Рабочая программа кружка «Краеведение», 10-11 класс
Пояснительная записка
Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной из задач образования становится формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи напрямую связано с национально – региональной историей.
История родного края – это часть истории России и всемирной истории и содержит реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов. Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и культурой.
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 68 часов (по 34 часа в каждом классе). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа и Пермского края.
Цели изучения предмета:
1. Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края;
2. Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека;
3. Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.
Требования к уровню знаний и умений учащихся:
- основные события истории края, их последовательность и значение;
- краткие персоналии;
- характерные черты культуры и быта населения края.
Школьники должны получить представления:
- о богатой истории своего края;
- о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа;
- об уникальности культурных традиций коми – пермяков;
- о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём;
- применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы;
- выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания.
Учебно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма организации деятельности учащихся |
Организация самостоятельной деятельности учащихся |
|||
теор |
пр |
||||||
Раздел 1Наш край в далёком прошлом. (24 час.) |
|||||||
1 |
Первоначальное заселение Прикамья |
1 |
1 |
Экскурсия в музей |
Сообщения учащихся о жизни людей в период палеолита, мезолита, неолита |
||
2 |
Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае |
1 |
1 |
Лекция |
Рисунки и лепка из пластилина орудий труда |
||
3 |
Наш край в lV – Xl веках |
1 |
1 |
Работа с текстом учебника |
Сообщения о пермском зверином стиле |
||
4 |
Наш край в Xl – XlV веках |
1 |
1 |
Беседа |
Составление кроссворда |
||
5 |
Русские в Прикамье |
1 |
1 |
Объяснение темы,работас документами |
Сообщения учащихся о религиозных верованиях |
||
6 |
Христианство и язычество в Прикамье |
1 |
1 |
Беседа |
Составление пантеона богов |
||
7 |
Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства |
1 |
1 |
Лекция |
Составление хронологической таблицы |
||
8 |
Хозяйственная деятельность населения Прикамья |
1 |
1 |
Работа с текстом |
Сообщения о Строгановых |
||
9 |
Строгановы - хозяева земель пермских |
1 |
1 |
Видеофильм “Строгановы’’ |
Решение проблемной задачи |
||
10 |
История моего села (деревни, поселка, города) |
1 |
1 |
Экскурсия по родным местам |
Презентации |
||
11 |
Быт и культура коми - пермяков |
1 |
1 |
Экскурсия в музей |
Презентация национального блюда |
||
12 |
Кудымкар - центр Иньвенской волости |
1 |
1 |
Путешествия по страницам устного журнала |
Презентация страницы устного журнала |
||
Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.) (10 час) |
|||||||
13 |
Пермский край в XVIII веке |
1 |
1 |
Работа с документами |
Составление хронологической таблицы |
||
14 |
Развитие промышленности |
1 |
1 |
Лекция |
Вопросы и задания к тесту |
||
15 |
Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства |
1 |
1 |
Беседа |
Сообщения учащихся |
||
16 |
Административные реформы |
1 |
1 |
Работа с текстом |
Составление схемы органов власти |
||
17 |
Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков |
1 |
1 |
Конференция |
Подготовка мини - рефератов о деятелях культуры |
||
|
Итого 34 час |
17 |
17 |
|
|
||
Содержание программы
Раздел 1. Наш край в далёком прошлом – 24 часа
Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 2 час
Процесс формирования человека. Древнейшие люди на Западном Урале. Климат Прикамья эпохи среднего палеолита. Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания неандертальского человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае – 2 час
Наш край в период ранних металлов. Гаринская и Новоильинская археологические культуры. Турбинские племена. Лесные всадники. Прикамье в эпоху раннего железного века. Ананьинская археологическая культура. Патриархат. Скифский звериный стиль в искусстве. Гляденовская археологическая культура.
Тема 3. Наш край в lV – Xl веках- 2 час
Прикамье в эпоху Великого переселения народов. Полуоседлые племена. Курганный обряд погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская археологические культуры. Выделение обработки железа в ремесло. Духовная культура населения Прикамья в эпоху раннего средневековья. Пермский звериный стиль. Древняя иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно- угорской (прапермской) языковой общности. География древнего и современного проживания финно-угров.
Тема 4. Наш край в Xl – XlV веках – 2 час
Родановская археологическая культура – культура предков коми-пермяцкого народа. Предание о Кудым-Оше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи родановского населения. Костюм, снаряжение охотника и украшения родановских племен. Гончарное ремесло. Духовная культура родановских племен. Смена кровно- родственных отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства.
