уроках  музыки,  во  внеурочной  и  внешкольной  музыкально-эстетической  деятельности;

            - освоение  начальных  форм  познавательной  и  личностной  рефлексии;  позитивная  самооценка  своих  музыкально-творческих  возможностей;

            - овладение  навыками смыслового  прочтения  содержания  «текстов»  различных  музыкальных  стилей  и  жанров  в  соответствии с  задачами  коммуникации;

            -  приобретение  умения  осознанного  построения  речевого  высказывания  о  содержании,  характере,  особенностях  языка  музыкальных  произведений  разных  эпох,  творческих  направлений  в  соответствии  с  задачами  коммуникации;

            - формирование  умения  составлять  тексты,  связанные  с  размышлениями  о  музыке  и  личностной  оценкой  ее  содержания,  в  устной  и  письменной  форме;

            - овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  установления  аналогий  в  процессе  интонационно-образного  и  жанрового,  стилевого  анализа  музыкальных  сочинений  и  других  видов  музыкально-творческой  деятельности;

            - умение  осуществлять  информационную,  познавательную  и  практическую  деятельность  с  использованием  различных  средств  информации  и  коммуникации  (включая  пособия  на  электронных  носителях,  обучающие  музыкальные  программы,  цифровые  образовательные  ресурсы,  мультимедийные  презентации и т . п.).

Предметные  результаты  изучения  музыки  отражают  опыт  учащихся  в  музыкально-творческой  деятельности:

            - формирование  представления  о  роли  музыки  в  жизни  человека,  в  его  духовно-нравственном  развитии;

            - формирование  общего  представления  о  музыкальной  картине  мира;

            - знание  основных  закономерностей  музыкального  искусства  на  примере  изучаемых  музыкальных  произведений;

            - формирование  основ  музыкальной  культуры,  в  том  числе  на  материале  музыкальной  культуры  родного  края,  развитие  художественного  вкуса  и  интереса  к  музыкальному  искусству  и  музыкальной  деятельности;

            - формирование  устойчивого  интереса  к  музыке  и  различным  видам  (или какому-либо  виду) музыкально-творческой  деятельности;

            - умение  воспринимать  музыку  и  выражать  свое  отношение  к  музыкальным  произведениям;

            - умение  эмоционально  и  осознанно  относиться  к  музыке  различных  направлений  (Фольклору,  музыке  религиозной  традиции,  классической  и  современной;  понимать  содержание,  интонационно-образный  смысл  произведений  разных  жанров  и  стилей);

            - умение  воплощать  музыкальные  образы  при  создании музыкально-пластических  композиций,  исполнении  вокально-хоровых  произведений  и  импровизациях.

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы работы

         репродуктивный (воспроизводящий);

         объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

         практический.

Виды музыкально-практической деятельности школьников.

На  музыкальных занятиях используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы ормированияУУД.

К ним относятся:

         восприятие музыки и размышления о ней ;

         хоровое, ансамблевое, сольное пение; 

         музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, 

         выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусства;

         проектно-исследовательская деятельность школьников,  

         саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

         перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Наиболее перспективные образовательныетехнологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

 

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ее содержании, певческое развитие школьников,  интонирование и музыкально-ритмические движения, разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические).

 

Технологии арттерапевтического воздействия музыки: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе вокально-хоровой работы, развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).   

 

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений  музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий ; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков.

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 час в неделю, 34 часа в год).

Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.). Вводное занятие. Прослушивание голосов.        

Раздел 2. Первичная диагностика (1 ч.). Первичная диагностика.  

Раздел 3. Музыкальная грамота (10 ч.).  Певческая установка. Дыхание. Вокальная позиция. Унисон. Дикция. Унисон.Игротека.Дирижерские жесты.Звуковедение. Развитие музыкального слуха. Музыкальная позиция. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкальной памяти. Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне?

Раздел 4. Техника пения (10 ч.).Другая жизнь песни.  Музыка – главный герой. Игротека.Развитие чувства ритма.          Народное творчество.О гигиене певческого голоса.Звуковедение.     Развитие музыкального слуха. Народное творчество.  Фольклорные праздники.         

Раздел 5. Музыкальная фразировка (3 ч.). Развитие музыкальной памяти. Развитие музыкального слуха. Работа над вокальной позицией. Звуковедение. 

Раздел 6. Музыкальные фантазии (9 ч.). Игротека.Музыка в кино и на телевидении.Мир композитора. Мир музыкальных образов. «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Взаимодействие музыки и изобразительного искусства. Творческая мастерская.    Творческая мастерская. Итоговая диагностика.            Итоговое занятие.    

