Рабочая программа кружка "Краеведение"(10-11 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа кружка "Краеведение"(10-11 класс)

Оценка 4.7
docx
11.03.2022
Рабочая программа кружка "Краеведение"(10-11 класс)
10 Программа кружка Краеведение.docx

 

 

 

Рабочая программа кружка «Краеведение», 10-11 класс

Пояснительная записка

Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная  Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной из задач образования становится формирование человека,  который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи  напрямую связано с национально – региональной историей.

История родного края – это часть истории России и всемирной истории и содержит реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов. Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и культурой.

Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана  на 68 часов (по 34 часа в каждом классе). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа и Пермского края.

Цели изучения предмета:

1.      Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края;

2.      Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека;

3.      Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.

 

Требования к уровню знаний и умений учащихся:

- основные события истории края, их последовательность и значение;

- краткие персоналии;

- характерные черты культуры и быта населения края.

Школьники должны получить представления:

- о богатой истории своего края;

- о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа;

- об уникальности культурных традиций коми – пермяков;

- о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём;

- применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы;

- выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания.

 

 

Учебно – тематическое планирование

10 класс

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации деятельности учащихся

Организация самостоятельной деятельности учащихся

теор

пр

Раздел 1Наш край в далёком прошлом.  (24 час.)

1

Первоначальное заселение Прикамья

1

1

Экскурсия в музей

Сообщения учащихся о жизни людей  в период палеолита, мезолита, неолита

2

Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае

1

1

Лекция

Рисунки и лепка из пластилина орудий труда

3

Наш край в lVXl веках

1

1

Работа с текстом учебника

Сообщения о пермском зверином стиле

4

Наш край в XlXlV веках

1

1

Беседа

Составление кроссворда

5

Русские в Прикамье

1

1

Объяснение темы,работас документами

Сообщения учащихся о религиозных верованиях

6

Христианство и  язычество в Прикамье

1

1

Беседа

Составление пантеона богов

7

Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства

1

1

Лекция

Составление хронологической таблицы

8

Хозяйственная деятельность населения Прикамья

1

1

Работа с текстом

Сообщения о Строгановых

9

Строгановы - хозяева земель пермских

1

1

Видеофильм Строгановы’’

Решение проблемной задачи

10

История моего села (деревни, поселка, города)

1

1

Экскурсия по родным местам

Презентации

11

Быт и культура коми - пермяков

1

1

Экскурсия в музей

Презентация национального блюда

12

Кудымкар - центр Иньвенской волости

1

1

Путешествия по страницам  устного журнала

Презентация страницы устного журнала

Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.)  (10 час)

13

Пермский край в XVIII веке

1

1

Работа с документами

Составление хронологической таблицы

14

Развитие промышленности

1

1

Лекция

Вопросы и задания к тесту

15

Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства

1

1

Беседа

Сообщения учащихся

16

Административные реформы

1

1

Работа с текстом

Составление схемы органов власти

17

Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков

1

1

Конференция

Подготовка мини - рефератов о деятелях культуры

 

Итого 34 час

17

17

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Наш край в далёком прошлом – 24 часа

Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 2 час

Процесс формирования человека. Древнейшие люди на Западном Урале. Климат Прикамья эпохи среднего палеолита. Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания неандертальского человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае – 2 час

Наш край в период ранних металлов. Гаринская и Новоильинская археологические культуры. Турбинские племена. Лесные всадники. Прикамье в эпоху раннего железного века. Ананьинская археологическая культура. Патриархат. Скифский звериный стиль в искусстве. Гляденовская археологическая культура.

Тема 3. Наш край в lV – Xl веках- 2 час

Прикамье в эпоху Великого переселения народов. Полуоседлые племена. Курганный обряд погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская археологические культуры. Выделение обработки железа в ремесло. Духовная культура населения Прикамья в эпоху раннего средневековья. Пермский звериный стиль. Древняя иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно- угорской (прапермской) языковой общности. География древнего и современного проживания финно-угров.

Тема 4. Наш край в Xl – XlV веках – 2 час

Родановская археологическая культура – культура предков коми-пермяцкого народа. Предание о Кудым-Оше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи родановского населения. Костюм, снаряжение охотника и украшения родановских племен. Гончарное ремесло. Духовная культура родановских племен. Смена кровно- родственных отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства.

Тема 5. Русские в Прикамье – 2 час

Русь и Прикамье в XIXIIIвеках. Русские летописи о народе коми. Пути проникновения русских в Прикамье. Разгром КамскойБулгарии и набеги татаро-монгол на родановское городище.  Славянские первопроходцы в Прикамье. Пермский поход воеводы Фёдора Пёстрого (1472). Вхождение Прикамья в состав Русского централизованного государства.