Тема 5. Русские в Прикамье – 2 час
Русь и Прикамье в XI – XIIIвеках. Русские летописи о народе коми. Пути проникновения русских в Прикамье. Разгром КамскойБулгарии и набеги татаро-монгол на родановское городище. Славянские первопроходцы в Прикамье. Пермский поход воеводы Фёдора Пёстрого (1472). Вхождение Прикамья в состав Русского централизованного государства.
Тема 6. Христианство и язычество в Прикамье – 2час
Языческие верования коми-пермяков. Пантеон коми-пермяцких богов. Культ Перуна. Миссия Стефана Великопермского. Начало крещения коми-пермяков (1463) и сопротивление христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах.
Тема 7. Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства- 2 час
1505 год – прекращение Великопермской династии. Чердынь – уездный центр края. Стихийная и организованная колонизация Перми Великой. Государевы льготы переселенцам. Перепись Боброва и податное обложение население края. Набеги вогулов и татар. Участие коми-пермяков в защите рубежей русского государства. Фольклор коми о походе Ермака.
Тема 8. Хозяйственная деятельность населения Прикамья- 2 час
Сельские населенные пункты: деревни, починки и заимки, сёла, погосты. Развитие и система земледелия (подсека, перелог, трёхполье), орудия труда. Скотоводство, бортничество, рыбий и звериный промыслы. Солеварение. «Пермяк – солёные уши». Углежжение, сплав, извоз. Торговля и транспортные пути. Бабиновская (царская) дорога.
Тема 9. Строгановы - хозяева земель пермских – 2 час
Появление Строгановых в Прикамье. Жалованная грамота Ивана IV. Складывание Строгановской вотчины. Рост земельной собственности Строгановых. Роль Строгановых в хозяйственном и культурном развитии Пермского края.
Тема 10. История моего села (деревни, поселка, города) – 2 час
Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень, связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники.
Тема 11. Быт и культура коми – пермяков – 2 час
Жилища крестьян (изба, клеть, подклеть, матица). Пища и утварь. Одежда (сарафан, дубас, пониток, шабур, зипун, лузан), пояса, головные уборы. Обувь (поршни, лапти, чёботы, черевички). Устное народное творчество. Формирование общин в быту и культуре русского и коми- пермяцкого населения.
Тема 12. Кудымкар центр Иньвенской волости – 2 час
Первое упоминание в книгах Яхонтова (1579). Кудымкар – центр округи, состоящий из 4 деревень (1609). Открытие Строгановского вотчинного правления Иньвенской дачи. Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр культурно – просветительной работы всего Иньвенского края.
Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.) – 10 часов
Тема 13. Пермский край в XVlll веке – 2 час
Формирование Уральского горнопромышленного района. Строительство Пожвинского, Никитинского и других заводов. Волнения приписных и вотчинных крестьян накануне крестьянской войны Пугачева. Волна старообрядческого расселения. Особенности заселения Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.
Тема 14. Развитие промышленности – 2 час
Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической системы. Пожвинский завод и первые паровые двигатели. Инженеры Соболевский П.Г. и Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов. Жизнь и быт рабочих (первые попытки облегчения труда на Кувинском заводе). Кустарная промышленность.
Тема 15. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства– 2 час
Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и владельческие. Караванная повинность. Манифест 19 февраля 1861 года. Массовое недовольство крестьян содержанием Манифеста. Военное подавление организованных выступлений. Общественный резонанс по случаю Ёгвинского расстрела. Тяжести выкупных платежей и растущее малоземелье крестьян.
Тема 16. Административные реформы– 2 час
Земская и городская реформы. «Мужицкий» состав Пермского земства. Успехи земской деятельности на коми-пермяцкой земле. Роль С.Т. Строганова, С.В. Строгановой, земских служащих, учителей в просвещении и трудоустройстве народа, благоустройство сёл.
Тема 17. Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков– 2 час
Интерес учёных к Западному Уралу. Дмитриев А.А., Теплоухов Ф.А., Кривощёков И.Я. Складывание системы народного образования: приходские и народные училища, гимназии. Пермские «якобинцы», «декабристы», «народники». Вопрос о положении «инородцев». Работа над азбукой, грамматикой для коми-пермяцких детей. Народные татары в Кудымкаре и Куве.
Литература
1. Бачев Г.Т. Коми – Пермяцкий национальный округ. – Пермь, 1997
2. Бачев Г.Т., Зубов Ю.П. Страницы истории Коми- Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995
3. Белавин А.М., Агафонова А.Н. Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской с древнейших времен до начала XVlllвека. – Пермь, 1995
4. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар, 1995
5. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. – Кудымкар, 2005
6. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в XlX – XXвеках. – Екатеринбург, 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.