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 час в неделю, 34 часа в год).

Раздел 1. Музыкально-теоретические дисциплины (9 ч.). Введение. Ладовое многообразие. Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения.  Динамика. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. Типы голосов. Типы дыхания. Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода. Урок слушания и анализа 

Раздел 2. Вокальная работа (18 ч.). Формирование певческих навыков.  Роль распевки. Певческая установка. Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. Развитие музыкальной памяти.  Дирижёрские жесты. Артикуляция. Упражнения для развития дыхания. Единство художественного образа и исполнительства. Звуковедение. Развитие чувства ритма. Работа над тембровой окраской.Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами. Развитие певческого диапазона.             Унисонное пение. Пение фальцетом. Пение речитативом. Дикция. Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. Работа над музыкальным и сценическим образом.        

Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (7 ч.). Жанровое разнообразие музыки.Роль песни в переломные моменты истории. Песня в жизни человека.        История гимнов России. Песня на войне. Бардовская песня. Творчество современных композиторов-песенников. Народное музыкальное творчество.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 час в неделю, 34 часа в год).

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18 ч.). Удивительный мир музыкальных образов          . Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Уноси мое сердце в звенящую даль…  Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов.           Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир. Образы русской народной и духовной музыки. Народное  искусство древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.            Образы русской народной и духовной музыки.  Фрески Софии Киевской     . Образы русской народной и духовной музыки «Перезвоны» -  В.А. Гаврилин. Образы духовной музыки Западной Европы.  И.С. Бах. Образы скорби и печали. Кантата «Stabatmater», «Реквием». Фортуна правит миром. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство 20 века.  Обобщающий урок по теме: Мир образов вокальной  и инструментальной музыки.          

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (16 ч.). Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Образы камерной музыки. Ноктюрн. Инструментальный концерт. Пьеса «Космический пейзаж» - Чарльз Айвайза, «Мозаика» - Э. Н. Артемьев. Образы симфонической музыки. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Симфоническое развитие музыкальных образов. Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная увертюра. Программная увертюра.Программная увертюра. Увертюра-фантазия. Программная увертюра. Увертюра-фантазия. Мир музыкального театра. Мир музыкального театра.Мир музыкального театра.    Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.

 

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 час в неделю, 34 часа в год).

Раздел 1. Народное искусство (4 ч.). Наша Родина – Россия. Мифы и легенды наших предков.            Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучивание  прибауток, считалок, закличек. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные. Знакомство с жанрами народных песен: плясовые, лирические, военные.

Раздел 2. Фольклор – народное творчество – 5 ч.Знакомство  детей с понятием фольклор. Диагностика музыкальных способностей. Истоки  появления русского  народного творчества на Руси. Знакомство с жанрами песен: плясовые, лирические. Знакомство с жанрами песен: протяжные, трудовые. Знакомство с жанрами песен: хороводные.      

Раздел 3. Музыкальные инструменты (5 ч.). Знакомство с народными инструментами. Показ русских народных инструментов: бубна, ложек, трещоток, ксилофона. Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под горкой под горой», «Березка». Шумовые инструменты. Обучение игре на шумовых инструментах.           Знакомство со струнными инструментами. Гитара, балалайка.           

Раздел 4. Вокально – хоровое пение (8 ч.).Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки. Знакомство с вокально – хоровыми приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи. Умение эмоционально исполнять репертуар:  работа над артикуляцией, дыханием, ритмом. Репертуар для исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка», «Как у наших у ворот».Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Распевки в пределах октавы. Пение двухголосья.          

Раздел 5. Народная хореография (8 ч.).Знакомство с основными позициями ног, рук и  освоение движений. Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук: подбоченившись, калачиком.  Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода: круг, стенка, восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного. Плясовые – полуприсядка, хлопушка. Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна». Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Соединение танца с пением.         

Раздел 6. Народный календарь (4 ч.). Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой. Русские народные праздники. Покров – первозимье. Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Рождество. Колядки.Русские народные праздники. Масленица. Красная горка. Вербное воскресение. Пасха. Русские народные праздники. Параскева  Пятница – покровительница женских ремесел.  Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала.           Разучивание песен к празднику «День Ивана Купалы».

 

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 час в неделю, 34 часа в год).