Тема 6. Христианство и  язычество в Прикамье – 2час

Языческие верования коми-пермяков. Пантеон коми-пермяцких богов. Культ Перуна. Миссия Стефана Великопермского. Начало крещения коми-пермяков (1463) и сопротивление христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах.

Тема 7. Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства- 2 час

1505 год – прекращение Великопермской династии. Чердынь – уездный центр края.  Стихийная и организованная колонизация Перми Великой. Государевы льготы переселенцам. Перепись Боброва и податное обложение население края. Набеги вогулов и татар. Участие коми-пермяков в защите рубежей русского государства. Фольклор коми о походе Ермака.

 Тема 8. Хозяйственная деятельность населения Прикамья- 2 час

Сельские населенные пункты: деревни, починки и заимки, сёла, погосты. Развитие и система земледелия (подсека, перелог, трёхполье), орудия труда. Скотоводство, бортничество, рыбий и звериный промыслы. Солеварение. «Пермяк – солёные уши». Углежжение, сплав, извоз. Торговля и транспортные пути. Бабиновская (царская) дорога. 

Тема 9. Строгановы - хозяева земель пермских – 2 час

Появление Строгановых в Прикамье. Жалованная грамота Ивана IV. Складывание Строгановской вотчины. Рост земельной собственности Строгановых. Роль Строгановых в хозяйственном и культурном развитии Пермского края. 

Тема 10. История моего села (деревни, поселка, города) – 2 час

Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень, связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники. 

Тема 11. Быт и культура коми – пермяков – 2 час

Жилища крестьян (изба, клеть, подклеть, матица). Пища и утварь. Одежда (сарафан, дубас, пониток, шабур, зипун, лузан), пояса, головные уборы. Обувь (поршни, лапти, чёботы, черевички). Устное народное творчество. Формирование общин в быту и культуре русского и коми- пермяцкого населения.

Тема 12. Кудымкар центр Иньвенской волости – 2 час

Первое упоминание в книгах Яхонтова (1579). Кудымкар – центр округи, состоящий из 4 деревень (1609). Открытие Строгановского вотчинного правления Иньвенской дачи. Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр культурно – просветительной работы всего Иньвенского края.

Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.) – 10 часов

Тема 13. Пермский край в XVlll веке – 2 час

Формирование  Уральского горнопромышленного района. Строительство Пожвинского, Никитинского и других заводов. Волнения приписных и вотчинных крестьян накануне крестьянской войны Пугачева. Волна старообрядческого расселения. Особенности заселения Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.

Тема 14. Развитие промышленности – 2 час

Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической системы. Пожвинский завод и первые паровые двигатели. Инженеры Соболевский П.Г. и Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов. Жизнь и быт рабочих (первые попытки облегчения труда на Кувинском заводе). Кустарная промышленность.

Тема 15. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства– 2 час

Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и владельческие. Караванная повинность. Манифест 19 февраля 1861 года. Массовое недовольство крестьян содержанием Манифеста. Военное подавление организованных выступлений. Общественный резонанс по случаю Ёгвинского расстрела. Тяжести выкупных платежей и растущее малоземелье крестьян.

Тема 16. Административные реформы– 2 час

Земская и городская реформы. «Мужицкий» состав Пермского земства. Успехи земской деятельности на коми-пермяцкой земле. Роль С.Т. Строганова, С.В. Строгановой, земских служащих, учителей в просвещении и трудоустройстве народа, благоустройство сёл.

Тема 17. Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков– 2 час

Интерес учёных к Западному Уралу. Дмитриев А.А., Теплоухов Ф.А., Кривощёков И.Я. Складывание системы народного образования: приходские и народные училища, гимназии. Пермские «якобинцы», «декабристы», «народники». Вопрос о положении «инородцев». Работа над азбукой, грамматикой для коми-пермяцких детей. Народные  татары в Кудымкаре и Куве.

 

 

Литература

1.      Бачев Г.Т. Коми – Пермяцкий национальный округ. – Пермь, 1997

2.      Бачев Г.Т., Зубов Ю.П. Страницы истории Коми- Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995

3.      Белавин А.М., Агафонова А.Н. Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской с древнейших времен до начала XVlllвека. – Пермь, 1995

4.      Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар, 1995

5.      Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. – Кудымкар, 2005

6.      Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в XlXXXвеках. – Екатеринбург, 2002

 


 

Рабочая программа кружка «Краеведение», 10-11 класс

Рабочая программа кружка «Краеведение», 10-11 класс

Учебно – тематическое планирование 10 класс № п/п

Учебно – тематическое планирование 10 класс № п/п

Развитие культуры и общественной мысли

Развитие культуры и общественной мысли

Тема 6. Христианство и язычество в

Тема 6. Христианство и язычество в

Формирование Уральского горнопромышленного района

Формирование Уральского горнопромышленного района

Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков

Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2022