Раздел 1. Джаз – музыка для избранных (11 ч.).История возникновения джазовой музыки. Блюз – основной жанр джаза.          Основоположники классического джаза. Основоположники классического джаза.Элла  Фицджеральд – первая леди джаза. Луи Армстронг – «символ джаза». Луи Армстронг–«Золотая труба». Симфоджаз. Д. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах. Джазовый оркестр. Современный джаз.  Обобщение по теме «История возникновения джазовой музыки».     

Раздел 2. Рок – энергия музыкального искусства (18 ч.). История возникновения рок-музыки.            Элвис Пресли - «Король рок-н-ролла». «Жизнь и смерть Битлз». «Битлз»- основоположники мирового рока. История русского рока.Группа  «Кино» - классика  русского рока. Появление электро-инструментов. Группа  «Кино» в рок-музыке 21-го века. Группа  «Машина времени» как один из основоположников русского рока. Музыкальная викторина. Знакомство с группой  «НаутилиусПомпилиус». Знакомство с популярными зарубежными рок-группами. Жанры и формы рок-музыки. Жанры и формы рок-музыки. Рок-опера  «Юнона и Авось». Рок-опера «Юнона и Авось».             Обобщающее занятие по теме «История Рок-музыки». Обобщающее занятие по теме  «История российской Рок-музыки».  

Раздел 3. Классика XX века (5 ч.). Альфред Шнитке - общая характеристика творчества. Альфред Шнитке-особенности музыкального языка.         Карл Орф – общая характеристика творчества.            Композиторы второй половины XX-го и начала XI века. Музыкальная викторина «Знатоки музыки XX века». Обобщение за год «Стили и направления в музыке XX века».    

 

 

Планируемые  результаты

            В  результате  изучения  музыки  ученик  должен  научиться:

            - воспринимать  музыку  различных  жанров,  размышлять  о  музыкальных  произведениях  как  способе  выражения  чувств  и  мыслей  человека,  эмоционально  откликаться  на  искусство,  выражая  свое  отношение  к  нему  в  различных  видах  деятельности; делать    анализ  музыкального  произведения.

            - ориентироваться  в  музыкально-поэтическом  творчестве,  в  многообразии  фольклора  России,  сопоставлять  различные  образцы  народной  и  профессиональной  музыки,  ценить  отечественные  народные  музыкальные  традиции;

            - соотносить  выразительные  и  изобразительные  интонации,  узнавать  характерные  черты  музыкальной  речи  разных  композиторов,  воплощать  особенности  музыки в  исполнительской  деятельности;

            - общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,   коллективного (хорового)  воплощения  различных  художественных  образов;

            - определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы в  звучании  различных  музыкальных  инструментов;

            - оценивать  и  соотносить  содержание  и  музыкальный  язык  народного  и  профессионального  музыкального  творчества  разных  стран  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

 

№ п/п

Тема занятия (раздела)

 

Дата

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

 

1

Вводное занятие. Прослушивание голосов.

 

Раздел 2. Первичная диагностика – 1 ч.

 

2

Первичная диагностика.

 

Раздел 3. Музыкальная грамота – 10 ч.

 

3

Певческая установка. Дыхание.

 

4

Вокальная позиция. Унисон.

 

5

Дикция. Унисон.

 

6

Игротека.

 

7

Дирижерские жесты. Звуковедение.

 

8

Развитие музыкального слуха

 

9

Музыкальная позиция. Основы музыкальной грамоты.

 

10

Развитие музыкальной памяти.

 

11

Искусство в нашей жизни.

 

12

Что я знаю о песне?

 

Раздел 4. Техника пения – 10 ч.

 

13

Другая жизнь песни.

 

14

Музыка – главный герой.

 

15

Игротека.

 

16

Развитие чувства ритма.

 

17

Народное творчество.

 

18

О гигиене певческого голоса.

 

19

Звуковедение.

 

20

Развитие музыкального слуха.

 

21

Народное творчество.

 

22

Фольклорные праздники.

 

Раздел 5. Музыкальная фразировка – 3 ч.

 

23

Развитие музыкальной памяти.

 

24

Развитие музыкального слуха.

 

25

Работа над вокальной позицией. Звуковедение.

 

Раздел 6. Музыкальные фантазии – 9 ч.

 

26

Игротека.

 

27

Музыка в кино и на телевидении.

 

28

Мир композитора.

 

29

Мир музыкальных образов.

 

30

«Жизнь дает для песни образы и звуки…».

 

31

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.

 

32

Творческая мастерская.

 

33

Творческая мастерская.

 

34

Итоговое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

 

№ п/п

Тема занятия (раздела)

 

Дата

Раздел 1. Музыкально-теоретические дисциплины – 9 ч.

 

1

Введение.

 

2

Ладовое многообразие.

 

3

Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения.

 

4

Динамика.

 

5

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

 

6

Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

 

7

Типы голосов. Типы дыхания.

 

8

Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода.

 

9

Урок слушания и анализа

 

Раздел 2. Вокальная работа–18 ч.

 

10

Формирование певческих навыков.

 

11

Роль распевки

 

12

Певческая установка.

 

13

Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

 

14

Развитие музыкальной памяти. 

 

15

Дирижёрские жесты.

 

16

Артикуляция. Упражнения для развития дыхания.

 

17

Единство художественного образа и исполнительства.

 

18

Звуковедение.

 

19

Развитие чувства ритма.

 

20

Работа над тембровой окраской.

 

21

Отработка сценической постановки художественного номера.

 

22

Работа с солистами.

 

23

Развитие певческого диапазона.

 

24

Унисонное пение. Пение фальцетом.

 

25

Пение речитативом. Дикция.

 

26

Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.

 

27

Работа над музыкальным и сценическим образом.

 

Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки – 7 ч.

 

28

Жанровое разнообразие музыки.

 

29

Роль песни в переломные моменты истории. История гимнов России.

 

30

Песня в жизни человека.

 

31

Песня на войне.

 

32

Бардовская песня.

 

33

Творчество современных композиторов-песенников

 

34

Народное музыкальное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

 

№ п/п

Тема занятия (раздела)

 

Дата

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 18 ч.

 

1

Удивительный мир музыкальных образов

 

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

 

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

 

4

Уноси мое сердце в звенящую даль…

 

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

 

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

 

7

Образы песен зарубежных композиторов

 

8

Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир.

 

9

Образы русской народной и духовной музыки. Народное  искусство древней Руси.

 

10

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

 

11

Образы русской народной и духовной музыки.  Фрески Софии Киевской

 

12

Образы русской народной и духовной музыки «Перезвоны» -  В.А. Гаврилин

 

13

Образы духовной музыки Западной Европы.  И.С. Бах.

 

14

Образы скорби и печали. Кантата «Stabatmater», «Реквием».

 

15

Фортуна правит миром.

 

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.

 

17

Джаз - искусство 20 века.

 

18

Обобщающий урок по теме: Мир образов вокальной  и инструментальной музыки.

 

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки – 16 ч.

 

19

Вечные темы искусства и жизни.

 

20

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена

 

21

Образы камерной музыки. Ноктюрн.

 

22

Инструментальный концерт.

 

23

Пьеса «Космический пейзаж» - Чарльз Айвайза, «Мозаика» - Э. Н. Артемьев

 

24

Образы симфонической музыки.

 

25

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина

 

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

 

27

Симфоническое развитие музыкальных образов.

 

28

Программная увертюра.

 

29

Программная увертюра.

 

30

Программная увертюра. Увертюра-фантазия

 

31

Программная увертюра. Увертюра-фантазия

 

32

Мир музыкального театра.

 

33

Мир музыкального театра.

 

34

Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

4 год обучения

 

№ п/п

Тема занятия (раздела)

 

Дата

Раздел 1. Народное искусство – 4 ч.

1

Наша Родина – Россия. Мифы и легенды наших предков.

 

2

Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучиваниеприбауток, считалок, закличек.

 

3

Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные.

 

4

Знакомство с жанрами народных песен: плясовые, лирические, военные.

 

Раздел 2. Фольклор – народное творчество – 5 ч.

5

Знакомство  детей с понятием фольклор. Диагностика музыкальных способностей.

 

6

Истоки  появления русского  народного творчества на Руси.

 

7

Знакомство с жанрами песен: плясовые, лирические.

 

8

Знакомство с жанрами песен: протяжные, трудовые.

 

9

Знакомство с жанрами песен: хороводные.

 

Раздел 3. Музыкальные инструменты – 5 ч.

10

Знакомство с народными инструментами.

 

11

Показ русских народных инструментов: бубна, ложек, трещоток, ксилофона.

 

12

Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под горкой под горой», «Березка».

 

13

Шумовые инструменты. Обучение игре на шумовых инструментах.

 

14

Знакомство со струнными инструментами. Гитара, балалайка.

 

Раздел 4. Вокально – хоровое пение – 8 ч.

15

Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением.

 

16

Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки.

 

17

Знакомство с вокально – хоровыми приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи.

 

18

Умение эмоционально исполнять репертуар:  работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.

 

19

Репертуар для исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка», «Как у наших у ворот».

 

20

Расширение диапазона песенного материала.

 

21

Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка.

 

22

Распевки в пределах октавы. Пение двухголосья.

 

Раздел 5. Народная хореография – 8 ч.

23

Знакомство с основными позициями ног, рук и  освоение движений.

 

24

Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук: подбоченившись, калачиком.

 

25

Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе.

 

26

Фигуры хоровода: круг, стенка, восьмерка, корзиночка, колонна.

 

27

Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного.

 

28

Плясовые – полуприсядка, хлопушка.

 

29

Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна».

 

30

Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Соединение танца с пением.

 

Раздел 6. Народный календарь – 4 ч.

31

Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой.

 

32

Русские народные праздники. Покров – первозимье. Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Рождество. Колядки.

 

33

Русские народные праздники. Масленица. Красная горка. Вербное воскресение. Пасха.

 

34

Русские народные праздники.Параскева  Пятница – покровительница женских ремесел.  Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

5 год обучения

 

№ п/п

Тема занятия (раздела)

 

Дата

Раздел 1. Джаз – музыка для избранных – 11 ч.

 

1

История возникновения джазовой музыки.

 

2

Блюз – основной жанр джаза.

 

3

Основоположники классического джаза.

 

4

Основоположники классического джаза.

 

5

Элла  Фицджеральд – первая леди джаза.

 

6

Луи Армстронг – «символ джаза».

 

7

Луи Армстронг–«Золотая труба».

 

8

Симфоджаз. Д. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах.

 

9

Джазовый оркестр.

 

10

Современный джаз.

 

11

Обобщение по теме «История возникновения джазовой музыки».

 

Раздел 2. Рок – энергия музыкального искусства – 18 ч.

 

12

История возникновения рок-музыки.

 

13

Элвис Пресли- «Король рок-н-ролла».

 

14

«Жизнь и смерть Битлз».

 

15

«Битлз»- основоположники мирового рока.

 

16

История русского рока.

 

17

Группа  «Кино» - классика  русского рока.

 

18

Появление электро-инструментов.

 

19

Группа  «Кино» в рок-музыке 21-го века.

 

20

Группа  «Машина времени» как один из основоположников русского рока.

 

21

Музыкальная викторина.

 

22

Знакомство с группой  «НаутилиусПомпилиус».

 

23

Знакомство с популярными зарубежными рок-группами.

 

24

Жанры и формы рок-музыки.

 

25

Жанры и формы рок-музыки.

 

26

Рок-опера  «Юнона и Авось».

 

27

Рок-опера «Юнона и Авось».

 

28

Обобщающее занятие по теме «История Рок-музыки».

 

29

Обобщающее занятие по теме  «История российской Рок-музыки».

 

Раздел 3. Классика XX века – 5 ч.

 

30

Альфред Шнитке-особенности музыкального языка.

 

31

Карл Орф – общая характеристика творчества.

 

32

Композиторы второй половины XX-го и начала XI века.

 

33

Музыкальная викторина «Знатоки музыки XX века».

 

34

Обобщение за год «Стили и направления в музыке XXвека».

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Список учащихся 1

Список учащихся 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» (вокальное пение) разработана на основании: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» (вокальное пение) разработана на основании: ·

Музыкальные занятия, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры…

Музыкальные занятия, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры…

Содержание музыкального воспитания ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьников

Содержание музыкального воспитания ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьников

Предметные результаты изучения музы ки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; -…

Предметные результаты изучения музы ки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; -…

Основные формы и методы работы • репродуктивный (воспроизводящий); • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); • практический

Основные формы и методы работы • репродуктивный (воспроизводящий); • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); • практический

Содержание рабочей программы 1

Содержание рабочей программы 1

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (16 ч

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (16 ч

Армстронг–«Золотая труба». Симфоджаз

Армстронг–«Золотая труба». Симфоджаз

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № п/п

Звуковедение. 20

Звуковедение. 20

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения № п/п

Развитие певческого диапазона. 24

Развитие певческого диапазона. 24

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения № п/п

Пьеса «Космический пейзаж» - Чарльз

Пьеса «Космический пейзаж» - Чарльз

Календарно-тематическое планирование 4 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 4 год обучения № п/п

Умение эмоционально исполнять репертуар: работа над артикуляцией, дыханием, ритмом

Умение эмоционально исполнять репертуар: работа над артикуляцией, дыханием, ритмом

Календарно-тематическое планирование 5 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 5 год обучения № п/п

Знакомство с популярными зарубежными рок-группами

Знакомство с популярными зарубежными рок-группами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2023